ТРАДИЦИИ РАДИОКАНАЛА «ПАНОРАМА «МАЯКА» В ВЕЩАНИИ «МАЯК ФМ»

Раскатова Елена Робертовна1, Жигулин Дмитрий Андреевич2
1Тольяттинский государственный университет, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Журналистика»
2Тольяттинский государственный университет, бакалавр Журналистики

Аннотация
Радиоканал, зародившись в годы перестройки, дал старт современным принципам радиовещания. Однако в научных исследованиях крайне мало работ посвященных этой форме вещания. В статье представлен анализ радиоканала «Панорама «Маяка» за 1987-1997 годы и современных программ радиостанции «Маяк ФМ», который позволил выявить в современном вещании признаки такой формы вещания как радиоканал и сделать выводы о сохранении традиций «Панорамы «Маяка» в современном эфире.

Ключевые слова: признаки радиоканала, принципы вещания, прямой эфир, радиовещание, радиожурналистика, радиостанция, форма вещания


TRADITIONS RADIO CHANNEL «PANORAMA «MAYAK» IN BROADCASTING «MAYAK FM»

Raskatova Elena Robertovna1, Zhigulin Dmitrii Andreevich2
1Togliatti State University, PhD in philology, associate professor of the Journalism department
2Togliatti State University, Bachelor of Journalism

Abstract
Radio channel originated in the restructuring years, launched the modern principles of broadcasting. However, very few research works devoted to this form of broadcasting. The article presents an analysis of the radio channel "Panorama "Mayak" for the years 1987-1997 and the current programs of radio station "Mayak FM", which identified in modern broadcasting signs of this form of broadcasting as a radio channel and draw conclusions about preserving the traditions of "Panorama "Mayak" in the modern ether.

Keywords: broadcasting, broadcasting principles, live, radio channel signs, radio journalism, radio station, shape broadcast


Рубрика: Журналистика

Библиографическая ссылка на статью:
Раскатова Е.Р., Жигулин Д.А. Традиции радиоканала «Панорама «Маяка» в вещании «Маяк ФМ» // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/07/7403 (дата обращения: 23.02.2024).

Радиоканал как форма вещания сформировался на рубеже эпох, в период перестройки. Именно тогда советское радиовещание претерпевало существенные изменения. Главным в то время новшеством в сфере радио стал отказ от вещания и переход к диалогу и полилогу. «Невыразительное, безучастное говорение перед микрофоном всем надоело. Радио в значительно меньшей степени стало выполнять свои функции и постепенно занялось пустозвонством. Даже невзыскательному слушателю такое радио было малоинтересно и привлекательно», – писал об этом периоде Е.Г. Радкевич [1, C.194]. Естественно, перемены не могли не произойти. И ровно с появлением «Маяка» появилась и другая манера радиовещания. На «Маяке» не было дикторов, но были ведущие, которые спокойно и человечно беседовали со слушателями на разные темы.

К слову о темах заметим, что их набор весьма изменился. Тема международных отношений стала ключевой во многих радиовыпусках, она стала обсуждаться более открыто – частично было снять идеологическое табу [2, C.19]. И если раньше радиослушателю были доступны только новости о том, как хорошо живется в Советском союзе, и как прогнивает Запад, то теперь он каждый день мог получать информацию о событиях в мире без явного налета советской идеологической пропаганды. И это вызвало немалый интерес общественности. Как зернышко, брошенное в плодородную почву, радиоканал быстро расцвел, нашел своих поклонников и прочно вписался в историю радиовещания. И вскоре у него сформировались совершенно собственные, отличные от всех других форм вещания черты – признаки радиоканала: прямой эфир, аналитическое продолжение новостей, парность жанров, постоянный ведущий, активная роль слушателя, разговорная форма общения, дробность структуры, оперативный монтаж, фирменное оформление, постоянное место в эфире, постоянный объем звучания. Поговорим подробно о каждом их перечисленных признаков радиоканала.

Прямой эфир. По замыслу создателей, утренняя «Панорама «Маяка» должна была стать передачей, которая освещает происходящее в стране и за рубежом, одновременно или сразу же вслед за событиями. Замысел смело осуществлялся на практике. Из прослушанных нами 46 часов 18 минут радиоматериала 48% времени в эфир поступала оперативная информация (прямой репортаж или трансляция с места события, сообщения о том, что произошло «только что», час или несколько часов назад, «сегодня»). 52% эфирного времени «Панорамы» занимала информация неоперативная (в том числе рассказ о фактах вчерашнего дня). Отметим такой факт, что в потоке информации «Панорамы» присутствовали и сообщения, в которых не указывалось время, когда произошло событие. Однако в основном это сообщения, освещающие важные процессы, происходящие в обществе, репортажи и актуальные интервью о трудностях в решении социальных, культурных, экологических и других проблем, в которых предлагаются и возможные пути их решения. И они также рассматривались в прямом эфире ведущим, зачастую при участии специальных гостей, экспертов по теме. Так что если говорить не столько об оперативности информации, сколько оценивать наличие «живого» вещания, то оно составляло до 95%.

Аналитическое продолжение новостей. Здесь, прежде всего, важно отметить, что не всякая новость имела аналитическое продолжение. Цикл прямых включений и беседы с радиослушателями и специалистами вели на исключительно острые для того времени темы. Так, например, в одной из проанализированных нами передач журналисты решили обсудить острый вопрос удовлетворения книжного спроса. Из Дома книги на Калининском проспекте Москвы прозвучал репортаж, где речь шла о дефиците наиболее популярных книг, и в конце ведущий сообщил, что через полчаса последует материал на эту же тему, но только с «черного» книжного рынка. Еще через час разговор об удовлетворении книжного спроса был продолжен в Госкомиздате СССР. В итоге можно было представить себе реальную картину положения дел в этой области, узнать об использовании макулатуры для выпуска бумаги, налицо оказалась и несостоятельность служб Госкомиздата СССР, занимающихся изучением и удовлетворением покупательского спроса. В заключение передачи радиослушатели были уведомлены о том, что в ближайшие дни услышат ответы на вопросы от руководителей книгоиздательского дела. Примерно таким же образом в «Панорамах Маяка» обсуждались проблемы обеспечения людей продуктами питания, товарами народного потребления, бытового обслуживания, организации отдыха и другие.

Из числа новостей, касающихся внутренней жизни страны сообщения, в которых затронуты различные аспекты демократизации общества (гласность, вопросы самоуправления, политическая реформа, восстановление исторической правды и т.д.), составили около 30%. Среди других категорий, определяющих процесс перестройки, наибольшее внимание редакции привлекали социальное развитие общества – обеспечение людей продуктами продовольствия и товарами народного потребления, строительство жилья, медицинское обслуживание, вопросы экологии, рассказ о борьбе с бюрократизмом, диктатом ведомств, административным произволом в экономике и других сферах, равнодушием к нуждам и правам человека, а также развитие культурной отрасли.

Приведем еще один пример аналитического продолжения новостей. В одном из выпусков «Панорамы» 1987 года журналисты рассказали о том, что без всякого объявления в печати были подняты цены на хлеб – на 20-30 процентов. Внимание к этому вопросу привлек журналист Рувинский, о чем он позже писал в книге, посвященной 40-летию радиостанции «Маяк»: «Примерно в 7.30 утра я сказал слушателям, что мы обратимся сегодня к этой проблеме, предупредил, что скоро они услышат репортаж из московской булочной. И в начале девятого часа такой репортаж из булочной на проспекте Мира уже шел в эфир. В нем рассказывалось о том, какой хлеб привезли сюда сегодня. А хлеб был обычный для тех дней: комковатый, не полностью пропекшийся. Назывались конкретные заводы, откуда этот хлеб поступил, имена их руководителей. Звучали голоса возмущенных покупателей. Я обещал слушателям, что разговор этот будет продолжен. Соединились по телефону с Главным управлением хлебопекарной промышленности Мосгорисполкома. Его начальник оправдывался в эфире уже вскоре после того, как прозвучал репортаж. А в промежутке мы успели рассказать, как обстоит ситуация с хлебом в других городах. Кстати, не везде она была столь тревожной. В конце «Панорамы» удалось сделать некоторые обобщения, суть которых сводилась к тому, что кое-где поторопились выполнить постановление о выпуске хлеба новых сортов, не подготовились к этому должным образом. Всем очень хотелось побыстрее «перестроиться» [3, C.342].

Парность жанров. Поскольку для «Панорамы «Маяка» было характерно аналитическое продолжение новостей, то жанры, в которых подавалась информация, так же стали образовывать пары. Например, за новостью мог следовать комментарий специалиста или репортаж с места события. В процентном соотношении в проанализированном нами объеме мы встретили 64% новостных сообщений и 36% сообщений, поданных в других жанрах. Как отмечает исследователь В.В. Гаврилов, «по сравнению с «Маяком» в целом в «Панораме» количество сообщений в жанре репортажа, интервью, корреспонденции увеличилось вдвое. Таким образом, сокращаются текстовые и увеличивается количество сообщений радийных жанров» [4, C. 14]. В «Панораме» также широко использовались репортажи и интервью, передаваемые из других городов. Доля прямых включений городов от общего количество проанализированных выпусков, на первый взгляд, невелика – всего 6%, но это означает, что в течение одной утренней передачи осуществляются два-три включения. В основном это событийные репортажи, актуальные интервью.

Постоянный ведущий. В отличие от предыдущего опыта «Маяка», когда новости просто и безучастно зачитывались диктором, «Панорама» предложила формат, когда место у микрофона занял постоянный ведущий, который не только рассказывал о событиях дня, но и осуществлял связки между репортажами, выступлениями гостей и музыкальными вставками. Таким образом, он управлял вниманием слушателя, направлял ход эфира в нужное русло. Один из ведущих «Панорамы», А. Жетвин, отмечает: «Стало очевидно, что просто выдать в эфир набор фактов, значит сработать впустую. Кого сейчас удивишь тем, что сдан в эксплуатацию новый цех или даже завод – ведь сегодня не двадцатые-тридцатые годы, когда каждое такое событие становилось сенсацией. Даже космические запуски стали привычными. Значит, нужны комментарии, обобщения, необходимо выявление тенденций. Ведь если ты ведущий, значит, должен иметь право на собственное мнение» [5, C.16]. Таким образом, работу в режиме реального времени с правом на авторский комментарий могли доверить только опытному журналисту, имеющему определенный багаж знаний и навыков, позволяющий оперативно реагировать на любую речевую ситуацию.

«Живой» эфир предъявляет к радиожурналисту особые требования, – пишет В.В. Гаврилов. – Работать здесь могут люди, обладающие достаточной професссиональной подготовкой, эрудицией, знанием жизни, умением четко и ясно выражать свои мысли, знанием настроения людей, способностью построить диалог. Особая нагрузка ложится на ведущего, призванного быть «душой» эфира, создающего атмосферу правдивости, искренности, эмоциональности. Ведущий, облеченный доверием редакции и радиослушателей (чего очень трудно добиться), должен не только «вести передачу», анонсировать программы и события, обладать определенной интуицией на исход тех или иных явлений, убедительно опровергать недостоверные домыслы и слухи, но и иметь право на оперативный комментарий, отражающий собственную точку зрения» [4, C. 16].

Среди журналистов, которые, по мнению автора данной работы, соответствуют указанным выше требованиям, назовем фамилии А. Жетвина, Т. Каретниковой, Н. Нейча О. Омельянюка, П. Пелехова, Л. Семиной, Л. Сеченовой, Т. Ярковой.

Активная роль слушателя. Огромным прорывом в развитии радиовещание стал опыт «Панорамы» в плане работы со слушателем. Во-первых, в печати регулярно выходили анонсы будущих передач и слушателю предлагали присылать вопросы или даже предлагать темы для расследований радиоканала. А во-вторых, вскоре слушатель получил возможность попадать прямо в эфир. В проанализированных нами программах, встретилось 17 звонков в эфир. Обычные граждане получили право задать вопросы гостю эфира или даже высказать собственное мнение по обсуждаемой проблеме. «В эфире создавалась атмосфера, когда «слушатель выступает как бы соавтором журналиста, втягивается в процесс расследования, познания, размышления», – писал о «Панораме «Маяка» исследователь журналистики Тхагушев [6, C. 30].

«Панорама», которая довольно быстро стала основой всего информационного вещания, в буквальном смысле слова «распахнула» эфир и для «больших чинов», и для бабушек-пенсионерок. Впервые и космонавты, и работники сферы услуг, ученые и школяры заговорили по радио не санкционированным свыше, а собственным голосом. Выступали даже те, кто по вчерашним понятиям ходил в диссидентствующих. Примечательно, что накал их «страстей» вдруг заметно пошел на убыль, так как оказалось, что многое в дни перестройки и гласности вовсе и не под запретом», – вспоминал редактор «Маяка», запустивший в эфир первые «Панорамы» Анатолий Болгарев [3, C. 327].

Разговорная форма общения. Журналисты «Маяка» взяли на вооружение формулу «человек человеку о человеке», выдвинутую в свое время известным радиожурналистом В. Ардаматским [7, C. 40]. Ведущие тематических передач правдиво, ярко, эмоционально обсуждали волнующие людей проблемы, постоянно чувствуя воспринимающего их слушателя. А, кроме того, стало правилом приглашать в студию комментаторов, специалистов, общественных деятелей, ученых, с которыми ведущий вступал в активный и живой разговор. Так в прослушанных нами «Панорамах» гостями студии становились генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев, ученый Петр Капица, автор-исполнитель Вячеслав Малежик и другие видные деятель того времени.

Дробность структуры. Музыкальные ритмы гораздо выразительнее и разнообразнее речевых. И эта особенность влияла на стилистику текстов радиосообщений, их продолжительность и место в эфире. Так, например, в одном из проанализированных нами выпусков «Панорамы» в 1990 году гостем эфира был певец Валерий Леонтьев. С ним ведущий вел беседу о состоянии культуры в стране, слушатели задавали вопросы о творческих планах самого певца, а также в эфире звучали новые песни Валерия Леонтьева. Таким образом, встреча с певцом была разбита на несколько 3-4 минутных блоков – беседа с ведущим, разговор со слушателем, премьера песни, снова беседа с ведущим и так далее. Всего встреча с Леонтьевым в прямом эфире длилась 21 минуту, в рамках которых состоялась премьера четырех песен. Кроме того, сам радиоканал состоял из разных блоков. Так, например, в одном выпуске обсуждалась проблема удовлетворения книжного спроса (3 репортажа, два прямых телефонных разговора на эту тему), включались музыкальные композиции, подавались выпуски оперативных новостей с комментариями ведущего. То есть эфир радиоканала состоял из многих коротких блоков: тема дня, музыка, новостной блок, снова сообщение по теме дня и так далее.

Оперативный монтаж. Хотя сценарный план будущей передачи составлялся заранее, основная часть информационных материалов все же шла в эфир, как говорят радиожурналисты, буквально «с колес». Таким образом, ответственность за сочетаемость материалов и плавных переход от одного к другому полностью ложилась на ведущего «Панорамы». Не будет преувеличением сказать, что именно в голове ведущего производился оперативный монтаж блоков радиоканала, который он быстро претворял в жизнь.

Так, например, в одном из проанализированных нами выпусков «Панорамы» (от 9 апреля 1995 года), посвященном Великой отечественной войне, ведущий плавно маневрировал между звучавшими воспоминаниями ветеранов о последнем военном годе. Один из ветеранов говорил о тяжести военной службы, труженица тыла акцентировала внимание на непереносимой тревоге за близких, другой ветеран рассказывал историю своей любви. Такие блоки интервью, репортажей шли в начале и в конце каждого часа. А журналист умело объединял эти разнонаправленные воспоминания в единую картину последнего года войны и, конечно же, иллюстрировал сказанное замечательными мелодиями, которые звучали повсюду в победном 1945-ом году.

Фирменное оформление «Панорамы «Маяка» включает в себя музыкальную обложку, постоянные разбивки, рубрики. Однако многочастная и дробная структура «Панорамы» сделала еще и промо-ролики непременным атрибутом ее фирменного оформления. Между информационными и музыкальными блоками всегда звучал анонс дальнейшей части программы, а в конце ее мог прозвучать даже анонс завтрашнего (следующего) эфира. Так, например, в выпуске «Панорамы» от 20 января 1997 года в самом начале эфира мы слышим анонс на ближайший час: «Здравствуйте, уважаемые любители музыки. Первый на этой неделе выпуск «Панорамы» на радиостанции «Маяк» продлиться до 14.00. Его ведет автор и комментатор – Константин Смертин. Мне помогает режиссер Андрей Смелый. У телефона 217-45-93, как обычно, ваших звонков ожидают Елена Рогожина, Юлиана Морозова и Анна Белякова. Сегодня в гостях у передачи прекрасные артисты, любимые меломанами разных поколений певица Капитолина Андреевна Лазаренко и Валерий Яковлевич Леонтьев. Значительная часть «Панорамы» будет отведена беседе с ними в прямом эфире. Вы познакомитесь с их записями, и в том числе состоятся премьеры песен Валерия Леонтьева». Кроме того, если гость студии был связан с музыкой, скажем, являлся композитором или певцом, то вступительное слово ведущего и представление гостя происходило сразу под авторскую музыку. В то время как остальная часть «Панорамы», включая беседу, звучала в тишине.

Постоянное место в эфире. У исследуемого радиоканала было свое неоспоримое место в эфире. Каждый будний день утренняя музыкально-информационная «Панорама «Маяка» выходила  с 6.00 до 10.00. А по выходным ее выпуски сдвигались на более позднее время и появлялись в эфире с 9.00 до 13.00. Со временем на «Маяке» появилась и вечерняя информационно-музыкальная «Панорама». Она работала по тем же принципам, что и утренняя, хотя была короче по времени – длилась с 16.00 до 18.30. По субботам вечерняя информационно-музыкальная «Панорама» звучала в эфире с 22.00 до 0.30.

Постоянный большой объем звучания был присущ и утренней и вечерней информационно-музыкальным «Панорамам» на радиостанции «Маяк». Утром объем вещания радиоканала стабильно составлял 4 часа, а вечером – 2,5.

На основании проведенного анализа можно сказать, что «Панорама «Маяка» является весьма успешным опытом радиоканала, который подтвердил, что «информационному вещанию вовсе не обязательно ограничиваться только официальными сообщениями, краткими сводками новостей, что ему могут быть присущи более сложные формы и жанры, появляющиеся, в частности, в «персонифицированном» режиме и отражающие более глубокое познание действительности» [4, C.18].

Однако любая форма вещания со временем устаревает и требует активной модернизации. Встает задача совершенствования передачи, приемов, стиля работы, изменения ее содержательного профиля, поиска новых путей установления контактов с аудиторией. «Панорама «Маяка» просуществовала в своем первозданном виде десять лет, а затем изменилась сама и изменила всю вещательную сетку «Маяка». Стало очевидным, что говорить о насущных проблемах можно не дважды в день, а в течение всего дня. Причем эфир можно разделить на тематические блоки. Так на «Маяке» появились аналитическая программа, посвященная злободневным вопросам «Панорама» и культурно-просветительская передача «Музыкальная панорама». А в конце 1990-х возникло утреннее шоу, которое отчасти также переняло традиции информационно-музыкальной «Панорамы».

Для подтверждения гипотезы о том, что традиции радиоканала «Панорама «Маяка» присущи и современному эфиру «Маяк ФМ» мы провели историко-типологический анализ радиостанции «Маяк» и сделали вывод о том, что некоторые типологические признаки «Маяка» не менялись за все 50 лет его существования (1964-2014 годы). Например, учредитель (коим было и остается государство), территория вещания («Маяк» все 50 лет является общегосударственной радиостанцией), объем вещания (все полвека – более 24 часов в сутки с учетом часовых поясов). Однако принципы современного вещания «Маяка», которые четко прослеживаются в других типологических признаках, в свое время заложил именно радиоканал «Панорама «Маяка». Именно ему современный «Маяк» обязан умением удовлетворять запросы целевой аудитории – взрослой молодежи. И даже потеряв эту аудиторию в начале двухтысячных, журналисты смогли вернуть ее после реорганизации вещания в 2007 году, составив новую сетку вещания на базе «панорамных» принципов, а точнее вернув в эфир те признаки радиоканала, которые обеспечивали популярность радиостанции в 1980-е годы. А именно:

- прямой эфир стал существенно преобладать над программами, идущими в записях: 87% против 13% (речь не идет о музыкальных записях);

- у каждой передачи появился свой постоянный ведущий (например, утреннее «Шоу имени Шопенгауэра»  всегда ведут Сергей Стиллавин, Тим Керби, Рустам Вахидов и  Маргарита Митрофанова,   а вечером в программе «Мастера спорта» слушатель всегда встречает Викторию Колосову, Екатерину Маловичко, Никиту Загдай), который стал не просто диктором, но человеком, способным вести диалог;

- разговорная форма общения стала присуща практически всем передачам на «Маяк ФМ» («Профилактика», «Шоу имени Шопенгауэра» «Ивановы»  и др.);

- более того, к разговору стали все чаще приглашаться слушатели. Причем активную роль слушатель стал играть не только в развлекательных передачах («Добрый вечер, профсоюзы»), но и в передачах, обсуждающих серьезную общественно-политическую тематику («Студия «Луч»).

На фоне же удачного опыта «Панорамы» даже в момент серьезнейших перемен (2007 год) радиостанция «Маяк» сохранила свою целевую направленность – быть качественным общественно-политическим каналом коммуникации. Именно опыт «Панорамы» в подборе и форме подачи острых тем был взят на вооружение современными журналистами. А именно:

- аналитическое продолжение новостей стало востребованным приемом в современном эфире. Например, тема, затронутая в новостях, может стать основой для диалога ведущих между собой или с приглашенными экспертами в программе «Студия «Луч»;

- жанры же, в которых подается информация по традиции «Панорамы» образуют пары. Ярко выражена парность жанров в таких передачах как «Шоу имени Шопенгауэра», «Мастера спорта», «Профилактик», «Ивановы» и др. Здесь мы часто встречаем такие схемы: актуальная новость, плюс тематический репортаж, плюс мнение слушателей о проблеме, плюс оперативный комментарий эксперта и, наконец, обобщение журналиста-ведущего.

По формату «Маяк» с самого момента появления радиоканала «Панорама» и по сей день является информационно-музыкальной радиостанцией. Темы, обсуждаемые в эфире, соответствуют интересам общества и не имеют принципиальных ограничений ни в своем наборе, ни в подаче. Существенное изменение произошло в жанровой палитре – из эфира ушли документально-художественные передачи. Зато появилось значительно больше интерактивных передач (и здесь мы вновь видим традицию, заложенную «Панорамой «Маяка» – активная роль слушателя).

- по подобию «Панорамы» некоторые передачи современного «Маяка» имеют многочастную, дробную структуру (например, «Шоу имени Шопенгауэра»);

- при верстке практически любой передачи применяется оперативный монтаж (87% прямого эфира, требующего применение оперативного монтажа);

- каждая передача имеет свое фирменное оформление. Сама радиостанция «Маяк ФМ» запоминается слушателям характерными джинглами.

Таким образом, признаки, характерные для такой формы вещания как радиоканал и качественно опробованные в «Панораме» (а именно прямой эфир, аналитическое продолжение новостей, парность жанров, постоянный ведущий, активная роль слушателя, разговорная форма общения, дробность структуры, оперативный монтаж, фирменное оформление) нашли отражение и даже можно сказать стали основными для современного вещания радиостанции «Маяк ФМ».


Библиографический список
  1. Радкевич Е.Г. Белорусское радио: история, перспективы развития. Мн., 1983. – 217с.
  2. Смирнов В.В. Формы вещания : учебное пособие. М., 2002. – 203с.
  3. Позывные тревог и надежд. «Маяк». 40 лет в эфире. Воспоминания, фотографии, документы, практический опыт : сб. ст. М., 2004. – 528с.
  4. Гаврилов, В.В. Утренняя информационно-музыкальная панорама «Маяка»: некоторые аспекты содержательного профиля передачи // Вестн. моск. ун-та. 1990. №5, С. 14-20.
  5. Жетвин, А. Начни с себя // Телевидение и радиовещание. Сер. 17, 1987 № 10, С. 16-17.
  6. Тхагушев, И.Н. Ориентация на личностное восприятие. М., 1985. – 59c.
  7. Ардаматский, В. Человек человеку о человеке. М., 1968. – 84с.


Все статьи автора «Жигулин Дмитрий Андреевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: