Всевозможные проблемные ситуации, возникающие в условиях социальной реальности, приносят в жизнь подростков множество угроз и рисков, преодолеть которые самостоятельно без психологических срывов и душевных расстройств формирующейся личности представляется проблематичным. Процесс формирования и развития личности, происходящий у ребенка, относящегося к группе риска, связан с еще большими проблемами, нежели у обычного подростка.
По статистике, молодые личности из неблагополучных семей, с трудом включаются в процесс социализации. Это особенно ярко и отчетливо проявляется в тех семьях, где дети ущемлены во внимании и заботе со стороны родителей.
К категории подростков группы риска принято относить несовершеннолетних детей из неблагополучных семей, которые отличаются девиантным поведением и с трудом успевают в учебной деятельности.
Понятие «подростки группы риска» может считаться общепринятым, однако существуют его различные трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении. Слово «риск» понимается как определенная возможность, как наибольшая вероятность каких-либо событий, как правило, нежелательных. Исходя из этого определения, к подросткам “группы риска”, относятся дети, находящиеся под воздействием конкретных нежелательных факторов, которые могут повлиять на личность либо благоприятно, либо негативно.
С одной стороны, подростки данной категории являются нежелательным элементом для общества, а с другой, при позитивном стечении обстоятельств, могут стать полноценными и добропорядочными членами социума. Следует отметить, что понятие «группа риска» появилось ещё в советское время именно в контексте приоритета общественных интересов. Данное определение позволило выделить категории людей и семей, поведение которых представлялось опасным не только для окружающих, но и для общества в целом, поскольку шло в разрез с общепринятыми правилами и нормами.
С другой стороны, в последнее время данную категорию людей специалисты рассматривают прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риск потерять здоровье, нормальные условия для полноценного творческого развития и даже жизнь.
Нормативно-правовая база социально-медицинской работы, регламентирующая охрану здоровья подростков группы риска в условиях православного пансионата:
1. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля1993 г. № 5487-1 // Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 33. Ст. 1318.
2. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4872.
3. Устав Свято-Троицкого женского монастыря Владимирской епархии
Формы и методы воспитательно-образовательной деятельности в ключе социально-медицинской работы с подростками из неблагополучных семей в условиях православного пансионата могут быть таковыми:
1) совместное проживание подростками общих событий (совместный досуг, праздники, благотворительные акции и т. д.);
2) участие в различных видах творческой деятельности;
3) применение активных методик общения на уроках, дидактической игры, диалогов как методов воспитания и обучения;
4) активная внеурочная деятельность (экскурсии, паломнические поездки т. д.);
5) проведение тематических воспитательных бесед на диалоговой основе;
6) занятия общественно-полезным трудом [1].
Социальные и медицинские технологии работы с подростками из неблагополучных семей в условиях православного пансионата:
Технологии работы с подростками из неблагополучных семей в условиях православного пансионата включают в себя два ключевых подхода:
1) Информационный подход – в его основе лежат отклонения поведения несовершеннолетних от общепринятых социальных норм, которые происходят потому, что подростки группы риска о них даже не знают. Значит, основным направлением деятельности должно быть информирование данной возрастной группы об их обязанностях, правах, социальных нормах, о требованиях, которые предъявляют к ним: государство, общество и воспитательно-образовательное учреждение.
2) Медико-биологический подход заключается в предупреждении возможных девиаций-отклонений от социальной нормы мерами целенаправленного лечебно-профилактического характера в отношении лиц, страдающих различными психолого-социальными аномалиями, то есть патологией на биолого-физическом уровне.
Важно вовремя суметь распознать у подростка группы риска всевозможные патологические нарушения в психике, из-за которых он может совершать необдуманные поступки. Несовершеннолетнего должен обследовать психиатр и назначить соответствующее медицинское лечение, оснащенное дополнительным определяющим воспитательно-образовательным воздействием со стороны учителей-наставников.
Вышеописанные подходы несут по большей части первичный характер. Далее рассмотрим вторичные технологии:
Социально-педагогическая технология – в её основе положено восстановление и/или коррекция личностных качеств несовершеннолетнего, его девиантного поведения, волевых и нравственных личностных качеств. Следует не просто воспитать человека, который будет рационально использовать права и свободы, предоставленные ему государством и обществом, но и научить его управлять самим собой.
Довольно часто у подростков группы риска, допускаются аморальные выходки, совершаются проступки, преступления, отсутствуют волевые качества. Подобные дефекты чаще всего возникают в школьном возрасте, а закрепившись, раскрываются как отрицательные личностные и волевые черты в характере, отражающиеся в поступках и действиях. Личностные качества подростка поддаются коррекции, для этого применяются технологии духовно-нравственного становления и воспитания, они заключаются в полноценном духовном образовании, духовно-нравственном совершенствовании и воспитании, развитии и раскрытии духовно-нравственного потенциала.
Другой технологией работы с подростками из неблагополучных семей является их реабилитация. Реабилитация рассматривается автором как система мер, нацеленных на решение задач довольно широкого диапазона, начиная привитием элементарных навыков и до полноценной интеграции несовершеннолетнего подростка в обществе. Целью реабилитации будет является возвращение подростка к нормальной активной жизни в окружающей среде и полезному для общества труду. Это непрерывный процесс, но он имеет ограничение временными рамками. Реабилитация неблагополучных подростков может носить не только медицинский характер, но и социальный.
Медицинская реабилитация нацелена, может быть направлена как на полное, так и на частичное восстановление, компенсацию какой-либо утраченной функции в организме ребенка, на замедление прогрессивно развивающегося заболевания.
Социальная реабилитация рассматривается как процесс восстановления способностей подростков к жизнеспособности в социальной среде и самой социальной среды, а также условий жизнедеятельности для личности, которые по тем или иным причинам нарушены или ограничены.
Профилактическая работа с подростками из неблагополучных семей в условиях православного пансионата:
Профилактика рассматривается как комплекс общественных, государственных, социальных, медицинских, организационных и воспитательных мероприятий, которые предупреждают или устраняют основные, вызывающие различного рода социальные отклонения в поведении неблагополучных подростков.
Профилактика включает в себя ряд научно обоснованных и вовремя предпринятых действий:
- предотвратить физические, социокультурные или психологические обстоятельства у каждого отдельного несовершеннолетнего, входящего в группу риска;
- сохранить и защитить нормальный уровень жизни и здоровья у несовершеннолетних;
- содействовать подросткам в раскрытии и становлении своего внутреннего потенциала.
Профилактические мероприятия могут быть эффективны только при условии включения в них следующих критериев:
- устранение источников дискомфорта у подростка в окружающей его социальной и природной среде, создание ему условий приобретения необходимого опыта с целью решения проблем несовершеннолетнего;
- привитие подростку новых навыков, помогающих ему достичь поставленных целей;
- предупреждение и предотвращение возможных проблем.
Настоятельница Свято-Троицкого женского монастыря матушка Тавифа заботится о здоровье воспитанниц: «Врачи в детской поликлинике ежегодно проводят обследование, назначают при необходимости лечение. Ежегодно девочек отправляют в детский санаторий «Болдино», где за их здоровьем наблюдают опытные врачи».
Библиографический список
- Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика. Ч. 1 (учебной пособие для студентов педагогических учебных заведений в 2 ч.) [Электронный ресурс]. URL: http://lib.rus.ec/b/244395/read#t66 (дата обращения: 17.01.14).