Педагогика как наука определяет составные знания в модели единства теории и практики. Не исключение и педагогическое проектирование как ресурс и метод проецирования и реконструкции социального знания в модели устойчивого развития личности и общества в целом. Современная практика определяет последовательность использования ресурсов современной педагогики в визуализации и решении тех или иных задач развития в модели современного образования как гаранта стабильности и устойчивости в формировании и усвоении социально-профессиональных норм и приоритетов становления личности и жизнеобеспечения общества.
Педагогическое проектирование и педагогическое моделирование используются в деятельности педагога как ресурсы и методы, условия и формы, средства и продукты организации профессионально-педагогической деятельности и способов воспроизводства объектов культуры, науки, искусства и прочих направлений накопления ценностей и перспектив развития личности и общества в целом.
Понятийный аппарат в исследовании специфики и возможностей термина «педагогическое проектирование» многообразен. В источнике [1] определяется педагогическое проектирование в широком смысле через вид профессиональной деятельности педагога, направленной на преодоление постоянно возникающих противоречий во взаимосвязи педагогической науки и практики, включающий в себя такие процессы как диагностика, прогнозирование, целеполагание, мониторинг, моделирование, конструирование, программирование и др.
Уточним понятие «педагогическое проектирование» в трех смыслах – широком, локальном и узком, через различные направления детерминации понятийного аппарата современного научно-педагогического исследования. Установим связи и исключающие элементы в использовании педагогического моделирования как метода продуцирования благ, ценностей, продуктов культуры, искусства, спорта, науки и пр.
Педагогическое проектирование – вид профессионально-педагогической деятельности, определяемый через процесс определения и верификации, решения и оптимизации внутриличностных и поликультурных противоречий, системно располагающих социум и педагога к оптимизации возможностей использования научного знания в широком и узком смыслах, обеспечивающих повышение уровня комфорта, благополучия, устойчивости, здоровьесбережения и прочих позитивных новообразований и продуктов социально-профессиональных отношений и жизнеспособности как показателя истинности развития и сотрудничества.
Педагогическое проектирование – вид профессионально-педагогической деятельности, определяемый в модели воспроизводства и пополнения, обновления и верификации, модификации и детализации научного знания как формы, средства, ресурса, условия повышения качества профессионально-педагогической деятельности (профессионализма); реализует условия развития общества и личности через иерархию и взаимосвязь методов и методологических подходов научно-педагогического исследования, в структуре которых выделяются такие ресурсы, как диагностика, целеполагание, моделирование, конструирование, прогнозирование, мониторинг и пр., системно, систематично и своевременно определяющие потребности личности и общества в решении новых задач и противоречий целостного развития личности и общества в поликультурной модели отношений и воспроизводства всех объектов и продуктов современной ноосферы.
Педагогическое проектирование – циклический педагогический процесс выявления и решения поликультурных и внутриличностных противоречий, обеспечивающий в конечном счете создание проекта, фасилитирующего решение постановленной задачи в определенной плоскости социальных и профессиональных отношений.
Педагогическое проектирование – метод детерминации и верификации, оптимизации и детализации, решения и коррекции, систематизации и выбора педагогических условий педагогически определяемых процессов и процедур, например, – социализации и самореализации, самосовершенствования и саморазвития, адаптации и оздоровления, самоутверждения и самосохранения личности и общества в модели гуманизации отношений и антропологически корректируемых ресурсов воспроизводства социально-профессионального опыта и отношений, продуктов и объектов, фасилитирующих определение и решение тех или иных задач личности и общества в современной культуре и ноосфере.
Педагогическое проектирование – полидефинитная категория современной практической педагогики, реализующей общие, профессиональные, специально-дидактические условия профессиональной подготовки педагогов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование», выбранного профиля подготовки педагога.
Педагогическое проектирование в широком смысле – функционал (матрица) воспроизводства и развития социально-профессионального опыта и приоритетов развития педагогически детерминируемых объектов в модели профессионально-педагогического сотрудничества и сотворчества, общения и взаимодействия, рефлексии и контроля качества решения поставленных задач в традиционной и инновационной научно-педагогической практике педагога как главной фигуры в формировании и развитии личности обучающегося, являющегося непреклонной ценностью всех поликультурных образовательных отношений, системно определяемых и оптимизируемых в различных формах научно-педагогического исследования, где отдаются предпочтения таким ресурсам, как диагностика, мониторинг, моделирование, конструирование, прогнозирование, оптимизация, алгоритмизация и прочие составные методы и приемы, обеспечивающие ситуативную, поликультурную, многомерную коррекцию получаемых результатов научно-педагогического исследования.
В таком понимании формы педагогического проектирования определяются в традиционной системе создания и использования, оптимизации и коррекции педагогически выстроенной концепции, модели, программы, плана. Целость и уникальность форм проекта обусловлена качеством определения и решения задач профессионально-педагогической деятельности.
Педагогическое проектирование в узком смысле – вид педагогической деятельности, обеспечивающий устойчивое развитие личности и общества в иерархии формируемых и корректируемых ценностей и приоритетов гуманизма как механизма воспроизводства различных ресурсов ноосферы, где построение и апробация педагогического конструкта или проекта обеспечивается за счет грамотно подобранных методов и условий, принципов и ресурсов определяемого явления или продукта, фасилитирующего личности и обществу те или иные условия развития и реализации акместановления в модели воспроизводства и развития антропосреды и ноосферы.
В таком понимании все принципы и методы педагогического проектирования определяются в специфическом конгломерате соблюдения ценностей гуманистической парадигмы современного образования, являющегося звеном и продуктом современной культуры и науки в широком смысле детерминации. Все принципы педагогического проектирования в различных плоскостях определения обеспечивают выявление иерархии ценностей, заложенных в процесс использования педагогического проектирования в ресурсах создания проекта, жизнеспособность и состоятельность которого проверяется реальными условиями. Практика использования педагогического проектирования и продуктов педагогического проектирования широка и многообразна. Учет пространственно-временных нюансов проекта – одно из ограничений создания. Примером может быть уникальная педагогическая система А. С. Макаренко, реализуемая им в XX веке, которую в полном авторском понимании и претворении никогда не удастся воссоздать в XXI веке и далее – в будущем.
Педагогическое проектирование в локальном смысле – метод создания целостной, устойчивой структуры, реализуемой на практике в системе социально-педагогических и образовательных отношений, специфика воспроизводства и дополнения достигнутого уровня культуры и научно-педагогического сотрудничества ведется в системе ситуативного, цикличного выявления противоречий развития педагогической науки и практики, выбора цели, способов и методов решения выделенных противоречий и поставленных задач, проверки истинности сформированного конструкта или проекта, фасилитирующего решение профессионально-педагогической задачи в целостном, поликультурном определении и визуализации.
Практика использования педагогического проектирования и педагогического моделирования уникальная и широка, ситуативна и многообразна. На слуху такие понятия, как «проект школы» и «модель выпускника», «проектирование педагогической технологии» и «моделирование педагогической технологии», «моделирование понятийного аппарата» и «проектирование педагогической концепции…».
Зачастую в педагогической практике путают «педагогическое проектирование» и «метод проектов», главной опасностью в данной путанице является определение объекта реализуемой деятельности. В педагогическом проектировании педагог является творцом создаваемых и реализуемых продуктов жизнедеятельности и научно-педагогического исследования. В методе проектов все обучающиеся могут попробовать себя в качестве создателей проектов на единоличной основе и сотрудничестве, данная специфическая единица образовательного пространства и научно-педагогического сотрудничества является составной продуктивного и проблемного обучения в образовательном учреждении и системе образования в целом.
Педагогическое проектирование в таком понимании является ресурсом и резервом социально-профессиональных отношений, обеспечивающее целостное развитие личности и общества в единстве теории и практики рассматриваемых противоречий и задач развития, оптимизация которых определяется эволюцией всех педагогически обусловленных составных единиц и процессов, процедур и условий самосохранения личности и общества в поликультурных и антропологически устойчивых приоритетах восполнения опыта деятельности и отношений, продуцирования и коррекции создаваемых объектов науки, культуры, искусства, спорта и пр.
Понятия «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в использовании педагогом научно-педагогического арсенала детерминируемых возможностей и условий подготовки зачастую смешиваются. Разделить явления «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» не сложно даже в многообразии подходов к определению понятий современной педагогики. Педагогическое проектирование всегда содержит в своей практике реализуемый проект в конкретных условиях и системе ограничений, в смысловом контексте понятие «проект» означает «забегающий вперед», а модель – «идеальный образец, позволяющий изучить или исследовать то или иное свойство, явление, характеристику, процедуру, процесс педагогически обусловленных составных научно-педагогической деятельности». В таком понимании педагогическое проектирование целью своей практики реализует построение такого объекта, который может быть в будущем внедрен в деятельность педагога и образовательных институтов. В системе педагогического моделирования любая создаваемая модель позволяет облегчить понимание и решение тех или иных выявляемых педагогом проблем и задач, – таким образом, в педагогическом моделировании нет строго регламентированных условий воспроизводства опыта деятельности и приоритетов пополнения фондов продуктов жизнедеятельности личности в обществе.
Следовательно, понятия «проект школы», «проект социально-образовательной среды», «проект внедрения педагогической технологии», «проект оптимизации и решения педагогических и конфликтных ситуаций» оправданы выбранным направлением педагогической деятельности. В работе [2] объектами педагогического проектирования выделены: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации. Внедрение или реализация педагогической технологии также может быть отнесено к объектам педагогического проектирования, т.к. данный феномен в прямом смысле рассмотрения понятия не относится ни к «педагогической системе», ни к «педагогическому процессу», ни к «педагогической ситуации», а в совокупности трех детерминируемых единиц можно определить, что педагогическая технология – это совокупность методов и средств педагогической деятельности, фасилитирующих постановку цели педагогической деятельности и реализацию ее на практике в циклическом воспроизводстве и коррекции этапов и эталонов, верифицируемых в модели ФГОС в образовательном учреждении и в практике реализации образовательной программы, предполагающей учет потребностей и возможностей обучающихся в системе определения педагогических процессов, процедур, педагогических ситуаций и условий оптимального развития личности.
В педагогике выделяют системы принципов того или иного педагогического процесса, т.к. нами определено, что педагогическое проектирование является видом педагогической деятельности, детерминируемой в модели определения циклического педагогического процесса, позволяющего выявлять и решать поликультурные и внутриличностные противоречия, в конечном счете обеспечивающий создание проекта, фасилитирующего решение постановленной задачи в определенной плоскости социальных и профессиональных отношений, то мы можем обобщить выдвигаемые принципы педагогического проектирования и согласно нормам и возможностям системного подхода в педагогической науке определить систему принципов педагогического проектирования, которая исследуется и верифицируется в практике педагогов, определяющих педагогическое проектирование целью и ресурсом саморазвития и самореализации.
Система принципов педагогического проектирования
в структуре подготовки будущих педагогов, включенных в систему
непрерывного профессионально-педагогического образования:
I. Принцип полисистемной детерминации и научной верификации качества постановки и решения задач и проблем современной профессионально-педагогической деятельности в модели непрерывного профессионального образования:
• принцип развития и эволюционного изменения, приводящий в конечном состоянии к появлению нового знания, формы, ресурса, практики, теории и пр.;
• принцип независимости характера оценки качества и возможностей, объектов и продуктов педагогического проектирования;
• принцип конструктивной целостности объектов и продуктов педагогического проектирования;
• принцип завершенности и соответствия цели и качества продукта педагогического проектирования;
• принцип реализуемости объектов и продуктов педагогического проектирования;
• принцип оптимальности выбора решений в использовании педагогом метода и технологии педагогического проектирования;
• принцип формирования креативности у субъектов педагогического проектирования;
• принцип предметности педагогического проектирования;
• принцип ситуативной, инновационной грамотности и компетентности педагога в выборе объектов и продуктов педагогического проектирования;
• принцип диагностичности поставленных и реализуемых целей, смыслов, ценностей педагогического проектирования;
• принцип интегративности знаний педагога в использовании педагогического проектирования;
• принцип структурности и компетентности в использовании свернутого и развернутого знания при использовании метода педагогического проектирования;
• принцип акмеологического становления педагога в модели профессиональной подготовки и использования педагогического проектирования;
• принцип единства теории и практики педагогической науки в использовании метода педагогического проектирования.
II. Принцип многомерного анализа и коррекции, верификации и оптимизации качества общепедагогической, общефилософской, частно-дидактической, специально-профессиональной подготовки педагога в использовании возможностей метода педагогического проектирования:
• принцип последовательности, системности, систематичности в модели включения педагога в систему педагогического проектирования;
• принцип самоорганизации личной практики педагога в выборе условий и возможностей педагогического проектирования;
• принцип открытости и целостности в использовании метода педагогического проектирования;
• принцип ситуативности и учета нормального распределения способностей и предпочтений, мотивов и целей, здоровья и самоутверждения, самореализации и самосовершенствования в выборе направления, формы, возможностей педагогического проектирования;
• принцип вероятности выбора направления и формы педагогического проектирования;
• принцип мониторинга и контроля в системной детерминации возможностей, потребностей, продуктов педагогического проектирования.
III. Принцип гуманизации современной профессионально-педагогической подготовки педагога в модели непрерывного профессионального образования:
• принцип формирования потребности в самореализации и саморазвитии педагога в модели учета требований и условий профессионально-педагогической деятельности и общения;
• принцип коммуникационности в целостном определении возможностей и продуктов педагогического проектирования;
• принцип единства и взаимодополнения педагогического проектирования, педагогического моделирования, педагогического конструирования, педагогической поддержки, педагогического мониторинга, педагогического прогнозирования, педагогической диагностики и прочих категорий современной практической педагогики;
• принцип продуктивности и гибкости в развитии личности педагога, включенного в профессиональную подготовку модели непрерывного профессионального образования.
IV. Принцип здоровьесбережения как потенциала развития и саморазвития личности обучающегося и педагога:
• принцип дихотомического определения и решения задач развития личности в традиционно-инновационных условиях профессионального становления педагога;
• принцип формирование потребности преломления объектов и продуктов педагогического проектирования через призму ценностей и целей здоровьесберегающей педагогики;
• принцип формирования потребности в двигательной активности и успешности личности через систему социальных и профессиональных отношений;
• принцип конкурентоспособности и гибкости решений в системе детерминаций и форм, объектов и продуктов педагогического проектирования.
V. Принцип унификации и оптимизации принципов, ресурсов, объектов, систем, условий, ситуаций, резервов, теории и практики педагогического проектирования в подготовки педагогов:
• принцип внедрения педагогического проектирования как метода научно-педагогического исследования и подготовки педагога к самостоятельному профессионально-педагогическому труду;
• принцип согласованной работы всех звеньев современного образовательного пространства в выборе условий и возможностей использования педагогического проектирования как метода и конструкта современной практической педагогики;
• принцип создания оптимальных педагогических условий для использования педагогического моделирования и педагогического проектирования в работе педагога.
В систему определения возможностей педагогического проектирования в структуре подготовки будущих педагогов были заложены публикации [3-5], в структуре описания педагогических условий оптимального использования любого педагогического средства и объекта профессионально-педагогической подготовки и труда могут быть использованы работы [6-7], в качестве примера детерминации педагогических условий могут быть определены работы [8-12]. В таком понимании целостность заявленной проблемы не может быть определена только в плоскости понятия «педагогическое проектирование», появляется необходимость определения возможностей и ресурсов педагогического моделирования как метода продуцирования новых педагогических средств в широком смысле детерминации понятия в работе педагога.
Примерами педагогического моделирования в определении возможностей построения контрольно-измерительных материалов современных курсов педагогики являются работы [13-21].
Примерами использования педагогического моделирования в уточнении моделей и возможностей процессов социализации и самореализации, саморазвития и самореализации, построенные в структуре подготовки будущих педагогов в НФИ КемГУ могут быть принятия работы [22-40].
Специфику и возможности педагогического моделирования в рамках использования технологии системно-педагогического моделирования мы рассмотрим в следующей работе.
Библиографический список
- http://life-prog.ru/1_3860_sushchnost-pedagogicheskogo-proektirovaniya.html
- Педагогика и психология высшей школы : учебное пособие / отв. ред. М. М. Буланова-Топоркова. Ростов н/Дону : Феникс, 2002. 544 с. ISBN 5–85880–452–7.
- Дьячков В.А. Особенности организации учебной и научно-исследовательской работы студентов-педагогов по физической культуре // Science Time. 2014. № 2 (2). С. 15-34.
- Угольникова О.А., Зубанов В.П. Выпускная квалификационная работа будущего педагога по физической культуре как результат сформированности культуры самостоятельной работы // Современная педагогика. 2015. № 3 (28). С. 76-89.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Козырева О.А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу //Вестник КемГУ. 2015.№2(62). Вып.3. С.63-67.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Коновалов С.В., Бойкова И. В., Филиппова Ю.О. Педагогические условия оптимизации качества моделирования портфолио обучающегося как социально-педагогическая проблема // Гуманитарные научные исследования. 2015. №5. [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/05/11298
- Коновалов С.В., Завьялова Я. Е., Малышева В. О. Педагогические условия профессиональной самоидентификации и самореализации тренера-преподавателя по регби как социально-педагогическая проблема // Современные научные исследования и инновации. 2015. №5. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/53480
- Коновалов С.В., Козырева О.А., Чурин Н.А. Возможности уточнения педагогических условий оптимизации моделирования предметно-педагогических презентаций в модели подготовки будущих педагогов по ФК // Современная педагогика. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/05/4346
- Коновалов С.В., Свинаренко В.Г., Апанасова А.С. Педагогические условия определения и исследования возможностей организации внеучебной, здоровьесберегающей, научно-исследовательской работы обучающихся сельской школы // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/06/11418
- Коновалов С.В., Угольникова О.А., Васильев Д.С. Некоторые особенности социализации, самосовершенствования и самореализации обучающегося в плавании // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/06/4886
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 55 с. ISBN 978–5–85117–739–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 45 с. ISBN 978–5–85117–740–8.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 54 с. ISBN 978–5–85117–741–5.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 49 с. ISBN 978–5–85117–743–9.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 53 с. ISBN 978–5–85117–742–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 52 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 48 с. ISBN 978–5–7262–2022–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 44 с. ISBN 978–5–7262–2023–9.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с.
- Аксенова А.Н., Гусева Е.Л. Некоторые особенности социализации и самореализации обучающихся, занимающихся боксом, в структуре их подготовки в ДЮСШ // Современная педагогика. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/09/2683
- Апанасова А.С. Некоторые особенности определения и исследования возможностей организации внеучебной, здоровьесберегающей, научно-исследовательской работы обучающихся сельской школы // Современная педагогика. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/06/4678
- Базарный К.Г., Седова К.С., Зубанов В.П. Специфика детерминации основ социализации, саморазвития и самореализации в структуре изучения возможностей педагогики спорта // Современная педагогика. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/03/3797
- Бен Е.А., Дьячков В.А., Зубанов В.П. Исследование качества моделирования предметно-педагогических презентаций будущих педагогов по физической культуре в модели становления личности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/03/4599
- Зубанов В.П., Руденко Е.Н., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые особенности социализации и самореализации подростка в структуре занятий футболом // Психология, социология и педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/12/4050
- Зыбина Е.В., Платоненко А.И., Шварцкопф Е.Ю. Специфика моделирования программно-педагогического обеспечения курса «Учебная практика по туризму» как ресурс формирования профессионально-педагогической культуры педагогов по физической культуре // Современная педагогика. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/01/3217
- Кононцова Я.С. Некоторые возможности педагогической поддержки будущего педагога в моделировании первой научно-педагогической публикации // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56478
- Малышева В.О., Бойкова И.В., Соловьева Е.В. Некоторые возможности моделирования портфолио обучающегося, занимающегося регби, и специфика разработки профессионально-педагогических кейсов тренера-преподавателя по регби // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/06/5183
- Морозова К.А., Недзельская О.А., Дьячков В.А. Некоторые особенности социализации и самореализации спортсмена, занимающегося вольной борьбой // Психология, социология и педагогика. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/01/4256
- Недзельская О.А. Некоторые педагогические условия социализации и самореализации обучающихся ДЮСШ // Психология, социология и педагогика. 2015. № 4. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/04/4905
- Острякова С.В., Остряков И.А., Сальников А.Е. Педагогическая практика будущего педагога по физической культуре в модели здоровьесбережения и продуктивного становления личности // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56573
- Панов Н.В. Некоторые особенности изучения основ рукопашного боя будущими педагогами по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/04/4622
- Радостев А.Н., Бойкова И.В. Специфика и возможности исследования процессов самореализации и социализации под-ростков, занимающихся вольной борьбой // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56122
- Свинаренко В.Г., Бокова Е.В., Криулькин И.В. Социализация как условие оптимального воспроизводства социально-профессиональных отношений в модели адаптивной педагогической практики // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/12113
- Свинаренко В.Г., Коновалов С.В., Апанасова А.С. Специфика детерминации и исследования возможностей организации внеучебной, здоровьесберегающей, научно-исследовательской работы обучающихся сельской школы // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/54032
- Сильвестров И.А., Бойкова И.В. Специфика и возможности исследования процессов самореализации и социализации подростка, занимающегося танто-дзюцу // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/11979
- Тихомиров И.В., Седова К.С. Специфика детерминации основ социального знания в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/2858
- Шишкарева Т. А., Бойкова И. В., Ертышов А. Н. Возможности детерминации идей гуманизма в определении и решении задач развития личности обучающегося // Инновационная наука. 2015. №7-2. С. 134-136.
- Шишкарева Т. А., Кононцова Я. С., Ертышова С. В. Некоторые аспекты детерминации понятия «успешность педагогической деятельности» в системе непрерывного профессионального образования // Инновационная наука. 2015. №7-2. С. 136-138.