«Коррупция – это одна из очень серьезных проблем, которая досталась нам из прошлого» [1], – неоднократно в своих интервью подчеркивал Президент РФ – В.В. Путин. В свою очередь, профилактика и противодействие коррупционным проявлениям в правоохранительной системе является одним из важнейших направлений совершенствования деятельности государства. Указанной проблеме в настоящее время посвящено большое количество научных работ, диссертационных исследований, методических рекомендаций, авторы которых в целях повышения действенности превентивных мер предлагают проведение процедур и мероприятий довольно разнопланового характера: от совершенствования процедуры приёма на службу в ряды правоохранителей до ужесточения уголовной ответственности за совершение служебных, должностных, коррупционных преступлений этой категорией государственных служащих.
Представляется очевидным, что нередко сотрудники правоохранительных органов, в частности пенитенциарный персонал подвержен коррупционной «зараженности», что вызывает не только широкий общественный резонанс, но и выступает, в определенной мере, дестабилизирующим обстановку фактором как в ведомстве, так и обществе в целом.
Во многом, косвенную оценку исполнительности и в целом деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений необходимо производить с учетом дисциплинарной практики. Так, в 2014 году 339 сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) были привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушение законности, 77 из которых были в последствии уволены. Кроме того, в отношении 357 пенитенциарных работников было возбуждено уголовное дело, 101 из которых, предусмотрено ст. ст. 290, 291 УК РФ, что являет собой злободневность и важность борьбы с коррупцией в рядах ведомства. Из данных статистики, следует, что взяточничество, как яркое проявление коррупции обладает признаками устойчивости, имеющей неблагоприятные тенденции, занимая позиции «лидирующей» группы противоправных деяний, совершаемых сотрудниками учреждений и органов УИС.
С учетом предмета исследования, автор отмечает, что особый интерес, к предупреждению преступлений в последние годы вызван объективной необходимостью и практической потребностью повышения эффективности и результативности собственно механизма использования и реализации мер превентивного характера.
В этой связи, актуальность представляет исследование и реализация профилактических мер в сфере борьбы с фактами подкупа-продажности в УИС, а также внесение соответствующих корректив в нормативную базу, общегосударственную и ведомственную политику и правоприменительную практику в данной области.
Отметим, что в систему социальной профилактики коррупционной преступности, наряду с правовым, материально-техническим и информационным обеспечением деятельности, целесообразно включать организационно-управленческую и кадровую работу.
Основными направлениями кадровой работы ведомства следует подразделять по ряду направлений таких как:
- Совершенствование комплектования кадров и прохождения службы.
- Улучшение воспитательной работы с личным составом.
- Совершенствование профессионального образования и подготовки кадров.
- Изменение показателей работы правоохранительного органа и др.
Действительно, эффективность превентивных мер, направленных на искоренение коррупции во многом коррелирует с образовательным уровнем и уровнем профессионального мастерства сотрудников, в функциональные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.
Заметим, что в рамках реализации «Плана противодействия коррупции Федеральной службы исполнения наказаний на 2012-2013 годы», утвержденного Приказом ФСИН России от 9 июля 2012 года, пенитенциарным аппаратом был осуществлен ряд мероприятий в данной области, к примеру:
- на постоянной основе осуществляется ознакомление под роспись кандидатов, принимаемых на службу в УИС с общими принципами и этикой служебного поведения государственных служащих;
- ведется правовое просвещение пенитенциарных работников по антикоррупционной тематике, включающее семинары, тренинги, лекции, совещания и иные формы взаимообмена актуальной информацией данного рода;
- осуществляется повышение квалификации специалистов, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.
По мнению автора, последнее из вышеуказанных положений должно иметь наиболее приоритетное значение.
Так, в 2012-2013 гг. в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации 3 сотрудников прошли повышение квалификации по программе «Функции подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений» (далее – дополнительная профессиональная программа). В марте и мае 2012 года на базе Санкт-Петербургского института повышения квалификации работников ФСИН России и Томского филиала Кузбасского института ФСИН России было организовано повышение квалификации 36 секретарей комиссий по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников УИС [2]. Следует отметить, что «Планом противодействия коррупции Федеральной службы исполнения наказаний на 2014-2015 годы» также предусмотрено данное направление деятельности образовательного и просветительского характера, что является, безусловно положительной составляющей общего направления ведомственного механизма борьбы с коррупционными проявлениями.
Поэтому, результатом повышения профессионального уровня пенитенциарного сотрудника с одной стороны, является как, с одной стороны, формирование навыков, умений, стандартов антикоррупционного поведения, рост эффективности осуществляемой антикоррупционной деятельности, повышение уровня как общей культуры, так и культуры служебной, так, с другой стороны, представляется отдельным средством воздействия на причинный комплекс коррупционных проявлений, то есть мероприятием профилактического характера.
При этом, следует отметить, что в соответствии с Распоряжением Президента РФ № 140-рп от 21 мая 2015 года «Об организации в 2015 году повышения квалификации федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции» [3], РАНХиГС проведет дополнительное обучение около 1,5 тысяч государственных служащих по дополнительной профессиональной программе объемом 54 часа. Заметим, что в 2012-2013 годах, общее число обучаемых достигало 3 тысяч, при этом повышение квалификации прошли, к сожалению, только 3 сотрудников пенитенциарного ведомства.
Подводя итог вышесказанному, автор убежден, что выработка правовых рекомендаций, на ведомственном уровне закрепляющих обязательную подготовку каждого пенитенциарного работника, напрямую задействованного в сфере противодействия коррупции, по вышеуказанным направлениям образовательной подготовки позволит ускорить его профессиональную ориентацию и как следствие повысит уровень и эффективность выявления фактов взяточничества и своевременного пресечения совершения преступлений данной группы.
Библиографический список
- Интервью Владимира Путина информационному агентству ТАСС / RG.RU – Российская газета. URL : http://www.rg.ru/2014/11/23/stenogramma.html. (дата обращения 02.10.2015).
- Исполнение Плана противодействия коррупции Федеральной службы исполнения наказаний на 2012 – 2013 годы / Федеральная служба исполнения наказаний. URL : http://fsin.su/upload/Antikorruptsiya/Normativno-pravovye-dokumenty/Vedomstvennye-dokumenty/ispol%20plana%20kor.doc. (дата обращения 02.10.2015).
- Распоряжение Президента РФ № 140-рп от 21 мая 2015 года «Об организации в 2015 году повышения квалификации федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL : http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201505210008?index=0&rangeSize=1.