Анализ ментальности представителя любого этноса, в том числе и русского человека как типа личности является сегодня одной из наиболее актуальных проблем в современной науке.
Появляются десятки работ, посвященных анализу природы менталитета, особенностей его формирования и функционирования, выявлению доминантных особенностей менталитета народа и т.д.
Есть работы теоретического характера, в которых «основной целью исследования определяется выделение сущностных характеристик категории «менталитет» в системе категорий социально-философского знания» (Шевяков) [1]; или «изучить основные принципы и механизмы формирования менталитета личности как социально-культурологического феномена» (Полякова) [2] и др. Другие работы носят более прикладной характер [3; 4; 5; 6].
Несмотря на разнообразие работ, всех их объединяет мысль о своеобразии менталитета этноса и сложности природы данного явления. А главное необходимости, значимости и актуальности подобных изысканий.
Менталитет русского народа формировался веками. Влияние на него оказали как географические координаты, так и новая религия (православное христианство). Причем русский человек преимущественно именно православный, потому что он отражает догмы своей веры. Особенности русского менталитета можно найти не только в образе мышления, но и в самом укладе жизни.
Например, анатомическая особенность. У славян сильнее развито правое полушарие мозга, отвечающее за эмоциональную часть, а не за логику, поэтому мы часто не рациональны. Эта особенность наглядно видна в планировании – скажем, семейного бюджета. Если немец педантично рассчитает все расходы до мелочи, то русскому человеку это чуждо [10].
Мы не способны предвидеть все, что может случиться в будущем. Русский поможет в любой ситуации, даже врагу своему. Ведь, рассматривая наш менталитет, нельзя не упомянуть о такой особенности, как сентиментальность. В отличие от других национальностей, умеющих держать дистанцию, мы быстро проникаемся чувствами других. Недаром только в нашем языке существует выражение “разговор по душам”.
Еще одна особенность – это социальный конформизм. Русские любят, чтобы было так, как у всех. Сатирик Михаил Задорнов замечает: «Только русская женщина, выезжая из гостиницы, убирает свой номер перед приходом уборщицы». Никакой другой женщине другой национальности не придет такое в голову.
Западный мир предельно прост, там существует три мира: божий, мир демонов и мир людей. Поэтому люди, живущие на Западе, стремятся как-то изменить этот мир. У русского человека мироздание двоично: Боги и Демоны. Мир Демонов считается темным царством, отданным Князю тьмы. Каждый день люди видят несправедливость и несовершенство.
Людям всегда необходимо во что-то или в кого-то верить, и русский народ не исключение. Самая восточная черта в менталитете русских проявляется в его коллективизме и отношении к власти.
Власть для русского, она дана свыше. Властям нужно подчиняться, однако, как только родится в душе бунт, русский человек готов разрушить всё. С давних времен история донесла до нас случаи бунтов и восстаний. Стоит русскому увидеть зло в образе царя, как начинается “священная революция”.
Коллективизм русских проявляется не столько в мирное время, сколько в период войн и бедствий. Здесь можно увидеть не только поразительную взаимовыручку людей, но и стойкость. Известны в истории случаи, когда люди держали оборону до последнего без контроля со стороны военных чинов. Это поразительный факт, который показывает не только высокие устои коллективизма, но также патриотизм и гражданственность. Национализм русским не присущ в том виде, в каком он проявляется в ряде западных стран. Гражданственность этого народа имеет совершенно другое основание.
Понятие «национальный менталитет» выражает способность людей аккумулировать и передавать национальные культурные ценности и этнические стереотипы [11]. Применительно к России это русский менталитет, когда каждый представитель русского народа мыслит, переживает, общается и действует сообразно русскому менталитету и своей этнокультурной среде.
Национальный менталитет выражает себя в национальном духе народа и обладает большой консервативностью и устойчивостью.
Содержательный смысл «русской идеи» разрабатывался лучшими представителями отечественной философской мысли. Однако и сегодня философские исследования отражают обеспокоенность разных слоев российского социума фактическим отсутствием четких ориентиров и целей общественного развития. Попытка обретения ориентиров и целей общественного развития для русского народа в целом представляет попытку самоидентифицироваться, определить свою ментальность.
В отличие от Западной Европы, где твердые традиции института частной собственности определили такие ментальные черты как индивидуализм, прагматизм, фаустовское устремление к действию, воля к власти, русский народ веками формировал общинные традиционные представления о добре и зле, правде и лжи, нравственном и безнравственном, социальной справедливости. Религиозный компонент русской ментальности связан с двоеверием, содержащее противоречивое взаимодействие язычества и христианства.
Библиографический список
- Шевяков М.Ю. Менталитет: сущность и особенности функционирования: автореф.дис… канд.филос.наук. Волгоград 1994. 22 с.
- Полякова Т.А. Менталитет личности как социально-культурологический феномен: автореф.дис… канд.филос.наук. Тамбов, 2005. 24 с.
- Кочнова К.А. Природное время в языковой картине мира писателя: к проблеме исследования // Филология и литературоведение. 2015. № 2 (41). С. 3-7.
- Кочнова К.А. Культурология: Учебное пособие. Н.Новгород: НГСХА, 2014. 196 с.
- Еромасова А.А. Русский менталитет: антропо-культурное своеобразие: автореф.дис… докт филос. Наук. СПб, 2011 42 с.
- Митина Г.В. Особенности изменения менталитета в современном российском обществе: автореф.дис… канд.филос.наук. Уфа, 2005. 23 с.
- Кочнова К.А. Язык культуры: концептуальный анализ языка // Тенденции развития языка СМИ: актуальные проблемы. Тамбов, 2010. С.179-182.
- Кочнова К.А. Роль этнических стереотипов в межкультурной коммуникации // Вестник Мининского университета. 2013. № 2. С. 7.