ОПЫТ ДИСТАНЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЛЯ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Заборская Ольга Михайловна1, Коновалов Анатолий Юрьевич2, Пустовалова Марина Александровна3
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, старший преподаватель кафедры строительной механики и сопротивления материалов
2Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедры строительной механики и сопротивления материалов
3Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры строительной механики и сопротивления материалов

Аннотация
Новые образовательные стандарты требует внедрения в учебный процесс новых технологий обучения. В статье приводится опыт использования дистанционной поддержки для очной формы обучения по дисциплинам «Техническая механика» и «Сопротивление материалов».

Ключевые слова: дистанционная поддержка, обучение, самоконтроль, сопротивление материалов, техническая механика


THE EXPERIENCE OF REMOTE SUPPORT FOR FULL-TIME TUITION

Zaborskaya Ol'ga Mikhaylovna1, Konovalov Anatolij Yur'evich2, Pustovalova Marina Aleksandrovna3
1Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Senior Lecturer, Department of Structural Mechanics and Strength of Materials
2Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Candidate of Technical Sciences, Head, Department of Structural Mechanics and Strength of Materials
3Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Department of Structural Mechanics and Strength of Materials

Abstract
New educational standards demand introduction in educational process of new training technologies. The experience of remote support for disciplines "Technical mechanics" and "Strength of materials" of full-time tuition is described in this article.

Keywords: distance learning, remote support, self-checking, strength of materials, technical mechanics


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Заборская О.М., Коновалов А.Ю., Пустовалова М.А. Опыт дистанционной поддержки для очной формы обучения // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 12. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/12/8852 (дата обращения: 22.02.2024).

Переход высшего образования к двухуровневой системе и внедрение ФГОС третьего поколения определяют  новые требования к подготовке студентов. Больше времени отводится на самостоятельную работу, объем знаний увеличивается, они быстро устаревают и их необходимо актуализировать каждые три года [1].

Это требует внедрения в образовательный процесс новых методических разработок, к которым относятся дистанционная поддержка.

Дистанционная поддержка образовательного процесса – это обеспечение традиционных форм образования (очное, заочное) технологиями дистанционного обучения. Она не является особой формой организации образовательного процесса, а лишь расширяет возможности для его участников, увеличивает пребывание обучающегося в образовательной среде [2,3,4].

В 2012 году на кафедре, до введения дистанционной поддержки, был проведен опрос студентов 1, 2 курсов, в котором присутствовал вопрос о причинах вызывающих затруднения при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы. Из предложенных вариантов ответов были названы причины: личная неорганизованность (65%), плохо усвоенный материал (50%), большой объем заданий (53%), неудачное распределение самостоятельной работы преподавателями в течении семестра (37%), невозможность проконсультироваться у преподавателя (26%) недоступность и нехватка литературы (15%). Из факторов, влияющих на качество выполнения самостоятельной работы, на первое место студенты поставили интерес к предмету и его значимость для профессиональной деятельности. Также отметили, что немаловажна правильная организация и контроль самостоятельной работы преподавателем. Частично эти проблемы можно решить с помощью дистанционной поддержки. Надо отметить, что доступ к Интернету есть у всех студентов (дома, свободный доступ в вузе через Wi-Fi, в библиотеке на стационарных компьютерах).

Авторами разработаны и внедряются в учебный процесс дистанционные курсы по дисциплинам «Техническая механика» и «Сопротивление материалов». Курсы размещены в системе дистанционного обучения Sakai (рис.1, 2).

Рисунок 1 - Главная страница дистанционного курса «Сопротивление материалов»

 

Рисунок 2 - Страница дистанционного курса «Техническая механика»

 Курс в системе дистанционного обучения разработан в качестве дополнения к очной и заочной формам обучения для направления подготовки «Строительство». Структура дистанционного курса представлена на  рисунке 3.

Рисунок 3 – Структура дистанционных курсов “Техническая механика” и “Сопротивление материалов”

Большое внимание уделено методическому и информационному обеспечению курса. В методических указаниях для студентов изложено как правильно организовать работу с теоретической и практической частью курса, цели и задачи курсовой работы, лабораторных работ и семинаров, даны ссылки на требования к оформлению курсовой работы, алгоритм написания доклада и создания презентации доклада для семинара. В методических рекомендациях для преподавателей приведены различные методики проведения лекций и практических занятий.

В конспектах лекций изложены только наиболее важные, устоявшиеся знания. Другую часть информации, необходимую для изучения предмета  студенты должен добывать самостоятельно, используя учебники, учебные пособия, научную литературу. В примерах решения разобраны как типовые задачи, так и задачи повышенной сложности.

Для самоконтроля и подготовки к зачету и экзамену предлагаются  интерактивные тесты по всем разделам курса. Тесты состоят из вопросов, требующих знаний терминов и определений, основных формул, умения решать простые задачи. Установлены сроки прохождения модулей, по окончании которых студенту по электронной почте напоминается о возможности пройти тест. После изучения темы, она остается открытой для просмотра.

Из опыта использования дистанционной поддержки для очной формы обучения в течение двух лет можно сделать следующие выводы:

  • Решается проблема с поиском и использованием литературных источников, т.к. на сайте курсов размещены учебно-методические разработки кафедры, варианты заданий,  ссылки на электронные версии основной и дополнительной литературы.
  • Преподаватель может более удачно распределить самостоятельную работу и настроить на нее студентов, так как предусмотрено наличие графика прохождения дисциплины, с указанными в нём сроками отчетности.
  • В связи с сокращением аудиторных часов, возникает необходимость вынести отдельные, несложные темы на внеаудиторную работу. Например, в курсе технической механики, студентами самостоятельно изучается тема «Геометрические характеристики плоских сечений»: понятия и  формулы, такие как момент инерции, теорема о параллельном переносе осей (теорема Штейнера), определение центра тяжести тела знакомы из курсов физики и теоретической механики. Это также способствует формированию умений устанавливать межпредметные связи и применять ранее полученные знания и умения в новой области.
  •  Материал на занятиях обычно рассчитан на студентов со средним уровнем знаний. Но в группах обязательно есть студенты, которые проявляют инициативу в учебной деятельности, им интересно знать больше, чем от них требует преподаватель, они участвуют в конференциях, научно –исследовательской деятельности, олимпиадах. Структурированный дополнительный материал, способствует более детальной и глубокой проработке тем. Это учебные фильмы, ссылки на научные, научно-популярные издания, примеры решения задач повышенной сложности и задачи для самоконтроля разного уровня сложности.
  • Для актуализации полученных знаний, необходимых при изучении технической механики и сопротивления материалов разработаны фонды оценочных средств для входного контроля знаний, который целесообразнее проводить в дистанционной форме. Это позволяет обучающимся в индивидуальном темпе пройти тест, вспоминая ранее изученный материал, а также не требуется отдельного аудиторного занятия.
  • Вопросы, задачи, тесты для самоконтроля позволяют готовиться к рубежному и итоговому контролю. Особенно это актуально для студентов пропустивших занятия по какой-либо причине. Но сами рубежные контроли при очной форме обучения желательно проводить в аудитории в присутствии преподавателя.
  • Необходимо контролировать работу студентов с дистанционным курсом: просматривать  пройденные тесты для самоконтроля, возможно, учитывать их результаты при рубежных и итоговых контролях, проверять темы, вынесенные на самостоятельное изучение. Без должного внимания  со стороны преподавателя,  интерес к самоконтролю у большей части студентов пропадает, и они время от времени пользуются дистанционным курсом как электронным учебным пособием.
  • Коммуникационная связь  при дистанционной поддержке и дистанционном обучении имеют значительные отличия. Только при дистанционном обучении преподаватель использует, кроме форумов и электронной почты, еще и видеосвязь. При дистанционной поддержке, когда проводятся очные занятия и консультации, дистанционные консультации увеличивают нагрузку на преподавателя. Кроме того вопросы по технической механике и сопротивлению материалов обычно связаны с решением задач, которые содержат схемы, формулы, расчеты и консультирование с помощью чатов, электронной почты неэффективно и весьма затруднительно. Использование форумов и электронной почты удобно при решении организационных вопросов, связанных с обучением.
  • С помощью дистанционного курса можно повысить интерес к изучению предмета. Напомнить, какие компетенции, знания и умения они получат при выполнении курсовой работы, лабораторных работ, при участиях в семинарах и олимпиадах, где они эти знания и умения смогут использовать в дальнейшем. Для этих целей размещена презентация курса, рабочая программа, методические указания для самостоятельного изучения дисциплины. Помимо этого работа студента с хорошо организованным дистанционным курсом вызывает дополнительную мотивацию к изучению предмета.
  • Дистанционные курсы необходимы для обучающихся, ликвидирующих разницу в часах, при переводе с одного направления подготовки на другое, для студентов, имеющих академическую задолженность и т.п.. План работы  преподавателя не содержит часы на индивидуальную работу с такими обучающимися, поэтому студенты самостоятельно готовятся к сдаче экзамена.

При правильно организованной дистанционной поддержке эффективность очного обучения возрастает.  Привлекательность и результативность дистанционных курсов можно повысить, используя сетевое взаимодействие и виртуальные лабораторные работы. Однако переход на полностью дистанционное изучение дисциплин, требующих выработки навыков расчета конструкций на прочность, жесткость и устойчивость, и включающих выполнение экспериментальных работ, по нашему мнению, не принесет требуемого результата. Чтобы получить дистанционно требуемые знания и умения, нужна сильная мотивация и навыки самоконтроля, которые практически отсутствую у студентов, получающих первое образование.


Библиографический список
  1. Качество высшего образования / Под ред. М.П. Карпенко. М.: Изд-во СГУ. – 2012.  - 291 с.,
  2. Бочаров М. И., Смирнов С. А. Особенности дистанционной поддержки образовательного процесса в вузе // Международная конференция “Информационные технологии в образовании” (дата публикации 14.11.2010) [Электронный ресурс] URL: http://edu.evnts.pw/materials/118/15445/  (Дата обращения 11.12.2014),
  3. Ломов А.С. К проблеме создания системы дистанционной поддержки в высшем учебном заведении [Электронный ресурс] URL: http://sakhgu.ru/journal/file74.doc (Дата обращения 11.12.2014).


Все статьи автора «Заборская Ольга Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: