Экономическое поведение индивида зависит от психологических феноменов отношения к деньгам, являясь важным компонентом сознания, как индивида, так и группы индивидов. Данный показатель играет важную роль в становлении нации, её экономическом развитии: учитывается Всемирным банком реконструкции и развития при выделении финансовой помощи развивающимся странам.
Денежные отношения являются серьезным детерминантом психологического состояния индивида и его взаимоотношений, с одной стороны, с другой – они сами зависят от психологических особенностей индивида. В переходном для России периоде встал вопрос об исследовании отношения людей к деньгам, взаимосвязи их с другими аспектами психологического портрета личности, в том числе такими показателями, как предприимчивость.
Особенно интересно отношение именно молодого поколения к деньгам, как источника воспроизводство и ретрансляции его в будущее. Исследования в этом области начались сравнительно недавно, однако они уже дают представления о динамике основных ценностей молодежи и их отношений к деньгам.
В фокусе такие влияющие показатели, как научно-технический прогресс [4], образовательная среда [3] и семья [1], адаптация к рыночным отношениям [2], денежная мотивация как таковая. Существуют исследования [5] подтверждающие существования различий в отношении к деньгам у старшеклассников, ориентированных в будущем на предпринимательство и ориентированных на работу по найму.
Целью исследования стало изучение психологического отношения студентов первого курса, планирующих разные виды экономической деятельности в будущем, к деньгам их ценностное восприятие ими в категориях термальности и инструментальности.
Задачи:
- изучить личностный смысл денег для студентов;
- выяснить зависимость для целевой группы ценностей труда и денег;
- выявить представление целевой группы о значении денег как таковом.
Объектом исследования стали студенты первого курса экономического факультета НИУ ВШЭ СПб. Предметом исследования – отношение к деньгам в зависимости от выбора вида экономической деятельности в будущем.
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Данное исследование строится отчасти на методологии исследования о предпочтениях старшеклассников в выборе экономической деятельности [5].
Гипотеза: отношение студентов к деньгам и способам их зарабатывания зависит от их выбора вида экономической деятельности.
Методы исследования: стандартизированное интервью, включающее закрытые вопросы, шкалы наименований и порядковые шкалы.
Методы обработки результатов: описательная статистика, контентанализ, (критерий Пирсона).
Выявление личностного смысла денег для студентов проводится с помощью анкетирования. Предлагается выбрать три варианта ответа на вопрос «Что для Вас деньги?» из представленных в таблице 1 ответов. Данные заносятся в таблицу.
На основе данных делается вывод об отношении к деньгам. К инструментальному отношению (средство достижения целей) относится: осуществление желаний, независимость, безопасность, средство новых денег, престиж и власть над людьми. Восприятие денег в качестве символа успеха и гордости рассматривается как инструментально-терминальное отношение, а деньги как сама цель – как термальное отношение.
Таблица 1. Личностный смысл денег
Что для Вас деньги? | Ориентированные на наемный труд | Ориентированные на предпринимательство | Не сделавшие выбора | Общая выборка | ||
В бизнесе | На госслужбе
|
Парни | Девушки | |||
Престиж | ||||||
Возможность осуществления всех желаний | ||||||
Независимость | ||||||
Власть над людьми | ||||||
Успех, гордость | ||||||
Гарантия безопасности | ||||||
Средство делать новые деньги | ||||||
Цель жизни |
Так же делается интерпретация результатов по группам и прослеживается корреляция между выбранными видами экономической деятельности и отношению к деньгам, с использованием критерия Пирсона (p<0,05). В качестве дополнительного раздела исследования, проводится статистическое наблюдение в зависимости от пола респондента.
Из-за того, что прямой вопрос о термальной составляющей денег может вызвать значительные отклонения и ошибки, проверка данной составляющей также должна быть исследована с использованием косвенных вопросов: изучение представления учащихся о значимости денег для большинства людей. Оценка проводится с помощью порядковой шкалы от 0 до 10: 0 – «абсолютно никакого значения», 10 — «это самое главное в жизни».
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ЗНАЧИМОСТЬ
Выявление отношения к деньгам студентов первого курса экономического факультета НИУ ВШЭ СПб, оценка степени ценности денег и характера отношения к ним. Подтверждение или опровержение гипотезы о взаимозависимости выбора вида экономической деятельности в будущем и отношению к деньгам в настоящем. Выявление функций денег для разно-ориентированных групп студентов, а также разница в восприятии функциональности и значимости денег среди групп разного пола.
Результаты данного исследования позволят понять мотивационную направленность групп студентов, и могут быть использованы университетом для позиционирования направлений обучения, выбор методологии обучения для специальностей, а также индивидуализации в процессе образования, с целью решения задачи увеличения его эффективности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА
Анализ всей выборки
Количество опрошенных студентов первого курса экономического факультета Высшей Школы экономики в Санкт-Петербурге: 70 человек.
Рисунок 1 – Результаты опроса «Что для Вас деньги?» по всей выборке
Для всей выборки характерно инструментальное отношение к деньгам (рис.1). Так, треть респондентов ответила о значимости денег как возможности осуществления всех желаний (34%), ещё треть – независимости (32%). Средством делать новые деньги и гарантом безопасности деньги назвали 14% и 13% соответственно.
Для студентов первого курса, очевидно, высока доля неопределившихся в своей будущей отрасли экономической деятельности (21%), однако прежде с тем почти четверть выбирает для себя предпринимательство (24%), что является очень позитивным наблюдением (рис.2). Всё же ещё половина всех студентов первокурсников направлены на наемную работу (53%). Это кроме нежелания к открытию собственного бизнеса может быть обусловлено так же тем, что будущие выпускники хотят набраться сначала опыта работы в интересующей сфефре.
Рисунок 2 – Результаты опроса в предпочтительной для студента сфере работы
На вопрос о значимости денег по шкале от 1 о 10 группы респондентов отвечают по-разному (рис.3). Среднее значение данного показателя по выборке 5,8. Во-первых, очевидны гендерные различия: на 1,2 балла юноши оценивают значимость денег больше, чем девушки. Во-вторых, различны оценки значимости денег в группах, выбирающих различные виды экономической деятельности: минимален этот показатель в группе наемных рабочих, максимальный – среди неопределившихся студентов.
Рисунок 3 – Среднее значения по выборке оценки важности денег в разных группах
Рисунок 4 – Зависимость оценки значения денег от предполагаемой сферы деятельности
Наглядно зависимости оценки значения денег и сферы деятельности показаны на рис.4, где на горизонтальной оси: 1 – коммерческое предприятие, 2– предпринимательство, 3 – не определились, 4 – госслужба.
Гендерные различия
В таблице 2 представлены ответы юношей и девушек на вопрос «Что для Вас деньги» (представлены только выбранные респондентами ответы). В целом, юношами было выбрано 5 опций, девушками – 6, с дополнительным вариантом «Удобства» к вариантам, выбранным юношами.
Таблица . Гендерные различия в отношении к деньгам
Юноши |
Девушки |
|
Гарант безопасности |
0,06 |
0,17 |
Престиж |
0,11 |
0,04 |
Независимость |
0,33 |
0,31 |
Возможность осуществления всех желаний |
0,28 |
0,37 |
Средство делать новые деньги |
0,22 |
0,10 |
Удобства |
0,00 |
0,02 |
Рисунок 5 – Гендерные различия в отношения к деньгам
Более наглядно структура ответов представлена на рис. 5. На первом месте у юношей «Независимость», тогда как у девушек: «Возможность осуществления всех желаний». Эти варианты стоят на втором месте соответственно. Юношам, в отличие от девушек характерно отношение к деньгам, как к средству делать новые деньги (22%) и престижу(11%), девушки же видят в деньгах помимо двух первых популярных вариантов гарант безопасности (17%).
В таблице 3 представлены ответы юношей и девушек на вопрос «В какой сфере вы хотели бы начать свою карьеру?». Уже по таблице можно увидеть, что юноши более уверены в своих планах на будущее: среди них нет неопределившихся. Госслужба является наименее популярной сферой, причём в выборке данная сфера была выбрана только девушками. Вероятно, это может быть связано с различиями, обнаруженными в отношении денег: для части девушек это гарант безопасности, а госслужба может предоставить стабильный и гарантированный государством доход.
Таблица 3. Гендерные различия в выборе сферы деятельности
Юноши |
Девушки |
|
Коммерческое предприятие |
0,61 |
0,50 |
Предпринимательство |
0,39 |
0,19 |
Не определился |
0,00 |
0,29 |
Госслужба |
0,00 |
0,02 |
Рисунок 6 – Гендерные различия в выборе сферы деятельности
Различия в зависимости от выбора вида экономической деятельности представлены на рис. 7.
Рисунок 7 – Различия в зависимости от выбора вида экономической деятельности
Наиболее популярными вариантами среди всех групп являются «Возможность осуществления всех желаний» и «Независимость». Помимо этих вариантов, для студентов, выбравших коммерческое предприятие, характерно отношение как к гаранту безопасности(19%); для предпринимательства – отличительно высока доля ответа «Средство делать новые деньги» (24%).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, выявление инструментальное отношения к деньгам студентов первого курса экономического факультета НИУ ВШЭ СПб, очевидные гендерные различия в оценке степени ценности денег и характера отношения к ним: юноши ценят деньги больше, чем девушке и видят в них независимость, тогда как для девушек это помимо прочего гарант безопасности. Выводами также является большая склонность юношей к предпринимательству, а девушек – к стабильной работе в государственных учреждениях. Подтвердилась гипотеза о взаимозависимости выбора вида экономической деятельности в будущем и отношению к деньгам в настоящем: предприниматели, прежде всего, видят в деньгах средства делать новые деньги, в коммерческом предприятии высока доля гаранта безопасности, а на первом месте – осуществление всех желаний.
Библиографический список
- Дейнека О. С. Психологические проблемы адаптации личности к рыночным условиям // Вестник СПбГУ. 1997. № 27.
- Дробышева Т. В. Динамика ценностных ориентаций личности в условиях раннего экономического образования. М., 2002.
- Попов В. Г. Социокультурные ориентации и адаптация молодежи к общественным преобразованиям в современной России. Екатеринбург, 1997.
- Серафимова З. С. Проблемы социализации юношества в условиях НТП. М., 2010.
- Филинкова Е. Б. Предпочтения старшеклассников в выборе вида экономической деятельности // Вестник МГОУ. Сер. «Психологические науки». 2009. № 4.
Количество просмотров публикации: Please wait