Физическая культура является сложным социальным явлением, которое выполняет конструктивные функции общества в области воспитания, морали и этики. Физические упражнения способствуют формированию у детей дисциплины, чувства ответственности и вырабатывают настойчивость в достижении целей.
Физическая культура помогает индивиду жить в гармонии с обществом, быть творческим и эрудированным, разрешать противоречия между трудом и отдыхом, производством и природой, духовным и физическим. Тем самым индивид становится социально-психологически устойчивой личностью, продуктивно включенной в жизнь и труд, с адаптивным поведением в разнообразных условиях жизнедеятельности. Человек интегрирует аспекты саморегуляции, самоотношения, самопознания, на этой основе формируется Я-концепция.
Постановка проблемы. Ориентация физкультурного образования личности на максимальное раскрытие индивидуальных способностей и задатков ребенка, учитывая индивидуальные особенности, основные интересы и уровень развития психофизических показателей. Учет данных компонентов в формировании мотивационной сферы социальных отношений и активного поведения в процессе обучения в школе.
Философы, социологи, психологи и педагоги всегда были прямо или косвенно заинтересованы в процессе формирования социальной активности личности. В трудах П.П. Блонского, А. Дистервега, Э. Дюркгейма,А.В. Луначарского,Я.А. Коменского, А.В. Мудрика,К.Д. Ушинского, В.Н. Шульгина отражаются философские и психолого-педагогические идеи формирования социальной активности личности.
Теоретические основы формирования социальной активности индивидов,участвующих ввоспитательно-образовательном процессе рассмотрены в диссертационных работах Д.Д. Вишневского, М.Б. Рамазанова, Л.Н. Фарафоновой и др.
Н.Н. Визитей, Р. Мартенс, Н. А. Пономарев, В.И. Столяров в своих общесоциологических теориях раскрыли проблемы отношения учащихся к занятиям физической культуры.
Основой нашей работы является триединство: отношение учащихся к физической культуре – физическая активность – социальная активность личности.
Формирование активной личности, ее способность адаптироваться в меняющихся условиях социума, не уходить от проблем, а уметь их решать – основные положения в системе образовательной деятельности.
Основные позиции в определении социальной значимости физической культуры:
Информационное и техническое развитие современного мира требует от человеческого организма высоких функциональных возможностей: памяти, внимания, оперативного мышления, работоспособности, быстрой реакции, психологической устойчивости. Занятие физической культуры помогает индивиду справляться с требованиями социального устройства, так как физическая культура – средство полноценного отдыха, регулирует различные функции организма, оказывает влияние на профилактику его заболеваний.
Физическая культура в России функционирует на крайне низком уровне в сферах жизнедеятельности человека и для большинства из них не является ценностью. Таким образом у людей нет прочности в здоровье, эмоциональной удовлетворенности, психической устойчивости, что позволило бы ему быть социально стойким и активным.В связи с этим необходимо повысить роль личностных характеристик индивидов, участвующих в процессе освоения двигательного действия. Это позволит подойти к формированию физической культуры у человека с учетом понимания его сущности, социокультурного и социокультурного единства.
Проанализировав теоретические подходы к проблеме развития социальной активности в психолого-педагогической литературе, можно сделать вывод, что развитие социальной активности личности – это целостный психобиологический, социальный и педагогический процесс активного взаимодействия личности с окружающей средой, приспособления индивида к успешному функционированию в ней, активного освоения окружающего пространства с целью жизненного, социального саморазвития личности.
Для школьников, процесс формирования физической культуры необходимо осуществлять в игровой форме, где особое внимание необходимо уделять предоставлению доступных знаний по физической культуре и акцентуации детей на самовоспитание, а также тренировки социальных качеств личности. Именно данный процесс «знание-умение-владение» раскрывает индивидуальные особенности, взаимоотношения в социуме. Выделение роли самовоспитания по физической культуре личности, то есть достижение самого высокого уровня творческого преобразования имеющихся знаний способствует:
¾ повышению работоспособности, охране здоровья;
¾ гармоничному развитию всех физических качеств. Особенно социальных потенциалов: выносливости, преодоления неуверенности, страха, усталости, болевых ощущений, стимуляция моральных качеств;
¾ возможности управлять своими действиями в разнообразных условиях.
Следовательно, качества социально-активной личности школьника формируются и получают свое развитие через физическую культуру, представленную: в целостном физическом воспитании, (связанное с освоением физических и духовных сил человека), спорте (их совершенствованием), физической рекреации (поддержании), двигательной реабилитации (восстановлении). Каждый компонент будет определять мировоззренческую специфику, обладать сочетанием интеллектуального, социально-психологического и двигательного содержания.
Физическая культура как социально – педагогическая категория рассматривается, как теоретическое обоснование всестороннего развития человеческих способностей необходимо обратить особое внимание на содержательные образования самореализации (самосознание, самопознание, самоопределение; самооценка, самоконтроль, саморегуляция; самоактуализация, самовоспитание, саморазвитие, самовыражение и т.п.), связанные с освоением и реализацией в деятельности объективных ценностей (материальных и духовных) физической культуры, непосредственно опирающихся на творческую духовную деятельность.
Педагогическая значимость физического воспитания состоит не только в приобретении занимающимися новых физкультурных знаний, двигательных умений и навыков, развития положительного мотивационно-потребностного отношения к физической культуре, но и выражаться в повороте их к саморазвитию, самовоспитанию (т.е. к самореализации, самодеятельности), к формированию широкого круга потребностей, так как именно они порождают личность, следовательно, и культуру социума.
Ведущая роль в формировании такого человека должна отводиться качественной стороне физкультурной деятельности, где необходимо единение идеальной (духовной) и практической (двигательной) сторон, связанных с одухотворением телесности. Это требует от педагога (передающего ученикам ценности физической культуры) создания особой «духовной субстанции» – образа педагогической ситуации по решению специфических задач (где и происходит его взаимодействие с учениками, их межличностные отношения в совместной коллективной деятельности), которая должна характеризоваться самостоятельностью, оригинальностью, индивидуальностью.
В физической культуре объективно представлены все основные виды потребностей (материальные – связанные с развитием физических качеств, двигательных умений, навыков и т.п., и духовно-удовлетворяемые (в познавательном), ценностно-ориентационные (в проектировочном), коммуникативные, эстетические. Основная задача физической культуры как процесса социализации личности школьника состоит в том, чтобы развивать человека через удовлетворение личных потребностей занимающихся и прогресс их физического самосовершенствования. В связи с этим автор обращает внимание на то, что физическая культура личности рассматривается на базе приоритета ее духовной стороны, как триединства ее компонентов:
-аксиологического, (касающегося ценностно-ориентационной сферы, включая ценностно-нравственные, ценностно-эстетические и т.п. ее элементы);
- образовательного, (связанного повышением уровня ее знаний, умений и навыков);
-потребностного, (отражающего состояние иерархии мотивационно-потребностной сферы).
Понятие физической культуры ученые В.К. Бальсевич и Л.И. Лубышев базируют на следующем содержании: «активное воздействие не только на физические способности человека, но, прежде всего, на его чувства и сознание, психику и интеллект, что обеспечивает формирование устойчивых социально-психологических проявлений: положительной мотивации, ценностных ориентаций, интересов и потребностей в сфере физической активности и здоровом стиле жизни» [3].
Таким образом, раскрываются следующие подходы: биоантропогенный, психофизический, социально-педагогический. Они реализуют функцию интеграции через занятия физической культурой представляется как средство возможного достижения гармонического объединения людей с коллективом и их идентификации с ним. Интеграция человека в коллектив происходит, во-первых, посредством развития чувств общности и товарищества при социоэмоциональной функции. Физическая культура является эффективным средством повышения социальной мобильности для школьников. Такого рода социальная мобильность в целом протекает по двум главным направлениям. Во-первых, это происходит через повышение социального престижа. Добившись определенной известности в спорте, человек как бы повышает свой социальный статус. Во-вторых, повышение социальной мобильности осуществляется через социальный престиж плюс вознаграждение.
Следовательно, физическая культура проявляет себя в жизни современного человека и общества неотъемлемым компонентом образа жизни – общества в целом, социальной общности, группы и личности. Более того, в прогрессирующем цивилизованном обществе все более актуализируется и выдвигается на передний план именно физическая культура личности. Она как сознательная и целеустремленная, рационально организованная, оптимально нормированная и научно управляемая деятельность обеспечивает развитие телесно-двигательной основы человека [3]. В целом физические упражнения способствуют совершенствованию социальных навыков и качеств человека.
Занятия физическими упражнениями обеспечивают повышение умственной работоспособности, более полное и качественное усвоение новых знаний, что положительно сказывается на сроках и плодотворности обучения разных контингентов, имеет немалый социально-экономический эффект, тем самым формируется социально-психологическая стабильность человека. Под «социально-психологической стабильностью» понимается социальное и психологическое соответствие человека обществу. Из этого вытекает, что функция уравновешивания человека как члена общества зависит от его психологической и социальной «уравновешенности».
Библиографический список
- Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М., 1998. -223 с.
- Лях В. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классы. – Просвещение. М., 2007. – 412 с.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М., 1991. – 312 с.