Великая имперская нация не могла возникнуть разом, единомоментно. Поэтому по мере своего роста и взросления, она не только проходила закалку в жизненных испытаниях, но и брала всё лучшее (или просто “подходящее” для себя) у соседних цивилизаций и культур, и даже у врагов. Причем такое заимствование — ни в коем случае не показатель слабости, равно наоборот — это показатель силы и мощного внутреннего потенциала.
Опыт новейшей истории подсказывает, что идеи и концепции, пришедшие к нам извне, зачастую оказываются чуждыми и вредными. Однако следует взглянуть на историю поглубже и станет очевидно, что «не всё так однозначно».
Христианство, поначалу совершенно чуждое языческому славянскому миру в итоге стало основой национальной идентичности на многие века, а (возникшая вследствие сложения с рядом других исторических обстоятельств) концепция «Москва – Третий Рим» стала идейной предтечей имперского проекта. Отметим, однако, что в «предимперском» смысле, христианство пришло не на пустое место: даже в языческие, дохристианские времена, во времена «детства нации», Святославу платил дань сам Константинополь — будущий архетип строителей Империи уже проявлял себя во всей красе (или говоря ведическими терминами — длинная воля проявляла), но до идейной государственнической и имперской зрелости было еще далеко; этногенез будущих строителей великой Империи только начинался.
Заимствованной извне концепцией можно считать и евразийство, причем первым евразийцем следует считать Чингиза — считать, так сказать, евразийцем-практиком (создатель первой евразийской империи). Русскими государями было взято на вооружение всё лучшее наследие (идейное, организационное) улуса Джучи, а впоследствии “собраны” под своё крыло и почти все его территории (примером организационного наследия может служить всеобщая воинская повинность, не практиковавшаяся на Руси в домонгольский период, а в после монгольский, использовавшаяся государями в случае острой необходимости; заметим, что идея всеобщей воинской повинности не потеряла актуальности и до настоящего момента). Возможно именно с монгольским имперским наследием связано пришедшее понимание, что империя должна расширяться до пределов естественных природных преград (моря, горы), и это необходимое условие ее устойчивости (хоть и не достаточное).
Интересно отметить концепцию полицейского государства, возникшую вследствие веры в силу разума и способность “правильной” детальной регламентации всех сфер жизни, плод эпохи европейского просвещения. Конечно, российская реализация была отличной от европейской (хоть и происходила при Петре I, который стремился к максимальной кальке). Идея же оказалась (частично) «сродной» («сродность» – понятие, введенное философом Г.С.Сковородой в XVIII веке) не вследствие рациональности и веры в силу разума, а потому что неплохо коррелировала с идеей царя-батюшки, заботящемся о подданных как любящий отец (хоть порой и строгий, возможно).
Полной противоположностью (в смысле «сродности») рассмотренных выше чужих идей, ставших своими (вследствие «сродности» как раз), являются: социокультурный феномен преклонения перед западом (в той форме как это пошло при Петре и даже чуть раньше), марксизм, современный либерализм и, в частности, его такие наиболее уродливые проявления как политкорректность и феминизм. Указанные чуждые идеи были занесены и выращены либо нашими недалекими соотечественниками по причине непонимания их реальной сути или даже занесены откровенными врагами с диверсионными целями. Важно, что хорошей прививкой от таких чуждых идей, первичным фильтром, может выступать принцип “называния вещей своими именами”.
Целью работы не являлся поиск критериев годности внешней идеи. С одной стороны, детальный анализ с подобными целями может быть делом лишь очень масштабного исследования. С другой стороны, основная суть этих самых критериев интуитивно понятна: пришедшая идея должна удовлетворять условию «сродности», а также (в дальнейшей перспективе) должна способствовать укреплению государственности, национального единства, давать тактические и стратегические преимущества в постоянной борьбе нашей страны за выживание и независимость.
Количество просмотров публикации: Please wait