МЕТОДИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ

Кочеткова Екатерина Станиславовна1, Кочеткова Майя Владимировна2
1Пензенский государственный университет
2Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Аннотация
Рассмотрена методика обучения и развития детей, предложенная Марией Монтессори, которая базируется на самообучении и саморазвитии. Приведены плюсы и минусы данного подхода и возможность его применения сегодня.

Ключевые слова: Мария Монтессори, развитие детской личности, самообучение, саморазвитие


METHODOLOGY INDIVIDUAL APPROACH TO TEACHING CHILDREN

Kochetkova Ekaterina Stanislavovna1, Kochetkova Maya Vladimirovna2
1Penza State University
2Penza State University of Architecture and Construction

Abstract
The method of learning and development of children, Maria Montessori proposed, which is based on self-learning and self-development. Given the pros and cons of this approach and the possibility of its application today.

Keywords: child's personality development, Maria Montessori, self-development, self-learning


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Кочеткова Е.С., Кочеткова М.В. Методика индивидуального подхода в обучении детей // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/04/6479 (дата обращения: 25.02.2024).

Каждый ли ребенок талантлив от рождения? Ведь даруемого природой слуха мало, чтобы стать музыкантом, зоркого глаза недостаточно, чтобы быть стрелком, и даже врожденной силы воли к победе может не хватить для достижения спортивных высот. Безусловно, для достижения детьми высоких жизненных целей необходимо создать такую среду, в которой ребенок сможет проявить свои индивидуальные качества и будет развиваться по своему собственному, отличному от других, пути.  Именно так считала выдающийся итальянский ученый Мария Монтессори, чья педагогическая методика известна на весь мир.

Педагогическая идея Марии Монтессори строится на безусловной вере в способности ребенка, в  то, что дети без постороннего давления могут стремиться к знаниям, получать их, укреплять.

Как можно научить чему-либо  детей, когда они лишь механически повторяют только те задания, которые продиктованы школьными учителями и учебниками? Ведь подобная организация работы со школьниками не дает раскрыться внутреннему потенциалу ребенка в полной мере.

Мария Монтессори в основу своего педагогического труда положила индивидуальный подход педагога к каждому ребенку. Свою педагогическую деятельность она начала работой с детьми с ограниченными  возможностями, ею был создан медико – педагогический институт. На олимпиаде в Риме 1900 года воспитанники Монтессори превзошли по письму, счету и чтению учеников из обычных школ. Это событие стало настоящей сенсацией! Известны слова итальянской ученой : «Что нужно было сделать со здоровыми детьми, чтобы дети с ограниченными возможностями не только догнали, но и обогнали их!» После этого Мария Монтессори стала работать с обычными детьми.

Мария Монтессори была уверенна в самоценности каждого ребенка, и поэтому индивидуальность детей стала основополагающей в ее педагогическом методе.  По теории Мотессори дети должны учиться свободно, без вмешательства со стороны, критики и поощрения. По мнению Марии Монтессори все это вредит внутренней ориентации человека, и он может потерять собственную мотивацию.  Процесс образования протекает лучше, если дети сами могут определять ритм и способ обучения. Так, педагоги системы Монтессори позволяют детям самим закреплять изученный материал. Однако, при всем этом, самостоятельность ребенка должна быть подкреплена практическими знаниями.

По Марии Монтессори, процесс развития детской личности подразделяется на четыре стадии:

Первая стадия детства – до 6 лет

Вторая стадия детства – от 6 до 12

Юность – от 12 до 18 лет

Взросление – от 18 до 24 лет

Любой ребенок с ранних лет стремится к самостоятельности, свободе от контроля со стороны старших. Мария Монтессори описывает такой процесс с точки зрения биологии. Подобно развивающемуся телу, в котором уже чувствуется свобода движений, ребяческий дух жаждет такой же духовной свободы, внутреннего ощущения независимости. Здесь необходимо, чтобы взрослый стал для ребенка союзником и создал такое окружение, которое соответствовало бы потребностям и стремлениям детей.  Взрослый в педагогике Монтессори играет роль помощника, помогающего, в конечном итоге, ребенку сделать все самому. Взрослый должен вести ребенка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей.  Процесс обучения и познания происходит в самом ребенке. Ребенок должен быть сам для себя учителем.

Так как фазы чувствительности дети проходят индивидуально, учебный план в доме или в школе также должны быть индивидуальными. Педагог должен распознавать фазы чувствительности и предложить ребенку тот вид деятельности, которая бы вызывала интерес и отклик в душе воспитанника. Хотя, разумеется, ребенку должна быть предоставлена возможность  самому выбирать. Учитель каждую минуту должен быть готов прийти воспитаннику на помощь, помочь организовать свою деятельность, раскрыть потенциал в полной мере и пойти по своему пути.

Примечательно, что в методе Монтессори отсутствует сама классная система: нет школьных парт, вместо них переносные столы и коврики, занимаются дети сидя на полу. У учителя нет стола в центре класса, как мы привыкли. Он свободен в своих перемещениях и проводит время в индивидуальных  занятиях. Педагог крайне редко вмешивается в деятельность ребенка, только если это необходимо.

Методика Монтессори дает детям возможность самообучаться и сморазвиваться. В системе отсутствуют негативные оценки и действия, нет ни наказаний, ни принуждений, ни критики. Исследования конца 20 века показали, что ребята, которые занимались по этой методике, начинают писать и читать довольно рано, группы разбиваются по интересам, а не по возрасту и в них отсутствует дух соревнования, соперничества, так как нет сравнения с другими детьми.

Как у любой методики, у системы Монтессори есть и отрицательные стороны. Во – первых, многие критики считают, что в этой педагогической системе утрачивается авторитет учителя. Особенно остро это чувствуется в нашей стране, имеющей глубоко укоренившееся традиции авторитарного правления в государстве, семье. Как правило, педагогов воспринимают как руководителей, наставников, которые указывают, что и как нужно делать. Таким образом, педагог – помощник не вызывает должного доверия, возникают беспочвенные сомнения в его профессиональной деятельности.

Во – вторых, в системе Монтессори отсутствует игра, как развивающий элемент. Мария Монтессори заменила игру, оторванную от реальности, практической деятельностью. Так же в системе отсутствует элемент сказки. Монтессори считала их уходом от реальности, заменяла их реалистичными описаниями. Но ведь именно сказки формируют первые представления детей о мире и отношениях в нем.

В – третьих, в этой педагогической системе не уделяется внимание развитию воображения и творческих способностей у детей. Такие виды творчества как музыка, изобразительное искусство не нашли отражения в методе Монтессори.  В следствие этого у ребенка не достаточно развивается детская фантазия, что в дальнейшем может привести к эмоциональным потерям  развитии ребенка.

В – четвертых, налицо нарушение социальных взаимоотношений, ведь дети работали поодиночке, при возникновении каких-либо трудностей помогал им педагог, таким образом, контакты между детьми искусственно ограничивались. Специалисты, которые изучали деятельность Марии Монтессори, отмечают задержку социального развития у детей.

В настоящее время по-прежнему есть интерес к этой методике. Но благодаря такой педагогической системе ребенку трудно привыкнуть к порядку и дисциплине с раннего возраста.  К тому же нельзя недооценивать роль педагога. Только под руководством опытных и знающих наставников процесс обучения пройдёт результативно и в более короткие сроки. Поэтому такой подход к обучению подойдёт для детей-дошкольников и детей, находящихся на домашнем обучении.


Библиографический список
  1. Монтессори М. Дети — другие. — М.: ИД «Карапуз», 2004 ;
  2. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка. — М.: Тип. Госснаба, 1993. — 168 c.


Все статьи автора «Кочеткова Майя Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: