Современное образование и тенденции развития общества требуют новых подходов к образовательному процессу. Для соответствия требованиям времени и достижения успеха сейчас недостаточно только академических знаний и умения критически мыслить, нужно определенная техническая квалификация, поэтому многие учащиеся стремятся заранее получить умения и навыки в области информационных технологий и обеспечить себе этим успешную карьеру в будущем. Применение информационных технологий может сделать процесс обучения более интересным и современным. Повышение мотивации учащихся является одним из достоинств применения компьютерной техники в образовательном процессе. Новизна работы с компьютером, появление новых методов и форм организации урока, способствуют повышению интереса к учебе, а также возможность варьировать предъявляемые учебные задачи по уровню сложности позитивно сказываются на мотивации учащихся. Одним из источников мотивации является занимательность и здесь возможности информационных технологий исключительно широки.[1]
Компьютерная техника может стать полезным инструментом, с чьей помощью возможно увеличивать популярность научных знаний, экспериментальных подходов к исследованию интересных, трудных или еще не решенных в общем виде задач. Используя информационные и коммуникационные технологии учащиеся могут решать задачи, проявляя изобретательность и смекалку, чтобы получить оптимальное решение, то есть лучшее по заданному критерию.[2]
Реализовать подобные подходы во время урока не всегда возможно поэтому, сегодня появляется все большее и большее число возможностей раскрыть учащимся свой потенциал в области информационных технологий во внеурочной деятельности. Различные учебные организации предлагают школьникам викторины, конкурсы и олимпиады по информатике и применению информационных технологий для различных возрастов и степени подготовки.
В качестве примера такого конкурса можно рассматривать задачи, представляемые в рамках ежегодного Международного Конкурса по применению информационных и коммуникационных технологий в естественных науках, технологиях и математике «Конструируй, Исследуй, Оптимизируй» (КИО), организуемого Российской Академией Образования, Институтом продуктивного обучения и журналом «Компьютерные инструменты в образовании».
Главными целями конкурса являются:
- популяризация научных знаний;
- формирование интереса учащихся к научно-исследовательской деятельности, знакомство с практическим применением информационных и коммуникационных технологий в различных научных областях;
- внедрение новых форм и методов обучения естественным наукам, математике, информатике и другим предметам на базе использования средств информационных и коммуникационных технологий.
Международный Конкурс по применению информационных и коммуникационных технологий в естественных науках, технологиях и математике «Конструируй, Исследуй, Оптимизируй» (КИО) проходит, начиная с 2004 года. Первоначально он предусматривал две возрастные категорий:
- уровень I от 5 до 7 класса включительно,
- уровень II – для всех остальных участников.[3]
Однако популярность направлений представленных на конкурс и высокий интерес со стороны учащихся побудили организаторов в 2012 году добавить в категории учащихся начальный уровень, предназначенный для учеников 1 – 4 классов.
На наш взгляд, важным является не только приобщение учащихся к готовым научным знаниям, но и возможность самостоятельного решения различных научных проблем средствами информационных технологий. Для иллюстрации приведем одну из задач, предложенных участникам начального уровня в 2012 году (рис. 1).
«Человек-невидимка»
Многие из вас, наверное, знакомы с фантастическим романом Герберта Уэллса «Человек-невидимка». Первый фильм по этому роману снимался, когда не было ещё ни видеокамер, ни компьютерных эффектов. Зрители того давнего времени были потрясены, когда артист, исполнявший роль человека-невидимки, снимал с себя бинты, и под ними оказывалась … пустота. Многим было невдомек, как можно было снять такой эпизод! Секрет заключался в том, что артист был одет в черный бархатный костюм, а съемки происходили на черном фоне. Поскольку черный цвет поглощает свет, то черный костюм сливался с черным фоном. Потом на отснятый фильм доснимали фон, который занимал место черного цвета, в результате артист казался невидимым, и через него были видны предметы фона.
В предлагаемом сюжете вы сможете стать соавтором этого трюка – фокусником, который заставит человека исчезнуть. Для этого с помощью изменения яркости трех прожекторов (красного, зеленого и синего) вам нужно подобрать цвет, который будет в точности соответствовать цвету костюма человека-невидимки, и он тогда пропадет. Рекордом является степень невидимости, которую вы сможете обеспечить. [3]
Рис. 1. Задача «Человек-невидимка»
Три года в конкурсе КИО существует начальный уровень и ежегодно около двух тысяч младших школьников по всей стране принимают участие в конкурсе и показывают хорошие результаты. Так довольно рискованная идея предложить учащимся начальных классов, пусть в упрощенном виде, но все-таки реально существующие научные вопросы, облеченные в форму решенных или не решенных на сегодняшний момент практических задач, сейчас по прошествии трех лет можно назвать удачной.
На наш взгляд стабильный интерес к конкурсу у этой возрастной группы можно объяснить формой представления заданий – это компьютерные модели-лабораторий с игровыми элементами. Каждая задача это игровой сюжет, но за ним стоит серьёзная и возможно ещё не решённая в общем виде задача. Подобные задачи вызывают в детях чувство сопричастности к серьезной науке, дают возможность попробовать себя в решении научных проблем и демонстрируют прикладной характер информационных технологий.
Таким образом, популяризацию научных знаний, развитие интереса школьников к научно-исследовательской деятельности, знакомство с профессиональным использованием информационных и коммуникационных технологий в различных областях знания можно выделить в качестве целей использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе, и при соответствующей подаче без ограничения по возрасту. [4]
Библиографический список
- Советов Б.Я. Информационные технологии (учеб. для вузов): / Б.Я. Советов, В.В. Цехановский. Изд-во: Высшая школа,2006. С. 263.
- Тимофеева Т.И. Применение компьютерных моделей в естественных науках и технологиях / Т.И Тимофеева, А.В. Тарадонова // «Проба пера» Естественные и математические науки» — Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. — С. 67-71.
- http://ipo.spb.ru/kio/index.php?dir=main&page=main – материалы девятого Международного Конкурса КИО – «Конструируй, исследуй, оптимизируй»
- Киселева О.М. Применение ИКТ в естественных науках / О.М. Киселева, Н.М. Тимофеева// Materiały Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Rozwój nauk humanistycznych. Problemy i perspektywy. 28.09.2012 – 30.09.2012». – Katowice, 2012. – S. 52-54
Количество просмотров публикации: Please wait