ХАРАКТЕРИСТИКА НАВЫКОВ УПРАВЛЕНИЯ

Мухина Евгения Ринатовна
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление промышленным производством»

Аннотация
В статье рассмотрены три основных группы навыков, необходимых менеджерам: концептуальные, технические, межличностные. Проанализирован вопрос развития навыков управления.

Ключевые слова: менеджер, менеджмент, навыки управления, наставничество, образование, обучение, опыт, развитие


THE FEATURE OF MANAGEMENT SKILLS

Mukhina Evgeniya Rinatovna
Perm National Research Polytechnic University
PhD in Economics, associate Professor of chair “Economy and Management of industrial production”

Abstract
The article describes the three main groups of skills required managers: conceptual, technical, interpersonal. The issue of skills management’s development is analyzed.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Мухина Е.Р. Характеристика навыков управления // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/11/12956 (дата обращения: 21.02.2024).

Вне зависимости от того, кто они: топ-менеджеры, менеджеры среднего или нижнего звена,  работающие в частном или государственном секторе, – всем менеджерам необходимы особые навыки, чтобы быть эффективными.

Проанализируем вопрос в области исследования навыков управления. Так, эксперт в области менеджмента Роберт Л. Кац выделил три основных группы навыков, необходимых менеджерам: концептуальные, межличностные и технические навыки. Поскольку менеджеры различных уровней имеют дело с разными требованиями, предъявляемыми для достижения целей, они применяют эти навыки в различных соотношениях, зависящих от их уровня в организации.

Концептуальные навыки дают менеджеру возможность посмотреть на организацию в целом, в контексте окружения, и понять, как различные ее части взаимодействуют друг с другом. Применяя концептуальные навыки для определения схожих обстоятельств применяемых действий, менеджеры способны принять такие решения, которые наилучшим образом удовлетворяют потребности всей организации, а не только отдельных ее подразделений. Концептуальные навыки также включают в себя способность анализировать ситуацию, определять корень любой проблемы и развивать подходящую стратегию. Менеджеры должны принимать во внимание как благоприятные, так и неблагоприятные ситуации, окружающие организацию, вне зависимости от того, касаются ли они повышения (снижения) объемов продаж или увеличения (уменьшения) численности рабочих. Оценив то, почему эти ситуации имели место, руководители могут создать некий план, который будет корректировать проблемы или помогать организации извлекать выгоду из благоприятных ситуаций. Способность к концептуализации особенно важна для топ-менеджеров, которые рассматривают масштабные и долгосрочные цели организации и планы на будущее.

Межличностные навыки, также называемые человеческими или людским навыками, позволяют менеджеру хорошо работать с другими людьми и эффективно общаться внутри группы. Так как менеджеры зависят от людей внутри и вне организации, управленцам всех уровней для достижения своих целей необходимы межличностные навыки. Специалисты с хорошо развитыми межличностными навыками обладают способностью поощрять людей выдвигать свои идеи без боязни критики или осмеяния. Они также способны понять потребности и мотивацию других. Наконец, менеджеры, которые эффективно применяют межличностные навыки, – необходимые члены любой группы.

Технические навыки включают в себя инструменты, методики и знания, необходимые для искусного выполнения задач в определенной сфере. Менеджеры часто развивают свои технические навыки путем обучения, а затем работы в одной или более функциональных областях, таких как бухгалтерия или отдел маркетинга. Технические навыки особенно нужны менеджерам нижнего звена, так как они непосредственно работают с рабочими [1].

Безусловно, при исследовании проблемы навыков управления, возникает вопрос их развития.

Образование –  один из путей приобретения навыков управления, специальное обучение – другой. Однако менеджерам необходимы практика и помощь опытных менеджеров, чтобы приобрести такие знания, как межличностные и концептуальные навыки. Рассмотрим четыре основных пути становления эффективным менеджером: образование, обучение, наставничество и опыт.

Образование – важный элемент в формировании образа эффективного менеджера сегодняшнего и завтрашнего дня. При этом следует отметить, что процесс образования должен быть непрерывным. Менеджеры должны продолжать обучение, если они хотят оставаться эффективными, отвечая постоянно меняющимся требованиям. В действительности, если люди прекращают процесс обучения, закончив колледж или университет, их вскоре начнут считать “устарелыми” специалистами. Так как менеджеры перемещаются с одного уровня на другой или из одного подразделения в другое, они постоянно должны развивать все четыре функции управления. Чтобы отточить навыки управления, многие организации договариваются о специальных обучающих и развивающих программах. Иногда сами организации придумывают и устраивают такие тренинги, а порой обращаются за помощью к университетам или профессиональным организациям с просьбой провести их. Некоторые ученые и специалисты по проведению тренингов проводят творческие занятия.

Многие успешные менеджеры согласятся с тем, что, имея наставника, можно достичь успеха. Наставник – это более опытный менеджер, который помогает менеджеру, находящемуся ниже его в пирамиде иерархии, или потенциальному менеджеру улучшить его  навыки управления, обучает отдельным умениям и дает информацию об организации. Наставники, очевидно, способствуют профессиональному развитию людей, которых они поддерживают, и помогают подготовить почву для продвижения их по службе. Но наставничество полезно не только для принимающей стороны; процесс обучения кого-либо навыкам управления часто помогает самому наставнику увидеть свои недочеты и улучшить умения.

И, безусловно, нет никакой замены собственному опыту. После всех лекций менеджерам необходима практика, чтобы применить то, чему они научились, в реальной жизненной ситуации. Потенциальные менеджеры могут приобретать этот опыт различными путями. Например, некоторые новички начинают свою карьеру в малом бизнесе, а не в крупных компаниях, поскольку так они могут получить опыт во многих областях. В то же время крупные корпорации часто направляют новичков для работы в различных отделах с целью расширения их опыта. Это – другой путь получения обширного получения опыта внутри одной организации.

Следует отметить, что к вопросу развития навыков управления нужно подходить комплексно, учитывая все вышеперечисленные способы всесторонне. В этом случае, на наш взгляд, можно говорить о становлении эффективного менеджмента.


Библиографический список
  1. Яцкова О.И. Анализ навыков менеджера по Роберту Кацу на примере McDonald’s Corporation // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4708 (дата обращения: 15.10.2015).


Все статьи автора «Мухина Евгения Ринатовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: