ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА ПРИМОРСКОГО КРАЯ ЗА 2010-2012 ГГ.

Смирнов Владимир Петрович1, Пиндюрина Стелла Владимировна2
1Дальневосточный федеральный университет, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента
2Международный институт экономики и права, студент

Аннотация
В статье рассмотрены проблемы исполнения бюджета Приморского края за 2010-2012 гг. по доходам и расходам в условиях подготовки к проведению в г. Владивостоке саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Показано значение сбалансированности региональных бюджетов для повышения устойчивости экономики, развития предпринимательства, ускорения инновационных процессов.

Ключевые слова: Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество, бюджет Приморского края, доходы бюджета, инновации, предпринимательство, расходы бюджета


CHARACTERISTIC PROBLEMS OF BUDGET EXECUTION FOR THE PRIMORYE TERRITORY IN 2010-2012

Smirnov Vladimir Petrovich1, Pindyurina Stella Vladimirovna2
1Far Eastern Federal University, PhD, Associate Professor, Department of Management
2International Institute of Economics and Law, student

Abstract
The problems of budget execution for the Primorye Territory in 2010-2012. income and expenditure in terms of preparation for the summit in Vladivostok, the Asia -Pacific Economic Cooperation. Shows the importance of balanced regional budgets to improve the stability of the economy, business development , accelerate innovation processes.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Смирнов В.П., Пиндюрина С.В. Характеристика проблем исполнения бюджета Приморского края за 2010-2012 гг. // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/05/6943 (дата обращения: 27.02.2024).

Роль региональных бюджетов в экономическом и социальном развитии в последние годы возрастает, расширяется сфера их применения в связи с расширением прав региональных и местных органов власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Характеризуя роль региональных бюджетов нельзя не учитывать, что кризисные явления в экономике страны, инфляция и несбалансированность финансовой системы не позволяют региональным бюджетам выполнять в полной мере свое предназначение. К негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит, субъективные моменты при определении нормативов отчислений и распределении средств между бюджетами разных уровней, несвоевременность утверждения бюджетов.

На уровень бюджетной обеспеченности регионов, на объем и структуру бюджетных доходов и расходов влияют следующие факторы: степень развития экономики регионов; различия в социальной инфраструктуре и уровне обслуживания граждан; динамика изменений социально-экономических показателей.

Сбалансированность региональных бюджетов,  укрепление их доходной базы позволяет успешно решать задачи повышения устойчивости экономики субъектов федерации, развивать предпринимательство, ускорять инновационное развитие. Однако для этого необходимо правильно определить сущность предпринимательства, его взаимосвязь с инновационным развитием. Представляется обоснованным положение о том, что «сущностью предпринимательства, выражающей единство его многообразных свойств и отношений, является инициативная и рискованная деятельность рыночных агентов по созданию нового или трансформации существующего капитала с целью получения предпринимательского дохода» [1, с. 17]. В теоретических построениях и в практической деятельности следует исходить из того, что «в развивающейся рыночной экономике все используемые предпринимателями элементы хозяйственной деятельности (ресурсы, факторы, условия, формы, методы, средства, результаты) со временем начинают приносить доход и превращаются в капитал» [2, с. 274]. Тогда создание и использование предпринимательскими структурами интеллектуального капитала, составными частями которого являются человеческий, организационный и потребительский капитал, обеспечит «превращение предпринимательского сектора в основной генератор инновационной активности» [3, с. 46]. А это все, в свою очередь, повысит доходы экономических субъектов и бюджетов всех уровней.

Принцип самостоятельности бюджетов означает право федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс на соответствующем уровне бюджетной системы [4].

Каждый субъект власти наделен правом иметь собственный бюджет и распоряжаться бюджетными доходами по своему усмотрению; он вправе самостоятельно определять направления расходования средств, поступивших на счет бюджета [4].

Достижение равновесия между расходами бюджета и источниками их финансирования в решающей степени зависит именно от состава и структуры бюджетных доходов и других видов поступлений. [5, с. 56].

Самостоятельность бюджетов во многом определяется размером и уровнем собственных доходов в объеме соответствующего бюджета, правом свободно распоряжаться ими в соответствии с выполняемыми функциями, ответственностью в установленном законом порядке за рациональное и эффективное использование бюджетных средств. Действующее бюджетное законодательство не гарантирует субъектам федерации необходимого уровня собственных доходов.

В силу огромных различий в уровне социально-экономического развития регионов, наличия вертикального дисбаланса бюджетной системы РФ закрепление налогов и неналоговых доходов за бюджетами на постоянной основе не способно обеспечить каждый бюджет таким объемом средств, который был бы достаточен для полного финансирования всех предусмотренных по этому бюджету расходных обязательств [5, с. 58].

Из-за несовершенства правовой базы, регламентирующей формирование бюджетных доходов на региональном уровне, субъекты РФ не обладают теми доходными источниками, которые позволяли бы им самостоятельно и в течение длительного времени распоряжаться большей частью средств собственного бюджета [5, с. 59].

Поскольку в результате разграничения доходов между бюджетами разных уровней все фискально значимые налоги закреплены за федеральным уровнем, то региональные налоги в большей степени выполняют регулирующую функцию, не являясь бюджетообразующими ни в одном регионе страны.

Отсутствие самостоятельности, нехватка собственных средств, многолетняя привычка полагаться на безвозвратные и безвозмездные перечисления денежных средств из вышестоящих бюджетов, влечёт проявления иждивенчества, отсутствие инициативы, нежелание изыскивать производственные резервы, незаинтересованность в развитии инфраструктуры и создании благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса.

В 2010-2012 гг. основную долю налоговых поступлений в бюджет Приморского края обеспечивали подоходный налог, налог на прибыль, акцизы, налог на имущество. Объем поступлений по налогу на доходы физических лиц в 2011 году значительно снизился по сравнению с 2010 годом, но в 2012 практически вырос до уровня 2010 года. Доля налога на прибыль в доходной части бюджета края за последние три года снижается. Сборы акцизов за 2010-2012 гг. устойчиво повышаются, что связано с передачей их части от федерального бюджета региональным и увеличением ставок отдельных видов акцизов.

Отметим, что роль платежей за пользование природными ресурсами в доходной части бюджетов устойчиво снижалась, что обусловлено окончательной централизацией налога на добычу полезных ископаемых в федеральном бюджете.

Ключевым региональным налогом, используемым не только в фискальных, но и регулирующих целях, остается налог на имущество организаций [6, с. 31].

Динамика доходов бюджета края зависит не только от роста собственных доходов, но и от объема поступлений финансовой помощи в виде трансфертов из федерального бюджета.

Поэтому наряду с закреплением налогов и неналоговых доходов за каждым уровнем бюджетной системы используется распределение и перераспределение бюджетных доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в целях достижения сбалансированности каждого бюджета.

Межбюджетное распределение денежных средств основано на установлении ежегодно утверждаемых отчислений от федеральных и региональных налоговых доходов. Межбюджетное перераспределение доходов сводится к использованию межбюджетных трансфертов.

В 2010 году Приморский край ощущал особую финансовую поддержку центра: за счет финансовой помощи из федерального бюджета, связанной с подготовкой к проведению в г. Владивостоке саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества2012 г., происходил рост бюджетных расходов, осуществлялись инвестиции в экономику региона, кризис почти не ощущался.

В 2011-2012 гг. происходит постепенное снижение доли трансфертов из федерального бюджета, при незначительном снижении налога на прибыль. При этом федеральный центр перекладывает проблемы социальной поддержки на региональные бюджеты. За последние три года расходы на социально-культурную сферу в Приморском крае увеличились, что во многом обусловлено федеральной политикой. Отмечается значительный рост расходов на здравоохранение и образование.

Приморский край испытывает, проблемы, связанные с нехваткой собственных, закреплённых доходов, что влияет на качество исполнения расходных обязательств.

Сложно говорить о способности органов государственной власти самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета в случае, когда собственные доходы, закреплённые за региональным бюджетом, арифметически не покрывают половины делегированных ему расходных обязательств.

Большая часть основных видов налогов собирается на федеральном уровне, а расходы на образование, социальную политику, здравоохранение идут на региональном и локальных уровнях, поэтому возникает вертикальный дисбаланс (дефицит ресурсов на нижних уровнях до распределения трансфертов).

В условиях сокращения финансовой помощи, предоставляемой бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, межбюджетные трансферты в долгосрочной перспективе не могут быть резервом роста доходов [6, с. 31].

К увеличению объема выпадающих доходов и, как следствие, к снижению доходов бюджетов субъектов федерации приводит предоставление неэффективных налоговых льгот по региональным налогам и сборам, устанавливаемым федеральным законодательством.

На рост доходной базы Приморского края неналоговые доходы не оказывают значительного влияния, вместе с тем являются дополнительным источником ее формирования и укрепления финансовой самостоятельности региональной власти.

Проблемы собираемости неналоговых доходов обусловлены неравномерностью и трудной прогнозируемостью, так как некоторые их источники имеют разовый характер (доходы от реализации государственного и муниципального имущества, продажа материальных и нематериальных активов, административные платежи и сборы, штрафы, санкции и возмещение ущерба).

Укреплению доходной части бюджета Приморского края препятствует рост задолженности по налогам и сборам, связанный с неплатежеспособностью отдельных налогоплательщиков и дополнительными начислениями задолженности в ходе контрольных мероприятий налоговых органов.

В ходе исполнения бюджета Приморского края в 2010-2012 гг. проводились многократные корректировки его показателей (в2010 г. – 8, в2011 г. – 7, в2012 г. – 8 раз). Это приводило к увеличению первоначально утвержденного бюджета и позволяло до конца года использовать дополнительные средства, поступившие в бюджет, в том числе, из федерального бюджета. Уточнение бюджетных назначений производилось и в целях их приведения к более высокому уровню исполнения. В то же время неоднократные корректировки свидетельствуют о недостаточной работе по бюджетному планированию как со стороны главных распорядителей бюджетных средств, так и со стороны финансового органа, осуществляющего составление и организацию исполнения краевого бюджета. Планирование регионального бюджета с занижением доходов, а потом в процессе исполнения бюджета проведение неоднократных корректировок, не позволяет разрабатывать программы на перспективу.

Ниже систематизированы наиболее частые причины невыполнения показателей расходной части бюджета:

- отсутствие достаточного обоснования затрат при планировании бюджета;

- отсутствие и несвоевременное принятие нормативных правовых актов по реализации расходов в отчетном году;

- задержки с объявлениями конкурсных процедур и заключением договоров;

- длительное оформление договоров и документации;

- позднее поступление средств из федерального бюджета;

- позднее проведение и несостоявшиеся конкурсы;

- отсутствие заявленной потребности в бюджетных ассигнованиях;

- неисполнение договорных обязательств подрядными организациями.

Одной из главных проблем исполнения бюджета Приморского края является несвоевременность поступления бюджетных средств, что приводит к их неосвоению. Кроме того в 2010-2012 гг. отмечается неравномерность кассового исполнения программ в течение финансового года, а именно, происходит увеличение нагрузки на последний квартал по причинам несвоевременного финансирования, длительной процедуры подготовки и проведения конкурсных торгов.

В некоторых случаях отмечается низкий уровень освоения бюджетных средств вследствие нечеткой постановки цели, непроработанности базовых документов, низкой бюджетной дисциплины, приводящей к неритмичному финансированию.

При реализации крупнейших инвестиционных проектов с государственным участием иногда возникает проблема обоснованности расценок в строительстве, что приводит к неэффективному использованию бюджетных средств инвестиционного характера. В инвестиционной сфере существуют и другие проблемы, например, проблема правильной оценки влияния результатов инновационной деятельности на развитие производства предприятий Приморского края [7].

Таким образом, при исполнении бюджета Приморского края за 2010-2012 гг. выявлен ряд проблем:

- недостаточность собственных средств для полного финансирования всех предусмотренных бюджетом расходных обязательств вследствие несовершенства правовой базы, регламентирующей формирование бюджетных доходов на федеральном и региональном уровне;

- несовершенство межбюджетных отношений;

- недостаточная работа по бюджетному планированию как со стороны главных распорядителей бюджетных средств, так и со стороны финансового органа, осуществляющего составление и организацию исполнения краевого бюджета;

- неисполнение бюджетных расходов;

- неэффективное использование бюджетных средств;

- низкая исполнительская дисциплина.


Библиографический список
  1. Смирнов, В.П. Направления развития современного предпринимательства / Современная экономика: проблемы и решения. 2011. № 10 (22). С. 16-24.
  2. Смирнов, В.П. Научные подходы к пониманию предпринимательства / Теория и практика общественного развития. 2012. № 2. С. 272-274.
  3. Смирнов, В.П. Исследование проблем перехода регионов Дальнего Востока на инновационный путь развития / Вестник ТГЭУ. 2013. №4 (68). С. 43-48.
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации по состоянию на 25.04.13. – М.: Проспект, 2013.
  5. Родионова В.М. Сбалансированность бюджетов: теоретический и правовой аспекты / Финансы. 2012. № 4. С. 54-60.
  6. Домбровский Е.А. Подходы к укреплению доходной базы региональных бюджетов / Финансы. 2012. № 7. С. 30-33.
  7. Гуремина, Н.В. Оценка влияния результатов инновационной деятельности на развитие производства предприятий Приморского края / В мире научных открытий. 2013. № 8.2 (44). С. 283-302.


Все статьи автора «Смирнов Владимир Петрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: