За последние годы масштаб распространение наркотиков в Российской Федерации значительно увеличился. Фактически в России нет людей, так или иначе, не сталкивавшихся с ними. По статистике, число наркоманов, состоящих на медицинском учёте в России, в сентябре 2013 года составило 630 тыс. человек.
Среди основных тенденций развития наркоситуации в России можно отметить: легкодоступность наркотиков; все большая феминизация наркомании; увеличение количества смертей, связанных с наркозависимостью; рост количества преступлений, совершенных в том числе несовершеннолетними, связанных с незаконным оборотом наркотических или психотропных веществ.
Реабилитация в наркологии получила следующее определение – это цельная система психологических, медицинских, образовательных, воспитательных, социальных, трудовых, правовых мер, направленных на личностную реадаптацию больных, их ресоциализацию и реинтеграцию в общество при условии отказа от употребления психоактивных веществ, вызывающих зависимость [1].
Одним из методов, применяемых в процессе реабилитации наркозависимых, является атр-терапия.
В лечебной и психокоррекционной практике арт-терапия – это совокупность методик, которая построена на применении в своеобразной символической форме техник разных видов искусства, позволяющих стимулировать художественно-творческие проявления клиента с целью корректировки нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии[2].
Арт-терапия используется для оказания психологической помощи пациентов, в том числе и для реабилитации больных с алкогольной и наркотической зависимостью. Считается, что арт-терапия дает выход агрессивности и иным чувствам с негативной окраской без какого-либо вреда для окружающих. Видов такого лечения множество: изотерапия, фототерапия, музыкотарапия, танцетерапия, сказкотерапия, цветотерапия, драматерапия и др.
Арт-терапия не имеет противопоказаний, позволяет работать с чувствами, кажущимися непреодолимыми (страх, тревоги, внутренние конфликты, обида, чувство вины и др.). Любой вид и форма арт-терапии – это активизация творческого потенциала человека. На физиологическом уровне эффект арт-терапии объясняется тем, что во время творческой работы активно работает правое полушарие мозга, мало используемое в быту. Ежедневная работа, решение разнообразных проблем перегружают «логическое» левое полушарие, в то время как правое остается менее задействованным. Но именно оно отвечает за чувства, психосоматику, а также восприятие себя и других. Наркомания ещё называется болезнью замороженных чувств. Занимаясь творчеством и активизируя правую часть мозга, пациенты возобновляют свое привычное, правильное развитие. Методика арт-терпии помогает обрести уверенность в себе, а также адекватную самооценку[3].
В творчестве используются разные материалы: глина, цветная бумага, песок, краски, карандаши и др. В процессе работы с данными материалами происходит свободная реализация бессознательных импульсов. Активизация фантазии и воображения, выход эмоций в творческом процессе сами по себе оказывают положительный эффект.
Арт-терапия активно развивается в России и за рубежом. В практической психотерапии очень важно присутствие арт-терапевта. Арт-терапевт побуждает пациента к взаимодействию с изобразительными материалами, и в процессе обсуждения с пациентом результатов творчества арт-терапевт позволяет ему поделиться переживаниями негативных эмоций. Арт-терапевт создает безопасную среду для работы, в которой пациент чувствует себя защищенным для того, чтобы выразить свои переживания, чувства, не испытывая никакого давления со стороны окружающей среды[4].
Хотя в работе с лицами, страдающими зависимостью от психоактивных веществ, применяется как индивидуальная, так и групповая арт-терапия, ряд авторов указывает на большую ценность групповой арт-терапии.
Процесс групповой арт-терапии, по мнению Копытина Л.И., охватывает 3 этапа:
1) подготовительные организационные процедуры и исходная диагностика;
2) коррекционный этап, оценка промежуточных результатов;
3) завершение работы, оценка конечных результатов[5].
Приведем пример из опыта работы в реабилитационном центре для бывших наркозависимых Богачева Олега Владимировича, педагога, психолога, ведущего пред- и постреабилитационных арт-терапевтических программ, организуемых на базе Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-петербургской епархии РПЦ.
Первый этап работы включал следующее:
• предварительные собеседования с реабилитируемыми клиентами, их приготовление к участию в групповых занятиях; выявление истории и механизмов формирования зависимости, формирование мотивации к арт-терапии;
• знакомство членов группы друг с другом и ведущим, формирование взаимного доверия; овладение изобразительными и иными экспрессивными средствами.
Второй этап арт-терапевтического процесса:
• постепенное психологическое самораскрытие участников в творческой деятельности и обсуждениях;
• рост и усиление групповых отношений;
• проработка внутриличностных конфликтов, трансформация у реабилитируемых клиентов представлений о себе и других; получение ими нового опыта и освоение новых навыков.
Завершающий этап группового процесса включал подведение итогов групповой работы, закрепление полученных навыков, а также планирование членами группы определенных шагов по применению полученных навыков в жизни[6].
Арт-терапия – одно из самых интересных направлений в реабилитации пациентов. Арт-терапевтическая деятельность не только помогает клиентам справиться с проблемой, но и открывает новые, ранее неизвестные им интересы в жизни, которые после овладения теми или иными навыками в различных видах искусства, становятся замещающими факторами реализации личностных потенциалов не через наркотик, а через активное творчество[4].
Арт-терапия является эффективным и востребованным методом в процессе реабилитации наркозависимых. Проводя арт-терапевтические мероприятия в комплексе с другими видами помощи, можно повысить общую эффективность реабилитационных мер.
Библиографический список
- История развития реабилитации наркозависимых [Электронный ресурс] : Собрание статей / Социальная работа. – 2010. – Режим доступа : http://soc-work.ru/article/522. – Загл. с экрана.
- Пискун,Н.Д. Теория и практика арт-терапия: методологические основания междисциплинарного подхода / Н. Д. Пискун // Искусство и культура. – 2013. – № 2 (10). – С. 127-135.
- Аталиева, А.А. Программа “12 шагов” как метод социально-психологической помощи лицам с аддиктивным поведением / А. А. Аталиева // Сучасні підходи та технології соціально-психологічної та корекційної роботи з різними віковими групами населення : збірник матеріалів міжнародної науково-практичної конференції, 20-22 червня 2014 року / гл. редактор.: Л. М. Дунаева. – Одесса : Одесский нац. ун-т, 2014 . – с. 315-321.
- Беззубик, К.В. Арт-терапия в комплексном лечении наркозависимых людей / К.В. Беззубик, Е.В. Ефанов, С.Н. Образцов // Сервис plus. 2009.№ 2.,С.14-21.
- Копытин, Л.И. Арт-терапия детей и подростков. 2-е стереотип. изд./ Л.И.Копытин, Е.Е. Свистовская.- М.: Когито -Центр, 2014.— 197 с.
- Богачев, О.В. Арт-терапия в реабилитации наркозависимых // Аутсайдербург: [Электронный ресурс] / При поддержке Фонда поддержки социальных и культурных инициатив ИнАРТ.- URL: http://www.art-therapy.ru/art_therapy/144/
Количество просмотров публикации: Please wait