СИММЕТРИЯ И МОРФОЛОГИЯ ЭПИГРАФИКИ ПИКТОВ

Меньшикова Анна Андреевна
Национальный исследовательский Томский государственный университет
аспирант кафедры русской и зарубежной литературы

Аннотация
Данная статья посвящена изучению пиктской эпиграфики, ее описанию, морфологическому анализу. Актуальность изучения пиктского языка связана с проблемой его идентификации и расшифровки. До сих пор не удается безоговорочно интерпретировать пиктские надписи. В основе пиктской эпиграфики лежит симметричность элементов, влияние различных источников и аспектов. Представлена типология основ и аффиксов.

Ключевые слова: аффиксы, морфология и фонетика, основы слов, пиктские надписи, пикты, расшифровка и интерпретация, симметрия, эпиграфика


SYMMETRY AND MORPHOLOGY OF THE PICTS’ EPIGRAPHIC SIGNS

Menshikova Anna Andreevna
National Research Tomsk State University
Postgraduate Student of the Russian and Foreign Literature Department

Abstract
The article covers the Picts’ epigraphic signs and their morphemic analysis. They are neither identified, nor decoded, but endure the influence of different sources and cultures. Symmetry is the basis of the Picts’ inscriptions. Typology of the inscriptions is stated according to the base of word and its affixes.

Keywords: affixes, base of word, decoding and interpretation, epigraphic, morphology and phonetics, Picts, Picts’ inscriptions, symmetry


Рубрика: Филология

Библиографическая ссылка на статью:
Меньшикова А.А. Симметрия и морфология эпиграфики пиктов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/10/12837 (дата обращения: 24.02.2024).

Исследование надписей и языка пиктов является наиболее богатой дискуссиями областью историко-филологических наук. Надписи пиктов не поддаются безоговорочной расшифровки и классификации в соответствии с типологией языков.

В основе пиксткой эпиграфики лежит принцип симметрии двух элементов – знаков (букв). Удвоение знаков отражает сознательную «художественную» обработку и аналитический подход к письменной традиции. Симметричность знаков и синтаксическая нерасчлененность надписей говорит об образно-символическом значении текста, заложенного в нем принципа метрической поэзии и «плетения» элементов на семиотическом уровне.

В огамических надписях ось написания знаков также делит пространство симметрично. В огамических пиктских надписях симметрия выполняет семантическую функцию. В зависимости от деформации симметрии расположения знаков относительно линии основы определяется буква.

Принципу симметрии соответствуют также синтаксические отрывки – двусоставные словосочетания, и морфологический строй – двусложные слова.

Выделяется два вида пиктских надписей:

- обособленные слова понятия (имена существительные, символические надписи);

- фразы, сообщения, информативные предложения.

Я бы сказала, что пиктские надписи выражают особый тип синтаксической связи слов и словосочетаний, обращенный к целостному тексту и выводимый из него. Удвоение знаков – это своего рода нарратив надписей.

Ключ к интерпретации пиктских надписей следует искать на границе символизма, традиции, лексики и семиотики. Эта эпиграфика не соответствует нашему современному пониманию языка и его состояния.

Не следует обобщать приписываемые разным источникам черты пиктского языка и бескомпромиссно приписывать их типологии. В пиктских надписях следует разграничить элементы, относящиеся к разным культурам (источникам), вызывающим дискуссию о происхождении и принадлежности этих знаков:

  1. Аутентичный элемент
  2. Влияние христианства
  3. Кельтский элемент

Аутентичный элемент охватывает три аспекта:

  1. фонетику;
  2. лексику;
  3. семантику.

Фонетика языка пиктских надписей обнаруживает тенденцию к исчезновению носовых сонорных согласных. Различные звуки передает ограниченное число знаков. В пиктских надписях отсутствует знак, соответствующий букве G.

Наличие письменной традиции, связанной с латинским письмом, начертание надписей на камнях свидетельствует о сложившемся аналитическом взгляде. Пиктские надписи нельзя читать линейно. Синтаксические особенности надписей позволяют восстановить скрывающиеся за ними сюжеты.

Лексическая преемственность пикт. crroccs [1] (ср. совр. англ. сross – «крест») позволяет установить денотативное значение некоторых пиктских надписей, однако абстрактность понятия возвращает нас к графическому анализу и семиотической плоскости исследования. В надписи мы видим, как одно узнаваемое слово «крест» обозначает целый знак, т. е. представляет собой транслитерацию латинским алфавитом огамический знак креста Х или обозначает пересечение знаков по осевой линии.

Симметрия в надписи «крест» crroccs указывает на последовательность согласных. В корне наблюдается количественное чередование согласных.

Тот же графический элемент симметричных вариаций мы наблюдаем в другой фразе: …vvcerroccs.

Варианты crroccs и crroscc указывают на отсутствие орфографических правил в нашем понимании.

Надпись crroccs [1] показывает, что удвоение согласных происходит не только перед кратким гласным. Удвоение согласных происходит преимущественно в исторической основе слов.

Элемент –maq(q)- не обязательно должен обозначать существительное «сын» или указывать на родственные отношения. Он вполне мог служить предлогом или обозначать связь, идею принадлежности, синтаксической связи.

Симметрия в пиктских надписях выражает символическое и семантическое (лексико-семантическое) значение. Удвоение согласных сближает традицию пиктской эпиграфики с «Ormulum».

Буквы соостветсвуют черточкам и количество черточек проецируется на латинскую надпись. Удвоение согласных может обозначать положение знака по обе стороны относительно осевой линии в огамической надписи.

Морфологический анализ пиктских слов затруднен ввиду нерасчлененности лексических единиц. Корни слов сложно обозначить из-за слитного написания фраз. Возможно выделение основы слов и аффиксов (суффикса или суффигированного окончания -r, -s  или -(…)ns).

В зависимости от конечного аффикса пиктские надписи распределяются по следующим типам:

1)   группа именных форм (предположительно), оканчивающаяся на -s или -(…)ns: iratadoarens, bahnrrassudds, bennises, ettecuhetts, …dos и др.

2)   основы, оканчивающиеся на -r: (m)onnorranrr.

В соответствии с особенностью корней и основ выделяются:

1)   группа «облегченных» корней: nehtetri, eddarrnonn, ulucuvute, gedevem и др.;   

2)   надписи с большим «скоплением» согласных (наиболее символический тип, показывает развитие консонантизма): hcsd.t…v.nh.t i… vqrrhmdnhq, rginngchqodtosombs, accffstff ncdtons;

3)   надписи с дифтонгами, испытавшие, по всей вероятности, кельтское влияние: ttlietrenoiddors …uhtuaged.

В пиктских надписях различим морфологический элемент, близкий приставке: i-, in(..)-: ineittemen mats, inehhetestieq…inne. В некоторых случаях заметна аккомодация гласных: ulucuvute, gedevem. Среди трех начертанных знаков -nnn- просматривается элизия гласного: ср. -nonn-/-nnon-. По всей вероятности, фонетические (графические) варианты зависят от окружения. Ср.: irataddoarens и meqqddrroann. В надписях eddarrnonn, iddarqnnnvorrenn…, eddarrnonn… tti… gng.. выделяется одна основа edda(r)-, и ettec(u)- для ettecuhetts, ettecu… и, возможно, ehteconmors. В целом чувствуется упрощение транскрипции, наблюдается повторение отдельных знаков и слогов в разной комбинации. В отличие от кельтской традиции пиктские надписи содержат дифтонги с -i- (-oi-) в малом количестве.

Следует заметить, что морфологические особенности носят типологически системный характер для каждой надписи, т. е. соседствующие гласные присутствуют во всех словах одной надписи, не встречаются произвольно в надписях, изобилующих согласными.

Наблюдается методично повторяющаяся тенденция к образованию открытого слога, выравниванию по модели ta-ta. Диссонанс вводят скопления согласных букв, способствующих членораздельному прочтению и выявлению семантики надписей. В надписях не встречается удвоенных гласных.

Фонетика пиктского языка, принимая во внимание некоторые надписи, близка современным индоевропейским языкам.


Библиографический список
  1. Пиктский язык. URL: https://ru.wikipedia.or g (дата обращения: 06.10.2014).


Все статьи автора «Меньшикова Анна Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: