Теория и практика формирования культуры самостоятельной работы личности в модели профессиональной подготовки и профессионального образования представляет интерес с позиции общей и профессиональной педагогики, ведь именно благодаря культуре как высшей форме становления и развития общества и личности мы имеем акмеверифицированные продукты науки, искусства, культуры, спорта и прочих направлений социализации, самореализации, самоутверждении личности, а самостоятельная работа является уникальным ресурсом развития личности в модели поликультурных отношений и современного образования.
Самостоятельная работа обучающегося средней общеобразовательной школы [1-5] и системы дополнительного образования детей и юношества [6-9] является базой для формирования культуры самостоятельной работы личности обучающегося среднего и высшего профессионального образования [10-64].
Выделим возможности и специфику формирования культуры самостоятельной работы личности обучающегося профессионального образования.
В структуре формирования потребностей личности и совокупности детерминируемых ФГОС компетенций практика реализации идей продуктивной самостоятельной работы [20] и реализации основ научно-педагогического исследования [12-14, 21] определяет специфику и ресурсы формирования культуры самостоятельной работы [10-11, 13, 15-19, 22-23], что подтверждается и разработанным программно-педагогическим обеспечением образовательного процесса [24-31], и выполненными продуктивными заданиями в модели профессиональной подготовки будущих педагогов [32-64].
Качество формирования культуры самостоятельной работы личности определяется не только в сформированных двух (среднее профессиональное образование) или трех группах детерминируемых компетенций (высшее профессиональное образование и подготовка кадров высшей квалификации), но и в модели определения, постановки и решения противоречий развития личности обучающегося и системы непрерывного профессионального образования.
В структуре формирования культуры самостоятельной работы личности обучающегося системы среднего профессионального образования есть ряд отличий в детерминации и верификации качества сформированности потребности и возможности самостоятельного поиска и решения задач развития личности в модели профессиональной подготовки обучающегося.
Попытаемся определить в рамках формирования компетенций обучающегося среднего профессионального образования возможность формирования культуры самостоятельной работы как ресурса и механизма развития и саморазвития личности, условия и реализуемой возможности продуктивного становления.
Под культурой самостоятельной работы обучающегося системы СПО (студента техникума) будем понимать:
- в широком смысле: процесс и ресурс верификации качества формирования общих компетенций, определяющих возможность качественного формирования профессиональных компетенций, способствующих продуктивному развитию и самореализации личности;
- в узком смысле: продукт деятельности педагога и личности, определяющих приоритеты и качества самостоятельной работы в модели современного образования;
- в локальном смысле: условие развития и саморазвития в системе детерминируемых идей и компетенций.
Специфика уточнения и детализации личности в модели ее формирования культуры самостоятельной работы представляет собой уровневую структуру постановки и решения задач профессионального и социального генеза.
Обычно выделяют несколько уровней сформированности культуры самостоятельной работы личности. В нашем случае мы воспользуемся 4-х уровневой структурой, определяющей качественное развитие личности в модели акмеверифицированной и адаптивной практики.
Сформированность культуры самостоятельной работы личности (КСРЛ) будем исследовать в ресурсах следующих уровней:
- объектно-действенный уровень сформированности КСРЛ определяется качественно или ситуативно сформированными возможностями личности грамотно и точно использовать все имеющиеся на момент развития общества способы фиксации информации;
- индивидуально-акмеверифицируемый уровень сформированности КСРЛ определяется практикой постановки задач моделирования, корректируемой возможностями использования способов фиксации информации в системе постановки и решения задач развития личности и общества;
- субъектно-оптимизируемый уровень сформированности КСРЛ определяется выбором оптимальных решений, проверенных личным опытом на несколько раз в изменяющихся условиях развития и взаимодействия;
- личностно-стимулирующий уровень сформированности КСРЛ определяется в акмеверифицированной системе и практике созданием авторской школы, реализующей идеи и модели разработанных данным педагогом педагогических средств; в адаптивной системе и практике – самовыражением и модификацией модели «внутренне – внешнее».
Относительность перехода от акмеверифицированной к адаптивной системе и модели решения задач развития и саморазвития, как и наоборот, – процесс уникальный, особенности ограничений способностей и здоровья предопределяют поиск и верификацию тех или иных возможностей личности как носителя ценностей и продуктов современного образования и культуры.
Библиографический список
- Козырева О. А. Культура самостоятельной работы : учебно-методическое пособие к компьютеризированному учебнику. Новокузнецк, 1997. 102 с.
- Кошелев А. А., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы обучающегося : монография. Новокузнецк : изд-во КузГПА, 2012. 113 с. ISBN 978-5-85117-675-3.
- Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника : учебное пособие. – Новокузнецк : КузГПА, 2011. 38 с. [+приложение на DVD]. ISBN 978–5–85117–615–9.
- Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы // European Social Science Journal. 2011. №6. С.210-217.
- Макарова Т. В., Кошелев А. А., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы обучающегося: типология, модель // Омский научный вестник. 2014. № 3 (129). С. 128-132.
- Ведяпин К. С., Козырева О. А. Педагогические условия социализации и самореализации подростков в боксе как результат сформированности культуры самостоятельной работы // Международный академический вестник. 2014. №2. С. 14-16.
- Евдохина Н. В., Бойкова И. В. Возможности формирования и визуализации здоровьесбережения в модели портфолио обучающегося начальной школы // Научный взгляд на современное общество : сборник статей Международной научно-практической конфер. (Уфа, 28 апреля 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.105-107.
- Евдохина Н. В., Бойкова И. В. Некоторые особенности детерминации и уточнения понятия «здоровьесбережение» в структуре моделирования портфолио обучающегося начальной школы // Фундаментальные проблемы науки : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 20 апреля 2015 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа: Аэтерна, 2015. С.134-135.
- Малышева В.О., Бойкова И.В., Соловьева Е.В. Некоторые возможности моделирования портфолио обучающегося, занимающегося регби, и специфика разработки профессионально-педагогических кейсов тренера-преподавателя по регби // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 (45). С.45-51.
- Козырева О. А. Некоторые аспекты формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов в структуре подготовки к воспитательной работе в школе // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения : Научно-технический журнал. 2014. 1(26) С. 70-72.
- Козырева О. А. Некоторые особенности реализации моделей RP-технологии педагогического взаимодействия при изучении разделов педагогики // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. 2007. №4(58), июль-август. С.184-187.
- Козырева О. А. Обучение как феномен моделирования и практики : монография. Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2011. 363 с. ISBN 978–5–7148–0360–4.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2 (62). Вып. 3. С. 63-67.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Козырева О. А. Феноменологические особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога // Вестник СГУ. 2011. №2(73). С.109-117.
- Козырева О. А., Гайко М. Е., Горбунова И. А., Седова К. С. Модели формирования и управления культурой самостоятельной работы педагога в условиях непрерывного профессионального образования // European Social Science Journal. 2012. № 8. С.83-90.
- Козырева О.А. Некоторые возможности изучения курса «Теоретическая педагогика» будущими педагогами по физической культуре в ресурсах технологии системно-педагогического моделирования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 5-1 (45). С. 55-60.
- Козырева О.А. Некоторые модели формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося в системе непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-4 (49). С. 144-149.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 6. С.40-44.
- Редлих С. М., Козырева О. А., Кошелев А. А. Культура самостоятельной работы как условие и результат саморазвития и самореализации в модели непрерывного профессионального образования // ВІСНИК ЛУГАНСЬКОГО НАЦІОНАЛЬНОГО УНІВЕРСИТЕТУ ІМЕНІ ТАРАСА ШЕВЧЕНКА : ПЕДАГОГІЧНІ НАУКИ. 2012. № 22 (257) листопад. Частина VІ. С. 84-91.
- Редлих С. М., Кошелев А. А., Козырева О. А. Специфика формирования культуры самостоятельной работы обучающихся и студентов в контексте идей гуманно-личностной педагогики // ВІСНИК ЛУГАНСЬКОГО НАЦІОНАЛЬНОГО УНІВЕРСИТЕТУ ІМЕНІ ТАРАСА ШЕВЧЕНКА. ПЕДАГОГІЧНІ НАУКИ. 2013. № 5 (264) березень. Частина ІІ. С.216-229.
- Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» / под ред. к.п.н., доцента О. А. Козыревой. М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-65-3 Ч.1.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-66-0 Ч. 2.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-67-7 Ч. 3.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-61-5 Ч. 1.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-62-2 Ч.2.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-63-9 Ч.3.
- Бабушкин И. А., Бойкова И. В. Некоторые возможности продуктивной самореализации будущих педагогов по ФК в структуре их теоретико-педагогической подготовки // Теоретические и практические вопросы науки XXI века : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 28 ноября 2014 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2014. С. 202-204.
- Бойкова И. В., Зубарев А. В. Студенческая газета как форма и продукт формирования культуры самостоятельной работы обучающихся учреждений СПО // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сборник статей Междун. научно-практической конфер. (Уфа, 13 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 117-119.
- Бойкова И. В., Козырева О. А. Культура как продукт развития общества и личности (педагогический компонент) // Актуальные проблемы науки на современном этапе развития: сборник статей Международной научно-практической конференции (Стерлитамак, 07 марта 2015 г.). Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. С. 25-27.
- Бойкова И. В., Козырева О. А. Самостоятельная работа обучающегося как продукт современного образования // Наука и образование: проблемы и тенденции развития: материалы II Международной научно-практической конференции (Уфа, 20-21 декабря 2014 г.). Уфа: РИО ИЦИПТ, 2014. С. 23-24.
- Бойкова И. В., Юдинцева П. В. Некоторые возможности построения педагогического взаимодействия в системе среднего профессионального образования // Перспективы модернизации современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 13 мая 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 105-107.
- Бойкова И. В., Юдинцева П. В. Некоторые возможности формирования культуры самостоятельной работы в системе среднего профессионального образования // Динамика развития современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 8 мая 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 150-151.
- Бойкова И.В. Некоторые аспекты детерминации понятия «Культура самостоятельной работы» в ресурсах профессионального педагогического знания // Эволюция научной мысли: сборник статей Междун. научно-практической конфер.(Уфа, 3 окт. 2014г.). Уфа АЭТЕРНА, 2014. С.92-94.
- Бойкова И.В. Некоторые возможности педагогического моделирования в уточнении качества формирования и сформированности культуры самостоятельной работы// Евразийский союз ученных. 2014. № 7. Ч.6. Современные концепции научных исследований. Педагогические науки. С.28-30.
- Бойкова И.В., Авдеенко М.О., Монахов М.С. Качество и возможности детерминации основ педагогического взаимодействия в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Современная педагогика. 2015. № 6. С.79-86.
- Бойкова И.В., Кононцова Я.С., Свинаренко В.Г. Возможности педагогического моделирования и дидактического тестирования в вузовской подготовке будущих педагогов // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5680
- Бойкова И.В., Кононцова Я.С., Свинаренко В.Г. Моделирование и проектирование педагогической технологии: модели и практика реализации в деятельности педагога-исследователя // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/08/56976
- Бойкова И.В., Чорный И.В., Аксенова А.Н. Некоторые особенности детерминации понятий «социализация» и «самореализация» в ресурсах подготовки будущего тренера по тайскому боксу // Современная педагогика. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/07/4694
- Волостных Е. С., Бойкова И. В., Шварцкопф Е. Ю. Некоторые нюансы детерминации категориального аппарата современной педагогики физической культуры и спорта // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 5 августа 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.134-136.
- Волостных Е. С., Шварцкопф Е. Ю., Бойкова И. В. Некоторые аспекты детерминации категории «социализация» в структуре изучения категориального аппарата современной педагогики // Достижения и проблемы современной науки : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 28 июля 2015 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.64-66.
- Волостных Е. С., Шварцкопф Е. Ю., Бойкова И. В. Педагогическая деятельность в системе профессионально-педагогического знания // Динамика развития современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 3 августа 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.108-110.
- Гвоздев Л. И., Бойкова И. В., Зубанов В. П. Некоторые аспекты детерминации и фасилитации педагогической поддержки в модели формирования культуры самостоятельной работы личности // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 5 августа 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.136-138.
- Гвоздев Л. И., Бойкова И. В., Зубанов В. П. Особенности уточнения категориального аппарата современной педагогики // Достижения и проблемы современной науки : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 28 июля 2015 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.68-70.
- Грошев И. Л., Шварцкопф Е. Ю., Бойкова И. В. Особенности профессионального становления будущего педагога в модели формирования культуры самостоятельной работы // Динамика развития современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 3 августа 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.112-114.
- Кирьянов М.И., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Некоторые нюансы воспитания обучающихся в постановке и решении задач формирования культуры самостоятельной работы // Наука XXI века: теория, практика и перспективы : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 8 апреля 2015г.) Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС , 2015. С. 130-132.
- Креган А. С., Бойкова И. В. Портфолио обучающегося среднего профессионального образования как продукт формирования культуры самостоятельной работы // Перспективы развития науки : сборник статей Международной научно-практической конфер. (Уфа, 13 августа 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 83-84.
- Макаров А.П., Зубанов В.П., Бойкова И.В. Возможности моделирования портфолио обучающегося в ресурсах формирования культуры самостоятельной работы // Инновационная наука и современное общество: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 23 марта 2015г.) Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 126-128.
- Мезенцев А. И., Бойкова И. В. Издательская газета «Профи» в модели формирования культуры самостоятельной работы // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 147-149.
- Нагайцев Д. К., Бойкова И. В., Шварцкопф Е. Ю. Конкурс по профориентации «первокурсник» как условие формирования потребности в самостоятельности и продуктивности // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 13 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 125-127.
- Нагайцев Д. К., Шварцкопф Е. Ю., Бойкова И. В. Некоторые особенности формирования корпоративной культуры педагога техникума и обучающегося // Научный взгляд на современное общество: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 28 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 81-82.
- Старостин И. О., Бойкова И. В. Возможности детерминации и классификации форм организации самостоятельной работы обучающихся средних профессиональных учреждений // Динамика развития современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 3 августа 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.128-129.
- Тамачаков Е. В., Бойкова И. В. Продуктивная самореализация студента в структуре творческой, издательской работы // Научный взгляд на современное общество: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 28 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 94-95.
- Фескович М. К., Шварцкопф Е. Ю., Бойкова И. В. Возможности исследования качества формирования культуры самостоятельной работы обучающегося среднего профессионального образования // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.176-177.
- Шварцкопф Е. Ю., Бойкова И. В., Волостных Е. С. Специфика верификации и оптимизации задач развития личности в модели современного образования // Современное состояние и перспективы развития научной мысли : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 20 августа 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.114-116.
- Шеянов П. А., Шварцкопф Е. Ю., Бойкова И. В. Возможности воспитания в определении и решении задач развития личности // Динамика развития современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 3 августа 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.130-131.
- Шишкарева Т. А., Бойкова И. В., Ертышов А. Н. Возможности детерминации идей гуманизма в определении и решении задач развития личности обучающегося // Инновационная наука. 2015. №7-2. С. 134-136.
- Щукин К. А., Бойкова И. В. Некоторые особенности формирования культуры самостоятельной работы обучающихся СПО в условиях использования ИКТ // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сборник статей Между-народной научно-практической конференции (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 179-181.
- Бойкова И.В. Специфика подготовки студентов среднего профессионального образования и ресурсы формирования культуры самостоятельной работы обучающихся // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы III Международной научно-практической конференции 29 мая 2015г. в 3-х т. Т. 2 / под ред. С.Л. Иголкина. – Воронеж: ВЦНТИ, 2015. С.16-19.
- Бойкова И.В., Шварцкопф Е.Ю., Паршин Ю.А. Некоторые возможности формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по физической культуре в структуре изучения курса «История педагогики и образования» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57612