В рамках проекта «Электронная Россия» был создан Единый портал, предоставляющий услуги. Единый портал входит в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. На портале предоставлены различные услуги, начиная с получения паспорта и заканчивая записями приема к врачу. Информация на портале актуализируется ежедневно [1].
По статистике количество потребителей электронных сервисов растет. Общее количество посетителей с 2015 года составляет более 96 млн. В среднем число пользователей портала составляет 350 тыс. человек в месяц [2]. Мы провели опрос старшеклассников общеобразовательных школ. Учащимся предлагалось ответить на такие вопросы:
- Слышали ли Вы что-нибудь о Едином портале, предоставляющем государственные услуги?
- Пользовались ли Вы таким порталом?
- Какими услугами Вы пользовались?
Он показал, что только 20% школьников знают или просто слышали, и только 5% пользовались такими сервисами. Все, кто пользовались порталом, сказали, что было достаточно легко найти нужную им информацию.
Единый портал доступен любому пользователю сети Интернет и организован таким образом, чтобы обеспечить простой и эффективный поиск информации по государственным или муниципальным услугам [3].
При этом старшеклассники отмечают, что большую часть времени они находятся в сети и чаще используют игровые, поисковые и социальные сервисы. Поэтому, мы считаем, необходимым разработать такие методы знакомства, которые позволили бы, потом старшеклассникам пользоваться государственными услугами [4].
Можно провести с учащимися внеклассную беседу, игру, также рассказать в виде лекции. Но это все традиционные методы, которые сейчас являются стандартными и малоинтересны ученикам старших классов. Исследователь Г.И. Щукина отмечает: «Познавательный интерес нужно признать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность познавательной деятельности учащихся». Эффективным способом ее решения признано проведение ярких нестандартных уроков с элементами внеклассной работы [5, 6].
Сегодня, стало популярно применять в образовательных учреждениях метод веб-квеста. Образовательный веб-квест – это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета [7].
Актуальность веб-квестов заключается в том, что он помогает раскрыть «образовательный вектор» использования сетевых ресурсов. На сегодняшний день, имея доступ к сети Интернет, учащиеся не применяют все ее достоинства в полной мере. Технология веб-квеста уводит учеников от потребительского отношения к сети, побуждая их к сотрудничеству, творчеству, развивая способность работать в команде, выполнять различные социальные роли. Веб-квест направлен на формирование самостоятельности в обучении, что на сегодняшний день является не мало важным критерием обучения [8].
Главным образом веб-квест – это групповая или индивидуальная работа учащихся образовательного учреждения по нахождению решения заданной автором-учителем проблемы с помощью Интернет-ресурсов. Веб-квест – это не просто поиск информации в сети, так как обучающиеся, выполняя задание, собирают, обобщают информацию, делают выводы, проводят анализ, сформировывают и защищают свою точку зрения. Творческий процесс преобразования информации из разных источников способствует развитию мышления и дает основу прочных знаний [9].
Выделяют несколько особенностей веб-квестов:
- он может быть посвящен отдельной проблеме или теме, а может охватывать учебный предмет и даже несколько;
- информация, которая необходима для работы с веб-квестом располагается на различных веб-сайтах;
- итогом работы становится публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов [10].
Существуют два вида веб-квестов:
- краткосрочные, целью которых является овладение новыми знаниями и объединение их в систему знаний. Длительность работы над таким веб-квестом составляет от одного до трех занятий;
- долгосрочные, целью которых является овладение материалом настолько, чтобы учащийся смог создать свои задания для работы по теме. Длительность работы может быть от одной недели до месяца [11].
Формы веб-квеста могут быть:
- Создание базы данных по проблеме.
- Создание микромира, в котором учащиеся могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство.
- Написание интерактивной истории (учащиеся могут выбирать варианты продолжения работы; для этого каждый раз указываются два-три возможных направления).
- Создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающий учащихся согласиться или не согласиться с мнением авторов.
- Интервью on-line с виртуальным персонажем. Ответы и вопросы разрабатываются учащимися, глубоко изучившими данную личность [12].
Этапы создания веб-квест:
- Определение цели и задач веб-квеста.
- Разработка главного задания.
- Описание главных ролей участников.
- Подготовка списка информационных ресурсов, которые понадобятся учащимся для выполнения задания.
- Подробное описание задач, которые будут выполняют те или иные роли.
- Создание критериев оценивания выполненной работы.
Опираясь на этапы создания, мы разработали примерный план веб-квеста по популяризации сервисов предоставляющие государственные услуги.
Цель веб-квеста: научить учащихся старшей школы пользоваться сервисами, предоставляющие государственные услуги.
Задачи:
- Познакомить учеников с основными понятиями государственных услуг
- Получение учащимися навыков работы с сервисами
- Отработать навыки у учеников старшей школы эффективной работы с ресурсами Интернет.
Главное задание веб-квеста: создание отчета в виде презентации, в которой будут кратко описаны государственные услуги.
Данный веб-квест был создан на основе всем известного и популярного среди подростков фильма «Мстители». Главными героями которого являются: Железный человек, Халк, Капитан Америка и Тор.
У каждого героя свой сюжет, в котором ученикам предлагается выполнить различные задания. Поэтому ученик может выбрать любую, понравившуюся ему роль.
Если учащийся выберет роль Железного человека, то он будет пробовать записать себя к врачу. Но на пути у него встанет Локи, которого он преодолеет, если ему поможет сделать заграничный паспорт и справку об отсутствии судимости.
Следующая роль Халка состоит в том, что он будет восстанавливать свои утерянные документы. Перед Халком встанут порталы, по которым он будет проходить, и восстанавливать все свои документы.
Учащийся в роли Капитана Америки будет пробовать получать социальную поддержку, но перед этим он должен помочь Черной вдове перейти на сторону добра, при этом заплатить ее налоги и проверить пенсионные накопления.
И последняя роль Тора будет состоять в подаче обращения, жалобы или предложения. Но сначала он должен будет справиться с Альтроном, при этом он попробует себя застраховать и подать документы в ВУЗ.
Для выполнения веб-квеста в помощь учащимся будут следующие информационные ресурсы:
- «Единый портал государственных услуг» – https://www.gosuslugi.ru/pgu/cat/POPULAR.html#online
- «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг города Магнитогорск» – http://magmfc.ru/magnoliaPublic/gsportal/main.html
Таблица 1- Критерии оценивания работы учащихся
Отлично |
Хорошо |
Удовлетворительно |
|
Понимание задания |
Работа отображает точное понимание задания | В работе присутствуют как материалы, имеющие отношение к теме, так и материалы, не имеющие никакого отношения к ним.
Малое количество использованных источников |
В работе есть материалы, не имеющие никакого отношения к теме.
Используется всего лишь один источник. Вся информация не анализируется и не оценивается |
Выполнение задания |
Оцениваются работы разных периодов. Все выводы обоснованы и аргументированы. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме. Источники цитируются правильно. Используется информация из проверенных источников
|
Не вся информация взята из проверенных источников. Некоторая часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме | Случайная подборка материалов. Информация неточна или не имеет отношения к теме. Неполные ответы на вопросы. Нет никаких попыток оценить и проанализировать информацию |
|
Отлично |
Хорошо |
Удовлетворительно |
Результат работы |
Четкое и логичное представление информации. Вся информация хорошо структурирована, точна и верна. Демонстрируется точный анализ и оценка материала, определенность позиции | Структурированность и точность информации. Привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная точка зрения и оценка информации. Работа такая же, как и другие ученические работы | Материал логически не выстроен неправильно и подан внешне непривлекательно. Нет четкого ответа на поставленные вопросы |
Творческий подход |
Представлены различные подходы к решению проблемы. В работе присутствует яркая индивидуальность и выражение точки зрения своей группы | Демонстрируется одна позиция на проблему. Проводятся сравнения, но нет никаких выводов | Обучающиеся просто копируют информацию из предложенных источников. Нет критического взгляда на проблему, работа мало связана с темой веб-квеста |
Таким образом, учащиеся самостоятельно ищут нужную информацию в сети Интернет, анализируя, обрабатывая и представляя в нужной форме. В конце прохождения веб-квеста ученики получают умения и навыки работы с сервисами, предоставляющие государственные услуги.
Благодаря знакомству с сервисами, предоставляющие государственные услуги ученики старших классов смогут записаться на прием к врачу, получить паспорт, подать документы в ВУЗ, что может пригодиться им в дальнейшем.
Библиографический список
- Единый портал государственных услуг – [Электронный ресурс] URL: https://www.gosuslugi.ru/pgu/cat/POPULAR.html#online Режим доступа:(дата обращения 25.10.2015);
- Новикова И.Н., Шагиева А.К., Инашвили С.Я. Применение проектного менеджмента в сфере образования//Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: сборник научных трудов II Международной конференции «Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине» Часть III. -Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2015. -С. 160 -162;
- Макашова В.Н., Старков А.Н., Чусавитина Г.Н. Информационные системы и технологии : практикум. -Магнитогорск, 2011.-188 с.
- Виниченко А.О., Новикова И.Н. АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОРТФОЛИО ШКОЛЬНИКА НА ПРИМЕРЕ ЕГО СОЗДАНИЯ В КОНСТРУКТОРЕ САЙТОВ JIMDO//Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7-1 (47). С. 44-50.
- Макашова В. Н. Развитие творческих способностей студентов вуза в условиях открытого образования. Диссертация на соискание степени канд. пед. наук. Магнитогорск, 2005. -190 с.
- Чусавитина Г.Н., Чусавитин М.О. и др. Повышение конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города. Монография. Под ред. Г.Н. Чусавитиной. -Магнитогорск: МаГУ, 2010. -158 с.
- «Вебквест», как одна из форм проектной деятельности – [Электронный ресурс] URL: http://inshakovaox.jimdo.com Режим доступа:(дата обращения 05.11.2015);
- Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся – [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/513088/ Режим доступа:(дата обращения 05.11.2015);
- Использование технологии веб-квест в учебном процессе – [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2012/05/16/ispolzovanie-tekhnologii-veb-kvest-v-uchebnom-protsesse Режим доступа:(дата обращения 20.10.2015);
- Макашова В.Н. Использование электронных образовательных ресурсов для активизации взаимодействия вузов и работодателей//Материалы XI Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития образования в России», Новосибирск, (16 августа 2011 г.). -Новосибирск: Издательство НГУ, 2011 -419 с. -С. 386-390
- Макашова В.Н., Макашов П.Л. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА НАПРАВЛЕНИЯ «БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА» НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ БИЗНЕС-СИМУЛЯТОРОВ//Новые информационные технологии в образовании материалы VIII Международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. 2015. С. 573-577.
- Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг города Магнитогорск – [Электронный ресурс] URL: http://magmfc.ru/magnoliaPublic/gsportal/main.html Режим доступа:(дата обращения 25.10.2015);