Древнегреческие мудрецы говорили:
Хочешь быть здоровым – бегай!
Хочешь быть красивым – бегай!
Хочешь быть умным – бегай!
Этими словами они подчеркивали огромное значение бега для укрепления здоровья, достижения гармоничного телосложения, развития умственных способностей [1]. Ребенок в дошкольном детстве должен получить всестороннее развитие: физическое, духовное, нравственное. Физическое развитие должно включать разные виды движений: бег, прыжки, ходьбу, метание, лазанье, которые позволяют дошкольнику активно участвовать в подвижных играх, а в дальнейшем заниматься спортом.
Двигательный опыт необходим дошкольнику во всех проявлениях его жизненной индивидуальности. Мышцы ребенка в движении работают интенсивно, приводя в функциональные действия все системы жизнедеятельности организма дошкольника.
Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы, углубляется дыхание, улучшается легочная вентиляция, которая помогает повысить умственную и физическую работоспособность детей.
Быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость становится эффективнее за счет разнообразия основных движений.
Экспериментальное исследование предполагало выявление уровня развития бега у старших дошкольников. В эксперименте участвовало 14 детей старшего дошкольного возраста.
Старшим дошкольникам были предложены следующие упражнения: бег приставным шагом, бег на носках, приседания на бегу, подъем колен на бегу и др.
Анализ результатов показал, что в процессе обследования мы выделили три качественные группы:
- дети с достаточно высоким уровнем развития бега;
- дети со средним уровнем развития бега;
- дети с низким уровнем развития бега.
Анализ результатов наблюдения за организацией игровой деятельности старших дошкольников в течение дня показал, что работа с детьми проводится, но игры используются однотипные, очень мало игр с бегом. У дошкольников сформированы определенные игровые навыки: играть по правилам игры, действовать в игре согласованно. Дети проявляют интерес к подвижным играм, с удовольствием играют в них.
Анализ анкетирования родителей показал, что большинство (75%) родителей играют с ребенком дома, но не всегда. В основном большое внимание родители уделяют сюжетно-ролевым играм. Инициатором игр выступает ребенок.
Подвижная игра занимает последнее место, потому что нет условий, а на улице ребенок предпочитает играть с друзьями в те игры, которые они любят. Пятая часть родителей (25%) смогли назвать подвижные игры с бегом.
Анализ беседы с детьми по организации игровой деятельности в ДОУ и дома показал, что спортом необходимо заниматься, чтобы «быть сильным и защищать маму», «вырастить и ходить в школу» и др.
В ДОУ дети играют в разные игры: «Дочки-матери», «Магазин», «Лото», «Лохматый пес», «Детский сад», «Домино», «Летает не летает» и др. Старшие дошкольники знают подвижные игры, такие как «Мышеловка», «Зайцы и волк», «Гуси-лебеди», «Лохматый пес», «Пузырь» и др. Детям очень нравится играть в подвижные игры.
Предметно-развивающая среда в ДОУ построена с учетом возрастных особенностей детей. Она разнообразна и динамична. В группе организован спортивный уголок с современным оборудованием, в музыкальном и спортивном залах проводятся детские праздники, вечера досуга для детей и родителей.
В результате анализа физкультурного оборудования в спортивном зале, игровой комнате старшей группы, на площадке в ДОУ имеются следующие виды:
1. Оборудование в спортивном зале: гимнастические скамейки, обручи, мячи, кегли, воротца, скакалки, палки, велотренажеры и др.
2. Оборудование на площадке: баскетбольная корзина, кольца разного диаметра, гимнастические скамейки, качели, лесенки «Глобус», горки, ступеньки, переносные пособия, используемые в помещении и др.
3. Оборудование в игровой комнате: мячи, крупные бусы для нанизывания, скамейки, горка, скакалки, пуфики из поролона, шведская стенка и др.
Также в процессе непосредственной образовательной деятельности по физической культуре используется нестандартное оборудование, изготовленное своими руками. Весь инвентарь поддерживается в хорошем рабочем состоянии.
Таким образом, для проведения коррекционно-педагогической работы по формированию бега у старших дошкольников мы разработали следующую методику:
1. Создать у детей старшего дошкольного возраста – наглядную картину игровой ситуации, выделить игровые образы, воздействовать на воображение и эмоции дошкольников, активизировать их творческую инициативу.
2. Разучить с детьми игры, объяснить правила, непонятные моменты, отметить значение и своеобразие подвижных игр.
3. Познакомить старших дошкольников с новыми подвижными играми, включающие в себя определенные движения, способствующие развитию у них навыков бега.
4. Вовлекать в игры малоактивных детей. Принимать активное участие в подвижных играх детей не только в роли ведущего, что будет примером для менее активных дошкольников.
5. Использовать положительный пример, выделять и поощрять стремление детей в выполнении бега.
6. Для распределения ролей в играх использовать народные считалки.
7. При необходимости провести дополнительную работу по организации подвижных игр по подгруппам (особенно с детьми, у которых наблюдается низкий уровень развития бега).
8. Провести беседу с родителями о значении подвижных игр, бега в развитии детей.
Библиографический список
- Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. М., 1986.
Количество просмотров публикации: Please wait