ВЗАИМООТНОШЕНИЕ СПОРТА И ИСКУССТВА

Макаренко Вера Константиновна1, Белоусова Ирина Борисовна2
1Пензенский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теоретические основы физической культуры и спорта»
2Пензенский государственный университет, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Теоретические основы физической культуры и спорта»

Аннотация
Данная статья посвящена анализу эстетической восприимчивости и различий в художественном подходе и художественных суждениях групп спортсменов различного возраста, пола, специализации и квалификации. Результаты собственных исследований выявили одинаковую степень восприимчивости к эстетике у спортсменов, занимающихся «эстетическими» видами спорта, и спортсменов других специализаций.

Ключевые слова: искусство, красота спорта, спорт, студенты, эстетика


THE RELATIONSHIP OF SPORT AND ART

Makarenko Vera Konstantinovna1, Belousova Irina Borisovna2
1Penza State University, candidate of pedagogical sciences, associate professor the Chair of Theory of Physical culture and sport
2Penza State University, candidate of medical sciences, associate professor the Chair of Theory of Physical culture and sport

Abstract
This article is devoted to the analysis of aesthetic sensitivity and differences in artistic approach and artistic judgments of groups of athletes of different age, gender, specialization and qualification. The received results revealed the identical degree of sensitivity to the aesthetics in athletes engaged in "aesthetic" sports and athletes of other specializations.

Keywords: aesthetics, arts, sports, sports beauty, students


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Макаренко В.К., Белоусова И.Б. Взаимоотношение спорта и искусства // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/02/8959 (дата обращения: 24.02.2024).

Актуальность. В последнее время в области спорта заметно возрос интерес к «эстетике движения». Стремление к превосходству в спорте и красота спорта неразрывны и не зависят от того, кто побеждает. Спорт в настоящее время является одним из важнейших явлений современной жизни и культуры и должен использоваться в качестве важного и действенного средства формирования эстетической культуры личности. В литературе имеются работы, посвященные эстетике и эстетическим проблемам спорта, призванным осмыслить мир эстетических явлений применительно к спорту [1, 2, 3, 4]. В этих исследованиях изучение эстетики спорта основывается на данных целого ряда научных дисциплин: антропологии, психологии, истории, социологии и других, поскольку спорт ‒ это явление общественное, и именно общественные науки могут быть наиболее подходящим источником для междисциплинарных исследований. То, что спорт прекрасен, говорит о ценности, которую он имеет для общества, однако недостаточное понимание обществом этой красоты показывает актуальность нашего исследования.

Своей работой мы попытались продемонстрировать разнообразие способов рассмотрения проблемы эстетики спорта и выявить возникающие при этом вопросы. Более или менее подробно и четко изложены несколько гипотез, и в максимально возможном числе случаев приведены доказательства для их подтверждения. Иногда эти доказательства оказывались недостаточными, а порой лишь указывали на следующий шаг, который нужно предпринять. Но во всех случаях проверка гипотез осуществлялась с весьма строгими ограничениями.

Цель работы. Установить различия по эстетической восприимчивости спортсменов различного пола, возраста, специализации и квалификации.

Методы исследования. Нами были использованы следующие методы: 1) изучение теоретических источников; 2) педагогическое наблюдение; 3) анкетирование; 4) научно-аналитический метод; 5) художественно-символический метод; 6) экспертные оценки.

Изучение теоретических источников позволило составить представление о состоянии исследуемой проблемы в современном спорте, обобщить данные экспериментальных работ и мнения специалистов, а также проанализировать экспериментальную методику применения этих методов. Педагогическое наблюдение было направлено на изучение особенностей поведения и суждений спортсменов различного возраста, пола, специализации и квалификации. Анкетирование дало возможность получить ответы на предварительно подготовленные вопросы по теме исследования. Научно-аналитический метод позволил осмыслить данные более высокого порядка, чем использованные вначале. Художественно-символический метод позволил понять значение ценностей и ощущения, которые не поддаются измерениям. Экспертные оценки были выставлены с помощью разработанных эталонов, на основании которых были сделаны выводы.

Исследование включало несколько этапов. На первом этапе были проанализированы и обобщены теоретические источники, при этом было выявлено, что: 1) в энциклопедическом словаре слово эстетика ‒ от греч. aisthetikos ‒ трактуется как чувствующий, чувственный; 2) в словаре Ожегова эстетика определяется как красота, художественность в оформлении, организации чего-либо; 3) в словаре Даля эстетика рассматривается как учение или теория об изящном, об изяществе в художественном; 4) по Ефремовой эстетика ‒ это а) философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, художественном творчестве, природе и жизни; б) система взглядов на искусство или на какой-либо его вид; в) красота, художественность в чем- либо [5]. Кроме того, на первом этапе происходила разработка и формирование вопросов для анкетирования.

На втором этапе проводилось анкетирование и изучение понятий художественного подхода и художественного суждения. Анкетирование носило сравнительный характер и охватывало студентов 3-5-х курсов Института физической культуры и спорта Пензенского государственного университета. Все студенты, участвующие в анкетировании, были разделены на группы в зависимости от пола, возраста, специализации и квалификации. Анкета включала вопросы, касающиеся сфер спорта и искусства, их взаимосвязи и различий. В нашем исследовании эта взаимосвязь изучалась на основе свидетельств студентов, а поскольку типичного студента можно назвать представителем всего общества, то данные исследования могут быть обобщены, но только в пределах указанных параметров.

Кроме анкетирования нами были использованы две методики, известные под названием «шкала восприятия искусства» Кеннета Бейттела и «тест художественных суждений» Ирвина Чайлда [6]. Первая методика предусматривала получение информации в ограниченное время (60 секунд): согласие или несогласие испытуемых с высказыванием о произведениях искусства в сопроводительном тексте. Использованная шкала помогала определить различия в уровне художественной подготовки. Второй тест – сопоставительный ‒ был направлен на сравнение художественных достоинств произведений искусства. Предлагалось два слайда с репродукциями произведений искусств, созданными на один и тот же сюжет и в одном жанре. Испытуемый делал выбор одного из них на основе предпочтения в качестве. Выбор сравнивался с оценками произведений, которые дали специалисты.

Результаты. Проведенное анкетирование показало: 1) спортсмены отмечали существование взаимосвязи между спортом и искусством (на это указало 100% опрошенных) независимо от пола, возраста, уровня квалификации и специализации; 2) женская группа спортсменок была эстетически более восприимчива, чем мужская (на это указало 72% женщин и только 23% мужчин); 3) многие спортсмены (68%) не считали свой вид спорта эстетически привлекательным; 4) не было выявлено различий в степени восприимчивости к «эстетическому» между спортсменами, занимающимися «эстетическими» видами спорта, и спортсменами других специализаций; 5) в ряде вопросов, касающихся критериев красоты спорта, оценки студентов были аналогичны соответствующим понятиям в исполнительских искусствах; 6) различия между группами в художественном подходе и художественном суждении зависели от большего или меньшего сходства личностных характеристик спортсменов этих групп; 7) демонстрация разнообразных способов рассмотрения проблемы возможна с помощью вопросов анкеты, связанных с этой проблемой.

Выводы. Наши исследования, касающиеся красоты спорта, свидетельствуют о схожести оценок спортсменов по ряду критериев с аналогичными понятиями в исполнительских искусствах. Полученные результаты не выявили различий в степени восприимчивости к эстетике между спортсменами, занимающимися «эстетическими» видами спорта, и спортсменами других специализаций. Междисциплинарный подход в наибольшей степени удовлетворяет требованиям изучения красоты спорта.


Библиографический список
  1. Гиссен Л.А. Психология и психогигиена в спорте. ‒ М.: Ф и С , 1971. ‒ 57 с.
  2. Кирсанов В.М. Спорт. Музыка. Грация. ‒ М.: Ф и С, 1989. ‒ 78 с.
  3. Макаренко В.К., Белоусова И.Б. Эмпирические исследования артистичности спортсмена // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы III Всероссийской науч.-практ. конф. / под общ. ред. А.В. Коричко. ‒ Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. ГУ, 2014. ‒ С. 181‒183.
  4. Якимович В.С. Культура в мире спорта: монография. ‒ М.: Советский спорт, 2006. ‒ 164 с.
  5. Большой энциклопедический словарь /под ред. А.М. Прохорова. ‒ М.: Советская энциклопедия, 1991. – Т.2. ‒ 321 с.
  6. Лоц Б. Красота спорта: междисциплинарное исследование / пер. с англ. /под общ. ред. В.И. Столярова. ‒ М.: Радуга, 1984. – 213 с.


Все статьи автора «Белоусова Ирина Борисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: