В настоящее время большинство муниципальных служащих обладают недостаточным уровнем информационно-коммуникативной компетентности, в результате чего возникают проблемы с эффективным исполнением ими должностных обязанностей и обеспечением функционирования муниципальных органов власти. В связи с этим весьма актуальным представляется необходимость проведения анализа существующих механизмов формирования и развития информационно-коммуникативной компетентности муниципальных служащих, выступающей ключевым фактором обеспечения необходимого уровня профессионализма.
Теоретическое обоснование направлений повышения профессионализма специалистов системы муниципального управления посредством формирования и развития информационной и компьютерной компетентности исследовалось в различное время отечественными учеными. Например, Л.В. Богданова под коммуникативной компетенцией муниципального служащего понимает «умение строить отношения с другими специалистами», а также – «умение довести необходимую управленческую информацию, обеспечить ее восприятие и реализацию в процессе профессиональной деятельности» [1, c. 122]. Автор подчеркивает, что основная роль в процессе формирования информационно-коммуникативных компетенций принадлежит вузам. Информационно-технологическая компетентность персонала организаций разного типа изучалась К.А. Васильевым [2], А.С. Карпеченко [3]. Тем не менее, в настоящее время, в отечественной науке нет разработанного алгоритма развития информационно-коммуникативных компетенций кадров муниципального управления, который, можно было бы, эффективно применять на практике.
Современный этап общественного развития характеризуется возрастающей ролью информационных технологий в процессе управления.
В связи с этим профессионально значимые качества специалистов стали основываться не столько на объеме и полноте конкретного знания, сколько на способности самостоятельно пополнять их, эффективно, а главное грамотно использовать имеющиеся в распоряжении информационные ресурсы, адекватно воспринимать поступающую из внешней среды информацию и др.
В связи с эти, в условиях компьютеризации и информатизации всех подсистем общества, определяющим фактором результативности профессиональной деятельности муниципальных служащих становится уровень их информационно-коммуникативной компетентности.
Систематизация исследований различных авторов, дает возможность рассмотреть информационно-коммуникативную компетентность муниципальных служащих как совокупность следующих умений и навыков:
- умение специалиста в процессе профессиональной деятельности анализировать и формулировать свои информационные запросы;
- готовность и умение муниципального служащего оперировать различными источниками информации, осуществлять их сознательный, а главное грамотный выбор;
- способность свободно ориентироваться в большом информационном потоке, определять степень надежности получаемой информации;
- знание и самостоятельное использование на практике кадрами муниципального управления алгоритмов работы с информацией;
- способность создавать, обрабатывать, передавать, хранить, распространять информацию;
- навыки работы со средствами электронно-вычислительной, копировально-множительной, печатающей техники, устройствами, средствами факсимильной связи и другими устройствами, способствующими оптимизации профессиональной деятельности муниципального служащего.
Год за годом постоянно меняющаяся реальность выводит на рынок новые технологии, использование которых способствует оптимизации управления, как в коммерческом секторе, так и в органах государственного и муниципального управления. В скором времени карьерный рост муниципальных служащих будет зависеть от быстроты освоения этих технологий, что в свою очередь формирует у специалистов потребность в развитии информационной компетентности.
В наиболее общем представлении под развитием следует понимать изменение, направленное на приобретение и усвоение новых или совершенствование имеющихся характеристик. Данный процесс, характеризующийся преимущественно движением вперед можно отождествлять с прогрессом.
Так профессор В.С. Стешенко рассматривает развитие как интегральную характеристику достижений на пути прогресса и культуры как рост возможностей человека в процессе использования его собственных сил [4, c. 15]. В свою очередь, развитие информационно-коммуникативных компетенций муниципальных служащих представляет собой целенаправленный процесс комплексного совершенствования уже имеющихся, а также приобретение новых информационных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешную адаптацию кадров к постоянно меняющимся условиям административно-управленческой деятельности.
Развитие информационно-технологических и коммуникативных качеств должно представлять собой одновременное совершенствование нескольких элементов:
- познавательно-интеллектуального;
- технологического;
- информационно-коммуникативного;
- прогностического;
- эргономического;
- психологического;
- процессуального [5, c. 136].
Основными существующими формами развития информационной компетентности муниципальных служащих являются:
- повышение квалификации в ВУЗе;
- дистанционное обучение на рабочем месте;
- обеспечение специальной литературой;
- получение второго высшего профессионального образования;
- обучение в аспирантуре.
Повышение квалификации предусматривает прохождение специализированных курсов на базе высших учебных заведений. Учебно-образовательная программа подобных занятий должны включать дисциплины, направленные на совершенствование уровня компьютерной и информационной грамотности специалистов. Однако, в большинстве случаев, на практике, данные курсы направлены в основном на совершенствование и пополнение сугубо профессиональных знаний, умений и навыков. Компьютерные и информационные технологии в их рамках изучаются в самом общем виде, чего, безусловно не достаточно для воспитания информационно грамотного специалиста, способного в полной мере эффективно выполнять задачи, касающиеся информационно-технологической стороны профессионально-управленческой деятельности.
Дистанционное обучение на рабочем месте предполагает повышение уровня профессиональной грамотности, в том числе и компьютерных и информационных умений и навыков. В настоящее время подобная форма профессионального образования реализуется посредствам использования электронных учебно-методических комплексов.
Электронный учебно-методический комплекс – это учебное электронное издание, программный мультимедиа-продукт учебного назначения, обеспечивающий непрерывность и полноту дидактически обоснованного процесса обучения, содержащий систематизированные теоретические, практические и контролирующие материалы, подготовленные в соответствии с принципами интерактивности, адаптивности, информационной открытости и дистанционности [6. C. 53].
Таким образом, формирование профессиональных компетенций муниципальных служащих должно представлять собой долгосрочный процесс постепенного развития основных информационно-коммуникативных и технологических профессиональных качеств специалиста.
В целях оценки состояния информационно-технологических знаний, умений и навыков кадров муниципального управления в июне 2013 года было проведено социологическое исследование по оценке состояния информационно-коммуникативных компетенций муниципальных служащих администрации города Белгорода (N = 50). Полученные результаты свидетельствуют о том, что знания большинства муниципальных служащих об информационной компетентности специалиста достаточно поверхностны, это подтверждается тем фактом, что лишь некоторые респонденты указали в качестве элементов информационной культуры такие варианты как знание негативных возможных последствий работы с компьютерной техникой (9,30%), понимание современной картины мира (6,98%), доступ к информации, составляющей государственную тайну (2,33%). При этом 88% опрошенных считают уровень своей информационной компетентности достаточным для успешного выполнения должностных обязанностей.
Социологическое исследование позволило установить, какая именно информация вызывает у специалистов наибольшие затруднения. В равной степени сложной для муниципальных служащих является работа с иконографической и фонетической информацией – 42,86%. На последнем месте по степени сложности оказались текстографические данные – 14,29%.
Основными недостатками существующей системы развития информационно-коммуникативных компетенций являются отсутствие единого механизма процесса развития информационной культуры, неэффективность большинства практических методик повышения уровня информационной и компьютерной грамотности, отсутствие действенных элементов мотивации муниципальных служащих.
Основываясь на результатах проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что процесс развития информационно-коммуникативных компетенций муниципальных служащих должен проводиться по следующим четырем направлениям.
- Непосредственная реорганизация самого процесса развития компетентности муниципальных служащих. Создание единой системы взаимоувязанных механизмов, методов, средств и форм повышения уровня компьютерной и информационной грамотности специалистов.
- Формирование у муниципальных служащих потребности к постоянному развитию информационной компетентности, повышение интереса к освоению новых информационных и коммуникационных технологий, интеллектуально-формализованных методик. Кроме того, необходимо мотивировать специалистов к систематическому целенаправленному использованию вновь приобретенных знаний в практической профессиональной деятельности. Немаловажное значение для реализации данного направления имеет воспитания у специалистов информационной рефлексии, т.е. профессионального свойства личности, заключающегося в осознании и анализе уровня информационной и компьютерной грамотности, информационной компетентности, информационных целей, потребностей, ценностных установок и др.
- Развитие умений и навыков кадров муниципального управления, проявляющихся в работе со средствами электронно-вычислительной и электронно-интеллектуальной техники, конечной целью которого должно стать увеличение количества специалистов, владеющих персональным компьютером на уровне уверенного пользователя. Это в свою очередь позволит повысить эффективность и динамичность процесса управления, сократить временные затраты на вызов и ожидание специалистов технического обеспечения, а также сократить финансовые затраты на содержание персонала отделов информатизации.
- Развитие умений и навыков, связанных непосредственно с технологической стороной деятельности муниципальных служащих. В ходе профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров муниципального управления, необходимо уделять внимание дисциплинам, формирующим у специалистов навыки проведения поаспектного анализа текста, контент-анализа, классификационного и кластерного анализа. Владение обозначенными интеллектуально-формализованными методиками позволит в значительной степени повысить эффективность профессиональной деятельности муниципальных служащих.
Практическое достижение цели, направленной на эффективное формирование информационно-коммуникативных компетенций муниципальных служащих, связано с реализацией предлагаемого алгоритма, состоящего из четырёх блоков мероприятий: организационно-управленческого, ценностно-мотивационного, учебно-образовательного и контрольно оценочного.
Первый нацелен на создание и поддержание условий для беспрепятственной реализации целей и задач проекта. К ним относятся: назначение ответственных исполнителей, составление и распространение учебно-методических пособий, размещение информации о проекте на официальном электронном ресурсе муниципальной администрации, формирование учебных групп.
Содержание мероприятий ценностно-мотивационного характера состоит в ознакомлении муниципальных служащих со связанными с процессом развития информационной культуры мерами мотивации кадрового состава. Обозначенные формы могут носить как моральный, так и материальный характер практического воздействия.
Третий блок алгоритма состоит в непосредственной реализации учебно-образовательного процесса по повышению уровня информационной и компьютерной грамотности муниципальных служащих.
Заключительный этап развития информационной культуры связан с проведением контрольно-оценочных мероприятий, направленных на диагностирование полученных в ходе обучение характеристик состояния информационной компетентности специалистов муниципального управления администрации города Белгорода.
Библиографический список
- Богданова Л.В. Коммуникационная компетентность как компонент профессионализма и конкурентоспособности будущих менеджеров // Ученые записки (РГСУ). 2009. № 9. С. 121-126.
- Васильев К.А. Профессиональная компетентность персонала организации в сфере информационно-коммуникационных технологий // Экономика. Управление. Право. 2012. № 6. С. 16-19.
- Карпеченко А.С. Информационная компетентность как базовая составляющая профессиональной компетентности // Электронный журнал «Наука и образование: электронное научно-техническое издание». 2011. № 11. URL: http://technomag.edu.ru/doc/273990.html (дата обращения: 25.08.2014).
- Стешенко В.С. Содержание понятий «демографическое развитие» и «человеческое развитие» тождества и различия // Демография и социальная экономика. 2013. № 1. С. 5-16.
- Диканская Н.Н., Худовердова С.А. Информационная культура личности // Вестник ставропольского государственного университета. 2009. № 62. С. 135-141.
- Воронов М.В., Толкачев В.А. Интернет в современном образовании: проблемы перспективы // Высшее образование в России. 2010. № 8-9 С. 53-54.