МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ

Ялоза Алена Алексеевна
Кемеровский государственный университет
магистрант

Аннотация
В статье анализируются отечественные и зарубежные исследования особенностей содержательных характеристик медиаобразования молодежи. Обосновывается модель применения технологий формирования медиакомпетенций среди обучающихся вуза.

Ключевые слова: компетентностный подход, медиакомпетентность, медиаобразование


MEDIAEDUCATION FORMATION AS TECHNOLOGY MEDIACOMPETENCE

Yaloza Alena Alekseevna
Kemerovo State University
Master’s Degree Student at Kemerovo State University

Abstract
The paper analyzes the domestic and foreign studies of the characteristics of media content young people. Justified the use of technology model mediakompetentsy formation of university students.

Keywords: competence-based approaches, mediaeducation


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Ялоза А.А. Медиаобразование как технология формирования медиакомпетентности // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/06/7137 (дата обращения: 06.03.2024).

Переход к информационному обществу на сегодняшний день становится одной из самых значимых тенденций мирового развития, тем самым обуславливая необходимость определенных изменений в системе всех ступеней российского образования. На сегодняшний день психологические и педагогические исследования, проводимые в контексте информатизации общества, особое внимание уделяют использованию медиа в молодежной среде. Знание и применение информационных технологий и Интернета становится неотъемлемой частью профессиональных навыков практически всех современных специалистов. Развитие информационно-коммуникационных технологий является приоритетным направлением Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, принятого Правительством РФ в 2008 году. Среди приоритетов  и медиаобразование.

Стремительное расширение медиапространства делает актуальной задачу развития медиакомпетентности обучающихся университета. Одним из актуальных образовательных направлений становится психологическое сопровождение формирования у студентов ценностных систем и ориентиров в медиапространстве.

Российская педагогическая энциклопедия дает определение  медиаобразованию как специальному направлению в педагогике, выступающему за изу­чение обучающимися закономерностей массовых ком­муникаций[1].По мнению, А.В.Федорова «медиаобразование» предлагает процесс образования и развития личности, посредством изучения медиа. При помощи медиатехнологий происходит формирование коммуникативных, творческих способностей, умений интерпретации, обучения различным формам самовыражения» у обучающихся, критического мышления и т.д.

ЮНЕСКО  связывает понятие «медиаобразование (mediaeducation) со всеми видами медиа (печатные и графические, звуковые, экранные и т.д.) и различными технологиями. В данном случае, медиаобразование дает возможность людям понять, каким образом массовые коммуникации используется в социумах, помогает овладеть способностями использования медиа в общении с другими людьми. Медиаобразование помогает человеку в том, чтобы:

-  получать свободный доступ к медиаресурсам;

- осмысливать и создавать медиа, определять их источники и контекст (политические, социальные, коммерческие культурные и т.д.);

-  интерпретировать ценности, распространяемые медиа;

-  классифицировать соответствующие медиаресурсы для создания и распространения своих собственных с целью обретения собственной аудитории.

Медиаобразование входит в число основных прав граждан всех стран мира, основываясь на свободе самовыражения и права на информацию и является одним из инструментов поддержки и продвижения демократии[2].

По рекомендации ЮНЕСКО медиаобразование рекомендуется к включению в рамках учебных планов национальных образовательных систем всех стран мира, а также в систему дополнительного образования.

В России одним из главных шагов к развитию медиаобразования стало открытие специализации «Медиаобразование».  Обучение в рамках этой специализации осуществляется во многих вузах сраны, где готовят специалистов, задачей которых, является осуществление различных медиаобразовательных программ для детей и взрослых.

Кроме этого, для развития медиакомпетентностей обучающихся элементы медиаобразования включаются в учебные программы дисциплин. Мы рассмотрим примеры внедрения педагогических условий, при которых процесс развития медиакомпетентности студентов протекает на качественном и эффективном уровне. Современная педагогика рассматривает условия как совокупность факторов, компонентов образовательного процесса, обеспечивающих его успешность. К условиям также принято относить среду, в которой реализуются и проходят те или иные педагогические процессы.

Нельзя не отметить противоречие в изучении проблем медиаобразования и формирования медиакомпетенций среди обучающихся. С одной стороны, медиа – это источник знаний, с другой стороны медиа зачастую оказывает негативное влияние в воспитательном процессе.  Систематизируя преимущества и недостатки использования новых медиа, возможно проследить психолого-педагогическую направленность при создании необходимых условий в образовательной среде вуза[3].

Первым педагогическим условием развития медиакомпетентности студентов университета выступает медиапространство, как жизненное и образовательное пространство студентов университета. В процессе обучения студенты пользуются основными медиа: читают книги, СМИ, пользуются персональным компьютером, специализированным программным обеспечением и  др. Данные требования могут носить как неформальный характер, направленные от преподавателей в качестве рекомендаций, так и формальный, указанных в стандартах и программах.

Вторым важным условием развития медикомпетентности  является непосредственное  участие студентов университета в выполнении и создании медиапроектов и медиаконтента. Студенты обучаются работе с информацией, а педагоги в свою очередь стремятся сформировать умение интерпретировать данную информацию, выделять главное среди информационного потока, видоизменять информацию, с учетом особенностей целевой аудитории, на которую она ориентирована; воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них; находить необходимую информацию в разных источниках и систематизировать ее по требуемым признакам. Результатом такой работы может служить умение обучающихся создавать собственную информацию  в форме медиапроекта. Медиапроект подготавливается студентом с использованием приобретенных в процессе обучения навыков и знаний с применением медиатехнологий. Ведь тот, кто умеет использовать технологии создания информации, сможет легко ориентироваться в информационных потоках, понимая скрытый смысл той или иной информации, тем самым не позволяя манипулировать своим сознанием[3].

Таким образом, мы выделили два основных условия. Развитие медиакомпетентности российских студентов университета будет более эффективным и качественным в том случае, если создается образовательная среда вуза, способствующая ценностному осмыслению обучающимися современной медиасреды и обучающиеся принимают непосредственное участие в создании и выполнении медиапроектов.

Потребность молодежи в конструировании собственного медиапространства создает  необходимость психолого-педагогического сопрово­ждения в образовательной среде вуза, способствующей развитию качеств и критического мышления в восприятии и потреблении медиа, созданию и эффективному использованию медиаресурсов.


Библиографический список
  1. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. / гл. ред. B.В. Давыдов. – М. : Большая рос. энцикл., 1993-1999. – Т. 1 : А-М. -М., 1993. – 607 с.
  2. Recommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization UNESCO. In: Education for the Media and the Digital Age. Vienna: UNESCO, 1999, p.273-274
  3. Ольховая Т.А., Мясникова Т.И. Развитие медиакомпетентности студентов университета: Учебное пособие. – М.: Дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ, 2011. – 126 с.


Все статьи автора «Yaloza»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: