АССОЦИАТИВНО-ВЕРБАЛЬНАЯ СЕТЬ И СИСТЕМНОСТЬ ОБРАЗА МИРА

Заморщикова Людмила Софроновна
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова
кандидат филологических наук, доцент

Аннотация
В статье речь идет об исследованиях языкового сознания на основе материалов свободных ассоциативных экспериментов (Русского и Якутского ассоциативных словарей). На основе ассоциативно-вербальных сетей выделяются ядро языкового сознания. Анализируются элементы ядра, в частности, центральная зона.

Ключевые слова: ассоциативно-вербальные сети, образ мира, свободный ассоциативный эксперимент, системность, языковое сознание


ASSOCIATIVE-VERBAL NETS AND THE WORLD VIEW SYSTEMICY

Zamorshchikova Liudmila Sofronovna
M.K.Ammosov North-Eastern Federal University
PhD, Associate Professor

Abstract
The article focuses on the studies of the language consciousness on the basis of free associative experiments (on the example of the Russian and Yakut associative dictionaries). Associative-verbal nets allow to investigate the systemic nature of the language consciousness. In particular, the core elements of the central zone are analyzed.

Keywords: associative-verbal nets, free associations experiment, language consciousness, systemicy, world view


Рубрика: Филология

Библиографическая ссылка на статью:
Заморщикова Л.С. Ассоциативно-вербальная сеть и системность образа мира // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/03/6130 (дата обращения: 24.02.2024).

Явления реальной действительности, воспринимаемые человеком в структуре деятельности и общения, отображаются в его сознании таким образом, что в нем фиксируются причинные пространственные связи явлений и эмоций, вызываемых восприятием этих явлений. При этом образ мира, существующий в сознании носителей той или иной культуры, меняется от одной культуры к другой.

Одним из способов изучения языкового сознания является форма его овнешнения посредством ассоциативного эксперимента. Ассоциативные поля, формируемые из реакций респондентов, носителей определенной культуры и языка, представляют нам материал для исследования их образа мира или языкового сознания, Кроме того, исследование  языкового сознания по материалам ассоциативных экспериментов – ассоциативно-вербальных полей, позволяет  выявить как системность содержания образа сознания, так и системность языкового сознания носителей той или иной культуры как целого и показывает уникальность и неповторимость образа мира каждой культуры [1].

Посредством массового ассоциативного эксперимента и построение на основе его результатов ас­социативно-вербальной сети, можно выявить системность образа мира но­сителей той или иной культуры и, тем самым, систему их культурных стереотипов, которые отражают особенности национального характера [2].

Получаемое в результате проведения такого эксперимента ассоциа­тивное поле того или иного слова-стимула – это не только фрагмент вер­бальной памяти человека, но и фрагмент образа мира того или иного эт­носа, отраженного в сознании «среднего» носителя той или иной культу­ры, его мотивов и оценок и, следовательно, культурных стереотипов.

Представитель того или иного этноса воспринимает любой предмет не только в его пространственных измерениях и во времени, но и в его значении, а значения концентрируют в себе внутрисистемные связи объ­ективного мира. В значениях, в отличие от личностного смысла, фиксиру­ется некий культурный стереотип, инвариантный образ данного фрагмен­та мира, присущего тому или иному этносу. Культурные стереотипы ус­ваиваются в процессе социализации. В силу этого культура не может быть отвлеченно-человеческой, она всегда конкретно-человеческая, т.е. этническая [3].

Ассоциативный словарь на материале якутского языка http://adictsakha.nsu.ru/ составлен по аналогии и на основе словника  Славянского ассоциативного словаря..

Массовые ассоциативные эксперименты проводились с 2005 по 2010 среди студентов разных специальностей. В результате отбора материала был составлен якутский ассоциативный словарь, включающий ответы 1220 респондентов на 140 стимулов.

Словарь состоит из двух частей – Прямого и Обратного. Прямой ассоциативный словарь содержит информацию о словах-стимулах и словах-реакциях, которые были даны как первые ассоциации в ходе ассоциативного эксперимента. Например, стимул ОЛОХ (русск. жизнь) ассоциирован со следующими реакциями:  дьол (счастье)  128; дьаһах (уклад)  92; уһун (долгая) 80; дьылҕа (судьба) 57; ыарахан (тяжелая)  49; суол (дорога) 38; кэрэ (прекрасная) 31; кылгас (короткая) 26; үчүгэй (хорошая) 22; киһи (человек) , өлүү(смерть) 16; олоруу(жить), суола (путь), үйэ (век) 14; төлкө (судьба) 13; тыын (дыхание) 12; биир (одна), олор(жить), сырдык(светлая) 10. Мы привели наиболее часто встречающиеся реакции. После словарной статьи идет количественная информация (1213, 251, 128, 172), которая означает 1213 – общее количество респондентов, или ответов, 251 – количество разных реакций, третья цифра 128 – количество отказов, 172 – количество реакций, которые  встретились только по одному разу.

Обратный словарь позволяет получить информацию об ассоциативных доминантах (словах, имеющих наибольшее число ассоциативных связей) в языковом сознании респондентов. Он содержит информацию от реакции к стимулу и показывает, реакцией для каких стимулов и в каком количестве выступило то или иное слово. Например, то же слово ОЛОХ (жизнь) выступило в качестве реакции для стимула  олор (жить) 147 раз, для стимула дьол (счастье)  64; көҥүл (свобода) 55; үчүгэй (хороший) 52; киһи (человек) 44; для стимула уу (вода) 40; дьиэ кэргэн (семья) 39; саҕаланыыта (начало) 32; суол (дорога) 30; бириэмэ (время) 24; саҥа(новый) 18 раз и т.д. Всего слово олох/жизнь встречается в качестве реакции 848 раз для 84 разных стимулов, о чем показывают количественные показатели в конце статьи обратного словаря
(848, 84).

Ассоциативный словарь представляет материал для широкого круга лингвистических исследований, таких как семантическая структура словарного состава языка, синтагматические и парадигматические связи. Кроме того, как отмечает Н.В.Уфимцева, одно из преимуществ изучения ассоциативных реакций заключается  в том, что «эти материалы можно рассматривать как специфичный для данной культуры и языка «ассоциативный профиль» образов сознания. Они интегрируют умственные и чувственные знания, которыми обладает конкретный этнос» [4].

Как уже было указано выше, ассоциативный словарь позволяет исследовать системность образа мира конкретного этноса в конкретное время на основе выявления ядра языкового сознания, то есть тех единиц ассоциативно-вербальной сети, которые имеют наибольшее количество связей с другими единицами данной ассоциативной сети, представленной в виде Обратного ассоциативного словаря.

Ядро языкового сознания в психолингвистических исследованиях понимается как совокупность  единиц, характеризующихся максимальным числом связей. По мнению А.А.Залевской, «максимальное число связей имеют слова, представляющие особое значение для испытуемого, как личности. Они являются самыми емкими понятиями, связь с которыми имеет максимальную вероятность воспроизведения, а число слов с максимальной ассоциативной силой составляет не более 2% от общего лексикона» [5].

Исследование ядра языкового сознания чрезвычайно интересно для якутского языка. Учитывая огромное количество парных слов, которые, как показывает материал ассоциативных экспериментов, активно функционируют в речи.

В приведенном выше исследовании, Н.В.Уфимцева отмечает, что изучение ядра языкового сознания русских позволяет заключить, что системность языкового сознания русских является достаточно стабильной, и связана с системой этнических констант.

В связи с этим большой интерес вызывают сопоставительные межкультурные исследования, как между контактирующими языками, так и разноструктурными. Последнее является особенно актуальным в преподавании иностранных языков.

На сегодняшний день в мировой практике имеется несколько лексикографических трудов,  достаточно полно фиксирующих национальное сознание в форме словарей ассоциативных норм – это известный Тезаурус английского языка Дж. Киша [The Assiciative Thesaurus of English//G.Kiss, C. Armstrong, R.Milroy, J.Piper, Edinburg, 1972.], Русский ассоциативный словарь (под редакцией Ю.Н.Караулова, Н.В.Уфимцевой, Е.Ф.Тарасова, Ю.А.Сорокина, Г.А.Черкасовой), Словарь ассоциативных норм французского языка под редакцией Мишель Дебренн (Dictionnaire des associations verbales du français), испанско-русский словарь ассоциативных норм (М. Санчес Пуиг, Ю.Н.Караулов) и др.

Русский ассоциативный словарь, который трактуется как “инструмент анализа языковой способности”, отражающий проявления языкового сознания, метафорическое осмысление действительности, фреймы типовых национально-культурных ситуаций, лег в основу создания Славянского ассоциативного словаря (на материале белорусского, болгарского, русского и украинского языков), а также ассоциативные словари казахского, бурятского, хакасского языков по тематическим контекстам.

Как  было сказано выше, в качестве основы стимулов для якутского ассоциативного словаря был также использован список стимулов Славянского ассоциативного словаря.

Материалы ассоциативного тезауруса позволяют исследовать системность образа ми­ра носителей данной культуры. Одним из способов изучения системности образа мира по материалам массового ассоциативного эксперимента яв­ляется выявление ядра языкового сознания, т.е. тех единиц семантической сети, которые имеют наибольшее число связей с другими единицами дан­ной семантической сети (представленной в виде Обратного ассоциативно­го словаря [Уфимцева Н.В. Op.cit. 2011/].

Сравним ядро языкового сознания русских и якутов.

Как отмечает Н.В. Уфимцева, по данным РАС, в русском языковом сознании наиболее важными являются такие реалии: ДОМ, ЖИЗНЬ, ДЕНЬГИ, ЛЕС, ДЕНЬ, ЛЮ­БОВЬ, РАБОТА, ВОДА, РАДОСТЬ, ДЕЛО, СМЕРТЬ, СТОЛ, ДО­РОГА; оценки: ПЛОХО, ХОРОШО, МНОГО, БЫСТРО, ВСЕГДА; качества: БОЛЬШОЙ, ХОРОШИЙ, МОЙ, СТАРЫЙ. Типичными действиями для русских являются: ЖИТЬ, ДУМАТЬ, ГОВОРИТЬ, ИДТИ.

Языковое сознание русских имеет в своем центре ЧЕЛОВЕКА. Человек в ядре русского языкового сознания «пара­метризован» (термин Ю.С. Степанова) преимущественно как существо мужского пола. Он хороший [1] (22), добрый (20), разумный (17), умный (15), мудрый (2). Он гордый (6), красивый (5), смелый (3), надежный (2), сердечный (1), хотя может быть плохим (6), странным , трудным (2) и упрямым (2). Это человек дела (8), слова (5), долга (2), труда (2), чести (1). Актуальной в сознании является связь таких понятий, как человек – зверь (13), животное (12), обезьяна (10), с одной стороны, и человек – друг (10), брат (2), товарищ (1) – с другой, хотя последний ряд и менее актуален. Достаточно редко человек воспринимается русскими как гражданин (4) и личность (4). Присущая русскому менталитету своеобраз­ная планетарность мышления выражается в том, что человек соотносится с такими понятиями, как земля (8), космос (2), Вселенная (2). И лишь однаж­ды человек соотносится с Богом.

Рассмотрим содержание языкового сознания якутов. Как наиболее важные в языковом сознании якутов выделяются следующие реалии:  ЧЕЛОВЕК. СЧАСТЬЕ, ЖИЗНЬ, ХОРОШИЙ, ПЛОХОЙ, РАБОТА, НЕТ, БОЛЬШОЙ, СВЕТЛЫЙ, ЕСТЬ, ДУМАТЬ, РАДОСТЬ, ЛЮБОВЬ.

Как и в языковом сознании русских,  у якутов ЧЕЛОВЕК также занимает центральную позицию. Между тем, по данным Обратного ассоциативного словаря, понятие человека отличается от аналогичного ассоциативного поля в русском языковом сознании. Он   умный  (201), молодой (180), добрый (153); веселый (83), хороший (69). Наряду с этой положительной оценкой, выделяются такие признаки, как слабый (210),  жадный (165), больной (104), плохой (85)ю    Он репрезентируется как гость (133), дурак  (132), муж/мужчина (122/27)., враг (106), в меньшей степени как  женщина (40).  У него есть  душа (71), а также кут-сюр (понятие души/духа  в традиционной культуре якутов) (48), голова (38), рот (18).

В Прямом словаре человек  ассоциирован с реакциями люди (104), родня (65), мужчина (65), скот (56), жизнь (44), живой (37), я/мужчина (25), народ (19), животное, умный (18), парень (17), черный (16), разный, о двух ногах (14), друг (13), большой/хороший (12), счастье/друг/ребенок/много (11), душа/собака (10) и др.

Как и в русском языковом сознании, человек у якутов «параметризован» как существо мужского пола.

Интересна реакция скот, которая отличается от реакций животное, зверь, обезьяна, дикий в РАС.

У якутов «человек» представлен как часть живой природы, находящийся в неразрывной связи с ним. Характерные для лексики якутского языка парное слово киhи-суоhу (буквально человек-скот) означает живой мир в смысле человек и домашние животные, которые в древности проживали рядом в одном помещении для того, чтобы сохранять тепло) [6]/

Интересен факт особой позиции понятия СЧАСТЬЕ.  В языковом сознании русских, СЧАСТЬЕ не входит в ядро языкового сознания. У якутов слово счастье было вызвано как реакция для следующих стимулов: радость (282), любовь (206), работа (191), ребенок (170), жизнь (154), учеба (150), семья (120), жить (95), дочь (48), деньги (46), мать (45), свобода (40), богатство(36), знание (23), друг (19).

Содержание связей понятия СЧАСТЬЕ включает в себя часть понятий, имеющих особую важность и в языковом сознании русских. Но есть существенная разница. Например, ДЕНЬГИ, СМЕРЬ, ДОРОГА, находящиеся в ядре  языкового сознания русских, у якутов отсутствуют, либо представлены слабо.

Таким образом, для оптимизации межкультурного диалога и профилактики коммуникативных конфликтов необходимо построение теории межкультурного общения, которая  предполагает фиксацию и замер национально-культурной специфики языкового сознания носителей разных культур. Поскольку, как отмечает Е.Ф.Тарасов, основной причиной непонимания при межкультурном общении является не различие языков, а различие национальных сознаний коммуникантов, т.к. при межкультурном общении происходит обмен культурными предметами, деятельностями в виде обмена способами осуществления операций и обмена образами сознания, ассоциированными с конкретными словами и описанными в текстах [7].

В целом, анализ материалов ассоциативных словарей позволяет не только выявить  национально-культурную образа мира усредненного представителя определенной культуры и языка, но и выявить специфику системности их образов сознания,  т.е. в определенном смысле систему их ценностей и специфику самих образов сознания.


Библиографический список
  1. Русский ассоциативный словарь. В 2 т. Т.1. От стимула к реакции /Ю.Н.Караулов, Г.А.Черкасова, Н.В.Уфимцева, Ю.Н.Сорокин, Е.Ф.Тарасов.- М.: ООО «Издательство Астрель». 2002. – 784 с.
  2. Русский ассоциативный словарь. В 2 т. Т.2. От реакции к стимулу /Ю.Н.Караулов, Г.А.Черкасова, Н.В.Уфимцева, Ю.Н.Сорокин, Е.Ф.Тарасов. – М.: ООО «Издательство Астрель». 2002. – 992 с.
  3. Славянский ассоциативный словарь: русский, белорусский, болгарский, украинский / Н.В.Уфимцева, Г.А.Черкасова, Ю.Н.Караулов, Е.Ф.Тарасов.- М.: 2004. -792 с.
  4. Ассоциативный словарь якутского языка. Л.С.Заморщикова, А.А.Романенко.   http://adictsakha.nsu.ru
  5. Dictionnaire des associations verbales de la langue francaise// Дебренн М. Французский ассоциативный словарь: в 2 т. / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010. Т.1. От стимула к реакции. 252 с
  6. Dictionnaire des associations verbales de la langue francaise// Дебренн М. Французский ассоциативный словарь: в 2 т. / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010. Т.2. От  реакции к стимулу. 449 с
  7. Kiss, G.R., Armstrong, C., Milroy, R., and Piper, J. (1973) An associative thesaurus of English and its computer analysis. In Aitken, A.J., Bailey, R.W. and Hamilton-Smith, N. (Eds.), The Computer and Literary Studies. Edinburgh: University Press.
  8. The present version of The Edinburgh Associative Thesaurus (ZIP, 2.7M) http://tesaurus/ru/dict/dict.php
  9. Normas Asociativas Del Espanol y Del Ruso /М. Санчес Пуиг, Ю. Н. Караулов, Г. А. Черкасова.


Все статьи автора «Заморщикова Л. С.»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: