Черноморское экономическое сотрудничество(ЧЭС) – объединение 12 стран, входящих в Черноморский регион. Начало деятельности данной организации ведется с момента подписания Декларации о создании ЧЭС государствами-учредителями 25 июня 1992 года. Данное объединение создано с целью улучшения экономической ситуации в странах-членах ЧЭС, преодоления различий в способах формирования нормативно-правовой базы, развития товаро-денежных отношений и транспортной инфраструктуры в регионе, решения глобальных проблем современности, устранения препятствий во взаимодействии с иными международными организациями. Инициатива создания данного объединения принадлежит президенту Турции Тургут Озалу. Изначально его проект был рассчитан на сотрудничество СССР, Турции, Румынии и Болгарии, однако, к моменту подписании Декларации распался СССР. В итоге членами данного сотрудничества стали Россия, Турция, Украина, Албания, Армения, Азербайджан, Болгария, Греция, Грузия, Молдова, Румыния. В 2004 году в состав организации вошла Сербия [1].
Трудности трансформационного периода и нехватка ресурсов в первые годы существования ЧЭС не позволяли России активно участвовать в деятельности сотрудничества. К 1995 году произошла существенная активизация роли РФ в этом союзе, а председательство нашей страны в организации подтолкнуло к проведению ряда мероприятий и выдвижения значимых инициатив как экономического, так и политического характера [2-4].
Россия четырежды председательствовала в ЧЭС: май – октябрь 1996 г., ноябрь 2000 г. – апрель 2001 г., май – октябрь 2006 г., июль-декабрь 2011 г. Главным итогом российского председательства в ЧЭС (ноябрь 2000 г. – апрель 2001 г.) стало принятие “Экономической повестки дня ЧЭС на будущее” – документа, определяющего стратегические направления деятельности ЧЭС на перспективу [5]. Основными итогами российского председательства в 2006 г. стали подготовленные проект Меморандума о взаимопонимании о скоординированном развитии кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря и о развитии морских магистралей, проект создания Черноморского электроэнергетического кольца, проект установления новой регулярной судоходной линии, восстанавливающей регулярное пассажирское сообщение между портами Черного моря [6]. Идею объединения в единое кольцо электросетей реализовать непросто, поскольку государства имеют различные стандарты электросетей. Инициатором данного проекта выступило РАО “ЕАС России”, которое намеревалось увеличить экспорт электроэнергии в Турцию. Кроме этого, в 2007 г. российская сторона выдвинула предложение по определению перспектив регионального развития энергетики на основе сопоставительного анализа энергостратегий стран-членов ЧЭС. В период Российского председательства в 2011 г. проведена Рабочая группа по энергетике (г. Стамбул, декабрь 2011 г.) и научная конференция “Черноморский электроэнергетический рынок: основные вызовы и перспективы развития интеграционных процессов” (г. Москва, декабрь 2011 г.). В ходе конференции рассмотрены вопросы внедрения инноваций и новейших технологий на рынки электроэнергии стран ЧЭС, привлечения инвестиций в развитие технологической инфраструктуры, интеграции экономических механизмов и рыночных моделей в электроэнергетике Черноморского региона [7].
В 2011 г. во время председательства России в ОЧЭС Минтрансом РФ было сформировано предложение по принятию дополнительного “Меморандума о взаимопонимании по развитию мультимодального паромного сообщения в регионе ЧЭС”. Данный документ должен быть направлен на упрощение осуществления паромных сообщений на Черном море, путем устранения узких мест в действующей системе транспортно-экономических связей [8]. Принятие в действие этого предложения позволит уменьшить количество перегрузок и время хранения грузов в портах, устранить инфраструктурные ограничения в Черноморском регионе, разгрузить кружные автомобильные маршруты и пункты пересечения границ, содействовать решению проблем труда и отдыха водителей в рамках действия положений Европейского соглашения ЕСТР, содействовать развитию туристической инфраструктуры. В этом же году по инициативе России на Деловом Совете ЧЭС была принята программа по развитию “зеленого бизнеса”. Это деятельность по производству экологически чистых продуктов питания и посуды. Проек “Экопосуда НАМАСТЕ” является частью данной программы. Экологическая посуда, созданная из материалов органического происхождения, легка и удобна в пользовании и быстро разлагается, не нанося ущерба экологии. Огромные экономические затраты на утилизацию пластиковых отходов могут быть использованы эффективно на необходимые нужды.
Россия активно участвует в формировании рынка энергоносителетей в Черноморском регионе. Развитие данного сотрудничества способствует расширению экспорта российской электроэнергии. В апреле 2014 г. в г. Софии проходило заседание министров транспорта. В ходе встречи представители стран рассмотрели вопросы реализации региональных проектов в сфере транспорта: координированное развитие Черноморской кольцевой автомагистрали, развитие морских магистралей и облегчение перевозок грузов автомобильным транспортом [9]. Заместитель Министра транспорта Российской Федерации В.А. Олерский сообщил партнерам о состоянии транспортного комплекса Российской Федерации и об основных приоритетных направлениях его развития в рамках ЧЭС – формировании комплексной системы железнодорожно-паромного сообщения в Черноморском регионе, развитии паромных линий для перевозки грузовых автомобилей, пассажирских/круизных паромных линий, образовании и развитии туристско-рекреационных зон на Черноморском побережье [10]. Он также вынес на рассмотрение ряд приоритетных проектов по развитию морских портов в Российской Федерации на период до 2030 г., предусматривающих рост суммарного объема перевалки грузов до 1 млрд. тонн. В Черноморском бассейне наиболее значимым проектом станет строительство сухогрузного района порта Тамань. Выход на проектную мощность – годовой объем свыше 93 млн. тонн – запланирован в 2025 году. Начало функционирования первой очереди – 2018 г. Результатом встречи стало принятие Софийской декларации о развитии транспорта в Черноморском регионе, отражающей намерения сторон и основные направления сотрудничества по обеспечению устойчивого развития транспорта в регионе. Скоординированы действия по развитию российского предложения о подготовке к подписанию “Меморандума о взаимопонимании по развитию мультимодального паромного сообщения в Черноморском регионе” [11]. Участники заседания отметили важность продолжения работы по облегчению автомобильных перевозок в регионе ЧЭС, включая возможность применения Международного весового сертификата транспортных средств, предусмотренного Приложением 8 Международной Конвенции о согласовании условий проведения контроля грузов через границу 1982 г., а также развитие дорожной инфраструктуры в черноморском регионе[12].
Россия, как и другие страны ЧЭС, задействована в формировании Логистических инфраструктурных коридорах в черноморском регионе. Следствием данное взаимодействия является повышение конкурентоспособности транспортного и логистического обслуживания поставок товаров в страны-ЧЭС; рост деловой и инвестиционной активности, продаж транспортных и логистических услуг на территории содружества [13].
В конце декабря 2014 Российский Национальный Комитет по Черноморскому экономическому сотрудничеству (РНК ЧЭС) выступил c инициативой создания «Международного центра дружбы» для молодежи стран Черноморского региона. Создание центра разумно, поскольку, в современных геополитических условиях борьба за молодое поколение обострилась на всех уровнях - межгосударственном, общественном, конфессиональном. Девиз будущего «Международного центра дружбы» определяет его главную цель – «Образованная молодежь – сильное Государство» [14]. Партнерами нового проекта стали профильные Министерства и ведомства России, а также – профильные Комитеты и Комиссии интеграционных структур, Россотрудничество, Международный фонд гуманитарного сотрудничества СНГ, наукограды России, ведущие вузы и научные организации. Квартира центра будет расположена в Крыму. Организаторы «Международного центра дружбы», возлагают надежды на то, что в этой творческой лаборатории идей, мнений, общей работы над новыми инициативами будут формироваться взаимовыгодные межгосударственные контакты, будет проходить взаимообогащение духовных межкультурных связей, что в конечном итоге и способствует эффективному международному сотрудничеству. Различные формы сотрудничества позволяют повысить уровень экономической эффективности взаимодействия государств, что отражается и на конкурентоспособности национальной валюты РФ [15].
В 2016 г. Россия в пятый раз станет председателем в рамках ЧЭС, и уже сейчас можно говорить о проектах, на реализацию которых будет направлена деятельность РФ в период следующего председательства. На прошедшем в Кишиневе заседании министров экономики участники обсудили состояние торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества в рамках Организации, в том числе были обсуждены вопросы упрощения торговых процедур, создания сетевых систем обмена информацией в черноморском регионе, достижения в области формирования национальных систем «единого окна», а также дальнейшее развитие электронной торговли между странами ОЧЭС. Российская сторона пригласила партнеров принять участие в первом Экспертном диалоге ОЧЭС по вопросам электронной торговли и обсудить состояние электронной торговли в странах ОЧЭС, аналитику и стандарты в этой области, а также доверие и безопасность при обмене электронными документами в торговле. Проведение мероприятия запланировано в первой половине 2016 года в период российского председательства в ОЧЭС. По итогам Экспертного диалога будет сформирован перечень рекомендаций в целях содействия сотрудничеству стран ОЧЭС в данной области.
Вместе с тем, для обеспечения преемственности экономической повестки дня ОЧЭС российская сторона предложила зарубежным партнерам принять участие в семинаре по реализации национальных проектов по созданию системы «единого окна» в целях упрощения торговых процедур. Мероприятие запланировано на 2016 год при участии представителей Евразийской экономической комиссии.
Сотрудничество с зарубежными странами в основном осуществляется через субъект Российской Федерации – Краснодарский край [16-18]. При этом предполагается, что реализация проектов в целом позитивно отразится на конкурентоспособности России [19].
Председатель РНК ЧЭС Виктор Архипов говорит о том, экологические проблемы в Черноморском регионе остаются наиболее важными вопросами как в деятельности правительств ЧЭС, так и общественных объединений стран-участниц организации. На заседание Межведомственной комиссии Российской Федерации по делам ОЧЭС в 2014 г. В. Архиповым был выдвинут план мероприятий, которые будут реализованы в период председательства РФ в 2016 г.[20]:
— заседания Делового Совета ЧЭС;
— выставка инноваций и инвестиционных проектов «Черное море 2016»;
— научно-практическая конференция «Экологическая безопасность Черного моря»;
— научно-практическая конференция по вопросам санаторно-курортного отдыха граждан (или семейного туризма);
— молодежный кинофестиваль «Самшитовая ветвь»;
— плановые встреч с послами и торгово-экономическими советниками посольств стран-участниц, стран-партнеров и стран-наблюдателей по актуальным вопросам образования, экономического и культурного сотрудничества для достижения целей устойчивого развития регионов.
Безусловно, Россию можно считать ведущим звеном Черноморского экономического сотрудничества. Политика нашей страны на Черном море и реализация проектов, инициатором которых выступает Российская Федерация, позволяют говорить о ЧЭС, как о развитом, перспективном содружестве, из года в год привлекающем внимание Европейских стран. России необходимо и дальше продвигать проекты, которые вносят существенный вклад, как в развитие Черноморского региона, его экологической обстановки, так и в экономику страны в целом.
Библиографический список
- Структура ЧЭС. – URL.: http://www.rncbsec.org/bsec/bsec.html.
- Дудин С.Г., Толстова А.З., Суровцева Е.С. Доверие в макроэкономике // Экономика: теория и практика. 2015. № 2 (38). С. 44-49.
- Кизим А.А., Козырь Н.С., Пятков В.С. Интернационализация бизнеса: транснациональные корпорации, эволюция подходов // Наука и экономика. 2011. № 1-5. С. 8-13.
- Листопад М.Е. Экономическая безопасность страны: вопросы теории и методологии: монография. М.: Магистр, 2010. 240 с.
- Черноморское Экономическое Сотрудничество: курс на инвестиции. - URL.: https://interaffairs.ru/news/show/9024.
- Шевченко И.В., Алексеева Е.А. Регионализация и ее формирование на юге Европы // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 9. С. 2-7.
- Сотрудничество с ОЧЭС. – URL.: http://www.minenergo.gov.ru/activity/co-operation/oches/.
- Старкова Н.О., Саввиди С.М., Сафонова М.В. Тенденции развития логистических услуг на современном мировом рынке // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2013. № 85. С. 480-490.
- Старкова Н.О., Рзун И.Г., Успенский А.В. Исследование зарубежного опыта формирования логистических систем // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 99. С. 1062-1085.
- Страны ЧЭС намерены развивать мультимодальное паромное сообщение в Черном море. – URL.: http://portnews.ru/news/199805/.
- Старкова Н.О., Успенский А.В. Проблемы и перспективы современной российской логистики // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 38. С. 45-50.
- Пономаренко Л.В. Применение логистики для формирования региональных инновационных кластеров // Экономика и предпринимательство. 2014. № 4-2. С. 275–279.
- Толстова А.З., Мусоян М.М. Тенденции автомобильного рынка РФ // Актуальные вопросы экономических наук. 2015. № 43. С. 183-188.
- Народная дипломатия РНК ЧЭС. - URL.: https://interaffairs.ru/news/show/12341.
- Козырь Н.С., Злыденко Н.И. Валютные войны или конкурентная девальвация: сценарные перспективы // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 30 (315).
- Старкова Н.О., Козырь Н.С. Оценка перспектив Краснодарского края в реализации программы импортозамещения продовольственной продукции // Региональная экономика: теория и практика. 2015. 30 (405). C. 13-24.
- Козырь Н.С., Лобов А.В. Конкурентоспособность кредитной поддержки малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае // Финансы и кредит. 2015. № 23 (647). С. 52-64.
- Шевченко И.В., Алексеева Е.А. Внешнеэкономический потенциал Краснодарского края // Региональная экономика: теория и практика. 2006. № 2. С. 13-18.
- Козырь Н.С. Подходы к определению глобальной конкурентоспособности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 26 (311). С. 39-52.
- Заседание Межведомственной комиссии Российской Федерации по делам Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) 27.03.2014. – URL.: http://www.rncbsec.org.
Количество просмотров публикации: Please wait