Переход высшего образования к двухуровневой системе и внедрение ФГОС третьего поколения определяют новые требования к подготовке студентов. Больше времени отводится на самостоятельную работу, объем знаний увеличивается, они быстро устаревают и их необходимо актуализировать каждые три года [1].
Это требует внедрения в образовательный процесс новых методических разработок, к которым относятся дистанционная поддержка.
Дистанционная поддержка образовательного процесса – это обеспечение традиционных форм образования (очное, заочное) технологиями дистанционного обучения. Она не является особой формой организации образовательного процесса, а лишь расширяет возможности для его участников, увеличивает пребывание обучающегося в образовательной среде [2,3,4].
В 2012 году на кафедре, до введения дистанционной поддержки, был проведен опрос студентов 1, 2 курсов, в котором присутствовал вопрос о причинах вызывающих затруднения при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы. Из предложенных вариантов ответов были названы причины: личная неорганизованность (65%), плохо усвоенный материал (50%), большой объем заданий (53%), неудачное распределение самостоятельной работы преподавателями в течении семестра (37%), невозможность проконсультироваться у преподавателя (26%) недоступность и нехватка литературы (15%). Из факторов, влияющих на качество выполнения самостоятельной работы, на первое место студенты поставили интерес к предмету и его значимость для профессиональной деятельности. Также отметили, что немаловажна правильная организация и контроль самостоятельной работы преподавателем. Частично эти проблемы можно решить с помощью дистанционной поддержки. Надо отметить, что доступ к Интернету есть у всех студентов (дома, свободный доступ в вузе через Wi-Fi, в библиотеке на стационарных компьютерах).
Авторами разработаны и внедряются в учебный процесс дистанционные курсы по дисциплинам «Техническая механика» и «Сопротивление материалов». Курсы размещены в системе дистанционного обучения Sakai (рис.1, 2).
Рисунок 1 - Главная страница дистанционного курса «Сопротивление материалов»
Рисунок 2 - Страница дистанционного курса «Техническая механика»
Курс в системе дистанционного обучения разработан в качестве дополнения к очной и заочной формам обучения для направления подготовки «Строительство». Структура дистанционного курса представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 – Структура дистанционных курсов “Техническая механика” и “Сопротивление материалов”
Большое внимание уделено методическому и информационному обеспечению курса. В методических указаниях для студентов изложено как правильно организовать работу с теоретической и практической частью курса, цели и задачи курсовой работы, лабораторных работ и семинаров, даны ссылки на требования к оформлению курсовой работы, алгоритм написания доклада и создания презентации доклада для семинара. В методических рекомендациях для преподавателей приведены различные методики проведения лекций и практических занятий.
В конспектах лекций изложены только наиболее важные, устоявшиеся знания. Другую часть информации, необходимую для изучения предмета студенты должен добывать самостоятельно, используя учебники, учебные пособия, научную литературу. В примерах решения разобраны как типовые задачи, так и задачи повышенной сложности.
Для самоконтроля и подготовки к зачету и экзамену предлагаются интерактивные тесты по всем разделам курса. Тесты состоят из вопросов, требующих знаний терминов и определений, основных формул, умения решать простые задачи. Установлены сроки прохождения модулей, по окончании которых студенту по электронной почте напоминается о возможности пройти тест. После изучения темы, она остается открытой для просмотра.
Из опыта использования дистанционной поддержки для очной формы обучения в течение двух лет можно сделать следующие выводы:
- Решается проблема с поиском и использованием литературных источников, т.к. на сайте курсов размещены учебно-методические разработки кафедры, варианты заданий, ссылки на электронные версии основной и дополнительной литературы.
- Преподаватель может более удачно распределить самостоятельную работу и настроить на нее студентов, так как предусмотрено наличие графика прохождения дисциплины, с указанными в нём сроками отчетности.
- В связи с сокращением аудиторных часов, возникает необходимость вынести отдельные, несложные темы на внеаудиторную работу. Например, в курсе технической механики, студентами самостоятельно изучается тема «Геометрические характеристики плоских сечений»: понятия и формулы, такие как момент инерции, теорема о параллельном переносе осей (теорема Штейнера), определение центра тяжести тела знакомы из курсов физики и теоретической механики. Это также способствует формированию умений устанавливать межпредметные связи и применять ранее полученные знания и умения в новой области.
- Материал на занятиях обычно рассчитан на студентов со средним уровнем знаний. Но в группах обязательно есть студенты, которые проявляют инициативу в учебной деятельности, им интересно знать больше, чем от них требует преподаватель, они участвуют в конференциях, научно –исследовательской деятельности, олимпиадах. Структурированный дополнительный материал, способствует более детальной и глубокой проработке тем. Это учебные фильмы, ссылки на научные, научно-популярные издания, примеры решения задач повышенной сложности и задачи для самоконтроля разного уровня сложности.
- Для актуализации полученных знаний, необходимых при изучении технической механики и сопротивления материалов разработаны фонды оценочных средств для входного контроля знаний, который целесообразнее проводить в дистанционной форме. Это позволяет обучающимся в индивидуальном темпе пройти тест, вспоминая ранее изученный материал, а также не требуется отдельного аудиторного занятия.
- Вопросы, задачи, тесты для самоконтроля позволяют готовиться к рубежному и итоговому контролю. Особенно это актуально для студентов пропустивших занятия по какой-либо причине. Но сами рубежные контроли при очной форме обучения желательно проводить в аудитории в присутствии преподавателя.
- Необходимо контролировать работу студентов с дистанционным курсом: просматривать пройденные тесты для самоконтроля, возможно, учитывать их результаты при рубежных и итоговых контролях, проверять темы, вынесенные на самостоятельное изучение. Без должного внимания со стороны преподавателя, интерес к самоконтролю у большей части студентов пропадает, и они время от времени пользуются дистанционным курсом как электронным учебным пособием.
- Коммуникационная связь при дистанционной поддержке и дистанционном обучении имеют значительные отличия. Только при дистанционном обучении преподаватель использует, кроме форумов и электронной почты, еще и видеосвязь. При дистанционной поддержке, когда проводятся очные занятия и консультации, дистанционные консультации увеличивают нагрузку на преподавателя. Кроме того вопросы по технической механике и сопротивлению материалов обычно связаны с решением задач, которые содержат схемы, формулы, расчеты и консультирование с помощью чатов, электронной почты неэффективно и весьма затруднительно. Использование форумов и электронной почты удобно при решении организационных вопросов, связанных с обучением.
- С помощью дистанционного курса можно повысить интерес к изучению предмета. Напомнить, какие компетенции, знания и умения они получат при выполнении курсовой работы, лабораторных работ, при участиях в семинарах и олимпиадах, где они эти знания и умения смогут использовать в дальнейшем. Для этих целей размещена презентация курса, рабочая программа, методические указания для самостоятельного изучения дисциплины. Помимо этого работа студента с хорошо организованным дистанционным курсом вызывает дополнительную мотивацию к изучению предмета.
- Дистанционные курсы необходимы для обучающихся, ликвидирующих разницу в часах, при переводе с одного направления подготовки на другое, для студентов, имеющих академическую задолженность и т.п.. План работы преподавателя не содержит часы на индивидуальную работу с такими обучающимися, поэтому студенты самостоятельно готовятся к сдаче экзамена.
При правильно организованной дистанционной поддержке эффективность очного обучения возрастает. Привлекательность и результативность дистанционных курсов можно повысить, используя сетевое взаимодействие и виртуальные лабораторные работы. Однако переход на полностью дистанционное изучение дисциплин, требующих выработки навыков расчета конструкций на прочность, жесткость и устойчивость, и включающих выполнение экспериментальных работ, по нашему мнению, не принесет требуемого результата. Чтобы получить дистанционно требуемые знания и умения, нужна сильная мотивация и навыки самоконтроля, которые практически отсутствую у студентов, получающих первое образование.
Библиографический список
- Качество высшего образования / Под ред. М.П. Карпенко. М.: Изд-во СГУ. – 2012. - 291 с.,
- Бочаров М. И., Смирнов С. А. Особенности дистанционной поддержки образовательного процесса в вузе // Международная конференция “Информационные технологии в образовании” (дата публикации 14.11.2010) [Электронный ресурс] URL: http://edu.evnts.pw/materials/118/15445/ (Дата обращения 11.12.2014),
- Ломов А.С. К проблеме создания системы дистанционной поддержки в высшем учебном заведении [Электронный ресурс] URL: http://sakhgu.ru/journal/file74.doc (Дата обращения 11.12.2014).