Переход к информационному обществу на сегодняшний день становится одной из самых значимых тенденций мирового развития, тем самым обуславливая необходимость определенных изменений в системе всех ступеней российского образования. На сегодняшний день психологические и педагогические исследования, проводимые в контексте информатизации общества, особое внимание уделяют использованию медиа в молодежной среде. Знание и применение информационных технологий и Интернета становится неотъемлемой частью профессиональных навыков практически всех современных специалистов. Развитие информационно-коммуникационных технологий является приоритетным направлением Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, принятого Правительством РФ в 2008 году. Среди приоритетов и медиаобразование.
Стремительное расширение медиапространства делает актуальной задачу развития медиакомпетентности обучающихся университета. Одним из актуальных образовательных направлений становится психологическое сопровождение формирования у студентов ценностных систем и ориентиров в медиапространстве.
Российская педагогическая энциклопедия дает определение медиаобразованию как специальному направлению в педагогике, выступающему за изучение обучающимися закономерностей массовых коммуникаций[1].По мнению, А.В.Федорова «медиаобразование» предлагает процесс образования и развития личности, посредством изучения медиа. При помощи медиатехнологий происходит формирование коммуникативных, творческих способностей, умений интерпретации, обучения различным формам самовыражения» у обучающихся, критического мышления и т.д.
ЮНЕСКО связывает понятие «медиаобразование (mediaeducation) со всеми видами медиа (печатные и графические, звуковые, экранные и т.д.) и различными технологиями. В данном случае, медиаобразование дает возможность людям понять, каким образом массовые коммуникации используется в социумах, помогает овладеть способностями использования медиа в общении с другими людьми. Медиаобразование помогает человеку в том, чтобы:
- получать свободный доступ к медиаресурсам;
- осмысливать и создавать медиа, определять их источники и контекст (политические, социальные, коммерческие культурные и т.д.);
- интерпретировать ценности, распространяемые медиа;
- классифицировать соответствующие медиаресурсы для создания и распространения своих собственных с целью обретения собственной аудитории.
Медиаобразование входит в число основных прав граждан всех стран мира, основываясь на свободе самовыражения и права на информацию и является одним из инструментов поддержки и продвижения демократии[2].
По рекомендации ЮНЕСКО медиаобразование рекомендуется к включению в рамках учебных планов национальных образовательных систем всех стран мира, а также в систему дополнительного образования.
В России одним из главных шагов к развитию медиаобразования стало открытие специализации «Медиаобразование». Обучение в рамках этой специализации осуществляется во многих вузах сраны, где готовят специалистов, задачей которых, является осуществление различных медиаобразовательных программ для детей и взрослых.
Кроме этого, для развития медиакомпетентностей обучающихся элементы медиаобразования включаются в учебные программы дисциплин. Мы рассмотрим примеры внедрения педагогических условий, при которых процесс развития медиакомпетентности студентов протекает на качественном и эффективном уровне. Современная педагогика рассматривает условия как совокупность факторов, компонентов образовательного процесса, обеспечивающих его успешность. К условиям также принято относить среду, в которой реализуются и проходят те или иные педагогические процессы.
Нельзя не отметить противоречие в изучении проблем медиаобразования и формирования медиакомпетенций среди обучающихся. С одной стороны, медиа – это источник знаний, с другой стороны медиа зачастую оказывает негативное влияние в воспитательном процессе. Систематизируя преимущества и недостатки использования новых медиа, возможно проследить психолого-педагогическую направленность при создании необходимых условий в образовательной среде вуза[3].
Первым педагогическим условием развития медиакомпетентности студентов университета выступает медиапространство, как жизненное и образовательное пространство студентов университета. В процессе обучения студенты пользуются основными медиа: читают книги, СМИ, пользуются персональным компьютером, специализированным программным обеспечением и др. Данные требования могут носить как неформальный характер, направленные от преподавателей в качестве рекомендаций, так и формальный, указанных в стандартах и программах.
Вторым важным условием развития медикомпетентности является непосредственное участие студентов университета в выполнении и создании медиапроектов и медиаконтента. Студенты обучаются работе с информацией, а педагоги в свою очередь стремятся сформировать умение интерпретировать данную информацию, выделять главное среди информационного потока, видоизменять информацию, с учетом особенностей целевой аудитории, на которую она ориентирована; воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них; находить необходимую информацию в разных источниках и систематизировать ее по требуемым признакам. Результатом такой работы может служить умение обучающихся создавать собственную информацию в форме медиапроекта. Медиапроект подготавливается студентом с использованием приобретенных в процессе обучения навыков и знаний с применением медиатехнологий. Ведь тот, кто умеет использовать технологии создания информации, сможет легко ориентироваться в информационных потоках, понимая скрытый смысл той или иной информации, тем самым не позволяя манипулировать своим сознанием[3].
Таким образом, мы выделили два основных условия. Развитие медиакомпетентности российских студентов университета будет более эффективным и качественным в том случае, если создается образовательная среда вуза, способствующая ценностному осмыслению обучающимися современной медиасреды и обучающиеся принимают непосредственное участие в создании и выполнении медиапроектов.
Потребность молодежи в конструировании собственного медиапространства создает необходимость психолого-педагогического сопровождения в образовательной среде вуза, способствующей развитию качеств и критического мышления в восприятии и потреблении медиа, созданию и эффективному использованию медиаресурсов.
Библиографический список
- Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. / гл. ред. B.В. Давыдов. – М. : Большая рос. энцикл., 1993-1999. – Т. 1 : А-М. -М., 1993. – 607 с.
- Recommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization UNESCO. In: Education for the Media and the Digital Age. Vienna: UNESCO, 1999, p.273-274
- Ольховая Т.А., Мясникова Т.И. Развитие медиакомпетентности студентов университета: Учебное пособие. – М.: Дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ, 2011. – 126 с.