В настоящее время наблюдается широкое вовлечение студентов в науку и активная поддержка молодых ученых. Это обуславливает необходимость подготовки студентов к качественному написанию своих работ. Зачастую студент в индивидуальном порядке работает со своим научным руководителем над конкретной статьей, что не позволяет ему получить целостное представление о порядке и правилах написания научной работы. Помимо этого, не существует полноценной системы информирования начинающих ученых о приоритетных местах публикации их научных трудов.
Совокупность данных проблем подталкивает к работе в области обучения студентов, интересующихся научной деятельностью, навыкам написания, представления и порядке публикации научной статьи. Наиболее предпочтительной является групповая форма работы, которая эффективно реализуется посредством проведения тренинга.
Наиболее полным, отражающим основной смысл данной работы является следующее определение тренинга:
Тренинг — это запланированный заранее процесс, цель которого изменить отношение, знания или поведение участников с помощью обучающего опыта, и направленный на развитие навыков выполнения определенной деятельности или нескольких видов деятельности. [1]
На базе факультета социологии Алтайского государственного университета было проведено четыре обучающих тренинга «Научная статья: структура, рекомендации, представление», в которых принимали участие студенты разных курсов обучения. Структура тренинга была следующей:
- Знакомство;
- Теоретическая часть (обсуждение вопросов: особенности процесса подготовки научного материала, структура научной статьи, рекомендации к написанию научной статьи, представление научной статьи, публикация научной статьи);
- Практическая часть (преобразование произведений фольклорного жанра в жанр научной статьи);
- Обратная связь.
Теоретическая часть тренинга заключалась не просто в изложении материала по определенным вопросам, а была организована в форме диалога. Кроме того, обсуждение вопроса о представлении доклада на конференции сопровождалось закрепляющим упражнением, в котором студентам демонстрировались оптимальные формы поведения при устном изложении.
В практической части участникам тренинга было предложено на основе полученных знаний и навыков преобразовать народную сказку в научную статью, обозначив ключевую проблему и соблюдая структуру статьи. Участники, разбившись на две команды, подготавливали текст статьи и ее презентацию. После этого, представители от каждой команды презентовали доклады, с учетом полученной в теоретической части информации о представлении научной статьи. Участники тут же учились грамотно формулировать вопросы и задавали их докладчикам.
Об эффективности проведенных тренингов можно судить, по отзывам его участников. Всем, без исключения, тренинг понравился. Студенты сочли его информативным и полезным:
«Узнала много полезного. Обязательно буду использовать все, что узнала»;
«Я узнал много полезной информации, буду ее использовать в дальнейшей работе».
Замечания и предложения, оставленные студентами, свидетельствуют об их заинтересованности в тренинге и подобных мероприятиях:
«Можно было бы провести занятие в классе с компьютером, чтобы показывать базы цитирования и как с ними работать»;
«Выделить больше времени на тренинг»;
«Проводить подобные тренинги почаще».
Таким образом, привлечение студентов в науку и обеспечение качественного написания молодыми учеными научных работ, может быть реализовано посредством их обучения навыкам написания и представления научного труда. Подобное обучение можно организовать в тренинге, значимость и эффективность которого отмечается самими студентами, принимавшими участие в нем.
Библиографический список
- Бровкина Н.Д. Интерактивные методы обучения в преподавании финансово-контрольных дисциплин в вузе // Проект: Теория и практика преподавания финансово-контрольных дисциплин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fa.ru/chair/ak/methodology/Documents/Использование%20интерактивных%20методов%20обучения%20в%20преподавании%20финансово.docx