Введение
Удовлетворенность жизнью – одно из базовых понятий позитивной психологии [1, 2]. Неудовлетворенный жизнью человек вряд ли будет чувствовать себя счастливым или переживать какие-либо еще позитивные чувства. Позитивными психологами предлагается ряд способов измерения удовлетворенности жизнью [1]. Один из них – представленная в данной работе Шкала удовлетворенности жизнью. Шкала состоит из пяти утверждений, степень своего согласия с которыми испытуемый должен оценить по семибалльной шкале.
В настоящее время на кафедре общей, возрастной и педагогической психологии (ранее на кафедре общей и практической психологии) Института психологии, педагогики и управления человеческими ресурсами МГГУ им. М.А. Шолохова ведется работа по переводу на русский язык и адаптации некоторых психодиагностических тестов позитивной психологии [3-9]. В рамках этой работы был осуществлен перевод шкалы удовлетворенности жизнью на русский язык [8] и проведено исследование ряда психометрических параметров этой шкалы. Результаты представлены в данной статье. Статистические расчеты проводились с применением программы Statistiсa 6.
Описание шкалы
Название (русскоязычное): «шкала удовлетворенности жизнью» (встречается также вариант «тест на удовлетворенность жизнью» [1, с. 92]).
Что измеряет: степень удовлетворенности жизнью.
Оригинальное название: Satisfaction with Life Scale.
Авторы: E. Diener идр.(University of Illinois) [10-14].
В русскоязычной литературе представлен вариант перевода теста в книге М. Селигмана «Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни» (По утверждениям: 1. Моя жизнь близка к идеальной почти во всех отношениях. 2. Мои домашние условия превосходны. 3. Я полностью удовлетворен жизнью. 4. До сих пор я получал от жизни всё, что мне было необходимо. 5. Если бы я начал жизнь заново, ничего не стал бы менять.) [1, с. 92]), но для адаптации теста нами был сделан собственный оригинальный перевод (представленный ниже).
Инструкция.
Указания: ниже представлены 5 утверждений, с которыми Вы можете согласиться или не согласиться. Используя семиуровневую шкалу, которую Вы видите ниже, укажите Вашу степень согласия с каждым пунктом, записав соответствующее число над линией перед утверждением. Пожалуйста, будьте открытыми и честными в Ваших ответах.
Шкала оценки утверждений:
1. Определенно не согласен
2. Не согласен
3. До определенной степени не согласен
4. Ни то, ни другое
5. До определенной степени согласен
6. Согласен
7. Определенно согласен
Утверждения.
1. В целом моя жизнь близка к идеалу.
2. Условия моей жизни прекрасные.
3. Я удовлетворен жизнью.
4. К настоящему моменту я уже получил от жизни всё, чего хотел.
5. Если я мог прожить жизнь заново, то не изменил бы почти ничего.
(Адаптация теста проводилась с использованием этого варианта перевода.)
Обработка результатов: суммируются баллы по 5 ответам. Результат может варьировать от 5 до 35 баллов.
Количество баллов показывает степень удовлетворенности жизнью.
Разработчики теста рекомендуют следующие оценки степени удовлетворенности жизнью испытуемого в соответствии с набранным им количеством баллов (общий результат): 30-35 баллов — в высшей степени доволен, результат намного выше среднего; 25-29 баллов — очень доволен, результат выше среднего; 20-24 баллов — более-менее доволен, средний результат для взрослого американца; 15-19 баллов — слегка недоволен, результат чуть ниже среднего; 10-14 баллов — недоволен, результат явно ниже среднего; 5-9 баллов — очень недоволен, результат намного ниже среднего. [1, с. 93].
Результаты в других популяциях. Средний результат у пожилых американцев – 28 баллов для мужчин и 26 для женщин, у американских студентов – 23-25 баллов [11]. Средний результат у китайских и восточноевропейских студентов –16-19 баллов. Средний показатель заключенных американских тюрем (мужчин) и пациентов больниц – 12 баллов. Больные, амбулаторно посещающие психологов, – 14-18 баллов. Женщины, подвергшиеся насилию, а также пожилые сиделки – около 21 балла в среднем [1].
Результаты исследования психометрических показателей Шкалы удовлетворенности жизнью на российской выборке
Выборка.
В тестовом исследовании по данной шкале приняли участие 357 человек в возрасте от 17 до 66 лет (средний возраст 26,56±0,48 года). 91 мужчина и 266 женщин. Ретестовое исследование проводилось через 1,5 месяца после тестового. Было исследовано 72 человека в возрасте от 17 до 59 лет (средний возраст 26,79±1,21 года) из ранее опрошенных в ходе тестового исследования, 15 мужчин и 57 женщин. В качестве испытуемых выступали студенты и преподаватели МГГУ им. М.А. Шолохова, а также студенты других вузов г. Москвы и работники предприятий г. Москвы различного профиля. Тестовая и ретестовая выборки по показателям пола (критерий Фишера [угловое преобразование]; p>0,05) и возраста (критерий Манна-Уитни; p>0,05) были статистически однородными.
Распределения.
Распределения результатов по отдельным утверждениям (по каждому из пяти утверждений) не были нормальными (критерий Шапиро-Вилка для p на уровне 0,05) ни для результатов теста, ни для результатов ретеста. Для интегрального показателя для теста распределение не было нормальным (критерий Шапиро-Вилка для p на уровне 0,05), для интегрального показателя ретеста распределение было нормальным (различий между эмпирическим распределением и ожидаемым нормальным распределением выявлено не было, критерий Шапиро-Вилка на уровне 0,05 [p=0,1]). Учитывая отсутствие нормальных распределений по большинству изучавшихся показателей, предпочтение при статистической обработке отдавалось непараметрическим методам.
Полученные результаты.
Тест. Результаты представлены в Таблице 1.
Таблица 1. Результаты по тестовой выборке.
Утверждение |
Среднее |
Стандартная ошибка среднего |
Минимум по выборке |
Максимум по выборке |
1 |
4,16 |
0,086 |
1 |
7 |
2 |
4,58 |
0,083 |
1 |
7 |
3 |
4,91 |
0,082 |
1 |
7 |
4 |
2,79 |
0,085 |
1 |
7 |
5 |
4,04 |
0,104 |
1 |
7 |
Сумма |
20,48 |
0,321 |
5 |
34 |
Средняя сумма баллов для женщин 20,35±0,38, для мужчин 20,80±0,60.
Ретест. Результаты представлены в Таблице 2.
Таблица 2. Результаты по ретестовой выборке.
Утверждение |
Среднее |
Стандартная ошибка среднего |
Минимум по выборке |
Максимум по выборке |
1 |
4,10 |
0,180 |
1 |
7 |
2 |
4,76 |
0,172 |
1 |
7 |
3 |
4,92 |
0,168 |
1 |
7 |
4 |
3,21 |
0,215 |
1 |
7 |
5 |
4,11 |
0,218 |
1 |
7 |
Сумма |
21,10 |
0,642 |
10 |
31 |
Для ретеста средняя сумма баллов для женщин 21,53±0,68, для мужчин 19,47±1,68.
Таким образом, средние показатели по тесту и ретесту для русскоязычной выборки попадают в диапазон «более-менее доволен» (20-24 балла).
Полученные результаты показывают для теста и ретеста наличие в выборке всех вариантов ответа по каждому утверждению.
Ретестовая надежность.
Для проверки ретестовой надежности шкалы и ее параметров были рассчитаны корреляции (метод Спирмена, p<0,05) между показателями теста и ретеста для всех показателей.
Корреляции между результатами теста и ретеста для отдельных пунктов шкалы.
Пункт 1. R=0,40, p=0,0004.
Пункт 2. R=0,50, p=0,000007.
Пункт 3. R=0,49, p=0,00001.
Пункт 4. R=0,43, p=0,0001.
Пункт 5. R=0,50, p=0,000007.
Сумма баллов. R=0,64, p<0,0000001
Таким образом, для всех пунктов шкалы и для суммарного показателя обнаружены статистически значимые положительные корреляции между результатами теста и ретеста. Ретестовая надежность шкалы высокая.
Внутренняя согласованность интегральных показателей шкалы.
Корреляции между вопросами, а также между вопросами и интегральным показателем шкалы (метод Спирмена, p<0,05). Для тестового исследования. Результаты представлены в Таблице 3.
Таблица 3. Корреляции между пунктами шкалы, а также между пунктами и интегральным показателем. Результаты по тестовой выборке.
Корреляция между показателями |
Коэффициент корреляции (R) |
p-level |
|
Пункт 1 | Пункт 2 |
0,60 |
<0,0000001 |
Пункт 1 | Пункт 3 |
0,55 |
<0,0000001 |
Пункт 1 | Пункт 4 |
0,37 |
<0,0000001 |
Пункт 1 | Пункт 5 |
0,41 |
<0,0000001 |
Пункт 1 | Сумма |
0,79 |
<0,0000001 |
Пункт 2 | Пункт 1 |
0,60 |
<0,0000001 |
Пункт 2 | Пункт 3 |
0,68 |
<0,0000001 |
Пункт 2 | Пункт 4 |
0,28 |
<0,0000001 |
Пункт 2 | Пункт 5 |
0,37 |
<0,0000001 |
Пункт 2 | Сумма |
0,78 |
<0,0000001 |
Пункт 3 | Пункт 1 |
0,55 |
<0,0000001 |
Пункт 3 | Пункт 2 |
0,68 |
<0,0000001 |
Пункт 3 | Пункт 4 |
0,28 |
<0,0000001 |
Пункт 3 | Пункт 5 |
0,42 |
<0,0000001 |
Пункт 3 | Сумма |
0,78 |
<0,0000001 |
Пункт 4 | Пункт 1 |
0,37 |
<0,0000001 |
Пункт 4 | Пункт 2 |
0,28 |
<0,0000001 |
Пункт 4 | Пункт 3 |
0,28 |
<0,0000001 |
Пункт 4 | Пункт 5 |
0,23 |
0,00001 |
Пункт 4 | Сумма |
0,58 |
<0,0000001 |
Пункт 5 | Пункт 1 |
0,41 |
<0,0000001 |
Пункт 5 | Пункт 2 |
0,37 |
<0,0000001 |
Пункт 5 | Пункт 3 |
0,42 |
<0,0000001 |
Пункт 5 | Пункт 4 |
0,23 |
0,00001 |
Пункт 5 | Сумма |
0,69 |
<0,0000001 |
Сумма | Пункт 1 |
0,79 |
<0,0000001 |
Сумма | Пункт 2 |
0,78 |
<0,0000001 |
Сумма | Пункт 3 |
0,78 |
<0,0000001 |
Сумма | Пункт 4 |
0,58 |
<0,0000001 |
Сумма | Пункт 5 |
0,69 |
<0,0000001 |
Таким образом, между всеми параметрами шкалы обнаружены статистически значимые положительные корреляции.
Полученные результаты показывают хорошую корреляционную согласованность пунктов шкалы и взаимосвязь интегрального показателя шкалы со всеми ее пунктами.
Внутренняя согласованность по Кронбаху (α, для тестового исследования, по всем пунктам шкалы) составила 0,7746. Такой уровень внутренней согласованности может оцениваться как «достаточный» (>0,7).
Был проанализирован также ряд других показателей внутренней согласованности шкалы (по результатам тестового исследования): корреляции между результатами по пункту и общей суммарной шкалой без учета соответствующего пункта; уровень взаимосвязи между пунктом и другими пунктами (квадрат множественной регрессии); внутренняя непротиворечивость шкалы (коэффициент альфа), если соответствующий пункт будет удален. Результаты представлены в Таблице 4.
Таблица 4. Показатели внутренней согласованности шкалы.
I |
II |
III |
IV |
1 |
0,66 |
0,462 |
0,695 |
2 |
0,66 |
0,547 |
0,698 |
3 |
0,65 |
0,511 |
0,699 |
4 |
0,36 |
0,140 |
0,792 |
5 |
0,46 |
0,222 |
0,773 |
I – Пункт шкалы.
II – Корреляция между результатами по пункту и общей суммарной шкалой без учета соответствующего пункта.
III – Уровень взаимосвязи между пунктом и другими пунктами (квадрат множественной регрессии).
IV – Внутренняя непротиворечивость шкалы (коэффициент альфа Кронбаха), если соответствующий пункт будет удален.
Как видно из таблицы, корреляции между результатами по пункту и общей суммарной шкалой (без соответствующего пункта) – достаточно высокие для всех пунктов (минимальная – для пункта 4, r = 0,36), положительные для всех пунктов. Уровни взаимосвязи между пунктом и другими пунктами (квадрат множественной регрессии) – достаточно высокие для всех пунктов (за исключением пункта 4 – 0,14). Внутренняя непротиворечивость шкалы (коэффициент альфа Кронбаха), если соответствующий пункт будет удален, – достаточно «хорошая» для всех пунктов, однако при удалении пунктов 1, 2 и 3 наблюдается некоторое понижение согласованности по сравнению с показателем для всех 5 пунктов, а при удалении пункта 4 – некоторое повышение согласованности. При удалении пункта 5 наблюдается крайне незначительное (практически ничтожное) понижение. То есть, пункт 4 влияет на согласованность шкалы негативно (хотя изменения показателя крайне незначительны). Можно резюмировать, что все пункты шкалы согласованы, однако пункт 4 согласован/взаимосвязан с другими пунктами несколько хуже остальных.
В целом Шкала удовлетворенности жизнью обладает достаточно хорошей внутренней согласованностью.
Анализ «близости» пунктов шкалы.
Проведенный факторный анализ (метод главных компонент без вращения) для результатов тестового исследования позволил выделить 1 фактор (рассматривались пункты, для которых факторные нагрузки по абсолютному значению больше 0,7), который объединил пункты 1, 2 и 3 (факторные нагрузки для этих пунктов были более 0,8 по абсолютному значению, знак показателя факторной нагрузки был для всех 3-х пунктов одинаков). Этот фактор можно условно обозначить, как удовлетворенность жизнью с акцентом на настоящее.
Проведенный кластерный анализ (метод Евклидовых расстояний) (также для результатов тестового исследования) показал близость ответов по пунктам 1, 2 и 3. Наиболее «отстоит» от других пунктов пункт 4. Этот результат подтверждает данные факторного анализа.
Таким образом, шкала, несмотря на наличие всего 5-ти пунктов, имеет определенный потенциал для разработки на ее основе дополнительных субшкал.
Валидность шкалы.
Проверка валидности теста проводилась с помощью корреляционного анализа (метод Спирмена) со сходными и противоположными по смыслу показателями (по результатам тестового исследования).
В качестве «сходного» параметра был выбран уровень субъективного благополучия по Шкале субъективного счастья С. Любомирски и Х. Леппер [5, 15]. Результаты анализа представлены в Таблице 5.
Таблица 5. Корреляции со «сходным» параметром. По результатам тестового исследования.
Корреляция с уровнем субъективного благополучия для пункта |
R |
p-level |
Наличие значимой положительной корреляции |
1 |
0,40 |
<0,0000001 |
+ |
2 |
0,37 |
<0,0000001 |
+ |
3 |
0,44 |
<0,0000001 |
+ |
4 |
0,24 |
0,000006 |
+ |
5 |
0,33 |
<0,0000001 |
+ |
Для суммы баллов |
0,47 |
<0,0000001 |
+ |
Таким образом, для всех пунктов шкалы и для интегрального показателя шкалы удовлетворенности жизнью были выявлены значимые положительные корреляции со сходным параметром (в качестве которого использовался уровень субъективного благополучия по шкале С. Любомирски и Х. Леппер) (по результатам тестового исследования). Наименьшая корреляция наблюдается для пункта 4, наибольшая – для пункта 3.
В качестве «противоположного» показателя использовался уровень депрессии по тесту А. Бека [16]. Результаты анализа представлены в Таблице 6.
Таблица 6. Корреляции с «противоположным» параметром. По результатам тестового исследования.
Корреляция с уровнем депрессии по Беку для пункта |
R |
p-level |
Наличие значимой отрицательной корреляции |
1 |
-0,29 |
<0,0000001 |
+ |
2 |
-0,26 |
0,000001 |
+ |
3 |
-0,35 |
<0,0000001 |
+ |
4 |
-0,16 |
0,0027 |
+ |
5 |
-0,18 |
0,0008 |
+ |
Для суммы баллов |
-0,33 |
<0,0000001 |
+ |
Все исследовавшиеся корреляции с уровнем депрессии оказались отрицательными, статистически значимыми. Для пунктов 4, 5 корреляции слабее, чем для пунктов 1, 2, 3 и интегрального показателя.
Таким образом, что в ходе проведенного исследования были выявлены значимые прямые корреляции между интегральным показателем шкалы удовлетворенности жизнью и уровнем субъективного благополучия (сходным параметром). Были также обнаружены статистически значимые обратные корреляции между интегральным показателем теста и уровнем депрессии по тесту Бека (противопоставленным параметром). Даже для отдельных пунктов шкалы также были обнаружены значимые положительные корреляции со сходным и значимые отрицательные корреляции с противопоставленным параметрами. Полученные результаты свидетельствуют о высоком уровне валидности шкалы.
Дополнительно был проведен анализ гендерных различий (по результатам тестового исследования) для всех пунктов шкалы удовлетворенности жизнью и её суммарного показателя (критерий Манна-Уитни, p<0,05). Гендерные различия обнаружены не были. Таким образом, ни отдельные пункты изучавшейся шкалы, ни ее суммарный показатель гендерной специфичностью не обладают.
В целом, результаты проведенного исследования обнаружили высокую ретестовую надежность русскоязычной версии шкалы удовлетворенности жизнью, её хорошую внутреннюю согласованность, показали её валидность. Представленный вариант шкалы может быть использован при работе с русскоязычными испытуемыми в научных психологических исследованиях, а также в работе психологов-практиков и психотерапевтов, ориентированных на позитивную психологию и методы развития личностного потенциала.
Библиографический список
- Селигман М.Э.П. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни. – М.: «София», 2006. – 368 с.
- Селигман М.Э.П. В поисках счастья. Как получать удовольствие каждый день. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. – 320 с.
- Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Русскоязычная версия шкалы надежды Ч.Р. Снайдера. Современные научные исследования и инновации. 2014. № 7 (39). С. 245-248.
- Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы надежды Ч.Р. Снайдера. Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9-2 (41). С. 92-98.
- Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семёнов Д.В. Некоторые психометрические показатели русскоязычного варианта шкалы субъективного счастья С. Любомирски и Х. Леппер. Гуманитарные научные исследования. 2014. № 7 (35). С. 136-139.
- Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семёнов Д.В. Некоторые психометрические показатели русскоязычной версии эмоционального теста М. Фордайса. Психология, социология и педагогика. 2014. № 7 (34). С. 56-60.
- Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы чувства благодарности. Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 3. С. 23-30.
- Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психодиагностические тесты позитивной психологии. Учебно-методическое пособие. М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. – 8 с.
- Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Методики позитивной психологии. Учебно-методическое пособие. М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. – 8 с.
- Diener, E., Emmons, R.A., Larson, R.J., &Griffin, S. (1985). The satisfaction with life scale. Journal of Personality Assessment, 49, 71-75.
- Pavot, W., & Diener, E. (1993). Review of the Satisfaction with Life Scale. Psychological Assessment, 5, 164-172.
- Pavot, W. G., Diener, E., Colvin, C. R., & Sandvik, E. (1991). Further validation of the Satisfaction with Life Scale: Evidence for the cross-method convergence of well-being measures. Journal of Personality Assessment, 57, 149-161.
- http://www.ppc.sas.upenn.edu/ppquestionnaires.htm#SLS
- http://www.ppc.sas.upenn.edu/lifesatisfactionscale.pdf
- Lyubomirsky S., Lepper H. S. (1999). A measure of subjective happiness: Preliminary reliability and construct validation. Social Indicators Research, 46(2), 137-155.
- http://www.psycabi.net/testy/592-shkala-test-oprosnik-depressii-beka-kognitivnaya-terapiya-beka-ili-kak-vyjti-iz-depressii