РОЛЬ ЗАИМСТВОВАНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕЙ В ПРОЦЕССЕ РОЖДЕНИЯ И РОСТА РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Щирый Андрей Олегович
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
магистрант, кандидат технических наук

Аннотация
В работе предпринята попытка выявления ключевых удачно и неудачно заимствованных цивилизационных и политических идей и концепций в процессе рождения, роста и взросления русской цивилизации.

Ключевые слова: русская цивилизация


THE ROLE OF THE TRANSFER OF CIVILIZATION AND POLITICAL IDEAS IN THE BIRTH AND GROWTH OF THE RUSSIAN CIVILIZATION

Shchiryi Andrey Olegovich
National Research University «Higher School of Economics»
master degree student, PhD in technology

Abstract
Attempts to identify the key success and failure transfered civilization and political ideas and concepts in the process of birth, growth and maturation of Russian civilization are given.

Keywords: Russian civilization


Рубрика: Политология

Библиографическая ссылка на статью:
Щирый А.О. Роль заимствования цивилизационных и политических идей в процессе рождения и роста русской цивилизации // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/01/8975 (дата обращения: 24.02.2024).

Великая имперская нация не могла возникнуть разом, единомоментно. Поэтому по мере своего роста и взросления, она не только проходила закалку в жизненных испытаниях, но и брала всё лучшее (или просто “подходящее” для себя) у соседних цивилизаций и культур, и даже у врагов. Причем такое заимствование — ни в коем случае не показатель слабости, равно наоборот — это показатель силы и мощного внутреннего потенциала.
Опыт новейшей истории подсказывает, что идеи и концепции, пришедшие к нам извне, зачастую оказываются чуждыми и вредными. Однако следует взглянуть на историю поглубже и станет очевидно, что «не всё так однозначно».
Христианство, поначалу совершенно чуждое языческому славянскому миру в итоге стало основой национальной идентичности на многие века, а (возникшая вследствие сложения с рядом других исторических обстоятельств) концепция «Москва – Третий Рим» стала идейной предтечей имперского проекта. Отметим, однако, что в «предимперском» смысле, христианство пришло не на пустое место: даже в языческие, дохристианские времена, во времена «детства нации», Святославу платил дань сам Константинополь — будущий архетип строителей Империи уже проявлял себя во всей красе (или говоря ведическими терминами — длинная воля проявляла), но до идейной государственнической и имперской зрелости было еще далеко; этногенез будущих строителей великой Империи только начинался.
Заимствованной извне концепцией можно считать и евразийство, причем первым евразийцем следует считать Чингиза — считать, так сказать, евразийцем-практиком (создатель первой евразийской империи). Русскими государями было взято на вооружение всё лучшее наследие (идейное, организационное) улуса Джучи, а впоследствии “собраны” под своё крыло и почти все его территории (примером организационного наследия может служить всеобщая воинская повинность, не практиковавшаяся на Руси в домонгольский период, а в после монгольский, использовавшаяся государями в случае острой необходимости; заметим, что идея всеобщей воинской повинности не потеряла актуальности и до настоящего момента). Возможно именно с монгольским имперским наследием связано пришедшее понимание, что империя должна расширяться до пределов естественных природных преград (моря, горы), и это необходимое условие ее устойчивости (хоть и не достаточное).
Интересно отметить концепцию полицейского государства, возникшую вследствие веры в силу разума и способность “правильной” детальной регламентации всех сфер жизни, плод эпохи европейского просвещения. Конечно, российская реализация была отличной от европейской (хоть и происходила при Петре I, который стремился к максимальной кальке). Идея же оказалась (частично) «сродной» («сродность» – понятие, введенное философом Г.С.Сковородой в XVIII веке) не вследствие рациональности и веры в силу разума, а потому что неплохо коррелировала с идеей царя-батюшки, заботящемся о подданных как любящий отец (хоть порой и строгий, возможно).
Полной противоположностью (в смысле «сродности») рассмотренных выше чужих идей, ставших своими (вследствие «сродности» как раз), являются: социокультурный феномен преклонения перед западом (в той форме как это пошло при Петре и даже чуть раньше), марксизм, современный либерализм и, в частности, его такие наиболее уродливые проявления как политкорректность и феминизм. Указанные чуждые идеи были занесены и выращены либо нашими недалекими соотечественниками по причине непонимания их реальной сути или даже занесены откровенными врагами с диверсионными целями. Важно, что хорошей прививкой от таких чуждых идей, первичным фильтром, может выступать принцип “называния вещей своими именами”.
Целью работы не являлся поиск критериев годности внешней идеи. С одной стороны, детальный анализ с подобными целями может быть делом лишь очень масштабного исследования. С другой стороны, основная суть этих самых критериев интуитивно понятна: пришедшая идея должна удовлетворять условию «сродности», а также (в дальнейшей перспективе) должна способствовать укреплению государственности, национального единства, давать тактические и стратегические преимущества в постоянной борьбе нашей страны за выживание и независимость.



Все статьи автора «sao»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: