Практическим олицетворением традиции, наряду с обрядом, обычаем, ритуалом, церемонней, выступает праздник. При рассмотрении традиций невозможно обойтись без учета механизма новаций, взаимно дополняя друг друга они постоянно производят трансформацию, основанную на накопленном опыте. В каждой новой традиции можно услышать голос прошлого: новация зарождается либо на ее фундаменте, либо вопреки ему. Собственно поэтому появление «абсолютно нового» невозможно.
Символическим выражением творческого взаимодействия традиции и новации выступает праздник. Феномен праздника редкостно сочетает в себе две расходящиеся тенденции: первая сосредоточена на прошлом, обращена к историческому опыту; вторая устремлена в будущее, требует всякого динамизма, обновления, преобразования. Каждая эпоха порождает собственные праздники, но не забывает о связи с прошлым. А значит, традиции и новации, взирая на празднично-обрядовые формы, сосуществуют и выступают как два начала одного целого.
Современные праздники, приобретают в большей степени, характер развлекательно-рекреационный. Нынешнее понятие праздника стало отождествляться с понятием «досуг», «отдых», «выходной день». Случились капитальные изменения в системе обрядово-праздничной культуры. В нынешних условиях праздник испытывает на себе влияние технизации повседневной жизни, которая стирает различия между работой и досугом, между повседневностью и праздником. Проистекает смещение граней между будничной и праздничной сферами, сегодня эти границы размываются и разница не всегда будет заметна. Потеря этого существенного различия приводит к безразличному отношению к календарю, а утрата ощущения исключительности и сакральности события приводит к представлению об отдыхе как особой форме работы. Ведь как известно, даже «любовь питается праздниками и подарками, как голуби зерном» [1, 128]. Необузданное заполнение места праздника, оборачивается нелепостью традиционных «праздничных и выходных дней», абсолютным неумением различать ненарядную и нарядную одежду. В лучшем случае в связи с торжественным событием надевается новая одежда, которая после праздника носится в будничные дни. Праздничная одежда еще имеет некоторую значимость во время встречи главного праздника года — Нового года, да и то по большей части лишь в детской среде. Главный праздник годового цикла («первопраздник») связывался с критическим моментом обновления мира: умирал старый год, и ему на смену приходил новый. Множество обрядов, приуроченные к этому моменту, служили целям магического обновления. Успешное проведение праздника гарантировало благополучное существование в следующий временной отрезок, следовательно, его знаковая функция была очень высока. Модель подготовки современного Нового года разворачивается примерно у всех одинаково. Начинается все в ноябре с перебирания возможностей его места встречи и не смотря на любовь к семейным торжествам, многие наши современники при необходимости сделать выбор отдадут предпочтение так называемым «корпоративам», в ходе которых будут решаться уже совершенно новые задачи, преимущественно карьерные. Церемониальная пища торжества видоизменится в «стол» как универсальный и неизбежный элемент обрядового действа, но на сегодняшний день, уже не надо ожидать праздника, для того, чтобы полакомиться выпечкой, красной икрой, дорогим французским вином, салатами.
Одна из проблем в подготовки к Новому году, это выбор подарков. Но не смотря на все хлопоты мы, зачастую, погружены в послепраздничную депрессию: первое января похоже на какой-то провал, испытываешь чувство дикой усталости. Может быть, этот день страшен тем, что ритуальная предписанность уходит; появляется проблема вечного выбора, что делать, куда идти, а главное в чем. А возможно, главное в том, что пропадает тот беззаботный перебор возможностей, который и обогащает сущность нашей новогодней обрядности. Естественно, и первого января непременно можно пойти в гости, и также могут позвать родственники и друзья в различные места, и опять перед нами стоит выбор, но и этот выбор, к сожалению, лишен той самой предновогодней привлекательности. Возможно, дело в том, что Новый год, как праздник, остался для нас единственным торжеством и от него мы ждем чрезмерно много? По прошествии Нового года чувствуется какая-то опустошенность, а к осени мы всё забываем, и вновь ждём с нетерпением свой самый излюбленный праздник.
Общая тенденция нашего времени такова, что праздничная сфера существенно расширяется, завоевывает другое измерение, превращается в колоссальное зрелище, постановку, арену, спектакль, театр и сама жизнь. Как говорил Борис Юзефович Крутиер — врач и, пожалуй, самый известный из всех современных российских афористов: «Когда жизнь — праздник, начинаешь ценить будни» [2]. Для теперешней культуры связь праздника и сервиса, праздника и торговли, неразрывна. Производство праздника поставлено на конвейер, и поэтому в нем пропала та подлинность события, его уникальность и неповторимость, изжило себя то, что нельзя купить за деньги.
Вышеуказанные тенденции подвели нас к тому, что в рамках современной культуры проводить жирную демаркационную линию между праздником и праздничностью, просто необходимо. Праздник, в первую очередь, это память какого-либо сакрального события, неотделимость от церемонии ритуала, всеобщность. Праздничность едва лишь поддерживает коммуникативные связи, снимая всякое напряжение.
Библиографический список
- Николь де Бюрон. Дорогой, ты меня слушаешь? Тогда повтори, что я сейчас сказала…/Николь де Бюрон; пер. с фран. И. Радченко и М. Архангельская — Москва: Флюид / FreeFly, 2010. — 256 с
- Б.Ю. Крутиер Цитаты и афоризмы [Электронный-ресурс] / Цитаты и афоризмы — Режим доступа: http://citaty.info/man/boris-yuzefovich-krutier, свободный