Изучение феномена суицидального поведения представляется на сегодняшний день особенно актуальным. Эта актуальность обусловлена тенденцией к увеличению суицидальных проявлений, особенно в молодёжной среде[1]. Вышеописанный вид девиации нельзя сводить сугубо к психиатрическому руслу. Социально-гуманитарный аспект играет немаловажную роль в понимании этого сложного, подчас противоречивого феномена[2]. Философское знание является прочным фундаментом психологической науки и самостоятельной научной областью. Исследуя всеобщее в контексте человеческой жизнедеятельности она не может оставаться в стороне от рассматриваемой проблематики.
Проблема суицида подвергалась философскому анализу ещё до возникновения интегративной области знания – суицидологии. С античных времён и до сегодняшнего дня философия рассматривает феномен суицида[3].
В произведении «Миф и Сизифе» А. Камю высказывает мнение о том, что проблема самоубийства является первостепенной по сравнению с остальными[4].
Первое глобальное осмысление самоубийства начинает происходить в античной философии. Если обратиться к персоналиям величайших философов того времени, то мы увидим, что Платон выказывает крайне неодобрительную позицию к самоубийцам. По его мнению, они заслуживают жестокого наказания в плане лишения погребального места. В философии Аристотеля суицид является неким препятствием, пределом, прерывающим человеческое существование и развитие. Что касается мнения софистов по данному вопросу, то они не давали однозначной оценки суицидальному поступку. По их мнению, человек по-разному ценит свою жизнь, определяет свои действия, поступки. В целом, античные мыслители не только обратились к познанию данного феномена, но и выразили ему оценку. Самоубийство являлось нецелесообразным, разрушающим поступком человека. Данный акт против жизни резко останавливал человеческое развитие и символизировал окончание индивидуального бытия, а также противоречил со сверхбытием. Однако необходимо отметить, что в некоторых ситуациях суицид,как альтруистический поступок находил свое оправдание и не подвергался осуждению [5].
Если обратиться к эпохе Средневековья, то в данный период суицид становится феноменом, крепко связанным с бытием человека. Согласно христианскому мировоззрению самоубийство это зло, отклонение от Бога и пренебрежение им [6].
Осветим некоторые подходы к оценке суицидального поведения.
Н.А. Бердяев высказывал крайне негативное отношение к самоубийству. Ядерный смысл его точки зрения заключается в том, что суицидальный поступок является высшей степенью атеистичности, отрицанием Бога. Суицид с одной стороны является греховным, преступным, заслуживающим осуждение, а с другой вызывает жалость и сострадание к индивидам его совершившим[7].
Что касается современных философских исследователей в рассматриваемом аспекте, необходимо охарактеризовать позицию С.С. Аванесова. Он отмечает, что философское осмысление суицида является фундаментом и предшественником суицидологии как науки не только в хронологическом, но и теоретическом плане. Главный постулат автора заключается в том, что суицидальный акт является выражением онтологической деструкции индивида, его греховности [8]. Д.Н. Бурыгина, О.В. Козлова подчёркивают, что понимание философского аспекта рассматриваемой реальности заключается в исследовании природы суицида и суицидальной культуры. Под суицидальной культурой понимается особое состояние психики, обусловленное деструктивным восприятием бытия личности в общественном бытии. Жизнь в данном случае воспринимается хуже смерти [9].
Таким образом, для философского знания проблема суицида всегда являлась актуальной и не отходила на второй план.
По нашему мнению, аутоагрессивное поведение (внутренние формы суицидального, прямая и косвенная аутодеструкция) является следствием кризиса бытия личности. Суицидальный поступок, как крайняя форма суицидального поведения, независимо от того стал ли он завершенным или нет, может быть обозначен как внутриличностно-деструктивный посткризис бытийности.
Библиографический список
- Рудзинская Т.Ф., Шаров А.А. Мотивационный аспект суицидального поведения // Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Новосибирск, 2015. С.143-145.
- Шаров А.А. Характеристика суицидального поведения как варианта аутоагрессии // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59029(дата обращения 09.11.2015)
- Шелехов, И.Л. Суицидология: учебное пособие. Томск: СГМУ, 2011. 203 с.
- Камю А. Миф о Сизифе: Эссе об абсурде. М.: Радуга, 1988. 464 с.
- Лященко М. Н. Осмысление проблемы самоубийства в философской мысли Древней Греции // Вестник ОГУ №4 (140) 2012. С.57-61.
- Лященко М. Н. Метафизика самоубийства в философии Средневековья и Ренессанса // Вестник ОГУ № 7 (156) / 2013. С.111-116.
- Бердяев Н.А. О самоубийстве: Психологический этюд. М.: Изд-во МГУ, 1992. 24 с.
- Аванесов С.С. Философия суицида. Томск, 1998. 148 с.
- Бурыгина Д.Н., Козлова О.В., Эмоциональное неблагополучие как детерминанта формирования суицидальной культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2013. № 6 (32): в 2-х ч. Ч. II. C. 44-46.