Концепция профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений в современных условиях
Сегодняшние реалии, связанные с поиском своего места в жизни, требуют от каждого молодого человека правильного выбора профессии. Это не случайно, так как научно-технический прогресс и социально-экономическое развитие постоянно повышают требования к специалистам. В связи с этим большое значение приобретает проблема улучшения подготовки специалистов различных профессий и повышения их квалификации. В решении этой проблемы значительную роль играет развитие профессиональной ориентации в соответствии с современными требованиями.
Понятие «профориентация» – это ориентация школьников на те или иные профессии. Примерно такие же определения даются в методических пособиях, где профориентацию рассматривают как оказание помощи молодым людям в выборе профессии. Кроме того, под профориентацией нередко понимают систему мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию в целях развития профессиональной направленности, помощи учащимся в профессиональном самоопределении.
Таким образом, определений данного понятия много и произошло это
вследствие развития деятельности по профориентации. Ведь с течением времени менялись требования, а вместе с ними изменяли свое содержание и понятия. И этот процесс закономерен. Поэтому, прежде чем дать одно, общее определение профориентации, уточним представления о трех его основных составляющих: «деятельность», «профессия», «ориентация».
В энциклопедическом словаре деятельность определяется как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Введение категории «деятельность» в рассматриваемое понятие «профессиональная ориентация» позволяет представить профориентацию не только как практику, но и как теоретическую деятельность, а точнее междисциплинарное научное направление, представляющее собой не только определенную сумму знаний, но и деятельность по получению этих знаний
Возникнув как практическая деятельность, профориентация постепенно обогащается теорией, что позволяет рассматривать её в единстве теоретической и практической деятельности.
Профессия – род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования.
Какие бы определения ни давались понятию «ориентация», ясно, что все они связаны с деятельностью по выбору основного направления, в рассматриваемом случае по выбору профессии. Если молодой человек (субъект) пытается ориентироваться в мире профессий и начинает активно выяснять, насколько та или иная конкретная профессия соответствует его жизненным устремлениям, то в этом случае лучше говорить о его ориентации на профессию. Если же он становится объектом педагогического или иного воздействия с целью выбора подходящей для него и для общества профессии, то здесь следует говорить об ориентации в смысле ориентирования его на профессию. Последнее точнее выражает суть дела. Однако в практике – сложилась традиция говорить об ориентации и в том, и другом смысле.
Отсутствие единой точки зрения на понятие профориентации объясняется еще и другими причинами. Например, тем, что это комплексная проблема, а поэтому подходы к её определению могут быть различными. Если профессиональная ориентация рассматривается через призму педагогической практики, протекающей под преобладающим влиянием учителей школ, преподавателей и мастеров УПК и др., то принятие этой точки зрения в качестве единственной и главной создает педагогический образ профориентации (Е.А.Климов)
Если же на этот процесс посмотреть через призму психологической науки, то на первый план выступят психологические понятия и концепция, объясняющие особенности того или иного выбора. В рамках этого подхода формируется и соответствующий образ профориентации как психологического процесса, состоящего из двух взаимосвязанных сторон: а) воздействия на психику учащегося с целью формирования профессиональных намерений, осуществления такого выбора профессии, который бы соответствовал интересам и способностям личности и одновременно находился бы в соответствии с общественными потребностями;
б) принятие учащимися решения о своем профессиональном выборе.
Третий подход – социологический. При этом процесс профессиональной ориентации рассматривается как часть общего процесса социальной ориентации молодежи. Соответственно и выбор профессии рассматривается как акт, обусловленный общей жизненной ориентацией, стремлением личности занять определенное место в социальной структуре общества, в социальной группе (Ф.Райс).
Отсюда следует необходимость осуществления междисциплинарного подхода как в вопросах понимания сущности профориентации, так и в практической работе по ориентированию молодежи на те или иные профессии.
Изложенное выше понимание профориентации как единства практической работы и теории позволяет дать следующее её определение. «Профессиональная ориентация – это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными интересами, склонностями, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах различных профессий и разного уровня квалификации. Она представляет собой единство практической деятельности в развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе с учащимися» (Н.С.Пряжников).
Рассмотрим основные компоненты теории профессиональной ориентации школьников: факты, закономерности, принципы.
Профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющееся в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития его потребностей, интересов, склонностей и способностей, природных дарований. Она призвана помочь каждому из молодых людей в его профессиональном самоопределении. В свою очередь профессиональное самоопределение – это результат сознательного и самостоятельного выбора молодым человеком своей будущей профессии в условиях рынка труда.
В этих целях предлагается для реализации целая система мер, которая удовлетворяет потребности как личности, так и общества.
Вначале рассмотрим принципы организации профориентации учащихся общеобразовательных учреждений, выделенные Э.Р.Сарухановым.
Принципы организации профориентации школьников.
Прежде следует исходить из основных принципов профориентации.
«Принцип» в переводе с латинского языка обозначает основа, первоначало, руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности, поведению и пр. Применительно к профориентации – это есть исходное требование, вытекающее из закономерностей её оптимальной организации. Вместе с тем это требование к профориентации означает её эффективную реализацию. Принципы в свою очередь делятся на две категории.
Общепедагогические принципы:
- Принцип диалектической связи и взаимообусловленности в профориентации исходит из того, что обучение, воспитание и развитие в их единстве должны способствовать решению одной из общих задач – профессиональному самоопределению школьников.
- Принцип связи профориентации с жизнью, трудом, практикой строительства нового общества предусматривает оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органическом единстве с практикой, потребностями хозяйства разных форм собственности в квалифицированных кадрах, спроса и предложений и конкурентоспособности на рынке труда.
- Принцип политехнизма и технологического подхода к обучению и воспитанию в профориентации включает необходимость осуществления профессиональной ориентации во взаимосвязи с усвоением учащимися общенаучных принципов современного производства и овладением практическими умениями обращения с орудиями труда, формированием способностей ориентироваться в современной технике и технологии производства.
- Доступность и сознательность в профориентации предусматривает глубоко осознанное ознакомление учащихся на различных этапах обучения с миром профессий, психологическими требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, путями овладения профессией; ознакомлением с перспективой профессиональной карьеры, оплатой труда.
- Систематичность и преемственность в профориентации на основе спиралевидного подхода содержит необходимость осуществления профориентационной работы по годам обучения, начиная с младшего школьного возраста, при условии обязательной преемственности и расширения этой работы из года в год.
- Учет возрастных особенностей в профориентации позволяет осуществлять профессиональное самоопределение учащегося постепенно, в соответствии с его возрастом.
- Взаимосвязь школы, внешкольных учреждений, семьи, профессиональных учебных заведений, работодателей и общественности в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт в работе по оказанию молодым людям помощи в выборе профессии.
- Принцип многоаспектности (комплексности) осуществления профориентации включает организацию этой работы в педагогическом, психологическом, социально-экономическом, психофизиологическом, медицинском и правовом направлениях, позволяющих всесторонне подготовить молодого человека к выбору своей профессии.
Вместе с тем существуют специфические принципы профориентации: 1.Принцип учета перспективы и прогноза развития личности в соответствии с кадровой политикой в условиях рынка труда. Отметим, что решение этого принципа должно основываться с использованием долговременных методов и форм профессиональной ориентации молодежи (лонгитюдных, пролонгированных), с включением других методов психологической и педагогической науки, обеспечивающих выявление и развитие склонностей и способностей молодых людей.
Одновременно следует учитывать перспективные планы регионального и отраслевого экономического и социального прогнозирования, отражающие кадровую политику страны при разных формах собственности.
- Принцип учета личных потребностей, интересов, склонностей и способностей учащихся и потребности региона и страны в целом в квалифицированных кадрах. Он выражает двуединую задачу – учет личных и общественных интересов.
- Принцип деятельностно-активной направленности в профориентации. Этот ринцип, с одной стороны, предусматривает и профессиональное просвещение учащихся, и изучение их в целях профориентации, и организацию для них профессиональной консультации. С другой стороны, он ставит задачей активное включение в сферу профориентации духовных и физических возможностей личности (ознакомление с миром профессий, «пробу сил» по той или иной профессии, воспитание личностно и общественно значимых мотивов выбора профессии, самовоспитание творчески активных качеств личности, её ценностных ориентации и т.д.).
- Принцип свободы и самостоятельности социально-профессионального самоопределения состоит в том, что после предварительного выявления потребностей, интересов, склонностей и способностей учащихся следует совместными усилиями школы, внешкольных учреждений, семьи, профессиональных учебных заведений, работодателей и общественности рекомендовать тому или иному из них соответствующую профессию. При этом окончательное право выбора остается за школьниками на основе их самоанализа.
- Принцип прогнозирования здоровьесбережения при реализации профессионального самоопределения учащихся в работе по избранной профессии.
- Принцип взаимосвязи и координации совместной деятельности органов образования, территориальных центров профориентации и занятости населения.Соблюдение в профориентации названных принципов, их взаимосвязь способствуют правильному и своевременному выбору учащимися своей профессии. Такой выбор – необходимая закономерная предпосылка трудовой удовлетворенности, возникающей в результате естественной готовности людей трудиться в соответствии со своими возможностями, но для этого нужно воспитать у молодежи трудолюбие.
Правильный выбор профессии обеспечивает целый ряд производственных результатов: быстрое овладение профессией, рост производительности и качества труда, стимулирование профессионального совершенствования, укрепление трудовой дисциплины и т.д. При неправильном выборе способности человека остаются, по крайней мери частично, нереализованными, что ведет к трудовой неудовлетворенности и различным потерям – трудностям овладения профессией, отказу от профессионального совершенствования, смене работы и поискам другой профессии, росту профессиональных заболеваний, производственных травм и т.д. Аспекты профориентации школьников (Н.С.Пряжников)
Профориентацию со школьниками нельзя осуществлять без учета аспектов её разрешения. «Аспект» – в переводе с латинского вид, точка зрения. Очень важно реализовать социально-экономический аспект, особенно сейчас в переходный период рыночных отношений. Одновременно с этим необходимо учитывать психолого-педагогический аспект, с учетом – психологических и педагогических подходов к разрешению проблемы профессионального самоопределения учащихся. Важно также соблюдать требования психофизиологического и медицинского аспектов профориентации. Необходимо при этом активно решать проблему психоанализа, причем учить этому также и самих молодых людей. Школьников следует знакомить с правовыми нормами трудового законодательства о приеме на работу, льготах и т.д.
Профориентация имеет двусторонний характер её разрешения, выражающийся в диагностическом и воспитательном аспектах. В результате первого проводится диагностирование личностных качеств человека, а второй несет в себе компенсирующую направленность формирования недостающих качеств человека в связи с выбором той или иной профессии.
Образовательно-развивающий аспект предусматривает решение проблемы профориентации в органической связи с обучением, воспитанием и развитием учащихся. Поэтому очень важно, чтобы каждый учитель (преподаватель), не нарушая логики изучения своего предмета, постоянно решал вопросы профориентации учащихся в процессе общего, политехнического и трудового обучения.
Личностно-общественный аспект ставит задачей реализацию в проф- ориентационном самоопределении учащихся как личных, так и общественных интересов. Очень важно при этом готовить конкурентоспособную личность для рынка труда.
Социально-экономический аспект предусматривает вопросы анализа реальной потребности нашего общества в различных профессиях, выявления их оптимальных перспектив в трудовых ресурсах в условиях рынка труда при разных формах собственности. При этом ставится задача выявления на ту или иную профессию социально активной личности, чтобы каждый гражданин вместе с тем работал творчески в соответствии со своими способностями.
Каждый учащийся имеет различные психофизиологические особенности, темперамент, характер. Правильный выбор профессии не только определяет жизненный путь человека, но и способствует его психофизиологическому совершенствованию. В этом и состоит суть психофизиологического аспекта в решении задач профориентации учащихся.
Воспитание у учащихся потребности к труду, формирование у них мотивов выбора профессии, потребностей, интереса, склонностей и направленности к будущей профессии входит в содержание психолого-педагогического аспекта профориентации.
Медицинский аспект предусматривает анализ показаний и противопоказаний учащихся к избранной профессии в соответствии с их состоянием здоровья.
Правовой аспект профориентации включает соблюдение ограничений и льгот, предусмотренных по охране прав молодежи, избирающей интересующую профессию.
Сущность системного подхода к профориентации включает диалектическое единство содержания, принципов, аспектов, форм и компонентов системы профориентации в целостном педагогическом процессе, осуществляемом в тесной взаимосвязи общеобразовательной школы, внешкольных учреждений, семьи, работодателей, общественности, профессиональных учебных заведений. В этом состоит одна из закономерностей профессиональной ориентации школьников.
Формы проведения профориентации школьников.
В школьной практике профориентации, в профессиональном самоопределении учащихся зарекомендовали самые разнообразные формы работы. Это могут быть: профориентационный урок или его фрагменты, занятие школьного факультатива, кружка (предметного, по интересам и т.д.), классный час, профориентационная встреча, профориентационная экскурсия, вечер защиты профессий, соревнования и конкурсы по трудовому многоборью, лектории «Профессии в новых социально-экономических условиях», «Профессия моя – гордость моя», профориентационные недели, месячники, конкурсы «Лучший по профессии», «Кто больше знает профессий», проведение профессиональных проб, сюжетно-ролевые игры и др.
В целях профориентации могут успешно использоваться трудовые объединения школьников, профориентационное краеведение, КВН, телепередачи, шефская работа, другие формы внеклассной и внешкольной работы.
Таким образом, формы профориентационной работы можно разделить на три вида: формы, реализуемые в учебном процессе; формы проведения профориентации во внеклассной работе и формы профориентации, осуществляемые во внешкольной работе.
Используя названные принципы, аспекты, методы и формы профориентации, следует сформировать у учащихся определенные профессиональные намерения.
Формирование профессиональных намерений – сложный процесс, так как при этом постоянно возникают противоречия. Нередко наряду с первыми намерениями появляются новые, не совпадающие с первичными. Такое сочетание профессиональных намерений помогает учащимся в случае невыполнения первого намерения быть готовым к осуществлению второго.
Выявляя психолого-педагогические особенности профессиональной ориентации, целесообразно подчеркнуть, что основными элементами являются изучение интересов, потребностей и мотивов индивида, выявление акцентуаций. Для этого необходимо создание социально-психологических условий, позволяющих предоставить:
- возможность узнать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представление о способах их развития;
- помощь выпускнику в осознании себя самостоятельным членом общества, понимать свое место и свою значимость в нем.
Такие условия могут быть созданы за счет достаточно длительной, целенаправленной групповой или индивидуальной работы, которая включает выявление и развитие у индивида характерологических качеств, необходимых для правильной ориентации в выборе профессии, а именно:
- уровень самоактуализации, т.е. персональное личностное самосовершенствование;
- выявление просоциальных мотивов у тех учеников, которые намерены стать представителями профессии «человек-человек» (по Е.А. Климову).
- обучение самопрезентации, психодиагностика специальных способностей, организаторских способностей, предрасположенности, готовности ученика к определенным действиям, мыслям, переживаниям;
- развитие реакций школьника на воспринимаемую им информацию из внешнего мира с целью осознанной аргументации в выборе профессии;
- акцентирование внимания на полноту, ясность, реализуемость, моральную обоснованность и правильное представление о мире труда.
Таким образом, профессиональная ориентация выступает как узловая проблема взаимодействия «человек мир». На разных уровнях этого взаимодействия профессиональное самоопределение’ проявляется в нахождении своего места в мире, в отношении к основным общечеловеческим ценностям и проблемам человечества, в определении своего места в обществе, в функционально-ролевой интерпретации своего социального статуса.
В современной профессиональной ориентации широко используются образовательные и профориентационные технологии. Профориентационные технологии – это система деятельности педагога, психолога, социолога и учащихся в процессе профессиональной ориентации, построенная на конкретной идее и в соответствии с определенными принципами организации и взаимосвязи целей – содержания – методов. В опыте работы школ, вузов и других образовательных систем используются различные виды профориентационных технологий. Укажем их.
1. Игровые технологии. Они представляют собой игровую форму взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, делового общения, решения деловых ситуаций и т.д.). При этом задачи включены в содержание игры. В профориентационном процессе используют занимательные, деловые, ролевые, компьютерные игры.
2. Компьютерные технологии. Они реализуются в рамках системы «психолог-компьютер-ученик» с помощью обучающих и диагностических программ различного вида (информационных,тренинговых, психодиагностических, развивающих и др.).
3. Диалоговые технологии. Связаны с созданием коммуникативной среды, расширением пространства взаимодействия учеников и педагогов. Основная задача – развитие речевой деятельности (разновидность кластеров, по Е.М.Павлютенков)[17, с. 87-94].
4. Тренинговые технологии. Это система деятельности по отработке определенных алгоритмов профориентационных действий и способы решения типовых задач в ходе профессиональной ориентации (тесты, опросники, практические упражнения).
Как правило, профориентационные технологии помогают в составлении профессиографии. В современном психологическом словаре профессиография трактуется как технологические процессы, коррелируемые с исследованием – интерпретацией тех требований, которые предъявлены профессией к индивидуально личностным качествам субъекта, к его психопотенциям, психоспособностям, психофизическим возможностям.
Библиографический список
- Пряжникова Е.Ю. Пряжников Н.С. Профориентация., №4 2008.
- Ахметжанова Г.В. Формирование мотивации школьников к педагогической профессии. Тольятти, 1997.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М. — Воронеж, 1995.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
- Воробьёва А.И., Петровский В.А., Фельдштейн Д.И. Психологическая роль и место подростка в онтогенезе. М., 1987.
- Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М., 1989.
- Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., «Просвещение», 1979.
- Кон И.С. Психология старшеклассника. М., «Просвещение», 1980.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1996.Купцов И.И. Психологическая характеристика интеллектуально-волевых действий школьников в учебной деятельности. — Рязань, 1992.
- Максимов В.Г. Профессиональная ориентация школьников. — Чебоксары, 1988.
- Маклаков А.Г. Общая психология. — М., 2000.
- Методологические и теоретические проблемы всеобщей профессиональной подготовки молодёжи. — М., 1991.
- Немов Р.С. Психология. — М., 1995.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории; факты; проблемы. — М., 1995.
- Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии. — Киев, 1980.
- Петрова А.С. Профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных школ на обучение в юридических учебных заведениях МВД России. — Тюмень, 2001.
- Практикум по психодиагностике. — М. МГУ., 1992.
- Практикум по возрастной психологии. — СПб. «Речь», 2001.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М., 1982.
- Профессиональная ориентация молодёжи. — М., 1989.
- Профессиональная диагностика школьников. — Самара, 1988.
- Профессиональная ориентация в социалистическом обществе. — М., «Экономика» 1979.
- Профессиональная ориентация учащихся. — М. «Просвещение», 1983.
- Психология современного подростка/под ред. Д.И. Фельдштейна. — М., 1987.
- Психологические средства выявления особенностей личностного развития подростков и юношества. — М., 1990.
- Психологическая диагностика детей и подростков. — М., 1995.
- Психологические тесты / под ред. Карелина. — М., 1999.
- Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1998.
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб., 2000.
- Реан А.А. Коломинский Я.П. Социальная педагогическая психология. — СПб., 1999.
- Саруханов Э.Р. Проблемы управления профессиональной ориентацией. — Л. 1991.
- Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., МГУ 1995.
- Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. — М., 1986.
- Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М., 2001.
- Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. — Ярославль, 1991.
- Шавир Л.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. — Тюмень, 1980.
- Школа и производство // Арефьев И.П. Профориентация учащихся в «Технологии»., №4, 2001.
- Школа и производство // Пряжников Н.С. Формирование «психологических тылов» у старшеклассников., №3, 1999.