ФОРМИРОВАНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ЗАКАЗЧИКА ПЕРФОМАНС-КОНТРАКТА

Ульянкин Олег Валерьевич
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»
аспирант кафедры менеджмента

Аннотация
В статье затронута проблема необходимости формирования энергоэффективного поведения персонала заказчика проекта по энергосбережению. Автор приводит перечень возможных элементов энергоэффективного поведения и подчеркивает целесообразность выделения в энергосервисной компании отдельного сотрудника, который будет заниматься развитием навыков энергоэффективного поведения персонала заказчика.

Ключевые слова: обучение персонала, энергосбережение, энергосервис, энергоэффективное поведение


INSTILLING THE ENERGY EFFICIENCY BEHAVIOR AT PERFORMANCE CONTRACT CUSTOMER'S PERSONNEL

Ulyankin Oleg Valerievich
Ogarev Mordovia State University
Postgraduate student of management department

Abstract
In the article, the author touched upon the issue of necessity of development customer’s personal energy-efficient behavior in the energy saving project. The author described the list of possible elements of energy efficient behavior and emphasized the appropriateness of assigning a particular energy service company’s employee, who will develop the skills of energy-efficient behavior of the customer's personnel.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Ульянкин О.В. Формирование энергоэффективного поведения персонала заказчика перфоманс-контракта // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/04/10869 (дата обращения: 02.03.2024).

В процессе реализации проекта по энергосбережению силами энергосервисной компании (ЭСКО) возникает необходимость формирования  энергоэффективного поведения персонала заказчика. Данная необходимость связана со спецификой перфоманс-контракта (энергосервисного договора). На первоначальных этапах реализации данного контракта сотрудники ЭСКО закупают и монтируют энергосберегающее оборудование, а на всех последующих этапах персонал заказчика работает на данном оборудовании, причем, на протяжении довольно длительного промежутка времени (3-5 лет в среднем) до достижения запланированных объемов экономии энергии, позволяющих окупить проект. В связи с этим, можно говорить о значительном влиянии поведения персонала заказчика на достижение или не достижение запланированных показателей экономии энергии.  Склонность россиян к расточительности при использовании энергетических ресурсов, тепла и воды, не позволяет добиться оптимальных показателей по уровню энергосбережения и снижает рентабельность по проекту. Преодолеть такую расточительность можно только через процесс обучения (зачастую работники даже не знают основ энергоэффективного поведения) и мотивации персонала заказчика к энергосбережению (в том случае, когда подходы к энергоэффективному поведению людям известны, но они не способны выработать привычку по их систематическому применению).

Проблема обучения персонала заказчика является скорее не проработанной, чем вообще неизвестной энергосервисным компаниям (к примеру, проблему обучения сотрудников предприятий энергоэффективному поведению затрагивает Степанов В.М. в своей статье «О формировании модели обучения по энергосбережению и энергоэффективности» [3, с. 207]).  Кроме того, в алгоритме реализации энергосервисного контракта принято выделять обучение и работу с персоналом заказчика как отдельный этап[1]. Такое обучение может проводиться в виде краткосрочных тренингов, инструктажа и так далее. Цель подобного обучения, прежде всего, передать знания персоналу заказчика об элементах энергоэффективного поведения.

В качестве элементов энергоэффективного поведения целесообразно выделять:

-  рациональное использование электроэнергии, которое включает в себя: отключение освещения после выполнения необходимых работ и в перерывах (например, на обед в столовой); отключение электроприборов и оргтехники от сети после выполнения работ. Доказано, что включенные электроприборы в сеть, но не использующиеся (то есть, находящиеся в режиме ожидания) также потребляют энергию, причем в годовом исчислении, объемы «скрытого потребления» весьма значительны;

-  контроль и установление оптимальных показателей по отоплению, комфортных для человека, а не избыточных, требующих, например, дополнительного охлаждения помещения для снижения температуры. Кроме того, известно, что укрытие отопительных приборов декоративными плитами, панелями или шторами снижает их эффективность на 20% и более;

-  эффективное проветривание помещения. Существует два основных способа как проветривать рабочее помещение: оставить окно приоткрытым для поступления свежего воздуха в небольших количествах или открыть его полностью для быстрого проветривания. В первом случае эффект с точки зрения поступления кислорода минимальный, но при этом происходит значительный расход тепла, создается потребность в некотором объеме дополнительного тепла для обогрева помещения. Во втором случае, при быстром проветривании, поступление кислорода высокое, а потеря тепла незначительная;

-  отключение воды после необходимого использования; устранение протечек воды (установлено, если вода капает из крана, то уходит примерно 24 литра в сутки или 720 литров в месяц, если вода течет из крана, то расход 144 литра в сутки и 4000 литров в месяц) [2];

-  отдельным блоком является обучение персонала заказчика по бережному использованию энергосберегающего оборудования, устанавливаемого в рамках проекта. Данное оборудование является дорогостоящим и порой требует некоторых дополнительных операций по уходу и очистке. Если данные операции не будут выполняться – это приведет к быстрому износу энергосберегающего оборудования.

Необходимо понимать, что при планировании проекта по энергосбережению, закладываются определенные стандарты бережливого, энергоэффективного поведения со стороны персонала заказчика, и, если такого поведения не будет, одна лишь установка энергоэффективных станков и систем подачи энергии и воды не позволит достичь запланированных показателей по проекту вообще, или удлинит срок окупаемости и сделает проект низкорентабельным для его участников.

Для выполнения функции, связанной с обучением персонала заказчика, целесообразно выделение отдельного сотрудника в штатном расписании энергосервисной компании. Данный сотрудник будет заниматься только работой с персоналом заказчика.  С точки зрения повышения эффективности проводимого обучения, необходимо понимать, что существует определенная разница между работой с оборудованием и работой с людьми. Уметь делать что-то самому, еще не значит быть способным научить этому других, иными словами не каждый электрик или монтажник подойдет на эту роль. Обучать придется часто, поскольку ЭСКО реализует сразу несколько проектов на объектах различных заказчиков, после выполнения необходимых работ переходит к новым проектам (продолжая обслуживать действующие перфоманс-контракты еще 3-5 лет) и так далее. Каждый новый контракт подразумевает новый объект и нового заказчика, персонал которого должен быть обучен. В работе данного сотрудника ЭСКО, осуществляющего подготовку персонала заказчика, можно выделить следующие этапы:

-  проведение входного тестирования или опроса персонала заказчика на предмет знания подходов и способов энергоэффективного поведения;

-  проведение краткосрочных тренингов по повышению уровня знаний в вопросах энергосбережения;

-  проведение выходного тестирования с целью проверки остаточных знаний;

-  осуществление регулярной информационной поддержки персонала заказчика на протяжении всего срока действия перфоманс-контракта (в среднем 3-5 лет) по вопросам энергоэффективного поведения, в том числе, с регулярным консультированием относительно новых методов энергосбережения;

-  разработка и применение системы поощрения и наказания для персонала заказчика за выполнение и невыполнение предписаний по энергоэффективному поведению.

Входное тестирование или опрос проводятся с целью выявления общего уровня знаний персонала заказчика об энергоэффективном поведении, что в дальнейшем поможет подготовить эффективный обучающий курс по энергосбережению, позволив сотруднику ЭСКО не повторять его основы для людей, имеющих базовые знания по предмету; экономя как свое время, так и время сотрудников заказчика.

Проведение краткосрочных обучающих тренингов по повышению уровня знаний по вопросам энергосбережения, осуществляется в целях получения персоналом заказчика информации о способах энергосбережения, о выгодах для организации и для каждого сотрудника от энергоэффективного поведения, о показателях достигаемой экономии и о повышении финансовой устойчивости компании (как фактор долгосрочного места работы для данных сотрудников, как залог повышения уровня оплаты труда и т.д.). Помимо теоретического материала и расчётов, можно показать с помощью специальных приборов, как электрооборудование, которое включено в розетку и находится в режиме ожидания, расходует энергию. Кроме того, демонстрация такого опыта в более долгосрочном периоде (измерение оставленных в режиме ожидания электроприборов на ночь или на выходные) поможет данным сотрудникам задуматься об энергосбережении не только на рабочем месте, но и дома, благотворно влияя на их семейный бюджет. Персонал должен понимать, что не выключенный свет, оставленная текущая вода, избыточная температура в помещении и т.д., все это оказывает значительное влияние на рост показателей потребления энергии и увеличение непроизводительных затрат.

Многочисленные педагогические эксперименты показывают, что процесс получения знаний, который никаких не контролируется на выходе, является низкоэффективным. У обучаемых гораздо больше стимулов вникать в материал и запоминать его, когда они знают о предстоящем контроле полученных знаний. В связи с этим, с целью проверки остаточных знаний проводится выходное тестирование. По итогам проведенного контроля можно поощрить отдельных сотрудников, демонстрируя тем самым заинтересованность руководства в формировании правильных привычек у сотрудников не только методом наказаний и угроз, но и через различные поощрения.

Необходимый элемент при работе с персоналом заказчика- осуществление регулярной информационной поддержки персонала заказчика на протяжении всего срока действия перфоманс-контракта (в среднем 3-5 лет) по вопросам энергоэффективного поведения, в том числе, консультирование относительно новых методов энергосбережения. Сотрудники энергосервисной компании, это те люди, которые постоянно находятся в информационном потоке новых методов энергосбережения, способов повышения энергоэффективности и т.д. Целесообразно передавать данные знания дальше по цепочке сотрудникам заказчика в виде различных информационных сообщений и материалов. Безусловно, информационная поддержка не заменит  полностью обучение и контроль знаний. Однако, по соотношению затраты/качество данный метод демонстрирует хорошие показатели, и рассчитывать на то, что в результате информационной поддержки произойдут положительные изменения в поведении персонала заказчика вполне допустимо.

Знание сути предмета позволит сотруднику энергосервисной компании, занимающемуся обучением персонала заказчика, сформировать объективный набор методов стимулирования, позволяющий обеспечить усвоение и закрепление подходов к энергоэффективному поведению. Под методами стимулирования подразумевается система поощрений и наказаний за соблюдение или несоблюдение предписаний по энергоэффективному поведению. В число методов поощрения можно включить следующие: награждение почетными грамотами, выплата стимулирующих премий отдельным сотрудникам подразделения; либо всем сотрудникам одного из подразделений, в котором удалось добиться наибольшей экономии энергии и воды и другие. В число методов наказания можно включить: устное предупреждение, выговор, материальное наказание в виде штрафа и другие. Сотрудники все разные: по способности обучения, сопротивлению новшествам в организации, в части выполнения предписаний и т.д. Следовательно, подходы к их стимулированию должны быть также разными. Имея в арсенале одни лишь методы поощрения сотрудников, можно стимулировать не всех, с другой стороны имея на вооружении лишь методы наказания, можно вызвать негативную реакцию у сотрудников заказчика. Это будет фактически давление на них, принуждение к экономии. Хотя цель проекта по энергосбережению добиться не максимальной экономии, а рациональной, исходя из существующих технологий и способов энергосбережения. Формирование энергоэффективного поведения у сотрудников заказчика является одним из ключевых элементов рациональной экономии. Это сулит выгоды всем участникам процесса, а не только заказчику проекта.


Библиографический список
  1. Дидушкова М., Вотапек М.  Как инвестировать капитал в проекты энергоэффективности: [Электронный ресурс] // Портал-энерго. URL: http://portal-energo.ru/files/articles/portal-energo_ru_chehiya.docx (Дата обращения 19.04.2015)
  2. Вода и ее экономия: [Электронный ресурс]//   Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. URL: http://gisee.ru/tools/ (Дата обращения 14.04.2015)
  3. Степанов В.М. О формировании модели обучения по энергосбережению и энергоэффективности // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. ‒ 2013. ‒  № 12-2. ‒ С. 205-212


Все статьи автора «Ульянкин Олег Валерьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: