Актуальность. В последнее время в области спорта заметно возрос интерес к «эстетике движения». Стремление к превосходству в спорте и красота спорта неразрывны и не зависят от того, кто побеждает. Спорт в настоящее время является одним из важнейших явлений современной жизни и культуры и должен использоваться в качестве важного и действенного средства формирования эстетической культуры личности. В литературе имеются работы, посвященные эстетике и эстетическим проблемам спорта, призванным осмыслить мир эстетических явлений применительно к спорту [1, 2, 3, 4]. В этих исследованиях изучение эстетики спорта основывается на данных целого ряда научных дисциплин: антропологии, психологии, истории, социологии и других, поскольку спорт ‒ это явление общественное, и именно общественные науки могут быть наиболее подходящим источником для междисциплинарных исследований. То, что спорт прекрасен, говорит о ценности, которую он имеет для общества, однако недостаточное понимание обществом этой красоты показывает актуальность нашего исследования.
Своей работой мы попытались продемонстрировать разнообразие способов рассмотрения проблемы эстетики спорта и выявить возникающие при этом вопросы. Более или менее подробно и четко изложены несколько гипотез, и в максимально возможном числе случаев приведены доказательства для их подтверждения. Иногда эти доказательства оказывались недостаточными, а порой лишь указывали на следующий шаг, который нужно предпринять. Но во всех случаях проверка гипотез осуществлялась с весьма строгими ограничениями.
Цель работы. Установить различия по эстетической восприимчивости спортсменов различного пола, возраста, специализации и квалификации.
Методы исследования. Нами были использованы следующие методы: 1) изучение теоретических источников; 2) педагогическое наблюдение; 3) анкетирование; 4) научно-аналитический метод; 5) художественно-символический метод; 6) экспертные оценки.
Изучение теоретических источников позволило составить представление о состоянии исследуемой проблемы в современном спорте, обобщить данные экспериментальных работ и мнения специалистов, а также проанализировать экспериментальную методику применения этих методов. Педагогическое наблюдение было направлено на изучение особенностей поведения и суждений спортсменов различного возраста, пола, специализации и квалификации. Анкетирование дало возможность получить ответы на предварительно подготовленные вопросы по теме исследования. Научно-аналитический метод позволил осмыслить данные более высокого порядка, чем использованные вначале. Художественно-символический метод позволил понять значение ценностей и ощущения, которые не поддаются измерениям. Экспертные оценки были выставлены с помощью разработанных эталонов, на основании которых были сделаны выводы.
Исследование включало несколько этапов. На первом этапе были проанализированы и обобщены теоретические источники, при этом было выявлено, что: 1) в энциклопедическом словаре слово эстетика ‒ от греч. aisthetikos ‒ трактуется как чувствующий, чувственный; 2) в словаре Ожегова эстетика определяется как красота, художественность в оформлении, организации чего-либо; 3) в словаре Даля эстетика рассматривается как учение или теория об изящном, об изяществе в художественном; 4) по Ефремовой эстетика ‒ это а) философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, художественном творчестве, природе и жизни; б) система взглядов на искусство или на какой-либо его вид; в) красота, художественность в чем- либо [5]. Кроме того, на первом этапе происходила разработка и формирование вопросов для анкетирования.
На втором этапе проводилось анкетирование и изучение понятий художественного подхода и художественного суждения. Анкетирование носило сравнительный характер и охватывало студентов 3-5-х курсов Института физической культуры и спорта Пензенского государственного университета. Все студенты, участвующие в анкетировании, были разделены на группы в зависимости от пола, возраста, специализации и квалификации. Анкета включала вопросы, касающиеся сфер спорта и искусства, их взаимосвязи и различий. В нашем исследовании эта взаимосвязь изучалась на основе свидетельств студентов, а поскольку типичного студента можно назвать представителем всего общества, то данные исследования могут быть обобщены, но только в пределах указанных параметров.
Кроме анкетирования нами были использованы две методики, известные под названием «шкала восприятия искусства» Кеннета Бейттела и «тест художественных суждений» Ирвина Чайлда [6]. Первая методика предусматривала получение информации в ограниченное время (60 секунд): согласие или несогласие испытуемых с высказыванием о произведениях искусства в сопроводительном тексте. Использованная шкала помогала определить различия в уровне художественной подготовки. Второй тест – сопоставительный ‒ был направлен на сравнение художественных достоинств произведений искусства. Предлагалось два слайда с репродукциями произведений искусств, созданными на один и тот же сюжет и в одном жанре. Испытуемый делал выбор одного из них на основе предпочтения в качестве. Выбор сравнивался с оценками произведений, которые дали специалисты.
Результаты. Проведенное анкетирование показало: 1) спортсмены отмечали существование взаимосвязи между спортом и искусством (на это указало 100% опрошенных) независимо от пола, возраста, уровня квалификации и специализации; 2) женская группа спортсменок была эстетически более восприимчива, чем мужская (на это указало 72% женщин и только 23% мужчин); 3) многие спортсмены (68%) не считали свой вид спорта эстетически привлекательным; 4) не было выявлено различий в степени восприимчивости к «эстетическому» между спортсменами, занимающимися «эстетическими» видами спорта, и спортсменами других специализаций; 5) в ряде вопросов, касающихся критериев красоты спорта, оценки студентов были аналогичны соответствующим понятиям в исполнительских искусствах; 6) различия между группами в художественном подходе и художественном суждении зависели от большего или меньшего сходства личностных характеристик спортсменов этих групп; 7) демонстрация разнообразных способов рассмотрения проблемы возможна с помощью вопросов анкеты, связанных с этой проблемой.
Выводы. Наши исследования, касающиеся красоты спорта, свидетельствуют о схожести оценок спортсменов по ряду критериев с аналогичными понятиями в исполнительских искусствах. Полученные результаты не выявили различий в степени восприимчивости к эстетике между спортсменами, занимающимися «эстетическими» видами спорта, и спортсменами других специализаций. Междисциплинарный подход в наибольшей степени удовлетворяет требованиям изучения красоты спорта.
Библиографический список
- Гиссен Л.А. Психология и психогигиена в спорте. ‒ М.: Ф и С , 1971. ‒ 57 с.
- Кирсанов В.М. Спорт. Музыка. Грация. ‒ М.: Ф и С, 1989. ‒ 78 с.
- Макаренко В.К., Белоусова И.Б. Эмпирические исследования артистичности спортсмена // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы III Всероссийской науч.-практ. конф. / под общ. ред. А.В. Коричко. ‒ Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. ГУ, 2014. ‒ С. 181‒183.
- Якимович В.С. Культура в мире спорта: монография. ‒ М.: Советский спорт, 2006. ‒ 164 с.
- Большой энциклопедический словарь /под ред. А.М. Прохорова. ‒ М.: Советская энциклопедия, 1991. – Т.2. ‒ 321 с.
- Лоц Б. Красота спорта: междисциплинарное исследование / пер. с англ. /под общ. ред. В.И. Столярова. ‒ М.: Радуга, 1984. – 213 с.
Количество просмотров публикации: Please wait