СОЦИАЛЬНЫЕ И МЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ ПРАВОСЛАВНОГО ПАНСИОНАТА «НАДЕЖДА» ПРИ СВЯТО-ТРОИЦКОМ ЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ Г. МУРОМ

Токарева Екатерина Олеговна
Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (Муромский институт)

Аннотация
Данная статья посвящена обзору социально-медицинских технологий, применяемых при работе с подростками группы риска.

Ключевые слова: информационный подход, медико-биологический подход, медицинские технологии, несовершеннолетние, подростки группы риска, профилактика., социально-педагогическая технология, социальные технологии.


SOCIAL AND MEDICAL TECHNOLOGIES OF WORK WITH TEENAGERS FROM TROUBLED FAMILIES IN THE CONDITIONS OF AN ORTHODOX BOARDING HOUSE «NADEZHDA» AT THE HOLY TRINITY CONVENT, MUROM

Tokareva Ekaterina Olegovna
Vladimir state University named after Alexander and Nicholas Stoletovs (Murom Institute)

Abstract
This article is devoted to the review of socio-medical technologies used when working with adolescents at risk.

Keywords: informational approach, medical technologies, medico-biological approach, minors, prevention., Social technologies, socio-pedagogical technology, teenagers from risk groups


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Токарева Е.О. Социальные и медицинские технологии работы с подростками из неблагополучных семей в условиях православного пансионата «Надежда» при Свято-Троицком женском монастыре г. Муром // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/03/5928 (дата обращения: 23.02.2024).

Всевозможные проблемные ситуации, возникающие в условиях социальной реальности, приносят в жизнь  подростков множество угроз и рисков, преодолеть которые самостоятельно без психологических срывов и душевных расстройств формирующейся личности представляется проблематичным. Процесс формирования и развития личности, происходящий у ребенка, относящегося к группе риска, связан  с еще большими проблемами, нежели у обычного подростка.

По статистике, молодые личности из неблагополучных семей, с трудом включаются в процесс социализации. Это особенно ярко и отчетливо проявляется в тех семьях, где дети ущемлены во внимании и заботе со стороны родителей.

К категории подростков группы риска принято относить несовершеннолетних детей из неблагополучных семей, которые отличаются девиантным поведением  и с трудом успевают в учебной деятельности.

Понятие «подростки группы риска» может считаться общепринятым, однако существуют его различные трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении. Слово «риск» понимается как определенная возможность, как наибольшая вероятность каких-либо событий, как правило, нежелательных. Исходя из этого определения, к подросткам “группы риска”, относятся дети, находящиеся под воздействием конкретных нежелательных факторов, которые могут повлиять на личность либо благоприятно, либо негативно.

С одной стороны, подростки данной категории являются нежелательным элементом для общества, а с другой, при позитивном стечении обстоятельств, могут стать полноценными и добропорядочными членами социума. Следует отметить, что понятие «группа риска» появилось ещё в советское время именно в контексте приоритета общественных интересов. Данное определение позволило выделить категории людей и семей, поведение которых представлялось опасным не только для окружающих, но и для общества в целом, поскольку шло в разрез с общепринятыми правилами и нормами.

С другой стороны, в последнее время данную категорию людей специалисты рассматривают прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риск потерять здоровье, нормальные условия для полноценного творческого развития и даже жизнь.

Нормативно-правовая база социально-медицинской работы, регламентирующая охрану здоровья подростков группы риска в условиях православного пансионата:

1. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля1993 г. № 5487-1 // Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 33. Ст. 1318.

2. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4872.

3. Устав Свято-Троицкого женского монастыря Владимирской епархии

Формы и методы воспитательно-образовательной деятельности в ключе социально-медицинской работы с подростками из неблагополучных семей в условиях православного пансионата могут быть таковыми:

1) совместное проживание подростками общих событий (совместный досуг, праздники, благотворительные акции и т. д.);

2) участие в различных видах творческой деятельности;

3) применение активных методик общения на уроках, дидактической игры, диалогов как методов воспитания и обучения;

4) активная внеурочная деятельность (экскурсии, паломнические поездки т. д.);

5) проведение тематических воспитательных бесед на диалоговой основе;

6) занятия общественно-полезным трудом [1].

Социальные и медицинские технологии работы с подростками из неблагополучных семей в условиях православного пансионата:

Технологии работы с подростками из неблагополучных семей в условиях православного пансионата включают в себя два ключевых подхода:

1) Информационный подход – в его основе лежат отклонения поведения несовершеннолетних от общепринятых социальных норм, которые происходят потому, что подростки группы риска о них даже не знают. Значит, основным направлением деятельности должно быть информирование данной возрастной группы об их обязанностях, правах, социальных нормах, о требованиях, которые предъявляют к ним: государство, общество и воспитательно-образовательное учреждение.

2) Медико-биологический подход заключается в предупреждении возможных девиаций-отклонений от социальной нормы мерами целенаправленного лечебно-профилактического характера в отношении лиц, страдающих различными психолого-социальными аномалиями, то есть патологией на биолого-физическом уровне.

Важно вовремя суметь распознать у подростка группы риска всевозможные патологические нарушения в психике, из-за которых он может совершать  необдуманные поступки. Несовершеннолетнего должен обследовать психиатр и назначить соответствующее медицинское лечение, оснащенное дополнительным определяющим воспитательно-образовательным воздействием со стороны учителей-наставников.

Вышеописанные подходы несут по большей части первичный характер. Далее рассмотрим вторичные технологии:

Социально-педагогическая технология – в её основе положено восстановление и/или коррекция личностных качеств несовершеннолетнего, его девиантного поведения, волевых и нравственных личностных качеств. Следует не просто воспитать человека, который будет рационально использовать права и свободы, предоставленные ему государством и обществом, но и научить его управлять самим собой.

Довольно часто у подростков группы риска, допускаются аморальные выходки, совершаются проступки, преступления, отсутствуют волевые качества. Подобные дефекты чаще всего возникают в школьном возрасте, а закрепившись, раскрываются как отрицательные личностные и волевые черты в характере, отражающиеся в поступках и действиях. Личностные качества подростка поддаются коррекции, для этого применяются технологии духовно-нравственного становления и воспитания, они заключаются в полноценном духовном образовании, духовно-нравственном совершенствовании и воспитании, развитии и раскрытии духовно-нравственного потенциала.

Другой технологией работы с подростками из неблагополучных семей является их реабилитация. Реабилитация рассматривается автором как система мер, нацеленных на решение задач довольно широкого диапазона, начиная привитием элементарных навыков и до полноценной интеграции несовершеннолетнего подростка в обществе. Целью реабилитации будет является возвращение подростка к нормальной активной жизни в окружающей среде и полезному для общества труду. Это непрерывный процесс, но он имеет ограничение временными рамками. Реабилитация неблагополучных подростков может носить не только медицинский характер, но и социальный.

Медицинская реабилитация нацелена, может быть направлена как на полное, так и на частичное восстановление, компенсацию какой-либо утраченной функции в организме ребенка, на замедление прогрессивно развивающегося заболевания.

Социальная реабилитация рассматривается как процесс восстановления способностей подростков к жизнеспособности в социальной среде и самой социальной среды, а также условий жизнедеятельности для личности, которые по тем или иным причинам нарушены или ограничены.

Профилактическая работа с подростками из неблагополучных семей в условиях православного пансионата:

Профилактика рассматривается как комплекс общественных, государственных, социальных, медицинских, организационных и воспитательных мероприятий, которые предупреждают или устраняют основные, вызывающие различного рода социальные отклонения в поведении неблагополучных подростков.

Профилактика включает в себя ряд научно обоснованных и вовремя предпринятых действий:

- предотвратить физические, социокультурные или психологические обстоятельства у каждого отдельного несовершеннолетнего, входящего в группу риска;
- сохранить и защитить нормальный уровень жизни и здоровья у несовершеннолетних;
- содействовать подросткам в раскрытии и становлении своего внутреннего потенциала.
Профилактические мероприятия могут быть эффективны только при условии включения в них следующих критериев:

- устранение источников дискомфорта у подростка в окружающей его социальной и природной среде, создание ему условий приобретения необходимого опыта с целью решения проблем несовершеннолетнего;

- привитие подростку новых навыков, помогающих ему достичь поставленных целей;

- предупреждение и предотвращение возможных проблем.
Настоятельница Свято-Троицкого женского монастыря матушка Тавифа заботится о здоровье воспитанниц: «Врачи в детской поликлинике ежегодно проводят обследование, назначают при необходимости лечение. Ежегодно девочек отправляют в детский санаторий «Болдино», где за их здоровьем наблюдают опытные врачи».


Библиографический список
  1. Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика. Ч. 1 (учебной пособие для студентов педагогических учебных заведений в 2 ч.) [Электронный ресурс]. URL: http://lib.rus.ec/b/244395/read#t66 (дата обращения: 17.01.14).


Все статьи автора «katytokareva»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: