В данной статье представлено описание программы коррекции страхов у подростков с заиканием, госпитализированных в Саратовскую областную клиническую больницу.
Общеизвестно, что многофакторная обусловленность заикания, наличие в его клинической картине дезорганизации системы отношений личности, изменения в коммуникативной сфере определяют сложность этой проблемы и требуют комплексного психолого-педагогического подхода к ее анализу и решению.
Комплексный подход к преодолению заикания характеризуется двумя аспектами: 1) сочетанием коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на развитие всех сторон речи, моторной сферы, психических процессов, на развитие личности и оздоровление организма; 2) системой четко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия различных специалистов – врача, логопеда, психолога, воспитателя, логоритмиста, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию.
Перед госпитализацией в Саратовскую областную детскую клиническую больницу дети проходят предварительную консультацию, во время которой детям с диагнозом «заикание средней степени, постоянное течение» и «заикание тяжелой степени, постоянное рецидивирующее течение» рекомендуют специальный охранительный режим речи в течение 10-14 дней и особый распорядок дня, предполагающий плавный переход от одного вида деятельности к другому, а также мягкое преодоление негативных установок ребенка. Также исключаются яркие впечатления и те жизненные ситуации, которые могут волновать подростка и побуждать к речевой активности. Речевое общение с родителями, персоналом и другими детьми ограничивается
На основе анализа и обобщения исследований Л.З. Арутюнян, Л.И. Беляковой, М.И. Буянова, А.И. Захарова, Б.Д. Карвасарского, Л.Я. Миссуловина, И.А. Поваровой, Е.Е. Шевцовой, В.М. Шкловского и др., посвященных логопедической работе с заикающимися подростками, мы разработали программу психокоррекции страха речи у подростков с заиканием с учетом комплексного подхода, предполагающего решение следующих задач: формирование навыка плавной речи; воздействие на личность заикающегося; профилактика рецидивов и хронификации заикания.
Следует отметить, что для эффективной коррекции нарушений необходимо участие заикающихся в групповой и индивидуальной работе. Учитывая тревожность, неуверенность в себе, отказ от речевого общения, мы провели несколько индивидуальных занятий с заикающимися подростками. При установлении доверительного контакта дети были включены в групповые занятия. В группе дети чувствуют эмоциональную поддержку со стороны сверстников, становятся более свободными в выражении позитивных и негативных эмоций.
Участие членов семьи в групповых занятиях способствует лучшему пониманию ими своего ребенка, поскольку ни в чем другом подросток не раскрывается так, как в ситуациях, моделируемых в группе, где отрабатываются навыки общения, рационализируются и преодолеваются страхи, формируется культура общения.
Формирование группы идет по мере поступления детей в стационар, количественный состав группы – 2-4 пары, с целью получения рекомендаций по проведению занятий в домашних условиях с детьми занятия посещает кто-то из родителей.
Цикл состоит из 10 занятий продолжительностью от 20 до 40 минут. Занятия проводятся во время нахождения ребенка в стационаре 2-3 раза в год. Противопоказаниями для посещения групп являются умственная отсталость, тяжелые формы заикания, психотические состояния.
Цель программы заключается в коррекции страхов, развитии позитивного самовосприятия; активации общения. В задачи программы входит активизация работы органов артикуляции и дыхания; формирование навыков слитной, плавной, выразительной речи; выявление страхов; повышение уверенности в себе и своих силах; развитие навыков коллективной работы; отреагирование страхов; снятие физического и психического напряжения; развитие умения выражать свои эмоции; обучение приемам саморегуляции психического состояния.
Диагностический блок программы нацелен на выявление страхов у заикающихся подростков. Установочный блок предполагает создание положительного отношения в группе, семье. Коррекционный блок предполагает отреагирование страхов, снятие физического и психического напряжения. Блок оценки эффективности коррекционных мероприятий предполагает отслеживание динамики позитивных изменений.
Рассмотрим основные методы коррекционной работы. Игротерапия используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности, повышения уверенности в себе, снижения страхов. Сказкотерапия представляет собой психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям и символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов. Смехотерапия позволяет создать непринужденную, радостную атмосферы в группе; релаксационные упражнения, позволяющие ослабить или предупредить формирование вторичных невротических расстройств, тревожности у детей. Функциональная музыка, успокаивающая и восстанавливающая, способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание. Развитие координации общей, тонкой и артикуляционной моторики, формирование чувства темпоритма речевых и неречевых движений способствует нормализации состояния моторных функций заикающихся.
В ходе логопедической ритмики, направленной на развитие ритмических движений и создание позитивного настроя, использовались разнообразные двигательные упражнения, выполняемые в определенной последовательности: ритмическая разминка; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения для развития чувства темпа и ритма; упражнения на развитие координации речи с движением; пение; игра. В конце каждого занятия проводилось закрепление полученных навыков и давалось домашнее задание.
Работа по формированию речевого дыхания включала в себя следующие этапы: расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата; формирование длительного фонационного выдоха; формирование речевого выдоха. Дыхательные упражнения организовывались так, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха. Работа над голосом предполагала развитие силы и динамического диапазона голоса; формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения; развитие мелодических характеристик голоса.
Речь заикающихся подростков характеризуется интонационной незавершенностью окончания фразы, нарушениями синтагматического ударения внутри фразы, отсутствием паузы в конце синтагм и фраз, в целом их речь интонационно обеднена, поэтому возникает необходимость нормализации просодической стороны речи: развитие интонационной выразительности; нормализацию процесса речевого паузирования; формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров синтагм и фраз.
В комплексной психолого-педагогической коррекции речи заикающихся выделяются несколько постепенно усложняющихся этапов развития планирующей функции речи, которая осуществляется на материале сопряженной, отраженной, ответно-вопросной, спонтанной формах речи, а также в пересказе и рассказе.
В ходе проведения коррекционной работы нами были отмечены трудности при взаимодействии с детьми с тяжелой степенью заикания. В связи с тем, что подростки, впервые поступившие на лечение в Саратовскую областную детскую клиническую больницу, отказывались вступать в контакт как с персоналом, так и с ровесниками, первые занятия с ними проводились индивидуально, и только на третьем-четвертом занятии удавалось ввести этих детей в группу. Поэтому параллельно с психокоррекционной работой проводилась работа психотерапевта, которая предполагала создание особого положительного эмоционального фона окружающей обстановки.