«Система персонажей раскрывает содержание произведений, но – сама она являет одну из сторон их композиции» [1, с. 161] .
«Композиция – это состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности [2, с. 127]. Композиция в широком смысле является структурой, «скелетом» художественного произведения, соединяющим отдельные части в завершённое целое. Ещё одна её функция – «самим расположением и соотношением образов произведения выражать некоторый художественный смысл» [2, с. 128].
При исследовании системы персонажей как одной из сторон композиции анализируются взаимные связи и отношения между ними, которые являются проекцией авторского взгляда на мир.
Роман А. и Б. Стругацких «Отягощённые злом» – последнее и самое сложное в структурном отношении произведение. Мы разделяем точку зрения И. В. Нероновой, считающей, что такой композиционный приём, как монтаж, используемый авторами, является одним из факторов, создающих сложность произведения.
«Монтаж используется и … как активно проявляющая себя в произведении композиция, при которой внутренние, эмоционально-смысловые связи между персонажами, событиями, эпизодами оказываются более важными, чем их внешние, причинно-временные сцепления. … Такого рода монтаж позволяет художнику осваивать непосредственно не наблюдаемые, сущностные взаимосвязи явлений, углублённо постигать мир в его многокачественности, противоречивости и единстве» [Неронова, с. 5].
Эпизоды различных сюжетных линий связаны по смыслу, но они не расположены по порядку, – наоборот, «разбросаны» по тексту романа. Читателю кажется, что он что-то понял, уловил – и вдруг эпизод прерывается на середине предложения, предметом повествования становятся события другой сюжетной линии. Меняется характер читательской рефлексии, он как бы попадает в пределы текста, глубже исследует проблематику произведения, стараясь в ней разобраться на фоне, казалось бы, разрозненных и хаотически расположенных эпизодов, связанных ассоциативными связями.
Для характеристики системы персонажей в рамках композиции романа следует определить, какую роль играют те или иные персонажи, как они соотносятся, какие авторские интенции при этом выражаются. В современном литературоведении существует много подходов к такому анализу. В основном выделяют главных, второстепенных и эпизодических персонажей, рассматривают их функции. Такое деление кажется простым и обоснованным, но «на практике оно нередко вызывает недоумение и некоторую путаницу» [2, с. 135]. Это связано с тем, что не всегда параметры и роль персонажа совпадают: часто второстепенное лицо, которому отводится немного места в пространстве текста, несёт на себе большую смысловую нагрузку, часто чуть ли не равную значению главных персонажей. В связи с этим мы считаем возможным разработать такое композиционное соотношение и деление персонажей, которое, на наш взгляд, удачно отражает авторский замысел и сюжетно-тематический аспект произведения.
В каждой сюжетной линии в соответствии с авторской идеей мы можем выделить центрального, главного героя и сгруппированных вокруг него и связанных с ним теми или иными отношениями второстепенных персонажей.
Первая сюжетная линия – «Дневник» Игоря Мытарина. Центральным является Г.А. Носов, Учитель Ташлинского лицея, современный Иешуа Га-Ноцри. Он объединяет вокруг себя фигуры своих учеников («апостолов»): Игоря, Аскольда, Михея, Зойки и др. Их разговоры, ситуации, воспоминания так или иначе связаны с Г.А. Аскольд – предатель, оставивший Учителя и враждебно противостоящий ему в вопросе, связанном с фловерами (в отличие от других учеников, которые хотя и не разделяют позицию Г.А., но всё же остаются с ним). С Аскольдом связаны и одни из ключевых строк романа: «Это надо понимать так, – сказал он (Г.А. прим. авт.), – что в истории было много случаев, когда ученики предавали своего учителя. Но что-то я не припомню случая, чтобы учитель предал своих учеников» [4, с. 254].
Кроме того, Г.А. противостоит и представителям различных административных учреждений: мэру, Ревекке Самойловне (снова библейское имя!), майору Кроманову. Кроме того, отдельный круг оппозиционеров представляют те, кто напечатал в городских газетах статьи, прямо или косвенно затрагивающие мнение Учителя:
- «Городские известия»: В. Кривошапкин, заведующий отделом трудовых ресурсов;
- «Университетский вестник»: профессор Н. Микава, проректор;
- «Ташлинский агропром», где кипели нешуточные страсти и царил мрак;
- «Кооператор», где авторы «предостерегают сограждан от экстремизма»;
- «Молодёжные новости»;
- «Ташлинская правда»: Плюхин К.П., декан социологического факультета и сам Г.А.
Наконец, последними, отказавшими Учителю в своей поддержке, оказываются некто «Первый и с ним ещё какой-то деятель в элегантнейшем костюме и фотохромных очках».
Вторая сюжетная линия – «Рукопись «ОЗ», принадлежащая Сергею Корнеевичу Манохину, астроному, доктору физматнаук.
Центральной фигурой данного пласта повествования является Демиург – изменившийся до неузнаваемости Иисус Христос, пришедший на Землю и увидевший, что здесь ничего не меняется, людям по-прежнему неизвестен смысл из существования («как будто это тайна какая-то за меснадцатью замками!..»), часто встречаются пьяные (один даже к Демиургу «явился навеселе»). И Ильмаринен понимает, что с них надо было когда-то начинать, «но не хватило бы никакого времени», чтобы исправить их пороки, а теперь уже поздно [4, с. 21-22]. С ним связан Иоанн-Агасфер, он сопровождает Демиурга, знакомит его с современными нравами и в то же время занимается деятельностью, которая совершенно не интересует Ильмаринена: он «ловец душ». Демиургу требуются помощники: сначала один – С.К. Манохин (автор рукописи, внимательно наблюдающий и анализирующий все события), затем появляются ещё несколько: Колпаков Пётр Петрович, Парасюхин Марк Маркович, Матвей Матвеевич Гершкович (неслучайно имена их такие же, как и у апостолов). Противостоит Демиургу всё человечество в целом, хирурги и костоправы, среди которых нет терапевта, истинного Человека. В лице майора государственной безопасности Михаила Ивановича Смирнова показано мнение всех людей в целом относительно Второго пришествия. Сначала он воспринимает это как жульничество, махинации. Затем понимает, что это действительно настоящий Иисус Христос, и между ними происходит такой диалог:
«Демиург сказал:
- Есть у вас ещё вопросы?
- Нет, – сказал Миша. – Благодарю вас.
<…>
- Тогда я задам вам вопрос, – сказал Демиург. – Всего один. Чего вы хотите?
- Сейчас я хочу только одного, – криво улыбаясь, проговорил Миша. – Чтобы вас не стало. И никогда бы не было. Чтобы я сейчас благополучно проснулся. Проснулся, а вас нет и не было.
- Воистину, странный ответ, – сказал Демиург. – Не ожидал от вас… Впрочем, я вовсе не имел в виду вас персонально.
- Ах, вы имели в виду… Знаете, всё, чего мы хотим, изложено в Программе Партии. Прочтите, там всё написано» [4, с. 135-136].
Демиург в лице майора увидел ответ всего человечества: он не нужен людям в «эпоху могущественных организаций», они живут по своим законам, давно забыли о Том, который когда-то искупил их грехи. И лишь один человек – Г.А. Носов – считает главным принципом жизни и воспитания милосердие. Это тот самый терапевт, которого искал Демиург, отдающий себя в жертву людям за свои справедливые и человечные идеи.
Наконец, вставной сюжет романа: некоторые события Евангелия в авторской переработке.
Центральной фигурой здесь выступает Рабби, вокруг которого объединяются апостолы – ученики, в том числе и Иоанн-Агасфер, о жизни которого мы узнаём много интересных подробностей, не освещённых в Библии.
Иуда оказывается не предателем, а лишь исполнителем поручения Учителя, который хотел с креста проповедовать народу, надеясь, что здесь Его наконец-то услышат. Ему, как и во второй сюжетной линии, противопоставлено всё человечество, не желающее внимать тому, что Он скажет, жить по Его учению.
Таким образом, авторская идея «трёх Христов» пронизывает композиционную структуру произведения, организует соотношение центральных и второстепенных персонажей, сложные связи между ними. Рабби, Демиург, Г.А. Носов пересекаются со своими учениками-апостолами, но в отдельных моментах всё же расходятся с ними, становясь одинокими в онтологическом смысле: один против всего человечества. Лишь спустя многие годы люди осознают, кого они отвергли, не оценили, не поняли. Временная ось романа ведёт от Иисуса Христа во вставном сюжете к Нему же, но постаревшему, изменившемуся в нечеловеческих испытаниях, представленному в образе Демиурга во второй сюжетной линии, и, наконец, приводит к современному Иешуа Га-Ноцри, милосердному и справедливому Учителю Г.А. Носову, появляющемуся в первом повествовательном пласте. «Три Христа» не похожи в полном смысле слова, однако их объединяет общность морально-этической позиции и схожесть судьбы.
Таким образом, авторская идея пронизывает композиционную структуру произведения, организует соотношение центральных и второстепенных персонажей, сложные связи между ними. Рабби, Демиург и Г.А. Носов одиноки в онтологическом смысле: они изначально связаны с учениками, но в отдельных моментах всё же расходятся с ними. Временная ось романа ведёт от Иисуса Христа во вставном сюжете к Нему же, но изменившемуся до неузнаваемости в нечеловеческих испытаниях, представленному в образе Демиурга во второй сюжетной линии, и в итоге приводит к современному Иешуа Га-Ноцри, милосердному, справедливому Учителю Г.А. Носову – герою первого повествовательного пласта. «Три Христа» похожи не полностью, однако их объединяет общая морально-этическая позиция и схожая судьба.
Система персонажей романа как сюжетно-композиционный момент в конечном счёте даёт возможность отразить авторское мировоззрение.
Библиографический список
- Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение. М.: Высш. шк., 1976. – 422 с.
- Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения: учеб. пособие / А.Б. Есин. – 10-е изд. М.: Флинта : Наука, 2010. – 248 с.
- Неронова И. Художественный мир произведения как функция монтажного конструирования в повествовании А. и Б. Стругацких (повесть «Отягощённые злом»). Тверь: Крот, 2007. – 44 с.
- Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Отягощённые злом, или Сорок лет спустя. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. – 299 с.