Информационное общество характеризуется высоким развитием информационных и телекоммуникационных технологий. Они интенсивно используются населением, бизнес структурами, органами государственной власти в целях распространения и получения информации, межличностных коммуникациях, ведения бизнес-процессов и т.д. Они обеспечивают доступ к огромному массиву накопленной человечеством информации, количество которой удваивается каждые два года.
Современное общество стоит перед новой жизненной реальностью – необходимостью перехода от физической реальности к виртуальной. Задача вуза учить студентов жить на уровне наиболее прогрессивных идей и культуры своего времени, овладевать способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно, осваивать навыки поиска необходимой информации и работы с любыми, порой разнородными и противоречивыми данными, формировать навыки самостоятельного типа мышления.
Развитие дистанционного образования и электронного обучения положили начало новому общемировому явлению – smart-education. По прогнозам специалистов, принявших участие в работе круглых столов и панельных дискуссиях Х международной научно-методической конференции «Новые образовательные технологии вузе» (НОТВ-2013) [1], в ближайшие пятнадцать-двадцать лет следует ожидать революционных изменений в сложившейся традиционной системе образования. Такие изменения затронут практически все направления деятельности учебных заведений, занимающихся профильным профессиональным образованием. Изменятся структура учебных заведений, цели их деятельности, содержание учебных планов и программ, технологии обучения, форматы подготовки кадров и т.д. Вектором таких изменений должен стать переход от состояния «студенты учатся» к состоянию «студенты используют пространство вуза как ресурс профессионального саморазвития» (2030г).
Действительно, полноценный переход к Smart-education подразумевает необходимость проведения целого ряда подготовительных организационных, технических, методических работ. Чаще всего экспертами выделяются: «виртуализация» учебных заведений, объединение усилий профессорско-преподавательского состава для осуществления образовательной деятельности в сети Интернет, формирование единых общемировых стандартов качества образования, разработка общей технологии процесса реализации электронного образования и иные. Базой для осуществления Smart-education должны стать межгосударственные многосторонние соглашения и нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере образования.
На уровне российских вузов приход smart-education потребует трансформации роли как всех традиционных структурных элементов системы образования (филиалы учебного заведения, факультет, деканат, кафедра), так и изменения функций административно-управленческих подразделений, обслуживающих учебный процесс. Также бесспорна необходимость переосмысления всей предметной структуры, методологической базы образовательного процесса, способов создания и актуализации учебно-методических комплексов, оценки качества и осуществление мониторинга знаний и многое другое.
Принимая во внимание, что приход smart-education – это «всерьез и надолго», было бы целесообразно уже сейчас определить основные направления деятельности учебного заведения в новых условиях.
Прежде всего, хотелось бы обозначить наиболее значимые вызовы, которые ставит перед образовательной системой процесс перехода человечества от индустриального к информационному обществу:
Мировая глобализация экономики
Осуществление этого процесса приводит к повсеместной унификации услуг и возможности их получения в любой точке мира «из одних рук». В сфере образования это означает усиление конкурентной борьбы между учебными заведениями разного уровня, включая общепризнанные ведущие университеты независимо от их места расположения.
Концентрации каждой отдельно взятой области деятельности в руках немногих ведущих компаний или организаций.
Система профессиональной подготовки кадров и обучения, построенная по традиционному принципу на основании жесткой, заранее заданной программы, заведомо отстающей от текущего уровня развития техники, технологии, экономики, заведомо не жизнеспособна. Это объясняется тем, что передний край области знаний, необходимых для кадров глобальных корпораций находится внутри самих этих корпораций. Они являются локомотивами их развития, ключевыми факторами успеха корпораций в конкурентной борьбе и поэтому свято охраняются, как и внутри корпоративные требования к функциям, профессиональным навыкам, знаниям и умениям.
Размер прибыли на освоенных рынках (в «рыночных нишах»), как правило, очень небольшой, а ассортимент предоставляемых услуг стандартизован. Поэтому в целях дальнейшего развития всегда имеется необходимость поиска «окон», которые могут периодически появляться в виде новых рынков или отдельных новых сегментов рынка. При освоении «рыночных окон» компании-лидеры снимают «сливки» в виде сверхприбыли. Однако никто заранее не может предсказать что и когда возникнет и какие кадры с какими компетенциями нужны для таких новых рынков. Поэтому учебные заведения сталкиваются с задачей оперативного (сверхсрочного) обеспечения высоко профессиональными кадрами с заданными требованиями в условиях неопределенности.
Диссонанс в системе накопления и управления знаниями.
Традиционная линейно-иерархическая структура организации и каталогизации накопленных знаний, ведущая свое начало от естественно-научной классификации 19 века, в настоящее время не обеспечивает оперативное использование и управление знаниями, расположенными на стыке научных дисциплин, создает искусственные препятствия для их развития, приводит к экспоненциальному росту объема базовых знаний. Этот процесс вызывает необходимость увеличения продолжительности периода обучения для получения социально необходимого минимума образования. В результате компромисса между утвержденным временем подготовки, возможностями обучаемых и объемом передаваемых знаний существующая система образования, в рамках линейно-иерархической структуры знаний, может обеспечить уровень образования, соответствующий социальным требованиям 70-80 годов ХХ века.
Альтернативный классическому подход можно представить в виде «доменов» или «пузырей» знаний, имеющих в своей основе, в ядре, ключевую проблему и увеличивающихся по мере накопления знаний о данной проблеме. Естественно, ядра таких доменов возникают в процессе развития предыдущих «доменов» знаний, однако возникший «домен» не является подчиненным для родительского и может развиваться относительно самостоятельно. В системе образования переход к новой парадигме управления знаниями можно увидеть на примере развития Болонского процесса, развития концепции модульности и непрерывного образования.
По своей социальной роли система образования является одним из самых консервативных институтов. Это объясняется высокой степенью ответственности за судьбу каждого члена общества, его профессионального соответствия и востребованности на рынке труда. Поэтому система образования традиционно вынуждена планировать программы подготовки кадров на длительный период, обеспечивая новым членам общества , к моменту их выхода в самостоятельную жизнь, актуальное на этот момент образование и начальный уровень социальной адаптации.
В качестве ответа на указанные выше вызовы учебное заведение должно обеспечить организованный управляемый переход от традиционного подхода к образовательному процессу в новых жизненных реалиях.
Самый первый и наиболее простой шаг – создание и отработка новых технологий обучения в виртуальной среде smart-education.
Академик Тихомиров В.П. и Тихомирова Н.В. [2], указывают в свой статье, что Smart-education – это объединение учебных заведений и профессорско-преподавательского состава для осуществления совместной образовательной деятельности в сети Интернет на базе общих стандартов, соглашений и технологий. Организации, использующие технологии Smart-education неизбежно будут объединяться в сообщества на основании единого образовательного подхода, единой технологической платформы, системы верификации образовательных материалов и признания (аккредитации) образовательных услуг всех членов сообщества, будут осуществлять коллективный процесс обучения с помощью единого общего репозитария учебных материалов.
Исходя из указанной выше постановки задачи, можно выделить следующие роли участников «виртуального» сообщества:
- технологический лидер
Это должна быть организация, обеспечивающая разработку и стандартизацию технических средств функционирования среды smart-education. В качестве технологического лидера должны выступать крупные университеты – общепризнанные лидеры в развитии открытых проектов дистанционного обучения. В качестве примера можно привести Open Course Ware Consortium, созданный Массачусетским технологическим институтом (MIN OCW).
- методологический лидер
Это организации, обеспечивающие единство методологических подходов к обучению внутри сообщества. Практика свидетельствует, что на современном этапе развития smart-education роли методологического и технологического лидера чаще всего совпадают и осуществляются одним и тем же образовательным заведением. Ожидается, что дальнейшем, с развитием smart-education, эта роль будет выделена в отдельную деятельность. Вполне возможно, что часть обязанностей методологического лидера в будущем на себя заберет государство.
- поставщик контента
Эта группа наиболее многочисленна и в нее входят большинство участников сообщества. Они обеспечивают выполнение достаточно трудоемкой, но необходимой работы по формированию учебных материалов, основанных на принятых в сообществе общих регламентах, методологических требованиях, обеспечивающими совместимость учебных материалов и разработок с материалами других участников сообщества.
- эксперт-верификатор
Роль данного участника сообщества заключается в обеспечении проверки и верификации учебных материалов, поставляемых поставщиками контента. В отсутствии этого участника процесса сообщество smart-education обречено на хаос ввиду разработки разными учебными заведениями большого количества разнородных учебных материалов. В случае, если указанные материалы будут еще и низкокачественными, то этот процесс неминуемо приведет к деградации. Без сомнения можно сказать, что роль эксперта-верификатора является, пожалуй, самой ответственной и в то же время самой сложной для успешного существования всего сообщества. Поэтому эта организация должна быть достаточно квалифицированной для выполнения своих обязанностей ( что предъявляет дополнительные требования к персоналу), но в то же время она не должна сама разрабатывать учебные материалы, иначе неизбежен конфликт интересов и вытеснение из сообщества сторонних разработчиков, вместо их привлечения.
- разработчик треков обучения
Это организация, занимающаяся составлением и верификацией программ обучения на основании имеющихся учебных материалов. Выполнение данной роли сопряжено с формированием «стандарта» необходимого и достаточного объема знаний учащихся для выполнения функциональных обязанностей в той или иной социально-профессиональной роли.
- обучающая организация
Данная организация призвана использовать все учебные и методические разработки сообщества smart-education для непосредственного обучения студентов, организации и проведения занятий очной или дистанционной форме, обеспечении первичного контроля усвоения материала, обеспечении постоянного притока в сообщество денежных средств.
- контрольная организация
Роль контрольной организации заключается в обеспечении независимого контроля соответствия знаний студентов заявленной программе обучения, оформлении и выдаче сертификатов или дипломов о соответствии подготовленного специалиста определенным требованиям.
- клиринговый центр
Организация- клиринговый центр- обязана обеспечивать «хозрасчетные отношения» и взаиморасчеты между участниками сообщества, включая и перераспределение денежных средств, полученных обучающей организацией от студентов в виде оплаты за использование сторонних учебных и методических материалов, за выполнение контрольных мероприятий, за использование технологической базы сообщества и т.д.
Указанный перечень ролей в сообществе smart-education может быть дополнен в зависимости от конкретной ситуации. Часть ролей может с успехом совмещаться в рамках одного учреждения, но без сомнения все перечисленные роли необходимы для создания устойчивой само регулируемого виртуального сообщества.
Российские образовательные учреждения в настоящее время пока не обладают финансовым и международным авторитетом для создания собственного полноценно функционирующего сообщества smart-education. Поэтому наиболее вероятный, а возможно и наиболее эффективный, путь внедрения новых технологий обучения на российском образовательном пространстве – это вступление в качестве участников в существующие и планируемые к созданию в будущем международные сообщества smart-education.
Перспективным может стать путь организации русскоязычного сегмента в существующем сообществе smart-education, позволяющий, с одной стороны, использовать технологические и методологические наработки зарубежных партнеров, с другой – разрабатывать материалы и треки обучения, соответствующие требованиям Российских регулирующих органов в сфере образования.
Библиографический список
- Материалы Х международной научно-методической конференции «Новые образовательные технологии в вузе» (НОТВ-2013). Электронный доступ URL: http //www.notv.urfu.ru
- Тихомиров В.П., Тихомирова Н.В., Smart-education: новый подход к развитию образования Электронный доступ URL: http //http://www.elearningpro.ru/forum/topics/smart-education