Все люди задаются таким вопросом: – «Компьютер вредит или помогает?». Эта самая актуальная проблема, так как в каждой семье, в каждом доме, присутствует персональный компьютер, а то и не один. В современном мире без основных принципов и знании владения компьютером в условии постиндустриального общества находиться невозможно. Так как 21 век – это век новых современных технологий. Владение компьютером является неотъемлемой частью, так как в жизни и деятельности необходимо знать минимальные сведения, которые требуются человеку для полноценного пользование компьютером. Компьютер – это электронное устройство, предназначенное для хранения и обработки информации и представлении ее в удобном для человека виде. Технический прогресс несет не только пользу, но и много соблазнов. Длительное времяпрепровождение за компьютерными играми делает малыша раздражительным и капризным, особенно если у него что-то не получается. А развлекательные игры в стиле ужастиков, содержащие в себе элементы жестокости и насилия, негативно влияют на психику ребенка – это давно доказано специалистами в области детской психологии. Родители должны знать, что такие привычки могут перерасти в зависимость. Поэтому они должны детям ограничивать время и установить программы с ограниченным доступом. Для того, чтобы ребенок не мог посещать сайты для взрослых и не смотреть не нужную ему информацию. Дети на персональном компьютере могут познавать не только игры, но и изучать, что их интересует, например животные, растения, автомобили. Доктора рекомендуют садить ребенка за компьютер как можно позднее, обычно это 4 – 5 классы. А для малышей 5-6 лет развивающие игры и программы должны быть упражнениями прошел уровень и выключил. Часто оказывается, что родители компьютер ребенку покупают как игрушку, так как не могут проводить много времени с ним. А потом удивляются, почему кроме игр его уже нечего не интересует. И оказывается, что компьютер способный расширить возможности человека наоборот замедляет его развитие. В игре ребенок теряет контроль над временем, пространством, над самим собой тем самым полностью погружен в виртуальный мир. Избежать негативного влияния на ребенка бывает не просто. И родители должны научить ребенка самоконтролю. В этот помогут правила пользования тем же компьютером, поиграли 30 минут и отдыхаем.
Проводя за компьютером длительное время, замечаем, как постепенно ухудшается зрение. Временная близорукость, нарушения работы глазных мышц, снижения чувствительности зрения, жжения в глазах, боли во круг глаз и лба это симптом заболевания под названием синдром компьютерного зрения. Самый простой способ избежание усталости глаз, регулярно делать перерывы в работе. Что бы дать отдохнуть глазам. Периодически делать простые упражнения, например: круговые вращения глазами, быстро моргать, смотреть в одну точку на дальнем расстоянии, посидеть с закрытыми глазами. Эти простые упражнения помогут отдохнуть глазам и избежать временной близорукости.
Очень много зависит от того в каком положении сидит ребенок во время работы за компьютером. Ребенок сидит несколько часов подряд в неудобном положении. Это не только чревато усталостью и общим утомлением, но и может привести к развитию остеохондроза различных участков позвоночника. В связи с этим врачи придают большое значение поддержанию правильной позы при работе за компьютером. Соблюдение этого правила является – важным элементом профилактики такого рода заболеваний. Для того чтобы работа за компьютером не вредила здоровью, необходимо постоянно следить за положением своей осанки. Правильная осанка максимально разгружает мышцы и позволяет работать дольше, намного меньше уставая. Считается, что при правильной осанке уши должны располагаться точно в плоскости плеч, а плечи – точно над бедрами. Голову следует держать ровно по отношению к обоим плечам. Когда вы смотрите вниз, голова не должна наклоняться вперед. Если в процессе работы вы постоянно горбитесь, нагрузка на позвоночник увеличивается, что приводит к чрезмерному растяжению мышц. Многие, глядя на экран монитора, вытягивают шею вперед. Часто это связано с тем, что монитор отодвинут слишком далеко. В результате нагрузка на мышцы основания головы и шеи возрастает примерно в три раза, сосуды шеи сдавливаются, ухудшая кровоснабжение головы. Впоследствии это может привести к головным болям и болям в руках, поскольку нервы, отходящие от спинного мозга в области шеи, протягиваются до кончиков пальцев. Особенно детям опасно долгое сидение за компьютером. Так как у них в этот период начинает формироваться осанка. Родители должны следить за осанкой ребенка и подобрать стул, стол, выбрать правильное расстояние до монитора, создать необходимые условия чтобы компьютер не навредил ребенку.
ИКТ (информационные компьютерные технологии) сейчас повсеместно используется и во время учебного процесса в школе, поэтому наличие его дома помогает ребенку получать новые знания, искать информацию для выполнения домашних заданий, благодаря интернету. В школах вели программу «Сетевой город». Эта программа помогает как родителям, так и детям. Ребенок может в любое время посмотреть домашнее задания, а родитель проконтролировать успеваемость.
Такая неоднозначность во мнениях специалистов (педагогов, психологов, врачей) и представлениях родителей привела к разному восприятию компьютера большинством детей. Родители стремятся максимально развить в детях способности, считая, что если они на минуту позже познакомят ребенка с компьютером и информационными технологиями, то он будет отставать от сверстников. Другие, наоборот, боятся вредного воздействия компьютера и Интернета и ребенка к компьютеру вообще не допускают. До недавнего времени часто раздавались категоричные утверждения, что компьютер вреден для детей. Приверженцы запрета объясняли его тем, что излучение и мерцание экрана вредны для зрения и общего состояния здоровья ребенка, погружение в виртуальный мир уводит его от реальности, компьютерные игры для детей губят воображение, а самое главное – компьютер крадет у ребенка часы нормального человеческого общения, которое никогда не сможет заменить.
Не смотря на вышеперечисленные плюсы и минусы, компьютер нужен каждому. Каждый родитель должен объяснить своему чаду, как нужно пользоваться персональным компьютером. Рассказать, что долгое сидение вредит здоровью и нужно постоянно сменять вид деятельности. Для решения проблемы нами были разработаны правила нахождения ребенка за компьютером:
1) Необходимо правильно организовать рабочее место. Ребенок должен сидеть на расстоянии 50-60см от монитора, источник света нужно расположить слева от экрана.
2) Следить за тем, чтобы спина и ноги ребенка имели опору.
3) Самая большая нагрузка при работе за компьютером приходится на органы зрения ребенка, поэтому обратить внимание на качество монитора: минимальная частота обновления экрана в рабочем режиме должна быть 85 Гц. Лучше всего установить ЖК-монитор. Для отдыха глаз делать с ребенком специальные упражнения.
4) Подчеркивать словом и действием, что компьютер – это рабочий инструмент, а не игрушка.
5) Показать, что используете компьютер только для дела.
6) Не использовать агрессивные игры, чтобы расслабиться после работы, или хотя бы не играть в них при ребенке.
7) Не делать из компьютера тайны, а, наоборот, обеспечьте свободный доступ к обучающим и развивающим программам.
Таким образом, мы разработали вышеперечисленные правила для того, чтобы находясь за компьютером, ребенок не портил зрение, не получил искривление позвоночника, не нарушил психику, и ему было комфортно работать с компьютером и получать новые знания.
Библиографический список
- Ганиева Л.Ф. Информационная безопасность в системе открытого образования на примере организации и проведения игры «Международный день Интернета» // Гуманитарные научные исследования. № 6(46) Часть 1. Июнь 2015.С-30-36.
- Ганиева Л.Ф. Макашова В.Н., Трутнев А.Ю., Новикова И.Н. Педагогические, психологические и лингвистические аспекты проблемы киберэкстремизма среди молодежи в вузе. ВАК Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12–6. – С. 1289-1293;
- Ганиева Л.Ф. Методика проведения цикла воспитательных мероприятий по антипропаганде киберэкстремизма среди молодежи в вузе. Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2015/890/8185.
- Ганиева Л.Ф. Применение проектного менеджмента при проведении мероприятий по профилактике и противодействию идеологии киберэкстремизма среди молодежи в вузе. Новые информационные технологии в образовании: материалы 8 междунар.науч.-практич.конф.Екатеринбург,10-13 марта 2015г. ФГАОУ ВПО «Рос.гос.проф.-пед. ун-т»Екатеринбург, 2015.619 с. 298-302
- Ганиева Л.Ф. Применение средств ИКТ в работе со студентами, как фактор формирования профессиональной компетентности будущего специалиста. Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи (сборник статей) / под ред. Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой. – Магнитогорск: МГТУ, 2014. – 189 с.
- Ганиева Л.Ф. Формирование культуры информационной безопасности у студентов вуза 2015 Современные тенденции развития науки и технологий : сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции 31 мая 2015 г.: в 7 ч. / Под общ.ред. Е.П. Ткачевой. – Белгород : ИП Ткачева Е.П., 2015. – Часть IV. – 156 с.95-98