ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ У ПОДРОСТКОВ С ЗАИКАНИЕМ

Бурмистрова Елена Дмитриевна1, Шипова Лариса Валентиновна2
1Областная детская клиническая больница г. Саратова, логопед
2Саратовский государственный университет, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой специальной психологии-

Аннотация
В статье представлена программа коррекции страхов у заикающихся подростков. Определены цель и задачи коррекционной программы, рассматриваются основные методы, применяемые на коррекционных занятиях. Проводится анализ психолого-педагогических условий проведения коррекционной работы.

Ключевые слова: заикание, коррекция., нарушения речи, подросток, страхи


PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CORRECTION OF FEARS AT TEENAGERS WITH STUTTER

Burmistrova Elena Dmitriyevna1, Shipova Larisa Valentinovna2
1Regional Children's Clinical Hospital of Saratov, logopedist
2Saratov State University, PhD in Psychological Science, Assistant Professor, Department chair of special psychology

Abstract
The program of correction of fears at the stammering teenagers is presented in article. The purpose and tasks of the correctional program are defined, the main methods applied on correctional occupations are considered. The analysis of psychology and pedagogical conditions of carrying out correctional work is carried out.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Бурмистрова Е.Д., Шипова Л.В. Психолого-педагогическая коррекция страхов у подростков с заиканием // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/10/12868 (дата обращения: 21.02.2024).

В данной статье представлено описание программы коррекции страхов у подростков с заиканием, госпитализированных в Саратовскую областную клиническую больницу.

Общеизвестно, что многофакторная обусловленность заикания, наличие в его клинической картине дезорганизации системы отношений личности, изменения в коммуникативной сфере определяют сложность этой проблемы и требуют комплексного психолого-педагогического подхода к ее анализу и решению.

Комплексный подход к преодолению заикания характеризуется двумя аспектами: 1) сочетанием коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на развитие всех сторон речи, моторной сферы, психических процессов, на развитие личности и оздоровление организма; 2) системой четко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия различных специалистов – врача, логопеда, психолога, воспитателя, логоритмиста, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию.

Перед госпитализацией в Саратовскую областную детскую клиническую больницу дети проходят предварительную консультацию, во время которой  детям с диагнозом «заикание средней степени, постоянное течение» и «заикание тяжелой степени, постоянное рецидивирующее течение» рекомендуют специальный охранительный режим речи в течение 10-14 дней и особый распорядок дня, предполагающий плавный переход от одного вида деятельности к другому, а также мягкое преодоление негативных установок ребенка. Также исключаются яркие впечатления и те жизненные ситуации, которые могут волновать подростка и побуждать к речевой активности. Речевое общение с родителями, персоналом и другими детьми ограничивается

На основе анализа и обобщения исследований Л.З. Арутюнян, Л.И. Беляковой, М.И. Буянова, А.И. Захарова, Б.Д. Карвасарского, Л.Я. Миссуловина, И.А. Поваровой, Е.Е. Шевцовой, В.М. Шкловского и др., посвященных логопедической работе с заикающимися подростками, мы разработали программу психокоррекции страха речи у подростков с заиканием с учетом комплексного подхода, предполагающего решение следующих задач: формирование навыка плавной речи; воздействие на личность заикающегося; профилактика рецидивов и хронификации заикания.

Следует отметить, что для эффективной коррекции нарушений необходимо участие заикающихся в групповой и индивидуальной работе. Учитывая тревожность, неуверенность в себе, отказ от речевого общения, мы провели несколько индивидуальных занятий с заикающимися подростками. При установлении доверительного контакта дети были включены в групповые занятия. В группе дети чувствуют эмоциональную поддержку со стороны сверстников, становятся более свободными в выражении позитивных и негативных эмоций.

Участие членов семьи в групповых занятиях способствует лучшему пониманию ими своего ребенка, поскольку ни в чем другом подросток не раскрывается так, как в ситуациях, моделируемых в группе, где отрабатываются навыки общения, рационализируются и преодолеваются страхи, формируется культура общения.

Формирование группы идет по мере поступления детей в стационар, количественный состав группы – 2-4 пары, с целью получения рекомендаций по проведению занятий в домашних условиях с детьми занятия посещает кто-то из родителей.

Цикл состоит из 10 занятий продолжительностью от 20 до 40 минут. Занятия проводятся во время нахождения ребенка в стационаре 2-3 раза в год. Противопоказаниями для посещения групп являются умственная отсталость, тяжелые формы заикания, психотические состояния.

Цель программы заключается в коррекции страхов, развитии позитивного самовосприятия; активации общения. В задачи программы входит активизация работы органов артикуляции и дыхания; формирование навыков слитной, плавной, выразительной речи; выявление страхов; повышение уверенности в себе и своих силах; развитие навыков коллективной работы; отреагирование страхов; снятие физического и психического напряжения; развитие умения выражать свои эмоции; обучение приемам саморегуляции психического состояния.

Диагностический блок программы нацелен на выявление страхов у заикающихся подростков. Установочный блок предполагает создание положительного отношения в группе, семье. Коррекционный блок предполагает отреагирование страхов, снятие физического и психического напряжения. Блок оценки эффективности коррекционных мероприятий предполагает отслеживание динамики позитивных изменений.

Рассмотрим основные методы коррекционной работы. Игротерапия используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности, повышения уверенности в себе, снижения страхов. Сказкотерапия представляет собой психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям и символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов. Смехотерапия позволяет создать непринужденную, радостную атмосферы в группе; релаксационные упражнения, позволяющие ослабить или предупредить формирование вторичных невротических расстройств, тревожности у детей. Функциональная музыка, успокаивающая и восстанавливающая, способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание. Развитие координации общей, тонкой и артикуляционной моторики, формирование чувства темпоритма речевых и неречевых движений способствует нормализации состояния моторных функций заикающихся.

В ходе логопедической ритмики, направленной на развитие ритмических движений и создание позитивного настроя, использовались разнообразные двигательные упражнения, выполняемые в определенной последовательности: ритмическая разминка; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения для развития чувства темпа и ритма; упражнения на развитие координации речи с движением; пение; игра. В конце каждого занятия проводилось закрепление полученных навыков и давалось домашнее задание.

Работа по формированию речевого дыхания включала в себя следующие этапы: расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата; формирование длительного фонационного выдоха; формирование речевого выдоха. Дыхательные упражнения организовывались так, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха. Работа над голосом предполагала развитие силы и динамического диапазона голоса; формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения; развитие мелодических характеристик голоса.

Речь заикающихся подростков характеризуется интонационной незавершенностью окончания фразы, нарушениями синтагматического ударения внутри фразы, отсутствием паузы в конце синтагм и фраз, в целом их речь интонационно обеднена, поэтому возникает необходимость нормализации просодической стороны речи: развитие интонационной выразительности; нормализацию процесса речевого паузирования; формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров синтагм и фраз.

В комплексной психолого-педагогической коррекции речи заикающихся выделяются несколько постепенно усложняющихся этапов развития планирующей функции речи, которая осуществляется на материале сопряженной, отраженной, ответно-вопросной, спонтанной формах речи, а также в пересказе и рассказе.

В ходе проведения коррекционной работы нами были отмечены трудности при взаимодействии с детьми с тяжелой степенью заикания. В связи с тем, что подростки, впервые поступившие на лечение в Саратовскую областную детскую клиническую больницу, отказывались вступать в контакт как с персоналом, так и с ровесниками, первые занятия с ними проводились индивидуально, и только на третьем-четвертом занятии удавалось ввести этих детей в группу. Поэтому параллельно с психокоррекционной работой проводилась работа психотерапевта, которая предполагала создание особого положительного эмоционального фона окружающей обстановки.



Все статьи автора «Шипова Лариса Валентиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: