АССОЦИАТИВНЫЙ ТЕЗАУРУС ЯКУТСКОГО ЯЗЫКА

Заморщикова Людмила Софроновна
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова
доцент

Аннотация
В статье речь идет об исследованиях языкового сознания на основе материалов свободных ассоциативных экспериментов (ассоциативного тезауруса), приводится пример якутского ассоциативного словаря. Ассоциативный тезаурус позволяет исследовать системность языкового сознания. Для выявления ядра языкового сознания якутов разрабатывается частотный словарь на основе сбалансированного электронного корпуса.

Ключевые слова: ассоциативно-вербальные сеть, ассоциативный словарь., образ мира, свободный ассоциативный эксперимент, языковое сознание


ASSOCIATIVE THESAURUS OF THE YAKUT LANGUAGE

Zamorshchikova Liudmila Sofronovna
North-Eastern Federal University (Yakutsk)
PhD, Associate Professor

Abstract
The article focuses on the studies of the language consciousness on the basis of free associative experiments (Association thesaurus) in example of the Yakut associative dictionary. Associative thesaurus allows to investigate the systemic nature of the language consciousness. A frequency dictionary of Yakut language based on the balanced electronic corpus is developed for reveal the core of the language consciousness of the Yakut people.

Keywords: associative dictionary, associative-verbal nets, free association experiment, language consciousness, world view


Рубрика: Филология

Библиографическая ссылка на статью:
Заморщикова Л.С. Ассоциативный тезаурус якутского языка // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/02/6027 (дата обращения: 29.02.2024).

В современных этнопсихолингвистических исследованиях национально-культурная специфика языкового сознания или образа мира является предметом научного интереса не только с точки зрения выявления его этнокультурной специфики  при межкультурном общении, но также для изучения собственной культуры и языка.

Явления реальной действительности, воспринимаемые человеком в структуре деятельности и общения, отображаются в его сознании таким образом, что в нем фиксируются причинные пространственные связи явлений и эмоций, вызываемых восприятием этих явлений. При этом образ мира, существующий в сознании носителей той или иной культуры, меняется от одной культуры к другой [1].

Образ мира является универсальным механизмом адаптации этноса к окружающему миру, поскольку им задается та система координат, в которых действует представитель той или иной этнической культуры: в процессе развития этноса образ мира может меняться, но неизменными остаются принадлежащие коллективному бессознательному элементы этнического бессознательного – этнические константы [2].

Поскольку языковое сознание отображает специфику взаимодействия с миром конкретного этноса, анализ конкретных форм выражения языкового сознания позволяет изучить идеальную форму культуры конкретного этноса  в определенное историческое время.

Одним из способов изучения языкового сознания является форма его овнешнения посредством ассоциативного эксперимента. Ассоциативные поля, формируемые из реакций респондентов, носителей определенной культуры и языка, представляют нам материал для исследования их образа мира или языкового сознания, Кроме того, исследование  языкового сознания по материалам ассоциативных экспериментов – ассоциативно-вербальных полей, позволяет  выявить как системность содержания образа сознания, так и системность языкового сознания носителей той или иной культуры как целого и показывает уникальность и неповторимость образа мира каждой культуры [Уфимцева. Op.cit].

В Северо-восточном федеральном университете имени М.К.Аммосова исследования языкового сознания народов республики (на материале якутского, эвенкийского, эвенского, юкагирского языков) ведутся с 2005 года. Реализовано четыре проекта РГНФ, в рамках которых была изучена теоретическая база и собран материал по результатам проведенных ассоциативных экспериментов. В настоящее время завершена обработка данных по якутскому и эвенкийскому языкам и ассоциативные словари на этих языках размещены на сайте НИИУ по адресу http://adictsakha.nsu.ru/

Суть ассоциативного эксперимента состоит в том, что респондентам дается список стимулов из 140 слов на якутском языке, на которые они должны были дать реакции первым приходящим в голову словом. На анкетирование отводилось примерно 15 минут.

Список стимулов нами был позаимствован из Славянского ассоциативного словаря на материале русского, белорусского, болгарского, украинского языков. Словник данного словаря включает 112 стимулов, которые были отобраны из ядра русского языкового сознания.

Еще в 18 веке великий французский просветитель Ш.-Л. Монтескье главным фактором, формирующим и культуру, и национальный характер, назвал климат. «География определяет историю, а вместе они формируют культуру», пишет доктор филологических наук С.Г.Тер-Минасова в своей книге «Война и мир языков и культур» [3].

Сходные географические и культурные условия   влияют на  формирование сходных элементов в языковом сознании народов. Север, как  культурно-исторический тип цивилизации, определяется как социально-культурная общность людей с известными и отмеченными устойчивыми чертами и признаками: наличие языка, исконной традиционной культуры, среды обитания, общностью экономической и духовной сфер жизни.

В связи с этим, список слов был переведен на якутский, эвенский, эвенкийский и юкагирский языки. Кроме того, список был расширен словами «северной» тематики, релевантными для культуры северных народов, например, снег, олень, лошадь, корова, молоко, тундра, море, алаас, ворон, ысыах (национальный праздник), названия этносов, проживающих в республике, слова, относящиеся к традиционным верованиям  и др.

Что касается якутского ассоциативного словаря, массовый свободный ассоциативный эксперимент проводился с 2005 по 2010 годы среди студентов СВФУ (бывший ЯГУ), включая его филиалы в промышленных городах Мирный и Нерюнгри. В качестве респондентов в эксперименте приняли участие около 2000 студентов, носителей якутского языка, примерно одинаковое количество мужчин и женщин, обучающиеся по разным специальностям вуза.

В результате отбора материала был составлен якутский ассоциативный словарь, включающий ответы 1220 респондентов на 140 стимулов. Словарь состоит из двух частей – Прямого и Обратного. Прямой ассоциативный словарь содержит информацию о словах-стимулах и словах-реакциях, которые были даны как первые ассоциации в ходе ассоциативного эксперимента. Например, стимул ОЛОХ (русск. жизнь) ассоциирован со следующими реакциями:  дьол (счастье)  128; дьаһах (уклад)  92; уһун (долгая) 80; дьылҕа (судьба) 57; ыарахан (тяжелая)  49; суол (дорога) 38; кэрэ (прекрасная) 31; кылгас (короткая) 26; үчүгэй (хорошая) 22; киһи (человек) , өлүү(смерть) 16; олоруу(жить), суола (путь), үйэ (век) 14; төлкө (судьба) 13; тыын (дыхание) 12; биир (одна), олор(жить), сырдык(светлая) 10. Мы привели наиболее часто встречающиеся реакции. После словарной статьи идет количественная информация (1213, 251, 128, 172), которая означает 1213 – общее количество респондентов, или ответов, 251 – количество разных реакций, третья цифра 128 – количество отказов, 172 – количество реакций, которые  встретились только по одному разу.

Обратный словарь позволяет получить информацию об ассоциативных доминантах (словах, имеющих наибольшее число ассоциативных связей) в языковом сознании респондентов. Он содержит информацию от реакции к стимулу и показывает, реакцией для каких стимулов и в каком количестве выступило то или иное слово. Например, то же слово ОЛОХ (жизнь) выступило в качестве реакции для стимула  олор (жить) 147 раз, для стимула дьол (счастье)  64; көҥүл (свобода) 55; үчүгэй (хороший) 52; киһи (человек) 44; для стимула уу (вода) 40; дьиэ кэргэн (семья) 39; саҕаланыыта (начало) 32; суол (дорога) 30; бириэмэ (время) 24; саҥа(новый) 18 раз и т.д. Всего слово олох/жизнь встречается в качестве реакции 848 раз для 84 разных стимулов, о чем показывают количественные показатели в конце статьи обратного словаря (848, 84).

Ассоциативный словарь представляет материал для широкого круга лингвистических исследований, таких как семантическая структура словарного состава языка, синтагматические и парадигматические связи. Кроме того, как отмечает Н.В.Уфимцева, одно из преимуществ изучения ассоциативных реакций заключается  в том, что «эти материалы можно рассматривать как специфичный для данной культуры и языка «ассоциативный профиль» образов сознания. Они интегрируют умственные и чувственные знания, которыми обладает конкретный этнос»[4].

Как уже было указано выше, ассоциативный словарь позволяет исследовать системность образа мира конкретного этноса в конкретное время на основе выявления ядра языкового сознания, то есть тех единиц ассоциативно-вербальной сети, которые имеют наибольшее количество связей с другими единицами данной ассоциативной сети, представленной в виде Обратного ассоциативного словаря.

Ядро языкового сознания в психолингвистических исследованиях понимается как совокупность  единиц, характеризующихся максимальным числом связей. По мнению А.А.Залевской, «максимальное число связей имеют слова, представляющие особое значение для испытуемого, как личности. Они являются самыми емкими понятиями, связь с которыми имеет максимальную вероятность воспроизведения, а число слов с максимальной ассоциативной силой составляет не более 2% от общего лексикона» [5].

Исследование ядра языкового сознания чрезвычайно интересно для якутского языка. Учитывая огромное количество парных слов, которые, как показывает материал ассоциативных экспериментов, активно функционируют в речи.

В приведенном выше исследовании, Н.В.Уфимцева отмечает, что изучение ядра языкового сознания русских позволяет заключить, что системность языкового сознания русских является достаточно стабильной, и связана с системой этнических констант.

В связи с этим большой интерес вызывают сопоставительные межкультурные исследования контактирующих языков, а также типологически разных языков (например, в методике преподавания иностранных языков).

Как  было сказано выше, в качестве основы стимулов для якутского ассоциативного словаря был использован список стимулов Славянского ассоциативного словаря.

Между тем, для выделения ядра языкового сознания якутов, выявления системности их образа мира необходимо сопоставить единицы семантической сети, которые имеют наибольшее число связей с другими единицами (в Обратном ассоциативном словаре) с частотным словарем якутского языка. И для этого нами начата разработка частотного словаря на основе сбалансированного корпуса объемом в 1миллион словоупотреблений.

В рамках проектов, финансируемых Программой развития СВФУ,  в 2012-2013 годах собран массив объемом 400000 словоупотреблений, в том числе примерно 70%-тексты художественной литературы, произведения якутских писателей, начиная с 70-х годов прошлого столетия. 17% – публицистика, 9 %- тексты научного стиля, 4 %- официально-деловые документы. Представительность корпуса предполагает, что коллекция текстов сбалансирована в отношении жанров и функциональных стилей, и что она имеет достаточные размер и выборку по числу текстов и авторов, чтобы служить основой для статистически достоверных исследований лингвистических феноменов в текстах соответствующей тематики. В конечном варианте предлолагается собрать массив объемом 1 миллион словоупотреблений, при этом 35-40% массива будет относиться к текстам художественных произведений, 35%-к публицистике, 10%-литературно-обиходный (устные текств), по 8-10?- официально-делового и научного стилей.

Пилотный Корпус якутского языка размещен по адресу http://adictsakha.nsu.ru/corpora/corp/

Корпус якутского языка находится на  амой ранней стадии разработки. Необходимо еще раз подчеркнуть, что данный массив , прежде всего, создается для выявления частотного словаря и исследования системности языкового сознания якутов. Однако данная работа в необходимом порядке предполагает разработку и апробирование всех необходимых для создания корпуса работ по аннотированию, разметкам, программах распознавания и т.д.


Библиографический список
  1. Уфимцева Н.В. Сознание, слово, культура //Коммуникативная лингвистика и коммуникативно-деятельностный подход к обучению языкам. Памяти Геннадия Владимировича Колшанского. М., 2000. с.44-55.
  2. Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997.
  3. Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур. М., 2007.
  4. Уфимцева Н.В. Ассоциативный тезаурус как модель языкового сознания носителя языка // Языковое сознание: динамика и вариативность. М., Калуга: Институт языкознания РАН, 2011. С.228-240.
  5. Залевская А.А. О комплексном подходе к исследованию закономерностей функционирования языкового механизма человека // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. Калинин: 1981, С.28-44.


Все статьи автора «Заморщикова Людмила Софроновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: