ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ ПРОЕКТА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ЕГО ФИНАНСИРОВАНИИ

Карпушин Евгений Сергеевич
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
кандидат экономических наук, доцент

Аннотация
Анализируется понятие жизнеспособности проекта как экономической категории с конкретизацией параметров, которыми оно определяется. Обосновывается необходимость привлечения специализированных компаний по проведению маркетинговых исследований с целью избегания рисков, таких как невозвращение инвестиций или недостаточный объем прибыли.

Ключевые слова: жизненный цикл проекта, инвестиции, маркетинговые исследования, проект, рынок, срок окупаемости, финансирование, экономический эффект


VIABILITY OF THE PROJECT AS THE TOOL OF DECISION-MAKING ON ITS FINANCING

Karpushin Yevgeniy Sergeevich
The St.-Petersburg humanitarian university of trade unions
PhD in Economics, associate professor

Abstract
The concept of viability of the project as economic category with a concrete definition of parameters by which it is defined is analyzed. Necessity of attraction of the specialized companies on carrying out of marketing researches with the purpose of avoiding of risks, such as non-return of investments or insufficient volume of profit proves.

Keywords: economic benefit, financing, investments, life cycle of the project, market, marketing researches, project, time of recovery of outlay


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Карпушин Е.С. Жизнеспособность проекта как инструмент принятия решения о его финансировании // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/08/7457 (дата обращения: 28.02.2024).

Жизнеспособность проекта представляет собой комплексное понятие, задачей оценки которого является формирование принятия решения инвестором о целесообразности вложений собственных средств в анализируемый проект [1, 2, 3].

Исходным пунктом проекта, под которым понимается некая уникальная совокупность работ, результатом выполнения которых является получение товаров и услуг, не производящихся в результате стандартизированных технологий, является замысел разработчика или инвестора [4, 5]. Мотивы, послужившее появлению идеи могут носить разнообразный характер, а именно, существование незанятой ниши на рынке, наличие горячих денег, которые срочно нужно куда-то вложить, формирование положительного образа для компании со стороны общества, в случае, если речь идет о социально значимых проектах [6, 7].

К числу параметров оценки жизнеспособности проекта можно отнести: запланированное время реализации проекта, сметная стоимость проекта, прогнозируемая прибыль в результате выполнения проекта [8, с. 78]. Решение последней задачи подразумевает проведение маркетинговых исследований, результатом которых является получение убедительных для инвестора доказательств того, что продукция или услуги, являющееся результатом реализации данного проекта, будут пользоваться устойчивым платежеспособным спросом со стороны потенциальных потребителей в конкретном регионе [9, с. 24]. Объемы данного спроса и цена, по которой будут реализовываться товары или услуги проекта, должны возместить инвестору не только затраты на проект, но и обеспечить ему требуемый уровень прибыли, который позволит в свою очередь обеспечить желаемый для инвестора срок окупаемости проекта [10, с. 77].

Задача осложняется тем, что на практике существует разрыв во времени между периодом окончания исходных маркетинговых исследований и моментом окончания жизненного цикла проекта [11, с. 97]. Очевидно, что ситуация на рынке за это время может кардинально измениться, особенно, если продолжительность жизненного цикла проекта составляет многие годы.

Эта особенность требует формирование долгосрочного прогноза состояния рынка в данном сегменте товаров и услуг, что определяет наличия широких практических знаний в данной области [12, с. 205].

Сложность обоснования жизнеспособности проекта и наличие большого количества рисков в этом вопросе делает целесообразным привлечение специализированных компаний для выполнения поставленной задачи, имеющих достаточной опыт работы на рынке в этой области и зарекомендовавших себя с положительной стороны [13, 14].

Если речь идет о крупном проекте, то целесообразно привлечь нескольких экспертов для получения сравнительных и всесторонних данных по интересующим инвестора проблемам и вопросам относительно своего проекта. При наличии нескольких вариантов реализации одного и того же проекта оценка жизнеспособности происходит сначала путем выбора наиболее предпочтительного варианта, а затем, для данного варианта вычисляется наиболее эффективный график выполнения работ, требующий определенного финансирования [15, с. 57]. Если избранный вариант финансирования является невыполнимым для инвестора, то необходимо частично жертвовать эффективностью проекта, сокращая отдельные элементы затрат, либо растягивать во времени проведение работ, что сократит необходимый поток инвестиций за конкретный год.

Если под проектом в конкретной ситуации понимается строительство того или иного объекта, то необходимо составление такого документа как технико-экономическое обоснование проекта. Данный документ содержит всестороннюю информацию о проекте (объекте строительства), такую как технологические детали объекта строительства, особенности конструкции, мероприятия по охране окружающей среды, данные о безопасности объекта для экологии региона, социальные последствия возведения объекта и экономический эффект от его будущей эксплуатации.

На основании полученной документации инвестор принимает окончательное решение о вхождении в проект (его инвестировании), либо если данные свидетельствуют о том, что проект нежизнеспособен, отказе от финансирования проекта и вложении денег в различные финансовые инструменты, которые позволят ему обеспечить получение прибыли от своего капитала в краткосрочный период до момента формирования обоснования жизнеспособности другого проекта.


Библиографический список
  1. Карпушин Е.С. Формирование системы социально-экономических факторов для оценки профессионализма кадров и их влияния на управление деятельностью предприятий сферы услуг (на примере предприятий отрасли связи). Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Балтийская академия туризма и предпринимательства. СПб., 2008. – 214 с.
  2. Ивашковский С.Н. Макроэкономика. М.: «Дело», 2002. – 472 с.
  3. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами. М.: “Омега-Л”, 2004. – 664 с.
  4. Карпушин Е.С. Особенности понятия качества труда //  Современные аспекты экономики. СПб.: «Современные аспекты экономики», 2004, №16. – с. 20-22.
  5. Седов В.В. Экономическая теория: Часть 1. Введение в экономическую теорию. Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2002. – 115 с.
  6. Карпушин Е.С. Формирование системы социально-экономических факторов для оценки профессионализма кадров и их влияния на управление деятельностью предприятий сферы услуг (на примере предприятий отрасли связи). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Балтийская академия туризма и предпринимательства. СПб., 2008. – 24 с.
  7. Цапенко И.В., Миронова Д.Д. Человеческий капитал и инновационные факторы его развития // Инженерный вестник Дона. Ростов-на-Дону: «Северо-Кавказский научный центр высшей школы ФГАОУ ВПО Южный федеральный университет», 2012, №2. – с. 153-163.
  8. Карпушин Е.С. Методология обработки информации в искусственном интеллекте. Статистические цензы как элемент формирования системы поддержки принятия решений. – Saarbrücken: Lambert Academic Publishing, 2012. – 148 с.
  9. Карпушин Е.С. Аналитический анализ рыночной системы //  Современные аспекты экономики. СПб.: «Современные аспекты экономики», 2004, №16. – с. 23-27.
  10. Гафарова Л.А. Субъектно-факторный анализ создания и распределения стоимости // Инженерный вестник Дона. Ростов-на-Дону: «Северо-Кавказский научный центр высшей школы ФГАОУ ВПО Южный федеральный университет», 2013, №4. – с. 77.
  11. Карпушин Е.С. Статистические цензы как метод представления причинно-следственных связей // Международный технико-экономический журнал. М.:  ООО «Спектр», 2012, №1. – с. 97.
  12. Карпушин Е.С., Савчук С.С. Комплексная оценка профессиональных качеств работников компании // Труды учебных заведений связи. СПб.:  СПбГУТ, 2004, №170. – C. 201-206.
  13. Кетова Н.П., Котенко Ю.С., Макареня Т.А. Маркетинговые стратегии: особенности в услуговом комплексе региона (на примере Ростовской области) // Инженерный вестник Дона. Ростов-на-Дону: «Северо-Кавказский научный центр высшей школы ФГАОУ ВПО Южный федеральный университет», 2013, №4. – с. 98.
  14. Карпушин Е.С. Взаимосвязь качества труда и профессионализма сотрудников // Управление персоналом. М.: «Деловые коммуникации», 2008, №12. – с. 47-48.
  15. Карпушин Е.С. Рассмотрение причинно-следственных связей как совокупности статистических цензов // Компетентность. М.: «Калужская типография стандартов», 2011, №9-10. – с. 56-60.


Все статьи автора «Карпушин Евгений Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: