КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Васенкина Светлана Николаевна
Московский государственный областной университет

Аннотация
Сегодняшние реалии, связанные с поиском своего места в жизни, требуют от каждого молодого человека правильного выбора профессии. Это не случайно, так как научно-технический прогресс и социально-экономическое развитие постоянно повышают требования к специалистам. В связи с этим большое значение приобретает проблема улучшения подготовки специалистов различных профессий и повышения их квалификации.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, учащиеся


THE CONCEPT OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN MODERN CONDITIONS

Vasenkina Svetlana Nikolaevna
Moscow State Regional University

Abstract
Today's realities associated with the search for his place in life, require that every young person the right career choices. It is no coincidence, since the scientific and technological progress and social and economic development constantly improve the requirements for specialists. In this regard, great importance is the problem of improving the training of specialists in different professions and improve their skills.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Васенкина С.Н. Концепция профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений в современных условиях // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/11/13082 (дата обращения: 21.02.2024).

Концепция профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений в современных условиях

Сегодняшние реалии, связанные с поиском своего места в жизни, требуют от каждого молодого человека правильного выбора профессии. Это не случайно, так как научно-технический прогресс и социально-экономическое развитие постоянно повышают требования к специалистам. В связи с этим большое значение приобретает проблема улучшения подготовки специалистов различных профессий и повышения их квалификации. В решении этой проблемы значительную роль играет развитие профессиональной ориентации в соответствии с современными требованиями.

Понятие «профориентация» – это ориентация школьников на те или иные профессии. Примерно такие же определения даются в методических пособиях, где профориентацию рассматривают как оказание помощи молодым людям в выборе профессии. Кроме того, под профориентацией нередко понимают систему мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию в целях развития профессиональной направленности, помощи учащимся в профессиональном самоопределении.

Таким образом, определений данного понятия много и произошло это

вследствие развития деятельности по профориентации. Ведь с течением време­ни менялись требования, а вместе с ними изменяли свое содержание и понятия. И этот процесс закономерен. Поэтому, прежде чем дать одно, общее определе­ние профориентации, уточним представления о трех его основных составляю­щих: «деятельность», «профессия», «ориентация».

В энциклопедическом словаре деятельность определяется как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообраз­ное изменение и преобра­зование. Введение категории «деятельность» в рассматривае­мое понятие «про­фессиональная ориентация» позволяет представить профориентацию не только как практику, но и как теоретическую деятельность, а точнее междисциплинар­ное научное направле­ние, представляющее собой не только определенную сум­му знаний, но и деятельность по получению этих знаний

Возникнув как практическая деятельность, профориентация постепенно обогащается тео­рией, что позволяет рассматривать её в единстве теоретической и практической деятельности.

Профессия – род трудовой деятельности, занятий, требующих опреде­ленной подготовки и яв­ляющихся источником существования.

Какие бы определения ни давались понятию «ориентация», ясно, что все они связаны с дея­тельностью по выбору основного направления, в рассматри­ваемом случае по выбору профес­сии. Если молодой человек (субъект) пытается ориентироваться в мире профессий и начинает активно выяснять, насколько та или иная конкретная профессия соответствует его жизненным устремлениям, то в этом случае лучше говорить о его ориентации на профессию. Если же он ста­новится объектом педагогического или иного воздействия с целью выбора под­ходящей для него и для общества профессии, то здесь следует говорить об ори­ентации в смысле ориентирования его на профессию. Последнее точнее выра­жает суть дела. Однако в практике – сложилась традиция говорить об ориентации и в том, и другом смысле.

Отсутствие единой точки зрения на понятие профориентации объясняет­ся еще и другими при­чинами. Например, тем, что это комплексная проблема, а поэтому подходы к её определению могут быть различными. Если профессио­нальная ориентация рассматривается через призму педагогической практики, протекающей под преобладающим влиянием учителей школ, преподавате­лей и мастеров УПК и др., то принятие этой точки зрения в качестве единственной и главной создает педагогический образ профориентации (Е.А.Климов)

Если же на этот процесс посмотреть через призму психологической нау­ки, то на первый план выступят психологические понятия и концепция, объяс­няющие особенности того или иного выбора. В рамках этого подхода формиру­ется и соответствующий образ профориентации как психологического процес­са, состоящего из двух взаимосвязанных сторон: а) воздействия на психику учащегося с целью формирования профессиональных намерений, осуществле­ния такого выбора профессии, который бы соответствовал интересам и способ­ностям личности и одновре­менно находился бы в соответствии с общественны­ми потребностями;

б) принятие учащимися решения о своем профессиональном выборе.

Третий подход – социологический. При этом процесс профессиональной ориентации рассматри­вается как часть общего процесса социальной ориентации молодежи. Соответственно и выбор профессии рассматривается как акт, обу­словленный общей жизненной ориентацией, стремле­нием личности занять оп­ределенное место в социальной структуре общества, в социальной группе (Ф.Райс).

Отсюда следует необходимость осуществления междисциплинарного подхода как в вопро­сах понимания сущности профориентации, так и в практи­ческой работе по ориентированию молодежи на те или иные профессии.

Изложенное выше понимание профориентации как единства практиче­ской работы и тео­рии позволяет дать следующее её определение. «Профессио­нальная ориентация – это целенаправлен­ная деятельность по подготовке мо­лодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными интере­сами, склонностями, способностями и одновременно с обществен­ными потреб­ностями в кадрах различных профессий и разного уровня квалификации. Она представ­ляет собой единство практической деятельности в развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе с учащимися»  (Н.С.Пряжников).

Рассмотрим основные компоненты теории профессиональной ориента­ции школьников: факты, закономерности, принципы.

Профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из ком­понентов общечелове­ческой культуры, проявляющееся в форме заботы общест­ва о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития его потребностей, интересов, склонностей и способностей, природных дарований. Она призвана помочь каждому из молодых людей в его профессио­нальном самоопределении. В свою очередь профессиональное самоопределе­ние – это результат сознательного и самостоятельного выбора молодым человеком своей будущей профессии в условиях рынка труда.

В этих целях предлагается для реализации целая система мер, которая удовлетворяет потребно­сти как личности, так и общества.

Вначале рассмотрим принципы организации профориентации учащихся общеобразователь­ных учреждений, выделенные Э.Р.Сарухановым.

Принципы организации профориентации школьников.

Прежде следует исходить из основных принципов профориента­ции.

«Принцип» в пере­воде с латинского языка обозначает основа, первоначало, руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности, по­ведению и пр. Применительно к профориентации – это есть исходное требова­ние, вытекающее из закономерностей её оптимальной организации. Вместе с тем это требование к профориентации означает её эффективную реализацию. Принципы в свою очередь делятся на две категории.

Общепедагогические принципы:

  1. Принцип диалектической связи и взаимообусловленности в профори­ентации исходит из того, что обучение, воспитание и развитие в их единстве должны способствовать решению одной из общих задач – профессиональному самоопределению школьников.
  2. Принцип связи профориентации с жизнью, трудом, практикой строи­тельства нового обще­ства предусматривает оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органиче­ском единстве с практикой, потребностями хозяйства разных форм собственности в квалифицированных кадрах, спроса и предложений и конкурентоспособности на рынке труда.
  3. Принцип политехнизма и технологического подхода к обучению и воспитанию в профориен­тации включает необходимость осуществления про­фессиональной ориентации во взаимосвязи с усвоением учащимися общенауч­ных принципов современного производства и овладением практическими уме­ниями обращения с орудиями труда, формированием способностей ориентиро­ваться в современной технике и технологии производства.
  4. Доступность и сознательность в профориентации предусматривает глубоко осознанное озна­комление учащихся на различных этапах обучения с миром профессий, психологическими требованиями, предъявляемыми профес­сиями к человеку, путями овладения профессией; ознакомле­нием с перспекти­вой профессиональной карьеры, оплатой труда.
  5. Систематичность и преемственность в профориентации на основе спиралевидного под­хода содержит необходимость осуществления профориентационной работы по годам обуче­ния, начиная с младшего школьного возраста, при условии обязательной преемственности и расширения этой работы из года в год.
  6. Учет возрастных особенностей в профориентации позволяет осущест­влять профессиональ­ное самоопределение учащегося постепенно, в соответст­вии с его возрастом.
  7. Взаимосвязь школы, внешкольных учреждений, семьи, профессио­нальных учебных заведе­ний, работодателей и общественности в профориента­ции учащихся предусматривает тесный контакт в работе по оказанию молодым людям помощи в выборе профессии.
  8. Принцип многоаспектности (комплексности) осуществления проф­ориентации вклю­чает организацию этой работы в педагогическом, психологи­ческом, социально-экономическом, психофизиологическом, медицинском и правовом направлениях, позволяющих всесторонне подготовить молодого че­ловека к выбору своей профессии.

Вместе с тем существуют специфические принципы профориентации: 1.Принцип учета перспек­тивы и прогноза развития личности в соответ­ствии с кадровой политикой в условиях рынка труда. Отметим, что решение этого принципа должно основываться с использованием долговремен­ных мето­дов и форм профессиональной ориентации молодежи (лонгитюдных, пролонги­ро­ванных), с включением других методов психологической и педагогической науки, обеспечивающих выявление и развитие склонностей и способностей молодых людей.

Одновременно следует учитывать перспективные планы регионального и отраслевого экономи­ческого и социального прогнозирования, отражающие кадровую политику страны при разных формах собственности.

  1. Принцип учета личных потребностей, интересов, склонностей и спо­собностей учащихся и потребности региона и страны в целом в квалифициро­ванных кадрах. Он выражает двуединую задачу – учет личных и общественных интересов.
  2. Принцип деятельностно-активной направленности в профориентации. Этот ринцип, с одной стороны, предусматривает и профессиональное просве­щение учащихся, и изучение их в целях профориентации, и организацию для них профессиональной консультации. С другой стороны, он ставит задачей ак­тивное включение в сферу профориентации духовных и физических возможно­стей личности (ознакомление с миром профессий, «пробу сил» по той или иной профессии, воспитание личностно и общественно значимых мотивов выбора профессии, самовоспитание творчески активных качеств личности, её ценност­ных ориентации и т.д.).
  3. Принцип свободы и самостоятельности социально-профессионально­го самоопределения состоит в том, что после предварительного выявления по­требностей, интересов, склонностей и способно­стей учащихся следует совмест­ными усилиями школы, внешкольных учреждений, семьи, профессио­нальных учебных заведений, работодателей и общественности рекомендовать тому или иному из них соответствующую профессию. При этом окончательное право вы­бора остается за школьниками на основе их самоанализа.
  4. Принцип прогнозирования здоровьесбережения при реализации профессионального самоопределе­ния учащихся в работе по избранной профессии.
  5. Принцип взаимосвязи и координации совместной деятельности орга­нов образования, территориаль­ных центров профориентации и занятости насе­ления.Соблюдение в профориентации названных принципов, их взаимосвязь способствуют правиль­ному и своевременному выбору учащимися своей про­фессии. Такой выбор – необходимая закономерная предпосылка трудовой удов­летворенности, возникающей в результате естественной готовности людей тру­диться в соответствии со своими возможностями, но для этого нужно воспи­тать у молодежи трудолюбие.

Правильный выбор профессии обеспечивает целый ряд производствен­ных результатов: бы­строе овладение профессией, рост производительности и качества труда, стимулирование профессионального совершенствования, укре­пление трудовой дисциплины и т.д. При неправильном выборе способности че­ловека остаются, по крайней мери частично, нереализованными, что ведет к трудовой неудовлетворенности и различным потерям – трудностям овладения профессией, отказу от профессионального совершенствования, смене работы и поискам другой профессии, росту профессиональных заболеваний, производст­венных травм и т.д. Аспекты профориентации школьников (Н.С.Пряжников)

Профориентацию со школьниками нельзя осуществлять без учета аспек­тов её разрешения. «Аспект» – в переводе с латинского вид, точка зрения. Очень важно реализовать социально-экономический аспект, особенно сейчас в переходный период рыночных отношений. Одновременно с этим необходимо учитывать психолого-педагогический аспект, с учетом – психологических и педа­гогических подходов к разрешению проблемы профессионального самоопреде­ления учащихся. Важно также соблюдать требования психофизиологического и медицинского аспектов профориентации. Необходимо при этом активно решать проблему психоанализа, причем учить этому также и самих молодых людей. Школьников следует знакомить с правовыми нормами трудового законодатель­ства о приеме на работу, льготах и т.д.

Профориентация имеет двусторонний характер её разрешения, выра­жающийся в диагностическом и воспитательном аспектах. В результате первого проводится диагностирование личностных качеств человека, а второй несет в себе компенсирующую направленность формирования недостающих качеств человека в связи с выбором той или иной профессии.

Образовательно-развивающий аспект предусматривает решение про­блемы профориентации в органической связи с обучением, воспитанием и раз­витием учащихся. Поэтому очень важно, чтобы каждый учитель (преподава­тель), не нарушая логики изучения своего предмета, постоянно решал вопросы профориентации учащихся в процессе общего, политехнического и трудового обучения.

Личностно-общественный аспект ставит задачей реализацию в проф- ориентационном самоопределении учащихся как личных, так и общественных интересов. Очень важно при этом готовить конкурентоспособную личность для рынка труда.

Социально-экономический аспект предусматривает вопросы анализа ре­альной потребности нашего общества в различных профессиях, выявления их оптимальных перспектив в трудовых ресурсах в условиях рынка труда при раз­ных формах собственности. При этом ставится задача выявления на ту или иную профессию социально активной личности, чтобы каждый гражданин вме­сте с тем работал творчески в соответствии со своими способностями.

Каждый учащийся имеет различные психофизиологические особенно­сти, темперамент, характер. Правильный выбор профессии не только определя­ет жизненный путь человека, но и способствует его психофизиологическому совершенствованию. В этом и состоит суть психофизиологического аспекта в решении задач профориентации учащихся.

Воспитание у учащихся потребности к труду, формирование у них моти­вов выбора профессии, потребностей, интереса, склонностей и направленности к будущей профессии входит в содержание психолого-педагогического аспекта профориентации.

Медицинский аспект предусматривает анализ показаний и противопока­заний учащихся к избранной профессии в соответствии с их состоянием здоро­вья.

Правовой аспект профориентации включает соблюдение ограничений и льгот, предусмотренных по охране прав молодежи, избирающей интересующую профессию.

Сущность системного подхода к профориентации включает диалектиче­ское единство содержания, принципов, аспектов, форм и компонентов системы профориентации в целостном педагогическом процессе, осуществляемом в тес­ной взаимосвязи общеобразовательной школы, внешкольных учреждений, се­мьи, работодателей, общественности, профессиональных учебных заведений. В этом состоит одна из закономерностей профессиональной ориентации школь­ников.

Формы проведения профориентации школьников.

В школьной практике профориентации, в профессиональном самоопре­делении учащихся зарекомендовали самые разнообразные формы работы. Это могут быть: профориентационный урок или его фрагменты, занятие школьного факультатива, кружка (предметного, по интересам и т.д.), классный час, профориентационная встреча, профориентационная экскурсия, вечер защиты про­фессий, соревнования и конкурсы по трудовому многоборью, лектории «Профессии в новых социально-экономических условиях», «Профес­сия моя – гордость моя», профориентационные недели, месячники, конкурсы «Лучший по профессии», «Кто больше знает профессий», проведение профес­сиональных проб, сюжетно-ролевые игры и др.

В целях профориентации могут успешно использоваться трудовые объе­динения школьников, профориентационное краеведение, КВН, телепередачи, шефская работа, другие формы внеклассной и внешколь­ной работы.

Таким образом, формы профориентационной работы можно разделить на три вида: формы, реализуемые в учебном процессе; формы проведения профориентации во внеклассной работе и формы профориентации, осуществ­ляемые во внешкольной работе.

Используя названные принципы, аспекты, методы и формы профориен­тации, следует сформировать у учащихся определенные профессиональные намерения.

Формирование профессиональных намерений – сложный процесс, так как при этом постоянно возникают противоречия. Нередко наряду с первыми намерениями появляются новые, не совпадающие с первичными. Такое сочета­ние профессиональных намерений помогает учащимся в случае невыполнения первого намерения быть готовым к осуществлению второго.

Выявляя психолого-педагогические особенности профессиональной ори­ентации, целесообразно подчеркнуть, что основными элементами являются изучение интересов, потребностей и мотивов индивида, выявление акцентуа­ций. Для этого необходимо создание социально-психологических условий, по­зволяющих предоставить:

-         возможность узнать слабые стороны своей познавательной деятель­ности и дать представление о способах их развития;

-         помощь выпускнику в осознании себя самостоятельным членом об­щества, понимать свое место и свою значимость в нем.

Такие условия могут быть созданы за счет достаточно длительной, целе­направленной групповой или индивидуальной работы, которая включает вы­явление и развитие у индивида характерологических качеств, необходимых для правильной ориентации в выборе профессии, а именно:

-      уровень самоактуализации, т.е. персональное личностное самосовер­шенствование;

-     выявление просоциальных мотивов у тех учеников, которые намерены стать представителями профессии «человек-человек» (по Е.А. Климову).

-     обучение самопрезентации, психодиагностика специальных способно­стей, организаторских способностей, предрасположенности, готовности учени­ка к определенным действиям, мыслям, переживаниям;

-     развитие реакций школьника на воспринимаемую им информацию из внешнего мира с целью осознанной аргументации в выборе профессии;

- акцентирование внимания на полноту, ясность, реализуемость, мораль­ную обоснованность и правильное представление о мире труда.

Таким образом, профессиональная ориентация выступает как узловая проблема взаимодействия «человек мир». На разных уровнях этого взаимодей­ствия профессиональное самоопределение’ проявляется в нахождении своего места в мире, в отношении к основным общечеловеческим ценностям и про­блемам человечества, в определении своего места в обществе, в функциональ­но-ролевой интерпретации своего социального статуса.

В современной профессиональной ориентации широко используются об­разовательные и профориентационные технологии. Профориентационные тех­нологии – это система деятельности педагога, психолога, социолога и учащихся в процессе профессиональной ориентации, построенная на конкретной идее и в соответствии с определенными принципами организации и взаимосвязи целей – содержания – методов. В опыте работы школ, вузов и других образовательных систем используются различные виды профориентационных технологий. Укажем их.

1.    Игровые технологии. Они представляют собой игровую форму взаи­модействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (иг­ры, делового общения, решения деловых ситуаций и т.д.). При этом задачи включены в содержание игры. В профориентационном процессе используют занимательные, деловые, ролевые, компьютерные игры.
2.    Компьютерные технологии. Они реализуются в рамках системы «психолог-компьютер-ученик» с помощью обучающих и диагностических программ различного вида (информационных,тренинговых, психодиагностических, раз­вивающих и др.).
3.   Диалоговые технологии. Связаны с созданием коммуникативной сре­ды, расширением пространства взаимодействия учеников и педагогов. Основ­ная задача – развитие речевой деятельности (разновидность кластеров, по Е.М.Павлютенков)[17, с. 87-94].
4.   Тренинговые технологии. Это система деятельности по отработке оп­ределенных алгоритмов профориентационных действий и способы решения ти­повых задач в ходе профессиональной ориентации (тесты, опросники, практи­ческие упражнения).

Как правило, профориентационные технологии помогают в составлении профессиографии. В современном психологическом словаре профессиография трактуется как технологические процессы, коррелируемые с исследованием – интерпретацией тех требований, которые предъявлены профессией к индивиду­ально личностным качествам субъекта, к его психопотенциям, психоспособно­стям, психофизическим возможностям.


Библиографический список
  1. Пряжникова Е.Ю. Пряжников Н.С. Профориентация., №4  2008.
  2. Ахметжанова Г.В. Формирование мотивации школьников к педагогической профессии. Тольятти, 1997.
  3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995.Божович Л.И. Проблемы  формирования личности. М. — Воронеж, 1995.
  4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
  5. Воробьёва А.И., Петровский В.А., Фельдштейн Д.И. Психологическая роль и место подростка в онтогенезе. М., 1987.
  6. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М., 1989.
  7. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., «Просвещение», 1979.
  8. Кон  И.С. Психология старшеклассника. М., «Просвещение», 1980.
  9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1996.Купцов И.И. Психологическая характеристика интеллектуально-волевых действий школьников в учебной деятельности. — Рязань, 1992.
  10. Максимов В.Г. Профессиональная ориентация школьников. — Чебоксары, 1988.
  11. Маклаков  А.Г. Общая  психология. — М., 2000.
  12. Методологические и теоретические проблемы всеобщей профессиональной подготовки молодёжи. — М., 1991.
  13. Немов Р.С. Психология. — М., 1995.
  14. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории; факты; проблемы. — М., 1995.
  15. Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии. — Киев, 1980.
  16. Петрова А.С. Профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных школ на обучение в юридических учебных заведениях МВД России. — Тюмень, 2001.
  17. Практикум по психодиагностике. — М. МГУ., 1992.
  18. Практикум по возрастной психологии. — СПб. «Речь», 2001.
  19. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М., 1982.
  20. Профессиональная ориентация молодёжи. — М., 1989.
  21. Профессиональная диагностика школьников. — Самара, 1988.
  22. Профессиональная ориентация в социалистическом обществе. — М., «Экономика» 1979.
  23. Профессиональная ориентация учащихся. — М. «Просвещение», 1983.
  24. Психология современного подростка/под ред. Д.И. Фельдштейна. — М., 1987.
  25. Психологические средства выявления особенностей личностного развития подростков и юношества. — М., 1990.
  26. Психологическая диагностика детей и подростков. — М., 1995.
  27. Психологические тесты / под ред. Карелина. — М., 1999.
  28. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1998.
  29. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб., 2000.
  30. Реан А.А. Коломинский Я.П. Социальная педагогическая психология. — СПб., 1999.
  31. Саруханов Э.Р. Проблемы управления профессиональной ориентацией. — Л. 1991.
  32. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., МГУ 1995.
  33. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. — М., 1986.
  34. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М., 2001.
  35. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. — Ярославль, 1991.
  36. Шавир Л.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. — Тюмень, 1980.
  37. Школа и производство // Арефьев И.П. Профориентация учащихся в «Технологии»., №4, 2001.
  38. Школа и производство // Пряжников Н.С. Формирование «психологических  тылов» у старшеклассников., №3, 1999.


Все статьи автора «Васенкина Светлана Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: