ОБЪЕКТЫ И ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА АРТРЫНКЕ

Саяпина Елена Ивановна1, Петров Николай Евгеньевич2
1Кубанский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры графики
2Кубанский государственный университет, магистрант кафедры мировой экономики и менеджмента

Аннотация
Сформулировано понятие артрынка, определена его социокультурная и экономическая значимость. Структурированы и охарактеризованы объекты артрынка. Выявлены специфические особенности определения цены на произведения искусства, выступающие в качестве товара на артрынке. Определены основные факторы их ценообразования.

Ключевые слова: Артрынок, картина, произведение искусства, творчество, цена


ОBJECTS AND FEATURES OF PRICING IN ARTMARKET

Sayapina Elena Ivanovna1, Petrov Nikolai Evgenevich2
1Kuban State University, candidate of pedagogical science, Associated Professor of the Graphics Department
2Kuban State University, graduate student, Department of World Economics and Management

Abstract
Concept of art market, wich defined by its socio-cultural and economic importance has been formulated. Objects of art market have been structured and described. Specific features of determining price of a work of art, acting as a commodity in art market have been determined. Main factors affecting for their pricing have been identified.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Саяпина Е.И., Петров Н.Е. Объекты и особенности ценообразования на артрынке // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/08/12415 (дата обращения: 21.02.2024).

Во все времена артрынок являлся необходимым элементом развития цивилизованного общества. Учитывая значимость и вклад в жизнь творческих людей и потребителей предметов искусства, артрынок можно назвать зеркалом социально-культурных процессов, происходящих в обществе [1].

Современный артрынок представляет собой систему культурных и экономических отношений. Это понятие объединяет в себе следующие элементы:

– область спроса и предложения на произведения искусства;

– определение цены произведений искусства, выраженной в денежной форме;

– осуществление специфических видов услуг прямо либо косвенно связанных с обслуживанием артрынка.

Объектами артрынка является товар особого рода (произведение искусства) обладающий специфическими свойствами, а также особым проявлением закона стоимости [2]. В основном, это произведения изобразительного искусства – конечные продукты художественного творчества, воспроизводящие визуально воспринятую действительность и имеющие форму конкретных предметов, которые не изменяются в пространстве и во времени [3].

На рисунке 1 представлена укрупненная классификация предметов изобразительного искусства по направлениям.

Рисунок 1 – Классификация произведений изобразительного искусства

 Живопись – это вид плоскостного изобразительного искусства, оно изображает фрагменты реального мира, интерпретированные через призму творческого взгляда и воображения художника, переданные на поверхности с помощью красок. Данный вид изобразительного искусства может делиться на монументальную живопись и станковую живопись, которые отличаются по технике исполнения[4].

Монументальная живопись представлена фреской или мозаикой. Изображение фрески выполняется красками по сырой штукатурке. Мозаика выкладывается из цветных камней, керамических плиток, прозрачного цветного стекла (смальты).

Станковая живопись выполняется с помощью станка (мольберта). Изображение наносится на полотно (холст, картон, бумагу, шелк, доску) масляными, акварельными, темперными красками, гуашью, пастелью, акрилом.

Помимо техники исполнения живописные произведения можно также подразделить на разные стили (академизм, абстракционизм, авангардизм, ампир, андеграунд и т.д.) и жанры (пейзаж, городской пейзаж, анимализм, аллегория, былины, карикатуры и т.д.)[5].

Живопись – главный и традиционно наиболее престижный товар на аукционном рынке. Ее продажи, как правило, делятся на торгах на следующие категории: старые мастера, XIX век, довоенное искусство XX века и современное искусство [6].

Термин «современное искусство» (contemporaryart) объединяет новейшие художественные течения в изобразительном искусстве с 1960-х годов и до настоящего времени

2. Графикой является прежде всего рисунок и художественные печатные изображения (литография, гравюра). Ключевой основой графического изображения является создание художественной формы с помощью использования разных по окраске линий, штрихов и пятен, которые художник наносит на поверхность листа. Воспроизводя формы предметов, графика передает их освещенность, свет и тени. В настоящее время в искусствоведении существуют два подхода, согласно которым графика с одной стороны признается самостоятельным видом живописи, а с другой стороны – отдельным подвидом изобразительного искусства [7].

3. Скульптура представляет собой пространственно-изобразительное искусство, то есть выражается в пластических объемных образах. Материалом для данного вида искусства является прежде всего мрамор, дерево, камень, бронза, сталь, пластик, бетон и другие.

Наиболее укрупненно скульптуру можно разделить на: объемную трехмерную (круговую) и рельеф. Рельеф в свою очередь подразделяется на барельеф – низкий рельеф, горельеф – высокий рельеф, контррельеф – врезной рельеф.

Скульптура делится на монументальную, декоративную, станковую.

Монументальная скульптура обычно имеет большой размер, рассчитана на осмотр с далекого расстояния, используется для украшение зданий, площадей, фонтанов, улиц и т.д. Часто она используется для отображения и увековечивания важных исторических событий или личностей (памятники, монументы, мемориалы).

Декоративная скульптура используется украшения быта (предметы мелкой пластики).

Станковая скульптура имеет миниатюрный размер, рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений.

4. Декоративно-прикладное искусство представляет собой вид творческой деятельности, связанный с производством предметов быта, которые предназначены не только для удовлетворения утилитарных, но и художественно-эстетических потребностей людей. Значимое место среди предметов декоративно – прикладного искусства занимают объекты народно-художественные промыслы – форма организации труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.

5. Техническое или мультимедийное искусство. Этот вид искусства сформировался относительно недавно благодаря технологическому прогрессу. К нему относят художественную фотографию и компьютерную графику [8].

В представленной классификации рассмотрены основные виды, изобразительного искусства. В последнее время, когда появляется много новых возможностей, и художники интенсивно экспериментируют с разнообразными материалами, изобретают авторские техники, границы между видами изобразительного искусства размываются, создаются новые формы, такие, как перфоманс (синтез различных направлений искусства), видеоарт (используется для выражения творческого замысла через возможности видеотехники, компьютерного и телевизионного изображения), акционизм (вид искусства, где акцентируется внимание не на самом произведении, а на способе его создания и на его авторе). Помимо произведений изобразительного искусства, объектами арт–рынка могут являться также редкие рукописи, старинные книги, документы и издания, представляющие oсобый сами по себе научный, исторический, художественный, литературный интерес отдельно и в коллекциях, почтовые, налоговые и анaлогичные марки, отдельно или в коллекциях, мебель более чем столетней давности, старинные музыкальные инструменты, ювелирные украшения и дрaгоценные камни, а тaкже предметы быта антикварного возраста [9].

Специфика арт-рынка заключается также в том, что произведения искусства не могут оцениваться экономическими категориями, которые применимы к обычным товарам. К примеру, себестоимость картины складывается не только из затрат на краску, холст и времени, затраченного на работу, но и из других факторов. Существуют различные мнения о том, как формируется цена на произведения искусства [10, 11, 12]. При этом принимаются во внимание факторы, оказывающие влияние на ценообразование предметов искусства. Их можно разделить на пять различных групп (рис. 2):

1. Группа факторов, которая связана с физическими свойствами произведений искусства, такими как величина картины, техника её написания, обстоятельства, определяющие редкость картины (принадлежность автора работы к конкретному стилистическому направлению, число существующих копий произведения). Эта группа факторов имеет наибольшее значение на первичном артрынке, где предложение составляют работы малоизвестных авторов, и связана с издержками производства культурных благ (размер, техника написания, материал), благодаря чему поддается наиболее объективной оценке [13].

Рисунок 2 – Типы факторов, влияющих на ценообразование предметов искусства (составлено автором)

 2. Факторы, связанные с культурной ценностью произведения искусства, а также с копированием и подделкой картин, наличием надписей и датировок на ней. Сюда же относят и возраст произведения, провенанс картины (история полотна, его владельцев), самобытность и уровень новаторства как конкретного произведения, так и его автора. Важен также сюжет и размер картины: наиболее популярными являются пейзажи и абстракции. По размеру предпочтительней средние картины, не требующие сверхдорогой транспортировки и которые можно выставить в стандартном помещении. Эта группа факторов является наиболее интересной с экономической точки зрения и наименее изученной. Среди наиболее привлекательных для экономистов аспектов культурной ценности – подлинность и связанные с ней проблемы копирования и подделок. В истории проблему копирования и подделок рассматривали в также историки и юристы. Историки утверждали, что копирование является бессмысленным вредным, потому что не передает уникальную ауру объекта. По мнению юристов, копирование ущемляет права интеллектуальной собственности автора произведения и является мошенничеством по отношению к покупателю[14].

Копирование – процесс изготовления копии, то есть воспроизведения объекта, процесса, явления, информации. Очень часто человек не в состоянии отличить оригинал от копии, даже профессионалу посредством специальных средств и приемов иногда это сделать очень сложно.

При рассмотрении некоторых знаменитых произведений иногда бывает сложно выделить то, что осталось от первоначального произведения после различных копий и обновлений. На сегодняшний день, к примеру, известно большое количество копий одного из знаменитых произведений живописи в мире «Мона Лиза» известного художника Леонардо да Винчи. Первоначально картина была написана около 1503–1505 гг. Считается, что четыре из копий картины принадлежат самому Леонардо да Винчи. Еще одна из знаменитых работ Леонардо да Винчи, изображающая сцену последнего ужина Христа со своими учениками под названием «Тайная Вечеря», была создана автором в  1495–1498 гг. в доминиканском монастыре «Санта-Мария-делле-Грацие» в Милане, подвергалась неоднократной реставрации и частично восстанавливалась. Эти копии и переделки стали равноправной частью истории своих оригиналов.

Рассматривая копирование произведений искусства с экономической точки зрения, можно выделить как положительные, так и отрицательные моменты. К положительным моментам можно отнести то, что появление копий и подделок олицетворяет тот факт, что оригинал произведения пользуется спросом на арт–рынке, а копии играют роль рекламы, увеличивая популярность автора и увеличивая стоимость его будущих произведений. К тому же, легальной копирование позволяет автору извлекать дополнительных доход в виде отчислений от продажи копий своего произведения. Положительным моментом в данном контексте является также тот факт, что копирование выступает как метод обучения для художников, которые находятся вначале своего творческого пути и позволяет экспертам совершенствовать свою квалификацию. И заключительным положительным аспектом является то, что цитирование и интерпретация выступают в качестве одной из главных составляющих художественного творчества, и если у художников будет отсутствовать возможность обращаться к работам предшественников, то рынок мировой культуры станет беднее.

Отрицательный момент, если рассматривать процесс создания копий произведений искусства сквозь призму спроса на арт-рынке, заключаются в первую очередь в увеличении неопределенности для инвесторов, которые ожидают, что в будущем цена произведения искусства, которое они приобрели, будет расти [15]. Если же приобретенная работа окажется копией, цена сильно снизится, так как копия по сравнению с оригиналом не несет в себе той исторической и духовной ценности, которую несет оригинал, поскольку при ее создании в полной мере не имел места ритуал творчества, который представляет для людей отдельную значимость.

Если же рассматривать копирование произведений искусства со стороны предложения, то оно в значительной мере снижает прибыльность творческой активности. Хотя на ранней стадии карьеры, когда творческий потенциал проявляется наиболее ярко, деньги для художника не выступают в качестве главного мотива создания произведений искусства, и некоторое снижение цены на его работы из-за копирования не всегда будет являться критичным для их предложения. Деньги приобретают большее значение на поздних стадиях карьеры художников.

3. Факторы, которые имеют место, если рассматривать произведение искусства в качестве актива. В течение долгого времени состоятельные люди собирали предметы искусства для эстетического удовольствия, а в последнее время произведения искусства стали рассматриваться и как объект выгодного и надежного вложения денежных средств, которые часто приносят инвестору больший доход, чем вклады в традиционные ценные бумаги. Приобретение картины или скульптуры в наши дни является одним из альтернативных способов инвестирования. Мировой рынок предметов искусства является третьим по уровню доходности после оружия и наркотиков. За последние пятьдесят лет искусство дорожало в среднем на 12,6 % в год [16].

Таким образом можно заключить, что артрынок, являясь неотъемлемой частью социально-культурного развития общества, в том числе играет очень большое значение на сферу экономических интересов людей. Его роль в последнее время возрастает не только в связи ростом понимания и оценки культурной, творческой, исторической ценности художественных произведений, но также в связи с инвестиционной привлекательностью торгуемых на нем товаров, цена на которые в последнее время стабильно растет независимо от конъюнктуры мирового экономического рынка.


Библиографический список
  1. Верман К.: История искусства всех времен и народов. М: АСТ, 2010. 944с.
  2. Старкова Н.О. Анализ становления и развития артрынка и артбизнеса // Europeansciencereview. 2014. № 3-4. С. 27-30.
  3. Антиквариат: энциклопедия мирового искусства / Ген. ред. Х.Маллалью. –М. : Белый город, 2001. – 640 с..
  4. Саяпина Е.И. Живопись пейзажа // Наука и Мир. 2014. Т. 3. №2(6). С. 99 – 102.
  5. Коробко Ю.В. Живопись в условиях мастерской // наука и Мир. 2014. Т. 3. №2(6). С. 65 – 68.
  6. Койфмам В. Сотбис, Кристис и другие. Всё об аукционах // Международный интернет-портал «Русский глобус», №8, август 2011 URL: http://www.russian-globe.com/N114/Koyfman.SotbisKristi.htm.
  7. Бурмистрова С.В. Особенности предпечатной подготовки в станковой графике // Новые технологии. 2010. № 2. С. 154-157.
  8. Костарева А.М., Старкова Н.О. Особенности применения вирусного маркетинга в развитии рыночной деятельности современных предприятий //Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2013. № 88. С. 642-652.
  9. Коробко Ю. В. Изоборазительное искусство: традиции и современность // Высшее образование в России. 2006. №2. С. 65 – 68.
  10. Козырь Н.С. Блоха Е.Н. Рынок периодической печати в России: состояние и перспективы развития // Региональная экономика: теория и практика. 2015. №28 (403). С. 40-53.
  11. Арт-рынок и арт-бизнес // Библиографический потрал. 2008.URL: http:// http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?Rdqutusoqg.
  12. Арт-рынок в России и СНГ // Artmers. Проект американского информационно-аналитического агенства Art Market Economic Research. 2007. URL: http://artmers.com/ru/RussianEvents.html .
  13. Старкова Н.О., Козырь Н.С. Обзор состояния и перспектив развития сферы электронной торговли России и мира // Экономика, социология и право в современном мире.  2012. № 14. С. 164-168.
  14. Старкова Н.О., Басараб В.Н. Оценка инвестиционной привлекательности и тенденций развития современного артрынка // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 4. С. 8-15.
  15. КостецкийА.Н. Управление интеллектуальными активами: учебное пособие / А. Н. Костецкий, Н. О. Старкова; М-во образования и науки Российской Федерации, Кубанский гос. ун-т. Краснодар, 2006. 317 с.
  16. Арт-бизнес в России – кот в мешке или идеальное вложение денег? // Избранные статьи о едином художественном рейтинге. 2001. URL: http:// rating.artunion.ru/article16.htm.


Все статьи автора «Econom KubSU»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: