Проблема нравственных ценностей детей и молодежи, в том числе взглядов и убеждений, влияющих на защищенность личности, активно исследуется в педагогике и психологии [1, 2, 3]. В ранее опубликованных статьях по проблеме физического воспитания студентов нами изложены некоторые результаты теоретического исследования влияния физической культуры на готовность студентов к безопасной жизнедеятельности [4, 5, 6, 7]. Нами опубликованы статьи с использованием эмпирических данных о влиянии физической культуры на мировоззренческую и психологическую подготовку студентов к обеспечению безопасности [8, 9, 10, 11], раскрыты некоторые аспекты влияния физической культуры на нравственную готовность студентов к обеспечению безопасности [12]. Тем не менее, проблема факторов, оказывающих влияние на подготовку молодежи к безопасной жизнедеятельности, в настоящее время относится к наименее изученным в педагогической науке. В частности, в ранее опубликованной статье о влиянии физической культуры на нравственную готовность студентов к обеспечению безопасности [12] не использованы эмпирические данные о влиянии на нравственную готовность студентов их посещаемости занятий, оценки студентами практической и познавательной значимости занятий по физической культуре. Эти эмпирические данные впервые представлены и проанализированы нами в настоящей публикации. На основе анализа результатов анкетирования студентов изложим основные выводы о влиянии педагогических факторов на нравственную подготовку студентов к обеспечению безопасности.
При анкетировании в декабре 2005 г. выявлялись мнения 899 студентов (486 девушек и 413 юношей) 1-3 курсов экономического и юридического факультетов ААЭП. При опросе была использована анкета, включающая 32 вопроса закрытого типа. В первой части анкеты, состоящей из 20 вопросов, предлагалось выбрать вариант ответа из трех («да», «нет», «затрудняюсь ответить») предложенных по поводу утверждений анкеты. Во второй части анкеты, состоящей из 12 вопросов, предлагалось выбрать вариант ответа из 6 (в том числе вариант ответа «затрудняюсь ответить»), предложенных по поводу утверждений анкеты. В использованную анкету входили утверждения, направленные на выяснение отношения студентов к некоторым аспектам обеспечения безопасности (1-20 вопросы), некоторых характеристик занятий студентов физической культурой (21-32 вопросы). Ответы по поводу утверждения 4 дали возможность выяснить некоторые свойства нравственной готовности студентов к обеспечению безопасности. В изложенных далее статистических данных приводятся как дословные, так и сокращенные варианты утверждений анкеты. В связи с этим приведем полные формулировки утверждений анкеты (в списках ниже упущен вариант ответа «Затрудняюсь ответить»).
4. Среди людей много добрых и хороших, в случае опасности от них можно получить помощь.
1. Да.
2. Нет.
22. Как часто Вы посещаете занятия по физической культуре (спортивную секцию)?
1. Посещаю все занятия.
2. Посещаю более половины занятий.
3. Посещаю половину занятий.
4. Посещаю меньшую часть занятий.
5. Не посещаю занятий.
23. Как вы оцениваете практическую пользу от занятий физкультурой в ААЭП (если занимаетесь в спортивной секции, оцените эти занятия)?
1. Все занятия полезны.
2. Более половины занятий полезны.
3. Половина занятий полезна.
4. Некоторые занятия полезны.
5. Все занятия бесполезны.
24. Насколько интересно Вам на занятиях по физкультуре в ААЭП (если занимаетесь в спортивной секции, оцените эти занятия)?
1. Все занятия интересны.
2. Более половины занятий интересны.
3. Половина занятий интересна.
4. Некоторые занятий интересны.
5. Все занятия неинтересны.
Проведенное теоретическое исследование привело к выводу о том, что нравственная составляющая культуры безопасности, наряду с прочими элементами, включает убеждения: я хороший, заслуживаю не меньшей безопасности, чем окружающие люди; меня окружает много хороших людей, можно рассчитывать на помощь и поддержку окружающих людей; иногда встречаются недобрые люди, но ко всем людям надо относиться открыто; пока человек не доказал, что он плохой, считай, что он хороший, добрый, порядочный.
Статистические данные о соотношении ответов по поводу занятий физической культурой и мнений студентов о нравственных аспектах безопасности представлены далее в таблицах 1-6. В этих таблицах результаты математической обработки результатов анкетирования сгруппированы следующим образом. В правых вертикальных столбцах (2-7) содержатся данные о том, как студенты, согласные с включенными в верхние части столбцов положениями, относятся к другим утверждениям, содержащимися в левом столбце (столбец 1) горизонтальных строк таблицы (левые столбцы таблиц включают данные об ответах опрошенных по поводу утверждения анкеты о нравственном аспекте безопасности).
Прежде всего выясним, имеются ли признаки взаимосвязи посещаемости студентов занятий по физкультуре и нравственных взглядов в области безопасности. Данные о соотношении ответов студентов по поводу утверждений 22, 4 представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Соотношение ответов студентов на вопрос № 4 с ответами на вопрос № 22
Содержание ответов |
Затрудняюсь ответить | Не посещаю занятий | Посещаю меньшую часть занятий | Посещаю половину занятий | Посещаю более половины занятий | Посещаю все занятия | 1 |
Среди людей много добрых и хороших, в случае опасности от них можно получить помощь. |
0 |
44 |
60 |
27 |
164 |
230 |
2 |
Нет |
1 |
18 |
31 |
22 |
116 |
138 |
3 |
Затрудняюсь ответить |
0 |
6 |
4 |
3 |
10 |
26 |
4 |
ИТОГО: |
1 |
68 |
95 |
52 |
290 |
394 |
5 |
Содержание ответов |
Затрудняюсь ответить | Не посещаю занятий | Посещаю меньшую часть занятий | Посещаю половину занятий | Посещаю более половины занятий | Посещаю все занятия | 6 |
Среди людей много добрых и хороших, в случае опасности от них можно получить помощь. |
0% |
65% |
63% |
52% |
57% |
58% |
7 |
Нет |
100% |
26% |
33% |
42% |
40% |
35% |
8 |
Затрудняюсь ответить |
0% |
9% |
4% |
6% |
3% |
7% |
9 |
1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Из таблицы 1 следует, что среди посещающих все занятия позитивной нравственной оценки возможности получения помощи придерживаются 58% студентов, среди не посещающих занятия по физической культуре придерживаются такой позиции 65%, т.е. на 7% больше. Для выяснения статистической значимости выявленных различий эмпирических данных здесь и далее в настоящей статье воспользуемся сервисом автоматического расчета углового преобразования на сайте http://www.psychol-ok.ru/statistics/fisher. Для проверки достоверности различий воспользуемся данными в столбцах 3, 7 (в 2, 3 строках абсолютные цифры отрицательных и положительных ответов: 44, 18 и 230, 138 соответственно) с применением критерия Фишера. Выясняем, что φ*эмп = 1.318, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Таким образом, нет признаков взаимосвязи занятий физической культурой и нравственной готовностью к обеспечению безопасности.
Изменим аспект анализа соотношения ответов по поводу утверждений 22, 4 анкеты. Определим, имеются ли признаки влияния нравственных взглядов на посещаемость занятий по физкультуре. Данные о соотношении ответов студентов по поводу утверждений 22, 4 представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Соотношение ответов студентов на вопрос № 22 с ответами на вопрос № 4
Содержание ответов |
Затрудняюсь ответить |
Нет | Среди людей много добрых и хороших, в случае опасности от них можно получить помощь. | 1 |
Посещаю все занятия |
26 |
138 |
230 |
2 |
Посещаю более половины занятий |
10 |
116 |
164 |
3 |
Посещаю половину занятий |
3 |
22 |
27 |
4 |
Посещаю меньшую часть занятий |
4 |
31 |
60 |
5 |
Не посещаю занятий |
6 |
18 |
44 |
6 |
Затрудняюсь ответить |
0 |
1 |
0 |
7 |
ИТОГО: |
49 |
326 |
525 |
8 |
Содержание ответов |
Затрудняюсь ответить |
Нет | Среди людей много добрых и хороших, в случае опасности от них можно получить помощь. |
9 |
Посещаю все занятия |
53% |
42% |
44% |
10 |
Посещаю более половины занятий |
20% |
36% |
31% |
11 |
Посещаю половину занятий |
6% |
7% |
5% |
12 |
Посещаю меньшую часть занятий |
8% |
10% |
11% |
13 |
Не посещаю занятий |
12% |
6% |
8% |
14 |
Затрудняюсь ответить |
0% |
0% |
0% |
15 |
1 |
2 |
3 | 4 |
На основе таблицы 2 сформулируем выводы. Примерно равная процентная доля студентов, посещающих все занятия, среди положительно оценивающих (44 %) и отрицательно оценивающих (42 %) нравственные аспекты безопасности. Среди тех студентов, которые придерживаются позитивной нравственной оценки посещают все занятия по физкультуре 44 %, среди тех, кто затрудняется в нравственной оценке (или отрицательно оценивает возможность получения помощи), посещают занятия по физкультуре 53 %, (соответственно – 42 %) т.е. на 9 % больше. Для проверки достоверности различий воспользуемся данными в столбцах 3, 4 (в строках 2, 6 абсолютные цифры отрицательных и положительных ответов: 138, 18 и 230, 44 соответственно) с применением критерия Фишера. При этом φ*эмп = 1.336. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Таким образом, нет признаков взаимосвязи посещаемости занятий физической культурой и нравственной готовностью к обеспечению безопасности.
Выясним, имеются ли признаки влияния оценки студентами практической значимости занятий физической культурой (характеризует уровень реализации стимулирующей, развивающей функций педагогического процесса) и нравственными взглядами студентов на вопросы безопасности. Данные о соотношении ответов студентов по поводу утверждений 4, 23 представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Соотношение ответов студентов на вопрос № 4 с ответами на вопрос № 23
Содержание ответов |
Затрудняюсь ответить | Все занятия бесполезны | Некоторые занятий полезны | Половина занятий полезны | Более половины занятий полезны | Все занятия полезны |
1 |
Среди людей много добрых и хороших, в случае опасности от них можно получить помощь. |
1 |
14 |
41 |
48 |
96 |
324 |
2 |
Нет |
0 |
10 |
38 |
27 |
66 |
185 |
3 |
Затрудняюсь ответить |
1 |
0 |
2 |
3 |
11 |
32 |
4 |
ИТОГО: |
2 |
24 |
81 |
78 |
173 |
541 |
5 |
Содержание ответов |
Затрудняюсь ответить | Все занятия бесполезны | Некоторые занятий полезны | Половина занятий полезны | Более половины занятий полезны | Все занятия полезны | 6 |
Среди людей много добрых и хороших, в случае опасности от них можно получить помощь. |
50% |
58% |
51% |
62% |
55% |
60% |
7 |
Нет |
0% |
42% |
47% |
35% |
38% |
34% |
8 |
Затрудняюсь ответить |
50% |
0% |
2% |
4% |
6% |
6% |
9 |
1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Из таблицы 3 следует, что 42 % студентов, признавших все занятия бесполезными, и 34 %, признавших все занятия полезными, придерживаются позитивного нравственного мнения об обеспечении безопасности. Разница составила 8 %. Для проверки достоверности различий воспользуемся данными в столбцах 3, 7 (в 2, 3 строках абсолютные цифры отрицательных и положительных ответов: 14, 10 и 324, 185 соответственно) с применением критерия Фишера. Выясняем, что φ*эмп = 0.527, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Таким образом, нет признаков взаимосвязи занятий физической культурой и нравственной готовностью к обеспечению безопасности.
Выясним, имеются ли признаки влияния нравственных позиций студентов в области безопасности на их оценку практической значимости занятий по физкультуре. Для этого изменим аспект анализа соотношения ответов по поводу утверждений 23, 4 анкеты. Данные о соотношении ответов студентов по поводу утверждений 23, 4 представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Соотношение ответов студентов на вопрос № 23 с ответами на вопрос № 4
Содержание ответов | Затрудняюсь ответить | Нет | Среди людей много добрых и хороших, в случае опасности от них можно получить помощь. | 1 |
Все занятия полезны | 32 | 185 | 324 | 2 |
Более половины занятий полезны | 11 | 66 | 96 | 3 |
Половина занятий полезны | 3 | 27 | 48 | 4 |
Некоторые занятий полезны | 2 | 38 | 41 | 5 |
Все занятия бесполезны | 0 | 10 | 14 | 6 |
Затрудняюсь ответить | 1 | 0 | 1 | 7 |
ИТОГО: | 49 | 326 | 524 | 8 |
Содержание ответов | Затрудняюсь ответить | Нет | Среди людей много добрых и хороших, в случае опасности от них можно получить помощь. | 9 |
Все занятия полезны | 65% | 57% | 62% | 10 |
Более половины занятий полезны | 22% | 20% | 18% | 11 |
Половина занятий полезны | 6% | 8% | 9% | 12 |
Некоторые занятий полезны | 4% | 12% | 8% | 13 |
Все занятия бесполезны | 0% | 3% | 3% | 14 |
Затрудняюсь ответить | 2% | 0% | 0% | 15 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Из таблицы 4 следует, что независимо от того, какого нравственного принципа придерживаются студенты, они примерно одинаково оценивают свой интерес к занятиям по физкультуре, например все занятия интересны для 57 % студентов с отрицательной оценкой возможности получить помощь и все занятия интересны для 62 % студентов, признающих возможность получения помощи. Для проверки достоверности различий воспользуемся данными в столбцах 3, 4 (в строках 2, 6 абсолютные цифры отрицательных и положительных ответов: 185, 10 и 324, 14 соответственно) с применением критерия Фишера. При этом φ*эмп = 0.534. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Таким образом, нет признаков взаимосвязи занятий физической культурой и нравственной готовностью к обеспечению безопасности.
Выясним, имеются ли признаки влияния интереса студентов к занятиям физической культурой (характеризует уровень реализации стимулирующей функции педагогического процесса) и нравственными взглядами студентов на вопросы безопасности. Данные о соотношении ответов студентов по поводу утверждений 24, 4 представлены в таблице 5.
Таблица 5 – Соотношение ответов студентов на вопрос № 4 с ответами на вопрос № 24
Содержание ответов | Затрудняюсь ответить | Все занятия неинтересны | Некоторые занятия интересны | Половина занятий интересна | Более половины занятий интересны | Все занятия интересны. | 1 |
Среди людей много добрых и хороших, в случае опасности от них можно получить помощь. | 2 | 21 | 77 | 67 | 152 | 206 | 2 |
Нет | 0 | 13 | 58 | 51 | 92 | 112 | 3 |
Затрудняюсь ответить | 2 | 1 | 5 | 7 | 18 | 16 | 4 |
ИТОГО: | 4 | 35 | 140 | 125 | 262 | 334 | 5 |
Содержание ответов | Затрудняюсь ответить | Все занятия неинтересны | Некоторые занятия интересны | Половина занятий интересна | Более половины занятий интересны | Все занятия интересны. | 6 |
Среди людей много добрых и хороших, в случае опасности от них можно получить помощь. | 50% | 60% | 55% | 54% | 58% | 62% | 7 |
Нет | 0% | 37% | 41% | 41% | 35% | 34% | 8 |
Затрудняюсь ответить | 50% | 3% | 4% | 6% | 7% | 5% | 9 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Из таблицы 5 следует, что независимо от уровня интереса студентов к занятиям по физкультуре, процентная доля выбравших позитивную нравственную оценку примерно равна, колеблется от 54 % до 62 %. Для проверки достоверности различий воспользуемся данными в столбцах 3, 7 (в 2, 3 строках абсолютные цифры отрицательных и положительных ответов: 21, 13 и 206, 112 соответственно) с применением критерия Фишера. Выясняем, что φ*эмп = 0.344, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Таким образом, нет признаков взаимосвязи занятий физической культурой и нравственной готовностью к обеспечению безопасности.
Выясним, имеются ли признаки влияния нравственных позиций студентов в области безопасности на их интерес к занятиям по физкультуре. Для этого изменим аспект анализа соотношения ответов по поводу утверждений 24, 4 анкеты. Данные о соотношении ответов студентов по поводу утверждений 24, 4 представлены в таблице 6.
Таблица 6 – Соотношение ответов студентов на вопрос № 24 с ответами на вопрос № 4
Содержание ответов | Затрудняюсь ответить | Нет | Среди людей много добрых и хороших, в случае опасности от них можно получить помощь. | 1 |
Все занятия интересны. | 16 | 112 | 206 | 2 |
Более половины занятий интересны | 18 | 92 | 152 | 3 |
Половина занятий интересна | 7 | 51 | 67 | 4 |
Некоторые занятия интересны | 5 | 58 | 77 | 5 |
Все занятия неинтересны | 1 | 13 | 21 | 6 |
Затрудняюсь ответить | 2 | 0 | 2 | 7 |
ИТОГО: | 49 | 326 | 525 | 8 |
Содержание ответов | Затрудняюсь ответить | Нет | Среди людей много добрых и хороших, в случае опасности от них можно получить помощь. | 9 |
Все занятия интересны. | 33% | 34% | 39% | 10 |
Более половины занятий интересны | 37% | 28% | 29% | 11 |
Половина занятий интересна | 14% | 16% | 13% | 12 |
Некоторые занятия интересны | 10% | 18% | 15% | 13 |
Все занятия неинтересны | 2% | 4% | 4% | 14 |
Затрудняюсь ответить | 4% | 0% | 0% | 15 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Из таблицы 6 следует, что студенты, придерживающиеся разных нравственных взглядов на вопросы безопасности, примерно одинаково оценивают познавательную значимость занятий по физкультуре. Все занятия интересны для 33 % студентов, которые затрудняются в выборе нравственной позиции; для 34 % студентов, которые отрицают возможность получения помощи; для 39 % студентов, которые придерживаются позитивной нравственной оценки. Разница в оценке составила 6 %. Для проверки достоверности различий воспользуемся данными в столбцах 3, 4 (в строках 2, 6 абсолютные цифры отрицательных и положительных ответов: 112, 13 и 206, 21 соответственно) с применением критерия Фишера. При этом φ*эмп = 0.332. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Таким образом, нет признаков взаимосвязи занятий физической культурой и нравственной готовностью к обеспечению безопасности.
Подводя итоги анализа педагогических факторов нравственной подготовки студентов к безопасной жизнедеятельности, сформулируем основные выводы. Проведенное анкетирование и статистическая обработка эмпирических данных не выявили в массовой педагогической практике признаков влияния на нравственные взгляды студентов в области безопасности следующих педагогических факторов: посещаемость студентами занятий по физкультуре, оценка студентами практической значимости занятий физической культурой (уровень реализации стимулирующей, развивающей функций педагогического процесса), интереса студентов к занятиям физической культурой (уровень реализации стимулирующей функции педагогического процесса).
В завершение назовем возможные причины отрицательного результата в поиске признаков влияния изученных педагогических факторов на нравственную готовность студентов к безопасной жизнедеятельности. В содержании курса «Физическая культура» недостаточно представлены материалы, раскрывающие нравственные аспекты безопасности (или излагаются без учета логики процесса формирования культуры безопасности). В массовой педагогической практике при проведении занятий по физической культуре, в спортивных секциях не ставится задача нравственной подготовки студентов к безопасной жизнедеятельности или осуществляется без учета закономерностей воспитания культуры безопасности.
Библиографический список
- Каширский Д.В. Субъективные ценности современной молодежи [Текст]: монография / Д.В. Каширский. – Барнаул: Изд-во ААЭП, 2012. – 224 с.
- Жарикова Л.И. Ценностное отношение к непрерывному образованию как фактор безопасности жизнедеятельности молодежи // Дети, молодежь и окружающая среда: здоровье, образование, экология : материалы международной научно-практической конференции, 5-9 июля2012 г. / под. ред. С.Д. Каракозова, П.Г. Воронцова. – Барнаул: АлтГПА, 2012. – С. 88-90.
- Богуцкая Т.В. О некоторых вопросах системы социального воспитания детей и молодежи // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 1. – С. 126–129.
- Мошкин В.Н. Исследование целей формирования культуры безопасности студентов в процессе физического воспитания/ В.Н. Мошкин, В.В. Овчаров // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – Режим доступа: http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html. – (Дата обращения: 1.08.2014).
- Мошкин В.Н. Культура безопасности в содержании физического воспитания студентов/ В.Н. Мошкин, С.В. Зайцева // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – Режим доступа: http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html. – (Дата обращения: 1.08.2014).
- Мошкин В.Н. Формирование культуры безопасности студентов как функция физического воспитания / В.Н. Мошкин // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – Режим доступа: http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html – (Дата обращения: 1.08.2014).
- Мошкин В.Н. Средства формирования культуры безопасности студентов в процессе физического воспитания / В.Н. Мошкин, А.Н. Елизаров // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – Режим доступа: http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html – (Дата обращения: 1.08.2014).
- Мошкин В.Н. Физическая культура как фактор мировоззренческой подготовки студентов к безопасной жизнедеятельности / В.Н. Мошкин, Овчаров В.В. // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2012. – № 2 [Электронный ресурс]. – Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – Режим доступа: http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/11550-nomer-2-2012.html – (Дата обращения: 1.08.2014).
- Мошкин В.Н. Физическая культура как фактор психологической подготовки студентов к безопасной жизнедеятельности / В.Н. Мошкин, С.В. Зайцева // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2012. – № 2 [Электронный ресурс]. – Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – Режим доступа: http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/11550-nomer-2-2012.html – (Дата обращения: 1.08.2014).
- Мошкин В.Н. Гендерные особенности влияния физической культуры на мировоззренческую подготовку студентов к безопасной жизнедеятельности / В.Н. Мошкин, Д.В. Кащеев // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2013. – № 2 [Электронный ресурс]. – Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – Режим доступа: http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/13078-nomer-2-2013.html – (Дата обращения: 1.08.2014).
- Мошкин В.Н. Гендерные особенности влияния физической культуры на психологическую подготовку студентов к обеспечению безопасности / В.Н. Мошкин, С.В. Зайцева, В.В. Овчаров // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2013. – № 2 [Электронный ресурс]. – Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – Режим доступа: http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/13078-nomer-2-2013.html – (Дата обращения: 1.08.2014).
- Мошкин В.Н. Физическая культура как фактор нравственной подготовки студентов к безопасной жизнедеятельности / В.Н. Мошкин, В.В. Овчаров // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: целостный подход к теории и практике. Сборник трудов всероссийской научно-практической конференции. Барнаул: БГПУ, 2008. – С. 45-55.
Количество просмотров публикации: Please wait