Можно выделить следующие основные этапы становления и развития малого бизнеса в России:
- первый этап длился с конца 1980 по 1991 год;
- второй этап длился с 1991 по 1994 год;
- третий этап длился с 1994 по 1998 год;
- четвертый этап длился с 1999 по 2001 год;
- пятый этап начался в 2001 году и длится до сегодняшнего времени.
Первый этап можно рассматривать, как начало формирования малого бизнеса в России, законодательным разрешением права частной формы собственности на средства производства и, как следствие, создания условий для возникновения предпринимательства. В это время происходят основные реформы во всех сферах экономики. [1,4]Этап характерен зарождением центров в научно – технической сфере. 1991 год стал переломным для малого бизнеса, так как в это время были приняты федеральные законы, открывшие широкие возможности развития для малого предпринимательства. Однако в это время начала развиваться и теневая экономика.
Второй этап можно охарактеризовать как наиболее удачным для развития малого бизнеса («пиком предпринимательства»), в этот период в стране началась масштабная приватизация. За эти годы было приватизировано около 85 тысяч объектов малого бизнеса. С 1 октября 1992 года по 1994 год началась приватизация по приватизационным чекам (ваучерам), что привело к возникновению первых частных предприятий и предпринимательских структур. Основным видом деятельности в эти годы стала торговля, значительная часть малого бизнеса ориентировалась на коммерческую деятельность.
Третий этап – развитие малого бизнеса. Начинает создаваться правовая основа предпринимательской деятельности. Стало появляться много предпринимателей и участников малого бизнеса в сфере торговли, общественного питания, начала развиваться легкая промышленность, однако на этом этапе государство практически не стимулировало малый бизнес.
1998 год стал одним из самых тяжёлых в развитии малого бизнеса, наблюдался спад деловой активности и банкротство многих малых предприятий. В эти годы появляется новые, законодательно ужесточенные требования к предприятиям малого бизнеса, усложняется регистрация предприятий. Обязательным становится регистрация юридических лиц в Пенсионном Фонде, в Фонде социального страхования и ФОМС. [6,8,10]
Четвёртый этап – возрождение малого бизнеса после кризиса. В эти годы начала развиваться промышленность и технический сектор. Начались программы по кредитованию малого бизнеса.
Пятый этап – характеризуется наибольшей поддержкой государства в сфере малого предпринимательства. Государство стало значительно помогать в субсидировании и выделять финансовые средства на развитие малого бизнеса. Проблемы поддержки малого и среднего предпринимательства стали обсуждаться на заседаниях Правительства и форумах по предпринимательской деятельности. Усовершенствовалось законодательство по малому и среднему предпринимательству.
Анализ основных этапов становления и развития малого предпринимательства в России позволяет выявить следующие проблемы[5,9]:
- неустойчивость малого предпринимательства, наиболее сильная конкуренция и высокая чувствительность в этом секторе экономики на инфляцию и экономические кризисы;
- острая нехватка финансовых ресурсов в системе малого предпринимательства; при открытии бизнеса наиболее сложным считается первый этап – поиск первоначального капитала;
- предприятиям малого бизнеса сложно развиваться без финансовой поддержки со стороны государства.
Наиболее положительными чертами малого бизнеса считается:
- гибкость малого предпринимательства, так как они реагируют на различные изменения на рынке быстрее, чем крупные предприятия.
- узкая специализация в сфере предпринимательства, позволяющая наиболее полно удовлетворить потребности клиентов, так как можно обеспечить клиенту индивидуальный подход.
- развитие региональной экономики, создание новых рабочих мест и обеспечение занятости населения.
Существует более или менее стандартный набор общепринятых форм и методов государственного регулирования. Инструментарий государственного регулирования меняет свой состав и структуру, а отдельные его элементы используются в различных конкретных формах в зависимости от специфических политических и экономических условий каждой страны.
К инструментарию государственного регулирования принято относить различные административно-правовые и экономические (прямые и косвенные) формы и методы. [2,10] Рассмотрим некоторые из них применительно к сфере малого предпринимательства.
Государственная поддержка в сфере малого предпринимательства осуществляется благодаря следующим финансовым мерам: субсидирование, лизинг, краткосрочные займы банков, кредиты для открытия малого бизнеса.
Информационная поддержка малого бизнеса оказывается благодаря: интернету, СМИ, проведение семинаров и конференций, разработке методической литературы.
Государственная помощь малому предпринимательству также оказывается в предоставлении в аренду производственных площадей, в обучении предпринимателей (проведение специальных курсов) и консультационных услуг. [3,7]
Экономический кризис на фоне ужесточения налогового законодательства негативно сказался на развитии предприятий малого бизнеса в России и привел к целому ряду негативных явлений. К ним следует отнести:
- резкое сокращение объемов государственного финансирования;
- резкое сокращение банками кредитного финансирования, закрытие ими программ по кредитованию;
- увеличению нелегальных кредитных услуг (появление теневого кредитования);
- административное давление на малый бизнес, т.е. увеличился объём обязательных страховых взносов, по сравнению с прошлым годом.
- рост уровня налогов для малых предприятий;
- вынужденный рост цен на продукцию и услуги предприятий малого бизнеса и, как следствие, – резкое снижение спроса на продукцию и услуги;
- недостаточно квалифицированные рабочие в области технической сферы, т.е. при открытии бизнеса, отсутствует, или недостаточно опыта в работе в данной сфере, при производстве или оказании услуги.
- повышение уровня арендной платы;
- сохраняющаяся сложность в регистрации предприятия малого бизнеса.
Для снижения данных негативных явлений в начале 2015 года был разработан антикризисный план обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в стране. Одним из ключевых направлений, представленных в антикризисном плане на 2015 год, является содействие в развитии малому предприятию за счёт снижения финансовых и административных издержек. Основными пунктами антикризисного плана для малых предприятий является:
- снижение налоговых ставок для УСН и ЕНВД;
- применение патентной системы налогообложения;
- предоставление «Налоговых каникул»;
- проведение корректировок в антимонопольном законодательстве;
- обеспечение доступа предприятий малого бизнеса к государственным закупкам.
Реализация вышеперечисленных мероприятий, на мой взгляд, позволит активизировать развитие малого предпринимательства, решим тем самым сложные социальные проблемы страны.
Библиографический список
- Леонтьев Р. Г., Веретенников Н. П. Выбор стратегий железнодорожных корпораций, связанных с вовлечением малого бизнеса (окончание)//Бюллетень транспортной информации.-2006.-№ 7.-С. 16-23.
- Лузина Т.В., Толстихина Т.Б. Управление проектами / учебное пособие. Тюмень.: Тюменский государственный университет .-2011-144с
- Пахотин С.К., Рыбакова О.И., Шлафман А.И. Обеспечение устойчивости развития добывающих предпринимательских структур в условиях поглощений -Чита: ЧитГУ, 2009.-196 с
- Семенова Е.В. Роль местного самоуправления в развитии малого и среднего предпринимательства//Вестник Самарского муниципального института управления. 2013. № 1. С. 114-120.
- Соколов Д.В., Мотышина М.С. и др. Управление организационными изменениями: реструктуризация предприятия: Учебное пособие.-СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003.
- Фабричнова Т.Г. Принципы государственного регулирования предпринимательской деятельности // Мир экономики и права №4 2009 СПб.: Общество с ограниченной ответственностью «Межотраслевой научно-издательский и образовательный центр» – 2009 – с.39-42
- Фейгин Г.Ф. Глобализация экономики: перспективы развития национальных хозяйственных систем. -СПб., 2007.
- Хольнова, Е.Г. Теория и методология формирования и развития отечественного менеджмента банка: монография/Е.Г. Хольнова. -СПб.: СПбГИЭУ, 2008.
- Шлафман А.И. Методические основы оценки эффективности государственного регулирования интеграционной деятельности предприятий//Мир экономики и права. 2011. № 4. С. 4-13.
- Шлафман, А.И. Экономические субъекты и объекты регулирования предпринимательской деятельности/А.И. Шлафман//Вестник Мурманского государственного технического университета.-2012. Т. 15. -№ 1. -С. 250-253