СИСТЕМНАЯ ПАРАДИГМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Ужегова Анна Михайловна
Уральский государственный экономический университет

Аннотация
В работе автором проведен анализ подходов к территориальному стратегическому планированию, выявлены особенности используемого инструментария стратегического анализа с позиции системного парадигмы, а также определены этапы осуществления стратегического планирования территориальных социально-экономических систем.

Ключевые слова: системная парадигма., стратегический анализ, стратегическое планирование, территория


THE SYSTEM PARADIGM OF TERRITORIAL STRATEGIC PLANNING

Uzhegova Anna Mikhailovna
Ural state economic University

Abstract
In the work the author carried out an analysis of approaches to territorial strategic planning, the peculiarities of the used tools of strategic analysis with the system paradigm and identified steps for implementation of strategic planning of territorial socio-economic systems.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Ужегова А.М. Системная парадигма территориального стратегического планирования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/07/12075 (дата обращения: 14.05.2024).

Стратегическое планирование как область научных исследований значительно моложе его реальной практики. Возникновение этой научной дисциплины тесно связано  c развитием технологий стратегического планирования в корпоративном секторе экономике на рубеже 19-20 вв. Стратегическое планирование как наука сформировалось во второй половине 20 века, пройдя ряд закономерных исторических этапов формирования.  В рамках первого этапа (1960-1970-е гг.) планирование носило синтетический характер как обобщение лучших практик. Второй этап (1970-1980-е гг.) можно охарактеризовать как попытку системного осмысления опыта корпоративного стратегического планирования с поиском консенсуса в научных подходах. Вместе с тем как наука стратегическое планирование еще не сформировалось поскольку не было выработано собственного инструментария. И лишь на третьем этапе развития стратегического планирования (1990-е гг.) происходит формирование собственных методологических основ и подходов, фокусом которых стала ресурсная эффективность. Данная научная дисциплина приобретает свою достаточно обособленную от других разделов теории менеджмента предметную область: проблему создания и поддержания конкурентных преимуществ, обеспечивающих недоступные соперникам ренты. Выявление источников таких преимуществ и эффективных механизмов их достижения составляет предмет теории стратегического управления. Ныне она является той областью знаний, развитие которой невозможно вне попыток комплексного ответа на два вопроса: «что?» (источники конкурентных преимуществ) и «как?» (механизмы их создания). Четвертый этап, характеризующий методологический поиск начала 21 века, связан с парадигмой сервисной экономике, где фокус внимания сдвигается на социально-ориентированные масштабные системы, а эффективность представляет собой совокупность измерений, где финансовые результаты играют далеко не первую роль.  Несмотря на то, что вопрос стратегического планирования сложных пространственных систем уровня государственного и муниципального управления возникал еще в 1970-х гг., именно на четвертом этапе можно утверждать о становление научной парадигмы территориального стратегического планирования. Здесь и далее под территорией автор понимает любой пространственный социально-экономический объект (от территории страны до отдельного локалитета, района).

Особенность территориального стратегического планирования состоит в том, что стратегический документ предполагает реализацию комплекса планово-программных документов, рассчитанных на различную временную перспективу. При этом, ключевым фактором, определяющим достижимость поставленных целей, является постоянный мониторинг внешней и внутренней среды территории.

Главными причинами формирования территориальной ветви стратегического планирования являются:

-          обострение международной конкуренции,

-          усложнение механизмов управления,

-          стремление продвинуться в решении классических территориальных социальных проблем [11].

В системе планирования территориального развития РФ используются различные виды планово-прогнозных документов, в числе которых: прогнозы социально-экономического развития, комплексные стратегические концепции и планы, национальные проекты, отраслевые стратегии, целевые государственные и муниципальные программы, бюджетные стратегии и др.

Стратегические документы федерального, регионального и местного уровня разрабатываются на основе долгосрочных прогнозов социально-экономического развития и конкретизируется в отраслевых документах и планах на среднесрочную перспективу имея четкую вертикальную и горизонтальную взаимосвязь и преемственность.

Особенностями стратегического территориального планирования являются

- социальная направленность стратегического плана, взаимосвязь с социальными приоритетами территориального развития;

- привлечение к стратегическому планированию широкого круга лиц из числа экспертного и местного сообществ;

- проработанность механизма реализации и контроля стратегического плана;

- взаимосвязь стратегического плана с программными документами регионального и федерального уровня;

- взаимосвязь стратегического плана и среднесрочной социально-экономической политики территории;

-  интеграция стратегического плана и среднесрочного финансового планирования. [1, c. 38].

В общем виде методологию стратегического территориального планирования можно объединить в следующие группы:

- Формальное планирование. При формальном планировании проблема сужается до области, позволяющей использовать количественные модели, технологии и инструментарий оптимизации [2, c. 93].

- Инкрементальное планирование. В этом случае используют «здравый смысл» и качественные рассуждения, незначительно модифицирующие существующие политики, полагаясь на политические торги и компромиссы для достижения консенсуса [7, c. 139].

- Системное планирование. Это более широкий подход, при котором пытаются формулировать проблемы планирования на языке множества участвующих сил и отношений между ними. Поиск сходимости между идеализированными, оптимальными, возможными и инкрементальными откликами здесь базируется на совокупности качественных и количественных методов [5, c.75].

Именно последняя парадигма является наиболее научно обоснованной. Дальнейшее исследование будет построено на данной парадигме.  В рамках системной методологии стратегического планирования результирующим итогом процедур становится документ, представляющий собой логическое изложение последовательных этапов итераций с социально-экономической информацией. В широкой трактовке сам процесс подготовки документа становится логической последовательностью действий с использованием инструментария науки стратегического планирования.  Каждому из этапов соответствует совокупность ставших традиционными инструментов стратегического анализа, заимствованных из практики стратегического управления хозяйствующих субъектов.

Так метод PEST используется для анализа неспецифических для территории факторов внешней среды, что становится актуальность для территориального планирования проблемных с точки зрения развития социально-экономических объектов, нестабильных социально-экономических систем с высокими значениями турбулентности при наличии существенного внешнего сопротивления реализуемым приоритетам территориального развития [8, c. 665]. Результаты анализа при определенных условиях могут использоваться для других территорий, т.е. носят в достаточной степени универсальный характер, но при условии единой траектории эволюционирования территорий. Так, значительной общностью будут обладать факторы внешней среды, влияющие на городские и сельские муниципальные образования, муниципальные образования, расположенные на определенной территории, обладающие общностью хозяйственной специализации и находящиеся в состоянии стагнации/ кризиса/ депрессии.

Метод SWOT является наиболее часто используемым инструментарием стратегического анализа в рамках территориального планирования, позволяя вскрыть особенности взаимодействия внешней и внутренней среды сложных социально-экономических систем. Существенной проблемой практики стратегического планирования на сегодняшний момент остается недостаточно правильное применения инструментария SWOT, статичность результатов, отсутствие взаимосвязи между анализом и синтезом. В то же время мы рекомендует использовать в рамках SWOT именно динамичные ряды показателей и выделять тенденции, а также регулярно пересматривать позицию территории с точки зрения матрицы конфронтации.

SNW-анализ очень близок по содержанию SWOT – анализу в части исследования   сильных и слабых сторон территории. Однако, в отличие от SWOT-анализа он: а) концентрируется на внутренней среде; б) предполагает наличие нейтральной оценки конкурентных позиций. Для реализации данного подхода необходимо в качестве нейтральной позиции зафиксировать средние   показатели состояния ключевых факторов внутренней и внешней среды территории. Применительно к муниципалитетам, такими показателями могут быть: средние значения по субъекту Федерации, по типу городов с определенной численностью жителей, по типу городов с определенной хозяйственной специализацией, или же по типу городов, расположенных в сходных природно-географических, социально-экономических, хозяйственных условиях и т.п. Таким образом, формируется группа усредненных показателей развития, являющихся в последующем индикаторами при осуществлении мониторинга, контроля и итоговой корректировки стратегического плана.

VMOST является также методом анализа внутренней среды. Он направлен на создание механизмов взаимосвязей между стратегией и тактической деятельностью территории.   Ключевым положением VMOST анализа является то, что все элементы стратегического плана должны быть четко взаимоувязаны между собой. С одной стороны, стратегические приоритеты органически связаны целями и миссией территории, а система тактических действий четко направлена на реализацию стратегических приоритетов. С другой стороны, каждое действие на тактическом уровне должно быть направлено на реализацию стратегических приоритетов, которые в свою очередь обеспечивают реализацию стратегических целей и миссии [3, 4, 7].

Модель ADL/LC разработана Артуром Д.Литлом и позволяет выявлять взаимосвязи между выбираемой стратегий развития и стадиями жизненного цикла объекта [3, c. 89]. Применение этой концепции по отношению к территории позволяет выявить долгосрочные циклы территориального развития. Согласно концепции жизненного цикла территория, в своем развитии, как правило, проходит последовательно четыре стадии: зарождение, рост (или развитие), зрелость, старение.  Выявление этих длинных циклов или длинных волн в развитии территории позволит более взвешенно оценивать ее конкурентные возможности, своевременно принимать решения о необходимости обновления или диверсификации функциональной специализации, использовать при необходимости дополнительные инструменты поддержки муниципальной экономики регионального и общегосударственного уровней.

В обобщенном виде сравнительная характеристика рассмотренных методов стратегического анализа представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Сравнительная характеристика различных методик стратегического анализа муниципальных образований[1]

Объект анализа

Компоненты анализа

Степень универсальности результатов

Специфика применения

PEST – анализ

Внешняя

среда

Факторы внешней среды: социальные, политические, экономические, технологические.

При определенных условиях могут использоваться другими МО

Начальные стадии анализа стартовых позиций территории в случае высокой неопределенности внешней среды, внешнего сопротивления, разнонаправленного действия внешних факторов

 

SWOT – анализ

Внешняя и внутренняя среда

Возможности, угрозы, сильные и слабые стороны.

При определенных условиях могут использоваться другими МО

Проводимый с определенной периодичностью анализ стартовых позиций территории

SNW – анализ

Внутренняя среда

Сильные и слабые стороны, а также нейтральные позиции

Результаты анализа носят индивидуальный характер

Формирование усредненных показателей, характеризующих конкурентные позиции территории

VMOST- анализ

Внутренняя среда

Видение, миссия, стратегические цели, стратегические приоритеты развития

Результаты анализа носят индивидуальный характер

Разработка механизмов взаимодействия между стратегией развития и тактикой ее реализации

Модель ADL/LC

Долгосрочные циклы развития

Сектор экономики, отрасль/территория в целом

Результаты анализа носят индивидуальный характер

Выявление взаимосвязей жизненного цикла и ключевых секторов/отраслей экономики

Таким образом, инструментарий стратегического анализа имеет наибольшую значимость именно на первом, аналитическом этапе планирования, однако, по мнению автора, поскольку стратегический план должен быть «живым», а не имиджевым документом для территории, этот инструментарий необходимо регулярно актуализировать, и использовать результаты анализа на всех этапах планирования.

В результате анализа различных методических подходов, мы можем предложить следующую последовательность этапов стратегического планирования социально-экономического развития территории.

- организационно-подготовительный этап (определение круга заинтересованных лиц, построение модели ADL/LC)

- этап сбора информации и анализа стартовых условий развития территории (PEST, SWOT, SNW анализ)

- этап стратегического выбора и формирования целей стратегического развития территории (VMOST анализ)

- этап разработки и утверждения стратегического плана («сборка» результатов анализа, синтез выводов и рекомендаций)

- этап реализации и мониторинга стратегического плана (контроль по параметрам (мониторинг параметров SNW, SWOT VMOST).

Начальный импульс процесс стратегического управления получает от основных акторов политики территории, которые должны прийти к консенсусу о ключевых целях территориального развития на долгосрочную перспективу, причем данные цели должны быть согласованы с целевыми установками стратегических планов более высокого уровня и по горизонтали управления. На этапе планирования выявляются основные направления на долгосрочную перспективу, происходит согласование стратегического плана с отраслевыми стратегиями, выстраивается система планов более мелких временных промежутков, согласуется социально-экономическое и финансовое планирование. Этап реализации стратегического плана объединяет в себе реализацию мотивирующей и организующей управленческих функций, оценка реализации стратегии связана с мониторингом и контролем как хода, так и результатов выполнения стратегического плана.

Таким образом, именно системная парадигма, заключающаяся в применяемом инструментарии, линейности итераций, целостности и преемственности результатов позволяет сделать процесс планирования крупных территориальных социально-экономических систем действительно комплексным процессом и результатом. Рассмотренный инструментарий   должен использоваться и учитываться на всех этапах стратегического планирования для повышения прозрачности процесса и логичности результата. К сожалению, практика территориального стратегического планирования на сегодняшний момент страдает как раз несистемностью подхода, ситуативностью инициации, субъективной детерминированностью результатов.  Использование же системной парадигмы позволит избежать типичных ошибок планирования макрообъектов и упорядочит процесс.


[1] Составлено автором по: [5, c. 45-47].


Библиографический список
  1. Аакер, Д. Стратегическое рыночное управление [Текст] / Д. Аакер. – СПб.: Питер, 2002. – 239 с.
  2. Ансофф, И. Стратегическое управление [Текст] / И.Ансофф. – М.: Экономика, 1989. – 519 с.
  3. Грант, М.Р. Современный стратегический анализ [Текст] / М.Р. Грант. – СПб: Питер, 2008. – 284 с.
  4. Ефремов, В.С. Классические модели стратегического анализа и планирования: Модель ADL/LC [Текст] // Менеджмент в России и за рубежом. – 1998. – N 1. – С. 18-25.
  5. Жихаревич, Б.С. Лебедева, Н.А. Стратегическое планирование на муниципальном уровне (принципы использования в современных российских условиях) [Текст] // Гуманитарные науки. – 1997. – N 2’97 (8). – С. 40-47.
  6. Chandler,  A.D. Strategy and Structure [Text] / A.D.Chandler. – Cambridge, MA, 1962. 169 p.
  7. Hall, P. Planning Strategies for Cities and Region [Text] // Town and City Planning. – 1995. -  N5-6. -  P. 139-142.
  8. Kaplan, M. Urban Policy. An Uneven Past, An Uncertain Future // Urban Affairs Review. – 1995. – N5. -  Р. 662-679.


Все статьи автора «Маркова Наталья Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: