Философские воззрения якутского народа вбирали свои идеи из глубинных традиций народной мудрости о справедливости и ненасилии, ценностных систем традиционной народной культуры народа. Как отмечает К.Д. Уткин: “Народная мудрость, накопленная тысячелетней предысторией сложения собственной культуры, постепенно выработала систему мировоззренческих установок, тем самым обуславливая единый облик и дух национальной философии народа саха” [1. С.199].
Жизнеутверждающая, ориентированная на созидание, на веру в добро и красоту философия народа саха нашла отражение в олонхо. В нем среди многих философских вопросов раскрываются раздумья народа о противоборстве добра и зла.
В данном исследовании нас интересует философское содержание этических представлений о противоборстве добра и зла в героическом эпосе олонхо.
На протяжении всей истории этические нормы закреплялись в олонхо и передавались из поколения в поколение, широкомасштабно влияя на духовную жизнь общества. Они имеют прямое отношение к сегодняшним раздумьям о морали и нравственности современного мира, так как принципы сегодняшней нравственности должны вобрать в себя все лучшее из выработанной народом традиционной этики. Потому анализ содержания этических представлений о противоборстве зла и добра, нашедших отражение в олонхо, актуален.
Свои философские размышления по данному вопросу выразили в своих трудах А. Е. Кулаковский, Г. П. Башарин, А.Е. Мординов, У. Эргис, А.Г. Новиков, Б.Н Попов, К.Д. Уткин, В.И. Оконешников, А.С. Саввинов, У.А. Винокурова, В.В. Винокуров, Н.Н. Рахлеева и др.
В своих трудах К.Д. Уткин пишет, что философские воззрения якутов о предназначении человека быть строителем своей жизни, создателем благополучия для своего племени (народа), хранителем мира и покоя на родной земле выражены в гуманистической философской формуле “Айыы киһитэ аһыныгас, күн киһитэ көмүскэс” (Человек от всевышнего – добрый, человек от солнца – защитник)[1.С199].
Как Н.Н. Рахлеева отмечает: «В якутском этико-эстетическом понимании мира принцип противопоставления добрых существ – «айыы» и злых существ – «абааһы» есть «категорический императив», следовательно, этика якутов на принципиальном противопоставлении добра и зла» [2, C.4]
Противоборство зла и добра в олонхо начинается с войны, которая приносит людям жесточайшие беды и разрушения: на людей срединной земли нападают представители чужих миров-абасы. По велению всевышних для спасения айыы аймага спускается на землю богатырь, в образе которого предстает канонический образ защитника спокойной и мирной жизни – мужчины самоуверенного, сурового по отношению к врагам. Его отношение к врагам выражалось в древних поговорках: «Өлөрсүбүтү өлөрөн кэбиһэр- өбүгэ үгэһэ”( (Убивать в смертной борьбе противника – обычай предков) [4. C.159].
Как пишет К.Д. Уткин, «По якутским воззрениям, человек не может существовать, творить или производить, если телесно он больной, к тому еще духовно подавлен» [1. C.]. В народе восхвалялись мужчины физически развитые, готовые и способные к защите Айыы сирэ. О таких создавались песни, слагались поговорки: «Тохтор хаана суох, быстар суох киһи» (Человек без проливающийся крови и разрываемого тела) [4. C.180], «Үс өргөстөөх, аҕыс кырыылаах киһи» (Человек с тремя остриями, с восемью гранями) [4. C.212], «Эр дьүһүнүгэр баар» (Добрый молодец узнается по виду) [4. C.208]. В олонхо воспевается мощь, величавость и удалая храбрость богатырей айыы:
Строен станом, словно копье,
Стремителен, как стрела,
Был он лучшим среди людей,
Сильнейшим среди людей,
Красивейшим среди людей,
Храбрейшим среди людей.
Не было равных ему
В мире богатырей [3. C. 89].
Атлетически мощный легендарный богатырь олонхо, он же – «Саха саарбата, киһи ата» (Соболь их якутов, конь из людей) [4. C.163], «Кус быһый, ат бөҕө» (Резвый, как утка, сильный, как медведь) [4. C.139]. Только такой мужчина может стать защитником соплеменников.
Этические нормы у якутов связаны с Верхними божествами. В контексте мифологического объяснения и видения мира добрые поступки, благие дела берут начало от божественной Айыыһыт, как от доброй чистой богини айыы, а худые от злых грязных духов – абааһы:“…добрые чувства у человека пробуждаются по причине его внутреннего желания, стремления к светлым божествам. …к светлым божествам айыы приписывается творение добра”[2. C. 5] Образ богатыря соответствует образу «айыы киһитэ», созданного по законам народной этики. Все поступки и действия Нюргун Боотура в сражениях ради спасения своих соплеменников трактуются в плане героической идеализации. Об этом слова Г.У. Эргиса: «В образе богатырей Айыы, в их физической и моральной красоте, силе, храбрости, благородных целях их подвигов воплощен идеал древних людей. Эстетический идеал включал понятия и представления о совершенной жизни, о цели стремлений и деятельности героев олонхо» (5, C. 197).
В действиях богатыря айыы присутствует философская мысль альтруизма – ограничения личного интереса во имя интересов общества: перед рискованными сражениями ради спасения родной земли, богатыри восклицают: «Биир сымыыт ханна сытыйбатай!» (Где не сгнивает одно яичко!) [4. C.122]. Такая мысль выражена в словах Нюргун Боотура:
Одному и смерть не страшна!
Или всех вас отсюда
На свет уведу,
Или пусть
Один – за всех пропаду! [3. С.99]
Богатыри почитаемы народом как идеальные герои, бесстрашные защитники Родины, справедливые правители, благодарный народ преклоняет голову перед своим спасителем Нюргун Боотуром:
Пред тобою склоняем спины свои,
Поклоняемся трем твоим
Темным теням!
Ты теперь нас от плена спас!” [3. C.233].
В философском понимании народа саха добро должно быть оплачено добром: «Өҥө өҥөнөн, үтүө үтүөнэн төлөнөр» (Благодеяние благодеянием, добро добром оплачивается) [C.77]. Если добро каким-то образом не оплатить самому защитнику, то обещается оплатить детям его:
Мы в трудный час
Оплатим тебе,
А если не будет нужды –
Оплатим рыси твоей!
Счастье в семейной жизни, когда мир в доме:
В изобильном доме своем
Миром наслаждайся всегда [3. C. 233].
Но в самом богатыре отсутствует чувство самовлюбленности, он совершает добро в моральном смысле, оказывает бескорыстную помощь не для восхваления или личной гордости, а во благо своего народа. За свои действия он не ожидает вознаграждения. Проявления добра, совершаемые богатырями айыы, созвучны с практической философией Канта: если человек поступает нравственно, то совсем не потому, что он надеется на какие-либо привилегии или награды.
В этических, мировоззренческих ментальных установках якутского народа присутствует приоритет семьи. У народа большим уважением пользовалась многодетная семья: «Оҕолоох ыалтан оннооҕор уот иччитэ үөрэр” (Даже дух огня бывает рад, когда хохяева имеют детей) [C.153]. Бездетная семья считалась несчастливой. В этом есть антропологическая направленность осмысления якутским народом главной концепции человеческого бытия о нескончаемости жизни: жизнь человека продолжается в детях. В связи с этим, Айыысыт (богиня плодородия и чадородия) благославляет:
Счастье я обещаю вам,
Добро нагадаю вам:
Будьте крепким корнем
Большой семьи!
Заселите потомством своим
Весь простор срединной земли! [3. С.30]
В олонхо близкие родственные связи раскрываются как ценность, сутью которой являются милосердие, любовь к близким, почтительное, уважительное отношение к родителям и старшим братьям, взаимовыручка. Айыы Умсуур удаган, как старшая сестра, опекает братьев, предупреждает их о предстоящей беде, добывает Живую воду. Попав в беду, Урун Уолан через небесного орла передает старшему брату мольбу о помощи. Нюргун Боотур, без промедления мчится на помощь младшему брату, которого с любовью называет не иначе, как «Дитяти моей Души, Десна моих белых зубов».
Если добро в олонхо совершают люди айыы аймага, зло совершается представителями абаасы. Деяния богатырей абаасы оценивается как преступление, как зло, причиняющее людям страдания, противоречащее правилам морали, и потому порицается народом.
В обращении Нюргун Боотура к Уот Усутаакы осуждается его жадность, злодейство, жестокость:
Не ты ли, злодей, разорял
Золотые угодья айыы-аймага…
Не ты ли, злодей, похищал
Солнцерожденных людей
С поводьями за спиною?
Не ты ли воровством,
Грабежом истреблял? [3. С.193].
Описание внешности богатырей рода абаасы представляет собой полную противоположность богатырям айыы и раскрывается способом карикатурно-сатирической гиперболизации как злые и безобразные однорукие, одноглазые чудовища. Они наделены злобой, жестокостью, хвастовством. Даже сам абаасы Уот Усутаакы признается в своем преступлении и понимает, что возмездие обязательно будет:
Муус Солуонньай,
Мудрый старик,
Мне такие таки слова говорил:
Уж очень ты обнаглел!
Племена ураанхай-саха
Истребить совсем захотел!
Слушай же – за преступленья свои
Кровью заплатишь ты!
За плоть и кость
Истребленных тобой
Плотью и костью
Заплатишь ты…
Острегись возмездия, тойон! [3. С. 236].
Враги противостоят нравственному идеалу народа айыы, препятствуют достижению счастья и гуманности в отношениях между людьми, они являются олицетворением зла.
Народ всегда верил в торжество победы, говорил: «Кырдьык үрдүгэр сымыйа ыттыбат, арыы үрдүгэр уу дагдайбат» (Над правдой кривда не поднимается, над маслом вода не всплывает) [4. С.142]. Также в своем олонхо народ выразил философскую мысль о том, что в противоборстве добра и зла правда на стороне добра, и потому в любом случае победу одерживают люди. Богатыри не умирают, если умирают – их обязательно оживляют, чтобы они искоренили зло с лица земли. Победа над врагами приносит на землю счастье. Получается, что путь к счастью только через добро. Народ торжествует, устраивает ысыах в честь своего освободителя, победителя – богатыря. Исполнив свой долг перед своим народом, Нюргун Боотур, женится, устраивает свою личную жизнь. Так в неразрывной связи с проблемой утверждения добра в народной философии народа саха возникает и развивается теоретическая концепция человеческого счастья.
В заключении:
- философский смысл гуманистической идеи в олонхо выявляется борьбой двух противоборствующих сил добра и зла. Добро совершается людьми айыы, а олицетворением зла являются представители абаасы;
- добро станет добром, если оно будет совершаться в моральном смысле, то есть бескорыстно, не требуя ничего взамен;
- в оценке народа правда на стороне богатырей айыы, так как они предпринимают героические походы во имя спасения своих соплеменников, во имя восстановления справедливости на Срединной земле. Их победа над племенем абаасы подтверждает гуманистическую идею олонхо;
- в народной философии народа саха теоретическая концепция человеческого счастья тесно связана с проблемой утверждения добра;
- традиционная этическая система якутов определяет понимание дозволенного и недозволенного: действие, поступок, мысли являются добром только в том случае, если это одобряется народом.
Мировоззренческие установки народа саха вырабатывались тысячелетней предысторией сложения культуры, вековыми традициями, в итоге сложилась единая устойчивая жизнеутверждающая система национальной философии. Она – уникальна и в то же время универсальна. Освоение подрастающим поколением традиционного мировоззрения своего народа способствует формированию в нем духовности, гуманных и светлых начал, добрых чувств.
Библиографический список
- Уткин К.Д. Религиозные и философские воззрения коренных народов Якутии. Якутск, 2000.
- Рахлеева Н.Н. Этические представления якутов в системе традиционного мировоззрения. М., 2006.
- Ойунский П.А. Нюргун Боотур Стремительный. Якутский героический эпос олонхо. Воссоздал на основе народных сказаний Платон Ойунский. Якутск, 1975.
- Кулаковский А. Е. Научные труды. Якутск, 1979.
- Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М., 1974.