Введение. В настоящее время актуальной проблемой профессиональной педагогики становится мобильное обучение студентов с использованием мобильных устройств и инновационных образовательных Internet-технологий. Формирование физической культуры студента в образовательном пространстве гуманитарного вуза на основе мобильного обучения обеспечивает качество подготовки будущего специалиста, как в спортивно-педагогической, так и в частно-методической профессионализации [4].
Однако разработка основ формирования физической культуры студентов в вузе на основе инновационных подходов, таких как мобильное обучение по специальной системе физкультурно-оздоровительных физических упражнений с учетом развития профессионально важных качеств студентов различных специальностей, не осуществлена до настоящего времени. Наш научный интерес заключается в разработке концептуальной модели формирования физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза [6].
Цель исследования – разработать концептуальную модель формирования физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза на основе мобильного обучения.
Гипотеза исследования: процесс формирования физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза будет эффективным, если будет создана и реализована концептуальная модель формирования физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза на основе мобильного обучения.
Организация исследования. Моделирование в образовании имеет два аспекта: моделирование как содержание, которое обучающиеся должны усвоить, и моделирование как учебное действие, средство, без которого невозможно монолитное обучение. Модель (лат. modulus – мера, образец) трактуется, с одной стороны, как образ, схема, изображение, описание какого-либо процесса в природе, обществе, т. е. упрощенное, приближенное описание объекта, с другой – как аналог определенного фрагмента природной или социальной реальности. В свою очередь, есть мнения, что модель – это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта [1].
Моделями образования являются сформированные посредством знаковых систем мыслительные аналоги (логические конструкты), схематично отображающие образовательную практику в целом или отдельные ее фрагменты. Модели образования подразделяются на три вида: описательные, дающие представление о сути, структуре, основных элементах образовательной практики; функциональные, отображающие образование в системе его связей с социальной сферой; прогностические, дающие теоретически аргументированную картину будущего состояния образовательной практики [8, с. 29]. Главным видом моделирования можно считать мысленный эксперимент, когда исследователь на основе теоретических знаний об объективном мире и эмпирических данных создает идеальные объекты, соотносит их с определенной динамической моделью, имитируя мысленно то движение и те ситуации, которые могли бы иметь место в реальном экспериментировании. Для нашего исследования это было актуально в связи с важностью учета и попытки отразить в построении структурной модели формирования физической культуры студента, так как системная целостность формирования культуры личности заключается в непрерывности развития, идущего, в свою очередь, от цели к результату [9].
Научно обоснованную попытку представить содержание образования как многоуровневую педагогическую модель социального заказа впервые в отечественной педагогической науке предпринял В.В. Краевский. В зависимости от специфических уровней педагогической реальности используются всевозможные модели [3].
В педагогической науке выработаны исходные положения общей модели оптимального функционирования педагогических систем. К составным частям общей модели оптимального функционирования педагогических систем Ю.П. Сокольников относит: 1) обоснование логики выдвижения образовательно-воспитательных задач на основе выделения среди них ведущих и раскрытия их взаимосвязи с другими задачами деятельности воспитателей; 2) выявление и обоснование педагогических условий, необходимых для решения в деятельности коллектива воспитательных задач – при осуществлении логики их выдвижения; наиболее общее, главное и ведущее среди них – оптимальное социальное развитие коллективной деятельности [7]. В педагогическом моделировании чаще всего используются структурно-функциональные модели, при построении которых объект рассматривается как целостная система, включающая составные части, компоненты, элементы, подсистемы [2, с. 109].
На основе анализа отечественной и зарубежной теории и практики профессиональной подготовки студентов в гуманитарном вузе показано, что вышеназванным закономерностям и принципам может удовлетворять система профессионально-педагогической подготовки, построенная как система организации целенаправленного процесса формирования физической культуры студентов на основе мобильного обучения [9].
Организация такого образовательного процесса невозможна без научно обоснованного моделирования его как системы профессиональной подготовки, так и процесса формирования физической культуры студента [5]. Процесс моделирования состоял из следующих этапов: определение основ модели, построение схемы, получение характеристик каждого элемента схемы. Моделирование процесса формирования физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза осуществлялась посредством конструирования модели, состоящей из целевого, методологического, содержательного, критериального и результативного блоков. Концептуальная модель формирования физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза на основе мобильного обучения представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Концептуальная модель формирования физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза на основе мобильного обучения
Концептуальная модель отражает систему специфической организации процесса педагогического образования, центральным звеном которой становятся принципы, методологические подходы и авторская методика, обеспечивающие формирование физической культуры студента от низкого до высокого уровня по этапам.
Целевой блок модели уточняет:
- социальный заказ – сохранение и укрепление здоровья и повышение физического развития студента на основе формирования физической культуры;
- цель исследования – формирование физической культуры студента на основе мобильного обучения.
Методологический блок модели показывает:
- процесс формирования физической культуры посредством определения систем теоретических аспектов физической культуры: медико-биологические, психологические, педагогические, философские, социологические, профессионально-интегративные и культуроведческие;
- реализацию методологических подходов к исследованию: культурологический, системно-деятельностный, инновационно-технологический, компетентностный и личностно-ориентированный;
- принципы культуросообразности, синергии интеллектуального и деятельностного составляющих физкультурной деятельности, самоформирования обучающегося на основе решения внутренних противоречий личности, индивидуализации и дифференциации физкультурной деятельности, интегративности содержания, развития творчества как конечного результата сформированности физкультурной компетентности, доступности мобильных технологий каждому обучающемуся, генерализации учебной информации, перевода виртуальной в реальную физкультурную деятельность, интенсивного физкультурного самосовершенствования с помощью мобильных устройств, персонифицированности физкультурной подготовки;
- комплекс педагогических воздействий для эффективного формирования физической культуры студента, состоящий из системы взаимообусловленных организационно-педагогических, методико-технологических и частно-специфических условий.
Содержательный блок модели раскрывает:
- основу профессиональной подготовки за счет интеграции содержания учебных дисциплин «Физическая культура» и физкультурно-формирующих дисциплин («Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и ЗОЖ», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»),
- методику формирования физической культуры студентов, состоящую из следующих обучающих блоков: мобильный контент, национально-региональное содержание обучения, теоретический, теоретико-методический и практическая подготовка;
Уровневый блок модели показывает:
- компоненты формирования физической культуры студента: мотивационный, деятельностный, когнитивный;
- уровни сформированности физической культуры студента: низкий, средний, высокий.
Результирующий блок определяет результат экспериментальной работы, заключающийся в сформированности физической культуры студента.
Таким образом, в исследовании с помощью моделирования образно показан процесс формирования физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза на основе мобильного обучения в аспекте определения структурных составляющих и их содержательного наполнения: целевой, методологический, содержательный, уровневый и результирующий.
Библиографический список
- Богатырев, А. И. Теоретические основы педагогического моделирования: сущность и эффективность / А. И. Богатырев, И. М. Устинова. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/SND/Pedagogica/2_bogatyrev% 20a.i..doc.htm.
- Викулина, М. А. Педагогическое моделирование как продуктивный метод организации и исследования процесса дистанционного образования в вузе / М. А. Викулина, В. В. Половникова // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 3. – С. 109–112.
- Краевский, В. В. Моделирование в педагогическом процессе: введение в научное исследование по педагогике / В. В. Краевский. – М.: Просвещение, 1988. – 120 с.
- Наговицын, Р. С. Основы формирования физической культуры личности студента гуманитарного вуза / Р. С. Наговицын, И. В. Ипатов // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 11. – Часть 6. – С. 1390-1394.
- Наговицын Р. С. Культурологический подход к формированию физической культуры личности будущих педагогов // Современные научные исследования и инновации. – Январь 2014. – № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/01/30612 (дата обращения: 05.01.2014).
- Наговицын, Р. С. Инновационный подход к формированию физической культуры личности // Гуманитарные научные исследования. – Март 2014. – № 3. URL: http://human.snauka.ru/2014/03/5869 (дата обращения: 28.02.2014).
- Сокольников, Ю. П. Понятийный аппарат педагогики / Ю. П. Сокольников, С. Ю. Сенатор, Г. Н. Григорьев. – Чебоксары: ГОУ ВПО «ЧГПУ»; М.: Акад. пед. и соц. наук, 2006. – 210 с.
- Тарновская, А. С. Формирование психологической готовности студентов университета к педагогической деятельности в школе: дис. … канд. пед. наук / А. С. Тарновская. – Киев, 1991. – 154 с.
- Тутолмин, А. В. Становление и развитие творческой компетнентности будущего учителя: учеб. пособие для студ. пед. вуза / А. В. Тутолмин. – Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2009. – 256 с.