Профессионализм – это интегральное свойство человека, которое обеспечивает высокую эффективность, надежность и качество его профессиональной деятельности. Мы считаем, что профессионализм следует рассматривать не как простую совокупность признаков (симптомов), а как более сложную системную единицу – симптомокомплекс, или синдром. В широком смысле синдром (от греч. Syndromē – скопление, стечение) представляет собой комплекс органически связанных между собой признаков (симптомов), объединенных единым механизмом возникновения и развития рассматриваемого явления [1].
Термин «синдром» часто ассоциирует с «клиническим» подходом и патологией. Однако в психологии понятие синдрома используется и в более широком смысле – для характеристики психических свойств, сочетаний определенных признаков и т.д. Л. С. Выготский более 60-ти лет назад выдвинул идею, согласно которой в психологии, как и в медицине, для описания особенностей ребенка следует использовать не перечень отдельных показателей (симптомов), а более крупную единицу – синдром.
Понятие «личностные синдромы» успешно использует А. Маслоу (1908–1970 гг.) при изучении самоуважения и защищенности личности (уверенности личности в безопасности своего положения) [2], Э. Фромм в книге «Душа человека» (1964 г.) выделил «синдром распада» и противоположный ему «синдром роста», а в книге «Революция надежды» (1968 г.) использует понятие «синдром отчуждения» применительно к личности.
В зарубежной социологии понятие синдрома используется для описания сложившихся поведенческих паттернов (авторитарный синдром, синдром конформиста и др.) [3]. Понятие «cиндромом конечной остановки» используется социологами для описания сотрудника, достигшего границ своей профессиональной некомпетентности [4].
В отечественной психологии понятие «синдром» активно используется при изучении феномена «эмоционального выгорания» (Т.В. Форманюк, 1994; А.Л. Венгер, 1994; Д.Г. Трунов, 1998; В.В. Бойко, 1999; Н.Е. Водопьянова, 2000; Т.И. Ронгинская, 2002 и др.).
В общем случае понятие синдрома (и синдромного подхода) не сводимо к изучению патологии. А.В. Петровский считает, что метод синдромного анализа может быть применен в общей психологии и психологии индивидуальных различий. Автор учебника предполагает, что с помощью синдромного подхода можно исследовать как сверхразвитие какой-либо отдельной черты или индивидуальной особенности нервных процессов влияет на перестройку всех психических процессов и может стать решающим фактором в формировании целого комплекса индивидуальных особенностей личности [5].
А.Л. Венгер использует понятие синдрома при анализе трудностей социализации ребенка [6], а также при анализе «эмоционального сгорания» [7]; он же, основываясь на деятельностном подходе, развитом в трудах А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна, предложил общую схему взаимосвязей между симптомами, которая описывает устойчивость указанных выше синдромов и направление происходящих изменений [там же].
Мы считаем продуктивным использование синдромного подхода при изучении психологического феномена профессионализма [8, 9]; при этом исходим из понимания того, что в нормальном обществе (пусть даже постиндстреальном – в котором отношение к профессионализму претерпевают изменения [10]), профессионализм не может (не должен!) относится к патологии.
Впрочем, о синдроме непрофессионализма (или о синдроме профессиональной некомпетентности) – характеризующему неготовность человека к выполнению профессиональных обязанностей, много пишут средства массовой информации, особенно в связи с техногенными катастрофами последних лет. Это явление, приобретающее массовый характер в обществе, становится социальной патологией, и, по нашему мнению, отражает процессы депрофессионализации (разрушение, потерю профессионализма) и псевдопрофессионализации (маргинализацию профессиональной сферы).
Под профессионализмом мы понимаем особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Профессионализм рассматривается в качестве интегральной характеристики человека-профессионала (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности), проявляющейся в деятельности, в поведении, в деловом и межличностном общении. Профессионализм человека – это не только достижение им высоких производственных показателей (качества, производительности и др.), но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда – того, что составляет профессиональное самосознание [11].
Указанные признаки предстают как отдельные симптомы проявления профессионализма человека, не исчерпывающие описание этого психологического феномена. Синдром профессионализма мы рассматриваем как комплекс связанных между собой признаков (симптомов), объединенных общим механизмом возникновения и развития.
Понятие «профессионализм» характеризует не только операциональную сторону выполнения деятельности, но и особые свойства личности, индивидуальности и субъектности человека-профессионала. Профессионализма (как системного свойства) человек достигает не сразу, а лишь на определенной стадии своего профессионального развития. Не каждый человек, овладевший профессией, становится профессионалом своего дела, не каждый специалист (даже с дипломом) обретает свойство «профессионализма» [12]. Поэтому изучение такого, – по сути, – конструктивного, но все же «отклонения» от «обычного» профессионального развития «среднего специалиста», достижения человеком профессиональных высот («акме»), представляется нам целесообразным при использовании синдромного подхода.
Преимущества синдромного подхода в психологии определяются тем же, что и в медицине: возможностью формулировать «диагноз» в терминах, задающих направление коррекции – в данном случае психологической.
Взяв за аналог блочную схему синдрома эмоционального сгорания, предложенную А. Л. Венгером (1994 г.), считаем возможным развить ее и предлагаем свое видение структуры синдрома профессионализма (рисунок 1).
Макроструктура психологического синдрома профессионализма включает следующие основные блоки: а) блок исходных предпосылок формирования профессионализма, лежащий вне ядра синдрома; б) блок особенностей человека-профессионала (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности); в) блок особенностей профессиональной подготовки и профессиональной деятельности и г) блок особенностей профессионального взаимодействия. Три последних блока составляют ядро синдрома. Важным элементом структуры синдрома профессионализма является наличие в нем внутренней обратной связи.
Рисунок 1 – Макроструктура психологического синдрома профессионализма человека
Под исходными предпосылками психологического синдрома профессионализма понимаются разнообразные факторы, имеющиеся у человека (некоторый исходный ресурс) и существенные для формирования и поддержания профессионализма. К ним относятся: наличные индивидуально-типологические свойства человека; профессионально важные качества (ПВК), включая общие и специальные способности; комплекс наличных знаний, умений и навыков; события биографии и обстоятельства жизни, включая ситуации успеха или неуспеха; тип исходной профессиональной и социальной идентификации, предшествующей становлению человека в данной профессии; наличие профессиональной компетентности и опыта.
В ядро мы включаем те свойства человека, которые могут изменяться (эволюционировать, развиваться, либо подвергаться инволюции или деформироваться) в процессе профессионализации. Ядро синдрома профессионализма содержит три блока.
Блок психологических особенностей человека-профессионала включает: а) индивидные особенности, благоприятствующие или препятствующие развитию профессионализма; б) особенности личности, в том числе ее смысловые и ценностные компоненты, а также профессиональную мотивацию, профессиональную самооценку и уровень притязаний, особенности профессиональной Я-концепции и др.; в) особенности человека как субъекта деятельности, в том числе систему знаний, умений и навыков, способности и ПВК; г) особенности индивидуальности человека, включая его индивидуальный стиль деятельности, его ролевую систему, особенности проявления его активности и достижения конкурентоспособности и т.д.
Блок особенностей профессиональной подготовки и профессиональной деятельности включает: систему формирования необходимых знаний, умений и навыков; динамику развития ПВК; ситуации успеха-неуспеха, влияющие на мотивационную сферу; особенности профессиональной деятельности, оказывающие влияние на формирование профессионального опыта и мотивационной сферы; возможности формирования и использования конструктивного (т.е. ведущего к успеху) индивидуального стиля деятельности.
Блок особенностей профессионального взаимодействия специалистов в процессе деятельности включает наличие (или отсутствие) следующих факторов: контакты с профессионалами (деятельность в условиях профессиональной среды); конструктивные традиции профессиональной группы; наличие авторитетных наставников и др.
В зависимости от строения конкретного синдрома одни и те же психологические факторы могут либо входить в «ядро», либо оказаться в числе исходных предпосылок синдрома, либо, наконец, оставаться нейтральным и по отношению к нему.
Поскольку профессионализм является интегральной характеристикой человека-профессионала, его деятельности и общения, то названные факторы могут входить одновременно в разные блоки, в зависимости от уровня сформированного профессионализма и стадии развития профессионала.
Например, такие факторы, как ПВК, сформированные ранее знания, умения и навыки, предшествующая успешность или неуспешность, а также профессиональная компетентность и имеющийся у человека профессиональный и социальный опыт включены в исходные предпосылки формирования синдрома профессионализма, но при этом они же являются факторами формирования профессиональной личности. В то же время поскольку профессиональная личность формируется в процессе деятельности и общения, то в ходе профессионального обучения, которое мы рассматриваем как процесс освоения профессиональной роли, претерпевает изменение структура ПВК, происходит дальнейшее формирование и развитие знаний и умений, их «встраивание» в личность, развивается профессиональный опыт. Все это не только влияет на характеристики деятельности и особенности профессионального взаимодействия, но и становится на следующем этапе развития исходной предпосылкой синдрома.
В свою очередь смысловые и ценностные компоненты личности, особенности Я-концепции и самооценки, самоэффективность и притязания личности, мотивация и конкурентоспособность и т.д. тоже, безусловно, влияют на другие компоненты «ядра» синдрома профессионализма, но во многих случаях могут рассматриваться в качестве его исходных предпосылок. То же относится и к остальным рассматриваемым факторам.
Показатели профессиональной успешности, в том числе эффективность, надежность и качество профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом и высокая профессиональная мотивация, продуктивный уровень психологической напряженности и др. психологические факторы, рассматриваются как выходные координаты структуры синдрома профессионализма.
В кибернетике используется понятие положительной и отрицательной обратной связи. Отрицательная обратная связь стабилизирует систему, приводя ее к некоторому усредненному варианту функционирования в установившемся режиме, и компенсирует отклонения, вызванные внешними и внутренними возмущающими воздействиями. Системы с отрицательной обратной связью реализуют принцип управления по отклонению. Особенностью работы таких систем в динамике (переходном режиме, вызванном резким приложением возмущающих воздействий) является потенциальная возможность возникновения колебаний выходных координат. При благоприятном соотношении внутренних параметров замкнутого контура эти колебания со временем затухают; при неблагоприятном – система может потерять устойчивость и пойти «в разнос».
Положительная обратная связь, напротив, выводит на возможные крайние варианты функционирования в установившемся режиме – т.е. в статике, и потере устойчивости системы в переходном режиме (при возникновении внешних возмущающих воздействий). Вместе с тем положительная обратная связь обеспечивает форсированный переход из одного состояния в другое; она необходима для обеспечения поиска нового состояния, адекватного внешней ситуации и наличных внутренних параметров.
Применительно к структуре психологического синдрома профессионализма это означает следующее:
1. Исходные предпосылки (индивидуально-психологические свойства, задатки, исходный уровень интеллекта, наличные профессионально-важные качества (ПВК), знания и умения, внешние и внутренние нормы и др.) задают определенный уровень выходных координат, выражаемых в категориях профессиональной успешности. При этом на формирование заданного (желаемого) уровня влияют не только операциональные, но и смысловые, а также ценностные компоненты личности человека-профессионала.
2. Наличие отрицательной обратной связи означает, что у человека присутствует самоконтроль и возможна саморегуляция в процессе его профессионального развития. Самоконтроль и саморегуляция связаны с регулятивными компонентами деятельности и реализуются посредством когнитивных процессов.
3. Отклонение выходных координат от заданного (желаемого) уровня в сторону «худших» показателей, рассматриваемое как дисбаланс между целями и результатами, приводит к внутренней неудовлетворенности субъекта. Это отклонение воздействует как корректирующее воздействие, направленное на выведение показателей профессиональной успешности на заданный уровень.
4. Устранение возникшего отклонения и вызванного им чувства неудовлетворенности субъекта возможно тремя основными путями:
а) Путем изменения параметров «ядра» синдрома, т.е. повышения уровня профессионализма, включая его операциональный и личностный компоненты. Это путь профессионального развития, он требует коррекции и целевых, и исполнительных компонентов деятельности.
б) Путем снижения (возможно, временного) требовательности к своим результатам. Этот путь не обязательно ведет к профессиональной деградации. Но он является признаком профессионального кризиса, а кризис может стать отправной точкой дальнейшего профессионального роста.
в) Наконец, при невозможности устранения возникшего отклонения человек может избрать новую стратегию, основанную на накопленном жизненном и профессиональном опыте. Реализация новой стратегии может потребовать изменения не только форм, но и содержания профессиональной деятельности. Эта стратегия связана с пересмотром не только целевых, но и смысловых, а, возможно, и ценностных компонентов.
5. При разрыве обратной связи и условиях стабильной деятельности, характеризующейся отсутствием внешних и внутренних возмущений, возможно временное сохранение сложившегося уровня профессионализма (процесс стагнации). Происходит это за счет внутренних резервов, включая особенности личности, деятельности и профессионального взаимодействия, а также источников, отнесенных к исходным предпосылкам формирования синдрома (старых знаний, умений, навыков, профессионального опыта и др.). При возникновении внутренних или внешних возмущающих воздействий, разрыв обратной связи (отсутствие самоконтроля) свидетельствует о невозможности сохранения целостности основополагающих элементов «ядра» и приводит к их деструктивным изменениям (резкое снижение результативности, ухудшение профессиональных и межличностных отношений, различные виды профессиональной деформации).
Обратная связь обеспечивает целостность синдрома профессионализма (точнее, его ядра, включающего особенности человека – профессионала, его деятельности и профессиональных взаимоотношений) и определяет направление его развития.
Профессионализм мы рассматриваем как сложное системное образование. Из теории систем известен «постулат развития» [13, 14], согласно которому длительное существование системы невозможно без ее развития, в противном случае система деградирует – разрушается. Отсюда следует, что профессионализм как системное качество человека может (и должен) развиваться, при отсутствии развития произойдет его разрушение.
Профессионализм, как психическое образование, каковым нам представляется рассматриваемый синдром, характеризуется целостностью, динамичностью и активностью. Указанные характеристики не могут быть независимы ни в каком смысле, даже в статическом; эти свойства вытекают одно из другого. Целостность синдрома профессионализма (как целостность любого психического образования) предполагает его активность, и эта активность проявляется в динамике развития профессионализма.
Человек-профессионал как носитель системного свойства, обозначенного нами как синдром профессионализма, находится в непрерывном процессе самоформирования, при этом он не только изменяется сам, но и изменяет свою среду. Как только независимый от человека «объективный объект» становится предметом профессиональной деятельности, он сразу теряет свою «объектность», включается в систему отношений человека. Таким образом, окружающая социально-профессиональная среда по сути своей «субъективна» (или «присубъектна») и представляет собой систему отношений человека (как субъекта жизни и деятельности) со значимыми для него объектами.
В качестве таковых объектов выступают и такие, которые могут проявлять активность, иметь собственные интересы, волю, «чувство субъектности», определяя не только систему отношений данного субъекта к окружению, но и его взаимоотношения с другими инициаторами активности. На базе этих отношений в процессе деятельности происходит самоформирования личности профессионала. Таким образом, психологический механизм рассматриваемого синдрома основан на том, о чем писал С. Л. Рубинштейн: «своими действиями я непрерывно взрываю, изменяю ситуацию, в которой я нахожусь, а вместе с тем непрерывно выхожу за пределы себя» [15, с. 344]. Результатом такого самоформирования являются возникновение у человека новообразований, которые могут иметь как конструктивную направленность (профессионализм), так и деструктивную (профессиональные деформации и деструкции).
Библиографический список
- Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1987. 1600 с.
- Маслоу А. Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.
- Адорно Т. Типы и синдромы. Методологический подход (фрагменты из «Авторитарной личности») //Социологические исследования. 1993. № 3. С. 75-85.
- Питер Л.Дж., Реймонд Халл Р. Принцип Питера / Пер. с англ. // Иностранная литература. 1971. № 8. С. 197–232.
- Петровский А.В. Введение в психологию / Учебник для вузов. М.: Академия, 1995. 496 с.
- Венгер А.Л. О понятии «психологический синдром» // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. № 1-2. С. 15-26.
- Венгер А.Л. Структура психологического синдрома // Вопросы психологии. 1994. № 4. С. 82-92.
- Дружилов С.А. Психология профессионализма: инженерно-психологические аспекты / Учеб. пособие. Новокузнецк: Изд-во Сибирского государственного индустриального университета, 2000. 159 с.
- Дружилов С.А. Психологический синдром профессионализма // Ананьевские чтения – 2003: Б. Г. Ананьев и комплексные исследования в психологии: Материалы научн.-практич. конф. / Под ред. Л.А. Цветковой, Л.А. Головей. СПб: Изд-во СПбГУ, 2003. С. 131-133.
- Абрамов Р. Парадоксы креденциализма и динамика современного профессионализма // Профессии.doc. Социальные трансформации профессионализма: взгляды снаружи, взгляды изнутри / Под ред. Е. Яворской-Смирновой, П. Романова. М.: Вариант, ЦСПГИ, 2007. С. 30-40.
- Дружилов С.А. Профессионализм человека как объект психологического изучения: системный подход // Вестник Балтийской педагогической академии. 2003. № 52. С. 40-46.
- Дружилов С.А. Психология профессионализма. Инженерно-психологический подход. Харьков: Гуманитарный Центр, 2011. 296 с.
- Дружинин В.Н., Конторов Д.С. Проблемы системологии (проблемы сложных систем). М.: Сов. радио, 1976. 296 с.
- Карташев В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. М.: Прогресс-Академия, 1995. 325 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 423 с.