ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТАМИ ЦЕННОСТИ ДЕНЕГ И СПОСОБОВ ИХ ЗАРАБАТЫВАНИЯ

Назарова Екатерина Викторовна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
студент

Аннотация
Статья посвящена исследованию психологического отношения студентов к деньгам, взаимосвязи ценностного восприятия денег и выбора вида экономической деятельности и различий в ценностном отношении к деньгам среди половозрастных групп. Результаты данного исследования позволят понять мотивационную направленность групп студентов, и могут быть использованы университетом для позиционирования направлений обучения, выбор методологии обучения для специальностей, а также индивидуализации в процессе образования, с целью решения задачи увеличения его эффективности.

Ключевые слова: восприятие денег, деньги, психология образования, социальная психология


THE CORRELATION BETWEEN STUDENTS’ PSYCHOLOGICAL PERCEPTION OF THE MONEY VALUE AND WAYS OF EARNING THEM

Nazarova Ekaterina Viktorovna
National Research University “Higher School of Economics”
student

Abstract
The report is devoted to the study of the psychological attitude of students to the money, the relationship of perception of value for money and the choice of economic activity and differences in value with respect to the money among gender and age groups. The results of this study will help to understand the motivational orientation of groups of students, and can be used to position the university fields of study, choice of methodology for pools and specializations, as well as individualization in education increasing its efficiency.

Keywords: money, money perception, psychology of education, social psychology


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Назарова Е.В. Взаимосвязь психологического восприятия студентами ценности денег и способов их зарабатывания // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/08/12304 (дата обращения: 25.02.2024).

Экономическое поведение индивида зависит от психологических феноменов отношения к деньгам, являясь важным компонентом сознания, как индивида, так и группы индивидов. Данный показатель играет важную роль в становлении нации, её экономическом развитии: учитывается Всемирным банком реконструкции и развития при выделении финансовой помощи развивающимся странам.

Денежные отношения являются серьезным детерминантом психологического состояния индивида  и его взаимоотношений, с одной стороны, с другой – они сами зависят от психологических особенностей индивида. В переходном для России периоде встал вопрос об исследовании отношения людей к деньгам, взаимосвязи их с другими аспектами психологического портрета личности, в том числе такими показателями, как предприимчивость.

Особенно интересно отношение именно молодого поколения к деньгам, как источника воспроизводство и ретрансляции его в будущее. Исследования в этом области начались сравнительно недавно, однако они уже дают представления о динамике основных ценностей молодежи и их отношений к деньгам.

В фокусе такие влияющие показатели, как научно-технический прогресс [4], образовательная среда [3] и семья [1], адаптация к рыночным отношениям [2], денежная мотивация как таковая. Существуют исследования [5] подтверждающие существования различий в отношении к деньгам у старшеклассников, ориентированных в будущем на предпринимательство и ориентированных на работу по найму.

Целью исследования стало изучение психологического отношения студентов первого курса, планирующих разные виды экономической деятельности в будущем, к деньгам их ценностное восприятие ими в категориях термальности и инструментальности.

Задачи:

  • изучить личностный смысл денег для студентов;
  • выяснить зависимость для целевой группы ценностей труда и денег;
  • выявить представление целевой группы о значении денег как таковом.

Объектом исследования стали студенты первого курса экономического факультета НИУ ВШЭ СПб. Предметом исследования – отношение к деньгам в зависимости от выбора вида экономической деятельности в будущем.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Данное исследование строится отчасти на методологии исследования о предпочтениях старшеклассников в выборе экономической деятельности [5].

Гипотеза: отношение студентов к деньгам и способам их зарабатывания зависит от их выбора вида экономической деятельности.

Методы исследования: стандартизированное интервью, включающее закрытые вопросы, шкалы наименований и порядковые шкалы.

Методы обработки результатов: описательная статистика, контент­анализ, (критерий Пирсона).

Выявление личностного смысла денег для студентов проводится с помощью анкетирования. Предлагается выбрать три варианта ответа на вопрос «Что для Вас деньги?» из представленных в таблице 1 ответов. Данные заносятся в таблицу.

На основе данных делается вывод об отношении к деньгам. К инструментальному отношению (средство достижения целей) относится: осуществление желаний, независимость, безопасность, средство новых денег, престиж и власть над людьми. Восприятие денег в качестве символа успеха и гордости рассматривается как инструментально-терминальное отношение, а деньги как сама цель – как термальное отношение.

Таблица 1. Личностный смысл денег

Что для Вас деньги? Ориентированные на наемный труд Ориентированные на предпринимательство Не сделавшие выбора Общая выборка
В бизнесе На госслужбе

 

Парни Девушки
Престиж
Возможность осуществления всех желаний
Независимость
Власть над людьми
Успех, гордость
Гарантия безопасности
Средство делать новые деньги
Цель жизни

Так же делается интерпретация результатов по группам и прослеживается корреляция между выбранными видами экономической деятельности и отношению к деньгам, с использованием критерия Пирсона (p<0,05). В качестве дополнительного раздела исследования, проводится статистическое наблюдение в зависимости от пола респондента.

Из-за того, что прямой вопрос о термальной составляющей денег может вызвать значительные отклонения и ошибки, проверка данной составляющей также должна быть исследована с использованием косвенных вопросов: изучение представления учащихся о значимости денег для большинства людей. Оценка проводится с помощью порядковой шкалы от 0 до 10: 0 – «абсолютно никакого значения», 10 — «это самое главное в жизни». 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ЗНАЧИМОСТЬ

Выявление отношения к деньгам студентов первого курса экономического факультета НИУ ВШЭ СПб, оценка степени ценности денег и характера отношения к ним. Подтверждение или опровержение гипотезы о взаимозависимости выбора вида экономической деятельности в будущем и отношению к деньгам в настоящем.  Выявление функций денег для разно-ориентированных групп студентов, а также разница в восприятии функциональности и значимости денег среди групп разного пола.

Результаты данного исследования позволят понять мотивационную направленность групп студентов, и могут быть использованы университетом для позиционирования направлений обучения, выбор методологии обучения для специальностей, а также индивидуализации в процессе образования, с целью решения задачи увеличения его эффективности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА

Анализ всей выборки

Количество опрошенных студентов первого курса экономического факультета Высшей Школы экономики в Санкт-Петербурге: 70 человек.

Рисунок 1 – Результаты опроса «Что для Вас деньги?» по всей выборке

Для всей выборки характерно инструментальное отношение к деньгам (рис.1). Так, треть респондентов ответила о значимости денег как возможности осуществления всех желаний (34%), ещё треть – независимости (32%). Средством делать новые деньги и гарантом безопасности деньги назвали 14% и 13% соответственно.

Для студентов первого курса, очевидно, высока доля неопределившихся в своей будущей отрасли экономической деятельности (21%), однако прежде с тем почти четверть выбирает для себя предпринимательство (24%), что является очень позитивным наблюдением (рис.2). Всё же ещё половина всех студентов первокурсников направлены на наемную работу (53%). Это кроме нежелания к открытию собственного бизнеса может быть обусловлено так же тем, что будущие выпускники хотят набраться сначала опыта работы в интересующей сфефре.

Рисунок 2 – Результаты опроса в предпочтительной для студента сфере работы

На вопрос о значимости денег по шкале от 1 о 10 группы респондентов отвечают по-разному (рис.3). Среднее значение данного показателя по выборке 5,8. Во-первых, очевидны гендерные различия: на 1,2 балла юноши оценивают значимость денег больше, чем девушки. Во-вторых, различны оценки значимости денег в группах, выбирающих различные виды экономической деятельности: минимален этот показатель в группе наемных рабочих, максимальный – среди неопределившихся студентов.

Рисунок 3 – Среднее значения по выборке оценки важности денег в разных группах

Рисунок 4 – Зависимость оценки значения денег от предполагаемой сферы деятельности

Наглядно зависимости оценки значения денег и сферы деятельности показаны на рис.4, где на горизонтальной оси: 1 – коммерческое предприятие, 2– предпринимательство, 3 – не определились, 4 – госслужба.

Гендерные различия

В таблице 2 представлены ответы юношей и девушек на вопрос «Что для Вас деньги» (представлены только выбранные респондентами ответы). В целом, юношами было выбрано 5 опций, девушками – 6, с дополнительным вариантом «Удобства» к вариантам, выбранным юношами.

Таблица . Гендерные различия в отношении к деньгам

Юноши

Девушки

Гарант безопасности

0,06

0,17

Престиж

0,11

0,04

Независимость

0,33

0,31

Возможность осуществления всех желаний

0,28

0,37

Средство делать новые деньги

0,22

0,10

Удобства

0,00

0,02

 

Рисунок 5 – Гендерные различия в отношения к деньгам

Более наглядно структура ответов представлена на рис. 5. На первом месте у юношей «Независимость», тогда как у девушек: «Возможность осуществления всех желаний». Эти варианты стоят на втором месте соответственно. Юношам, в отличие от девушек характерно отношение к деньгам, как к средству делать новые деньги (22%) и престижу(11%), девушки же видят в деньгах помимо двух первых популярных вариантов гарант безопасности (17%).

В таблице 3 представлены ответы юношей и девушек на вопрос «В какой сфере вы хотели бы начать свою карьеру?». Уже по таблице можно увидеть, что юноши более уверены в своих планах на будущее: среди них нет неопределившихся. Госслужба является наименее популярной сферой, причём в выборке данная сфера была выбрана только девушками. Вероятно, это может быть связано с различиями, обнаруженными в отношении денег: для части девушек это гарант безопасности, а госслужба может предоставить стабильный и гарантированный государством доход.

Таблица 3. Гендерные различия в выборе сферы деятельности

Юноши

Девушки

Коммерческое предприятие

0,61

0,50

Предпринимательство

0,39

0,19

Не определился

0,00

0,29

Госслужба

0,00

0,02

Более наглядно структура ответов представлена на рис. 6. Юношам, в отличие от девушек импонирует предпринимательство (39%), среди девушек предпринимательство выбрало лишь 19%. Предпринимательство связано, прежде всего, с риском, вспоминая ответ «Гарант безопасности», очевидна меньшая доля предпринимателей среди девушек.

 

Рисунок 6 – Гендерные различия в выборе сферы деятельности

Различия в зависимости от выбора вида экономической деятельности представлены на рис. 7.

Рисунок 7 – Различия в зависимости от выбора вида экономической деятельности 

Наиболее популярными вариантами среди всех групп являются «Возможность осуществления всех желаний» и «Независимость». Помимо этих вариантов, для студентов, выбравших коммерческое предприятие, характерно отношение как к гаранту безопасности(19%); для предпринимательства – отличительно высока доля ответа «Средство делать новые деньги» (24%).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, выявление инструментальное отношения к деньгам студентов первого курса экономического факультета НИУ ВШЭ СПб, очевидные гендерные различия в оценке степени ценности денег и характера отношения к ним: юноши ценят деньги больше, чем девушке и видят в них независимость, тогда как для девушек это помимо прочего гарант безопасности. Выводами также является большая склонность юношей к предпринимательству, а девушек – к стабильной работе в государственных учреждениях. Подтвердилась гипотеза о взаимозависимости выбора вида экономической деятельности в будущем и отношению к деньгам в настоящем: предприниматели, прежде всего, видят в деньгах средства делать новые деньги, в коммерческом предприятии высока доля гаранта безопасности, а на первом месте – осуществление всех желаний. 


Библиографический список
  1. Дейнека О. С. Психологические проблемы адаптации личности к рыночным условиям // Вестник СПбГУ. 1997. № 27.
  2. Дробышева Т. В. Динамика ценностных ориентаций личности в условиях раннего экономического образования. М., 2002.
  3. Попов В. Г. Социокультурные ориентации и адаптация молодежи к общественным преобразованиям в современной России. Екатеринбург, 1997.
  4. Серафимова З. С. Проблемы социализации юношества в условиях НТП. М., 2010.
  5. Филинкова Е. Б. Предпочтения старшеклассников в выборе вида экономической деятельности // Вестник МГОУ. Сер. «Психологические науки». 2009. № 4.

 



Все статьи автора «Ekaterina Nazarova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: