БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ: ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Борисенко Ксения Александровна
Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний

Аннотация
В статье говорится о предупредительных (превентивных) мерах, направленных на борьбу с коррупцией в уголовно-исполнительной системе, а также дается авторская позиция по возможному решению имеющихся проблем в данной сфере.

Ключевые слова: коррупция, профилактика., уголовно-исполнительная система


СOUNTERACTION OF CORRUPTION IN THE PENAL SYSTEM: ISSUES OF PREVENTION

Borisenko Ksenia Alexandrovna
Vladimir Law Institute of the FPS of Russia

Abstract
The article deals with precautionary (preventive) measures aimed at combating corruption in the penal system, and given the author's position on a possible solution of the existing problems in this sphere.

Keywords: corruption, prevention., the penal system


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Борисенко К.А. Борьба с коррупцией в уголовно-исполнительной системе: вопросы профилактики и предупреждения // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/10/12761 (дата обращения: 22.02.2024).

«Коррупция – это одна из очень серьезных проблем, которая досталась нам из прошлого» [1], – неоднократно в своих интервью подчеркивал Президент РФ – В.В. Путин. В свою очередь, профилактика и противодействие коррупционным проявлениям в правоохранительной системе является одним из важнейших направлений совершенствования деятельности государства. Указанной проблеме в настоящее время посвящено большое количество научных работ, диссертационных исследований, методических рекомендаций, авторы которых в целях повышения действенности превентивных мер предлагают проведение процедур и мероприятий довольно разнопланового характера: от совершенствования процедуры приёма на службу в ряды правоохранителей до ужесточения уголовной ответственности за совершение служебных, должностных, коррупционных преступлений этой категорией государственных служащих.

Представляется очевидным, что нередко сотрудники правоохранительных органов, в частности пенитенциарный персонал подвержен коррупционной «зараженности», что вызывает не только широкий общественный резонанс, но и выступает, в определенной мере, дестабилизирующим обстановку фактором как в ведомстве, так и обществе в целом.

Во многом, косвенную оценку исполнительности и в целом деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений необходимо производить с учетом дисциплинарной практики. Так, в 2014 году 339 сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) были привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушение законности, 77 из которых были в последствии уволены. Кроме того, в отношении 357 пенитенциарных работников было возбуждено уголовное дело, 101 из которых, предусмотрено ст. ст. 290, 291 УК РФ, что являет собой злободневность и важность борьбы с коррупцией в рядах ведомства. Из данных статистики, следует, что взяточничество, как яркое проявление коррупции обладает признаками устойчивости, имеющей неблагоприятные тенденции, занимая позиции «лидирующей» группы противоправных деяний, совершаемых сотрудниками учреждений и органов УИС.

С учетом предмета исследования, автор отмечает, что особый интерес, к предупреждению преступлений в последние годы вызван объективной необходимостью и практической потребностью повышения эффективности и результативности собственно механизма использования и реализации мер превентивного характера.

В этой связи, актуальность представляет исследование и реализация профилактических мер в сфере борьбы с фактами подкупа-продажности в УИС, а также внесение соответствующих корректив в нормативную базу, общегосударственную и ведомственную политику и правоприменительную практику в данной области.

Отметим, что в систему социальной профилактики коррупционной преступности, наряду с правовым, материально-техническим и информационным обеспечением деятельности, целесообразно включать организационно-управленческую и кадровую работу.

Основными направлениями кадровой работы ведомства следует подразделять по ряду направлений таких как:

  1. Совершенствование комплектования кадров и прохождения службы.
  2. Улучшение воспитательной работы с личным составом.
  3. Совершенствование профессионального образования и подготовки кадров.
  4. Изменение показателей работы правоохранительного органа и др.

Действительно, эффективность превентивных мер, направленных на искоренение коррупции во многом коррелирует с образовательным уровнем и уровнем профессионального мастерства сотрудников, в функциональные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.

Заметим, что в рамках реализации «Плана противодействия коррупции Федеральной службы исполнения наказаний на 2012-2013 годы», утвержденного Приказом ФСИН России от 9 июля 2012 года, пенитенциарным аппаратом был осуществлен ряд мероприятий в данной области, к примеру:

- на постоянной основе осуществляется ознакомление под роспись кандидатов, принимаемых на службу в УИС с общими принципами и этикой служебного поведения государственных служащих;

- ведется правовое просвещение пенитенциарных работников по антикоррупционной тематике, включающее семинары, тренинги, лекции, совещания и иные формы взаимообмена актуальной информацией данного рода;

- осуществляется повышение квалификации специалистов, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.

По мнению автора, последнее из вышеуказанных положений должно иметь наиболее приоритетное значение.

Так, в 2012-2013 гг. в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации 3 сотрудников прошли повышение квалификации по программе «Функции подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений» (далее – дополнительная профессиональная программа). В марте и мае 2012 года на базе Санкт-Петербургского института повышения квалификации работников ФСИН России и Томского филиала Кузбасского института ФСИН России было организовано повышение квалификации 36 секретарей комиссий по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников УИС [2]. Следует отметить, что «Планом противодействия коррупции Федеральной службы исполнения наказаний на 2014-2015 годы» также предусмотрено данное направление деятельности образовательного и просветительского характера, что является, безусловно положительной составляющей общего направления ведомственного механизма борьбы с коррупционными проявлениями.

Поэтому, результатом повышения профессионального уровня пенитенциарного сотрудника с одной стороны, является как, с одной стороны, формирование навыков, умений, стандартов антикоррупционного поведения, рост эффективности осуществляемой антикоррупционной деятельности, повышение уровня как общей культуры, так и культуры служебной, так, с другой стороны, представляется отдельным средством воздействия на причинный комплекс коррупционных проявлений, то есть мероприятием профилактического характера.

При этом, следует отметить, что в соответствии с Распоряжением Президента РФ № 140-рп от 21 мая 2015 года «Об организации в 2015 году повышения квалификации федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции» [3], РАНХиГС проведет дополнительное обучение около 1,5 тысяч государственных служащих по дополнительной профессиональной программе объемом 54 часа. Заметим, что в 2012-2013 годах, общее число обучаемых достигало 3 тысяч, при этом повышение квалификации прошли, к сожалению, только 3 сотрудников пенитенциарного ведомства.

Подводя итог вышесказанному, автор убежден, что выработка правовых рекомендаций, на ведомственном уровне закрепляющих обязательную подготовку каждого пенитенциарного работника, напрямую задействованного в сфере противодействия коррупции, по вышеуказанным направлениям образовательной подготовки позволит ускорить его профессиональную ориентацию и как следствие повысит уровень и эффективность выявления фактов взяточничества и своевременного пресечения совершения преступлений данной группы.


Библиографический список
  1. Интервью Владимира Путина информационному агентству ТАСС / RG.RU – Российская газета. URL : http://www.rg.ru/2014/11/23/stenogramma.html. (дата обращения 02.10.2015).
  2. Исполнение Плана противодействия коррупции Федеральной службы исполнения наказаний на 2012 – 2013 годы / Федеральная служба исполнения наказаний. URL : http://fsin.su/upload/Antikorruptsiya/Normativno-pravovye-dokumenty/Vedomstvennye-dokumenty/ispol%20plana%20kor.doc. (дата обращения 02.10.2015).
  3. Распоряжение Президента РФ № 140-рп от 21 мая 2015 года «Об организации в 2015 году повышения квалификации федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL : http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201505210008?index=0&rangeSize=1.


Все статьи автора «Борисенко Ксения Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: