ПРОГНОЗ НОВЫХ ВИДОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ И УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ МЕР БОРЬБЫ С НИМИ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФФШОРНЫХ КОМПАНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Хайрутдинова Лилия Рафильевна
Институт экономики управления и права (г. Казань)
Корпоративный юрист, ассистент кафедры уголовного права и процесса

Аннотация
В данной статье рассмотрены юридические средства и методы, существующих в рамках международной и национальных правовых систем и используемых в предпринимательской деятельности оффшорных компаний.

Ключевые слова: Оффшоры, преступление, юридическое лицо


FORECAST OF NEW TYPES OF CRIMES IN SPHERE ECONOMY AND CRIMINAL JUSTICE RESPONSE TO THEM ON THE EXAMPLE FOR THE ACTIVITY OF THE OFFSHORE COMPANIES ON THE TERRITORY RUSSIAN FEDERATION

Khairutdinova Lily Rafilevna
Institute of Economics, Management and Law (Kazan)
Corporate lawyer, assistant of the department of criminal law and process

Abstract
This article describes the legal means and methods existing in the framework of international and national legal systems and used in the entrepreneurial activity of the offshore companies.

Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Хайрутдинова Л.Р. Прогноз новых видов преступлений в сфере экономики и уголовно-правовых мер борьбы с ними на примере деятельности оффшорных компаний на территории Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/04/6325 (дата обращения: 02.11.2024).

Экономика в большей или меньшей степени подвержена криминальному воздействию под влиянием недостатков, образующихся в системе ее регулирования, защиты правовыми, криминологическими, криминалистическими средствами  [1, с. 12] . В данной статье речь пойдет о юридических средствах и методах, существующих в рамках международной и национальных правовых систем и используемых в предпринимательской деятельности оффшорных компаний.

Оффшоры (от английского offshore – «вне берега», «вне границ») – это один из самых известных и эффективных методов налогового планирования, при этом основой этого метода являются законодательства многих стран, частично или полностью освобождающие от налогообложения компании, принадлежащие иностранным лицам [2].

Кроме этого, во многих таких странах налогами облагается лишь та деятельность фирмы, которая ведется в пределах данной страны. Вся остальная деятельность фирмы не подлежит налогообложению. На сегодняшний день в мире существует более 60 стран, законодательства которых предусматривают налоговые льготы для оффшорных компаний. К числу самых известных относятся: Панама, Гибралтар, Кипр, Багамские острова, Ирландия, Лихтенштейн. Использование оффшорных компаний опирается на международное право, согласно которому компания является самостоятельным лицом и ведет свою деятельность по законам той страны, где она зарегистрирована. Например, если компания зарегистрирована на Британских Виргинских островах, то она может облагаться налогами только со стороны их органов. Офшорная компания может быть легитимным средством налогового планирования, но может использоваться и для незаконного ухода от налогов или легализации преступных капиталов. В мировой коммерческой практике офшорные компании широко используются в законных операциях. Офшорная индустрия развилась в глобальный бизнес, охватывающий примерно половину объема мировых финансовых сделок. При этом, по данным Подкомитета по борьбе с наркотиками и терроризмом Сената США, ежегодно в мире обращается от 320 до 550 млрд. долл. «грязных денег», основная часть которых проходит через оффшорные зоны [3]. В самих США ежегодно более 300 млрд. долл. утаивается от налогов и оседает на счетах офшорных компаний в зарубежных финансовых центрах.

Развитые страны довольно давно пытаются предотвратить использование офшорных компаний в незаконных операциях с целью предотвращения новых видов преступности в частности коррупционной направленности, так как коррупция [4, с. 7] это прежде всего социальное явление. Подобные же усилия предпринимаются как в отношении резидентов соответствующих стран, неправомерно использующих офшорные компании, так и в отношении самих офшорных зон, допускающих возможность такого использования.

Один из широко известных способов использования иностранной оффшорной компании – это оформление на ее имя договора аренды офиса или какого-либо другого помещения (склада, торгового помещения и т.д.) с тем, чтобы избежать уплаты в бюджет НДС с суммы аренды [5]. Однако указанное преимущество осложняется тем фактом, что используемая с данной целью иностранная оффшорная компания должна быть аккредитована в России. Поэтому делегированный способ использования иностранной оффшорной компании в данном случае имеет большие преимущества для пользователей в силу радикального снижения затрат, связанных с открытием компании и ее аккредитацией на территории России.

Рассматривая споры отечественных организаций с долей участия иностранного капитала и фискальных органов российского государства, арбитражные суды, основываясь на положениях международных договоров, выработали следующий подход к их разрешению [6, с. 27]. Применение налоговыми органами ч. 2 ст. 269 НК РФ было признано недопустимым в силу того, что правила данной правовой нормы устанавливают для российских организаций с участием иностранного капитала, выплачивающих проценты по долговому обязательству иностранным (офшорным) компаниям, более обременительные условия налогообложения по сравнению с налогообложением тех российских организаций, уставный капитал которых принадлежит резидентам Российской Федерации и которые уплачивают проценты российскому заимодавцу. Судебно-арбитражная практика пришла к заключению о том, что применение правил о контролируемой задолженности являет собой акт дискриминации, что недопустимо в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации. Правовые конфликты с налоговыми органами разрешались, таким образом, положительно для налогоплательщиков.

Оффшорные системы владения не всегда создаются только для неуплаты налогов, но и зачастую используются для консолидации активов для последующего инвестирования в российские же предприятия. Также трастовые операции с недвижимостью, регистрация судов под флагами оффшорных зон с целью получения различных льгот при работе за границей, кэптивное страхование с помощью собственных оффшорных страховых фирм и многие другие способы использования преимуществ оффшора. Более трети мирового денежного оборота, так или иначе связано с оффшор – бизнесом.

Мы предлагаем чтобы оффшорные компании, работающие в РФ, раскрывали своих бенефициаров. Кампании, зарегистрированные на территории иностранного государства, предоставляющего льготный режим налогообложения и не требующего предоставления или раскрытия информации при проведении финансовых операций, будут обязаны депонировать в Федеральную налоговую службу информацию об учредителях и выгодоприобретателях. Данная мера должна стать обязательным условием ведения предпринимательской деятельности на территории России. За обман и уклонение от обязанности будет отвечать представитель юридического лица через которое проводились финансовые операции.

Для этого, мы предлагаем дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации статьей 173.3 в следующей редакции:

1.Организация деятельности субъектами предпринимательской деятельности оффшорных компаний самостоятельно и (или) через юридические лица действующих на территории Российской Федерации, если данная компания прекратила осуществлять предпринимательскую деятельность в течение одного года с момента ее создания:

наказывается штрафом в размере от пятиста тысяч до одного миллиона рублей, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2.Те же деяния, совершенные в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом, в целях придания правомерного вида предпринимательской деятельности оффшорной компании:

наказываются обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Примечание. Под организацией в настоящей статье понимается упорядоченное и взаимообусловленное функционирование компании путем введения предпринимательской деятельности в период указанного времени.

С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что на настоящем этапе развития деятельности оффшорных компаний в Российской Федерации

эффективней всего будет, если сама компания раскроет своего бенефициара, но для проведения этой процедуры необходимо разработать механизм осуществления контроля как налоговыми, так и правоохранительными органами. А для этого необходимо подтверждение той юрисдикции, где фирма была зарегистрирована и в течение какого периода она действовала.


Библиографический список
  1. Матусовский Г.А. Экономические преступления: криминалистический анализ. – Харьков: Консум, 1999. 480 с.
  2. Налоги и налогообложение // URL: http://nalogpro.ru/offshory (дата обращения: 20.02.2014).
  3. Офшорные холдинговые компании на рынке ценных бумаг // URL: http://www.pnalog.ru/material/ofshornye-holdingovye-kompanii-cennye-bumagi (дата обращения: 20.02.2014).
  4. Кабанов П.А. Коррупция и взяточничество в России: исторические, криминологические и уголовно-правовые аспекты. – Нижнекамск: 1995. 174 с.
  5. Оффшорные схемы и использование оффшорных компаний // URL: http://www.offshore-now.com/offshores.htm (дата обращения: 20.02.2014).
  6. Астафьев П.А. Контролируемая задолженность перед оффшорными компаниями: тенденции развития судебно-арбитражной практики //Законодательство. 2012. № 1. С. 22–27.


Все статьи автора «Хайрутдинова Лилия Рафильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: