К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ МЕТОДИК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОЛА ЛИЧНОСТИ

Ситникова Лилия Равильевна
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
студентка 4-го курса ИППСТ (направление «Психолого-педагогическое образование», кафедра Педагогики и педагогической психологии)

Аннотация
В статье рассматривается вопрос о целесообразности использования в психодиагностической практике методик по определению психологического пола личности (или типа гендерной идентичности) в сочетании с применением нейропсихологического теста, основанного на знаниях о структурной функциональности больших полушарий мозга.

Ключевые слова: андрогинность, Гендерная идентичность, маскулинность, нейропсихологический тест, опросник С. Бэм, феминность, функциональность больших полушарий мозга


TO THE QUESTION OF THE USE THE PSYCHODIAGNOSTIC PRACTICE OF METHODS TO DETERMINE PSYCHOLOGICAL GENDER IDENTITY

Sitnikova Lilia Ravilyevna
Udmurt state university
student of the 4th course IPPST (Psychology and Pedagogical Education direction, department of Pedagogics and pedagogical psychology)

Abstract
In article the question of expediency of use in psychodiagnostic practice of techniques by definition of a psychological sex of the personality (or like gender identity) in combination with application of the neuropsychological dough based on knowledge of structural functionality of big hemispheres of a brain is considered.

Keywords: androgyny, femininity, functionality of big hemispheres of a brain, gender identity, neuropsychological test, questionnaire S. Bem


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Ситникова Л.Р. К вопросу об использовании в психодиагностической практике методик по определению психологического пола личности // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/10/12780 (дата обращения: 21.02.2024).

В современном обществе все большее значение приобретает понятие «гендер» как социальный конструкт психологического пола личности. Психологические исследования в контексте гендерного подхода, систематизирующие научные представления о становлении и развитии гендерной идентичности, способствуют как лучшему пониманию закономерностей социального, межличностного взаимодействия, так и формированию принципов эгалитарного сознания в обществе.

В гендерной психологии для обозначения психологического пола личности используются термины «маскулинность», «феминность» и «андрогинность». Большой вклад в понимание психологической составляющей маскулинности и феминности внесла американский психолог Сандра Бэм. В 1974 г. в процессе разработки психодиагностической методики по определению психологического пола (типа гендерной идентичности) человека С. Бэм выделила основные индивидуально-личностные качества, составляющие конструкт маскулинного или феминного типа гендерной идентичности. К феминным качествам принято относить уступчивость, нежность, заботливость, доверчивость, спокойствие и т.п. Типично маскулинными качествами принято считать независимость, напористость, склонность к лидерству, самодостаточность, амбициозность и т.п. Высокая выраженность маскулинных и феминных качеств определяется как андрогинность и рассматривается в контексте соединения в одной личности лучших качеств из маскулинного и феминного типов гендерной идентичности.

Процесс окончательного формирования гендерной идентичности приходится на подростковый возраст, когда происходит половое созревание и формируется характер. Окончательный выбор типа гендерной идентичности – это личное право каждого человека. Но только тогда, когда это сознательный выбор, т.е. когда человек осознает и принимает последствия этого выбора. В подростковом и юношеском возрасте большое влияние на выбор оказывают особенности переходного возраста, как то: конформность по отношению к сверстникам, отторжение авторитета взрослых, стремление к независимости от общественного мнения и стереотипов и т.д.

Опросник С. Бэм состоит из списка качеств и свойств характера, но т.к. результаты этого теста отражают субъективное осознание личностью принадлежности к тому или иному типу гендерной идентичности, то, в некоторых случаях, может иметь место принцип социальной желательности ответов. С данной точки зрения представляется целесообразным для определения типа гендерной идентичности использовать (начиная с подросткового и юношеского возраста) комплекс психодиагностических методик, состоящий из опросника Сандры Бэм (или подобных ему) и проективного нейропсихологического теста, учитывающего асимметрию больших полушарий мозга.

Известно, что у мужчин более развито левое полушарие мозга, отвечающее за логику, а у женщин – правое, эмоциональное. Но это утверждение не может считаться исчерпывающе достоверным, т.к. здесь мы не сделали уточнение о гендерных различиях. С точки зрения гендерной психологии правильнее и логичнее оно будет звучать следующим образом: у маскулинных личностей более развито левое полушарие мозга, отвечающее за логику, а у феминных – правое, эмоциональное. У андрогиников оба полушария функционируют преимущественно равнозначно.

С.А. Васюра, доцент кафедры общей психологии УдГУ, автор более 100 публикаций, в т.ч. учебных пособий и монографий по психологии личности, в учебном пособии по гендерной психологии создала исчерпывающую подборку методик по определению типа гендерной идентичности, психологического пола [1, с. 116-154]. Проведя контент-анализ данных методик, мы можем сделать вывод о том, что подавляющее количество этих психологических тестов основаны на субъективных представлениях испытуемого, перекликающихся с общественными представлениями о гендерных ролях и стереотипах, принятых в конкретном социуме. Помимо этого, данные методики, как опросники, так и некоторые проективные тесты, не предполагают оценки результатов с точки зрения их достоверности (отсутствует так называемая «шкала лжи»).

Также в большинстве данных методик интерпретация результатов предполагает использование в качестве определяющего критерия списка индивидуально-личностных качеств, присущих маскулинному, феминному или андрогинному типу личности, основывающегося на методике С. Бэм. Таким образом, психологические тесты, подобные опроснику С. Бэм, направлены в первую очередь на установление субъективных представлений личности о собственном типе гендерной идентичности и того, насколько они соответствуют принятым в обществе нормам и правилам (гендерным стереотипам).

При проведении гендерных исследований, в т.ч. при определении типа гендерной идентичности (психологического пола) личности необходимо принимать во внимание, что гендерные представления (гендерная схема) складываются не только  исходя из социальных установок, но и в результате биологического развития. По мнению современных ученых, психология является связывающим элементом континуума между социальными науками и биологией. Т.е. на становление и формирование типа гендерной идентичности влияет не только субъективное ощущение человеком своей мужественности либо женственности, но и врожденные морфологические данные. Таким образом, тип гендерной идентичности представляет собой социально-биологический конструкт. Исключив из общего списка внешние признаки мужественности-женственности и т.п., мы увидим соответствие функциональности больших полушарий мозга основным конструктам маскулинности-феминности.

Существует несколько модификаций нейропсихологических тестов, самым распространенным из которых является личностный тест функциональной асимметрии больших полушарий мозга, основанный на связи психомоторных реакций с функциональностью правого и левого полушарий мозга [2]. Функциональная асимметрия человеческого организма проявляется в разных формах поведения, при этом те или иные поведенческие реакции могут строиться по правому или левому типу. Предлагаемый тест позволяет выявить ведущее полушарие. Это является признаком врожденным и, как правило, не меняется до конца жизни.

Методика проведения: после каждого из 4 заданий нужно фиксировать, какой тип реакции проявился – правый или левый. 1 задание: ведущая рука. Если при переплетении пальцев рук (замок) сверху оказывается левый палец (Л), то это связано с эмоциональным общим складом личности, если правый (П) – с аналитическим складом. 2 задание: ведущий глаз. Правый ведущий глаз соответствует твердому, настойчивому, более агрессивному характеру; левый – более мягкому и уступчивому. 3 задание: поза Наполеона. Если при переплетении рук на груди сверху оказывается левая рука, то это указывает на способность к кокетству, правая – на простодушие. Как известно, левая половина тела управляется правым полушарием мозга, и в целом, левые тесты указывают на более эмоциональные черты характера. 4 задание: аплодирование. При совершении ударов правой рукой можно говорить о более решительном характере, левой – о нерешительности, стремлении к полному обоснованию своих поступков, перенос с целей на средства их достижения. Иногда аплодирование осуществляется обеими руками, но и тогда можно определить, какое аплодирование более удобно – правое или левое.

Полная же методика нейропсихологического тестирования состоит из 10 упражнений, также несложных в применении, даже достаточно интересных для испытуемых, в т.ч. подростков [3].

Подводя итоги всему вышесказанному, можно утверждать, что, применяя в психодиагностической практике данную методику в сочетании с опросниками по определению типа гендерной идентичности, можно добиться более достоверных результатов в определении психологического пола личности и в соответствии либо несоответствии психологического пола личности биологическому. Более того, при работе с комплексом психодиагностических методик по определению маскулинности-феминности-андрогинности возможно также выявление качеств и свойств характера, требующих развития или, напротив, нивелирования с целью оптимального для конкретного человека формирования типа гендерной идентичности личности.


Библиографический список
  1. Васюра С.А. Гендерная психология: учеб. пособие. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. – 156 с.
  2. Бруннер Е.Ю. Психология. [Электронный ресурс]: URL:  http://brunner.kgu.edu.ua/index.php (дата обращения 07.07.2015).
  3. Функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга. [Электронный ресурс]. URL: http://bookap.info/genpsy/avtorov_ gendernaya_ psihologiya_ 2009/gl4.shtm (дата обращения: 07.07.2015).
  4. Радина Н.К. Об использовании гендерного анализа в психологических исследованиях // Вопр. психологии, 1999. – № 2. С. 22-27.
  5. Реброва Н. П., Чернышева М. П. Функциональная асимметрия мозга человека и психические процессы. – СПб.: Речь, 2004. – 80 с.


Все статьи автора «Ситникова Лилия Равильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: