ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ МОЛОДЕЖНЫХ ВОЛОНТЕРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Синяткина Александра Сергеевна1, Хакимова Нурия Равильевна2
1Кемеровский государственный университет, социально-психологический факультет, студентка 4 курса направления «Организация работы с молодежью»
2Кемеровский государственный университет, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития

Аннотация
В статье рассматриваются актуальные вопросы построения и функционирования социальных сетей волонтеров. По результатам качественного анализа раскрыты особенности взаимодействия пользователей на примере сайтов четырех волонтерских объединений, сформулированы практикоориентированные рекомендации по оптимизации этого взаимодействия и повышения его эффективности.

Ключевые слова: волонтерские объединения, молодежь, социальная сеть, социальное взаимодействие, структура социальных сетей


CONSTRUCTION AND FUNCTIONING FEATURES OF YOUTH VOLUNTEER ORGANISATIONS' SOCIAL NETWORKS

Sinyatkina Alexandra Sergeevna1, Khakimova Nuriya Ravilevna2
1Kemerovo State University, Student of the 4th year, direction "Organization of work with young people"
2Kemerovo State University, Candidate of psychological sciences, Associate professor of general psychology and developmental psychology department

Abstract
The article considers current issues of construction and functioning of volunteers' social networks. According to the results of qualitative analysis there were revealed features of user interaction on the example of the four websites of volunteer associations, formulated as practice recommendations for optimizing this interaction and increase its efficiency.

Keywords: social interaction, social network, structure of social networks, volunteer associations, youth


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Синяткина А.С., Хакимова Н.Р. Особенности построения и функционирования социальных сетей молодежных волонтерских организаций // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 12. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/12/8791 (дата обращения: 22.02.2024).

Исследования социальных сетей в российской науке проводятся довольно редко, вероятно потому, что изучение сетей в социальных науках вообще имеет сравнительно короткую историю, и, в частности, из-за недостаточной информированности о данном научном направлении. За рубежом исследование социальных сетей – традиционное и широко распространенное междисциплинарное научное направление.

Социальными сетями называют сеть отношений (коммуникаций) между людьми, группами людей, организациями, сеть Интернет и т.д. В теории социальных сетей под элементом понимают актора (индивида, организацию, национальное государство в целом и т. д.).

Главной целью исследования социальных сетей является выявление их структурных законов, а именно, законов между сетевыми характеристиками сети, законов влияния сетевых характеристик на состояния акторов, законов диффузии (распространения) информации, инноваций и иных потоков в сети, законов динамики сетей, жизненною цикла сети и т. д.

В социальных исследованиях по-разному трактуют понятие социальных сетей, однако сходятся в том, что социальная сеть – это один из типов отношений людей или групп людей друг с другом, также называемый некоторыми исследователями координацией.

Главные особенности социальных сетей – возможность донести любое количество информации до большого числа людей, установление сильных личных связей напрямую с единомышленниками. С появлением сервиса «микроблог» пользователи могут выкладывать авторские тексты на всеобщее  обозрение. Таким образом каждый человек  получает возможность привлекать общественное внимание непосредственно к себе и  своей деятельности (деятельности своей организации), зарабатывать определенную репутацию и повышать узнаваемость своего имени, продвигая себя и свою деятельность.

А.Н. Чураков отметил, что в отличие от классических методов анализа, исследующих индивидуальные свойства объектов, основные цели анализа социальных сетей – это исследование взаимодействий между социальными объектами (акторами) и выявление условий возникновения этих взаимодействий. «Сетевой подход исследует образцы связей между индивидами, организациями или институтами для того, чтобы выявить, как социальные структуры возникают на основе взаимодействий субъектов и влияют на эти взаимодействия». Отсюда следует, что анализ социальных сетей не может быть использован для исследования структуры связей между некоторыми признаками, например, возрастом, расой и профессией, а применяется для анализа структуры взаимодействий социальных субъектов и общностей. Таким образом, анализ социальной сети должен начинаться с изучения социальных взаимодействий акторов и создания схемы этих взаимодействий. Только после этого можно анализировать связь между структурными позициями акторов и их индивидуальными свойствами [1].

Объектом нашего исследования являются особенности построения и функционирования социальных сетей волонтерских объединений.

Применение метода качественного анализа документов, размещенных  на порталах таких волонтерских объединений, как http://www.mger2020.ru/, http://www.vollife.com, http://komanda2018.ru, http://www.ruy.ru, позволило нам выявить общие элементы в схеме взаимодействий волонтеров и социальных сетей волонтерских объединений, а также специфику взаимодействия конкретного объединения.

Профиль в социальной сети максимально информативен и структурирован, представляя собой аналог досье или личного дела человека. Для активных волонтерских организаций подобная организация профилей в социальных сетях позволяет подробно рассказать о своей деятельности и целях. Впоследствии это дает возможность будущим участникам легко найти их в поиске по социальной сети и ознакомиться с принципами каждой конкретной организации еще до непосредственного контакта с ее организаторами, и тем более до вступления в данную организацию. Возможность превратить свой профиль в некое подобие резюме позволяет добровольческим организациям привлекать внимание заинтересованных в подобной деятельности организаторов мероприятий, спонсоров и т.д., то есть дает возможность каждой организации активно функционировать и развиваться.

Группа в социальной сети представляется как аналог Internet-форума по заданной тематике. Процесс распространения информации происходит по принципу «снежного кома»: каждый из ныне прибывших участников вправе пригласить всех своих «друзей», что позволяет волонтерским организациям приобретать все новых участников как непосредственно из круга знакомых и друзей каждого активного члена организации, так и людей “со стороны”, пожелавших проявить себя в волонтерской деятельности и заинтересовавшихся в работе конкретной общественной организации.

Во многих социальных сетях есть отдельный программный сервис, условно назовем его «встречи», отображающий какие-либо разовые мероприятия. Деятельность волонтерской организации заключается в создании для своего мероприятия специальной «встречи» и в рассылке пользователям сети приглашений поучаствовать. Чем больше людей организаторы оповестят о встрече, тем большее количество участников соберет их мероприятие и тем ярче организация сможет продемонстрировать пример своей деятельности.

Результаты сравнительного анализа документов, размещенных  на порталах волонтерских объединений:

Портал  «mger2020.ru» является официальным сайтом ВОО «Молодая Гвардия Единой России». На сайте публикуются политические, культурные, экономические и другие новости, как различных регионов России, так и зарубежных стран. Это позволяет всем действующим и будущим волонтерам организации быть в курсе событий, непосредственными участниками которых они являются, а также формировать собственный взгляд на мир вокруг [2].

В разделе «Люди» представлено руководство проекта, а также наиболее яркие участники организации, их успехи и достижения. Также в данном разделе присутствует подраздел «Мнения», где публикуются высказывания и рассуждения членов организации о тех или иных событиях, происходящих в мире.

Раздел «Молодая Гвардия» содержит в себе Устав организации, ее историю, а также действующие проекты, реализуемые организацией. Данные документы направлены на привлечение новых членов в организацию, а также на первичное их информирование о том, чем именно является «Молодая Гвардия».

Разделы «Контакты» и «Стать Молодогвардейцем» содержат в себе информацию о том, как можно связаться с организацией, а также онлайн-анкету, заполнив которую, молодые люди делают свой первый шаг к участию в волонтерском движении «Молодой Гвардии».

Также на портале реализован выбор региона, поиск по тегам и переадресация в различные социальные сети.

Социальная сеть «vollife.com» – это сайт, посвященный волонтерам и всему, что связано с волонтерской деятельностью. Авторы проекта публикуют интересные статьи о работе волонтером в разных странах, фото волонтеров и отчеты участников волонтерских программ во множестве стран Европы, Азии, Африки и многих других. Изначально данный проект задумывался как место, где волонтеры смогут делиться своими историями из проектов, рассказать, какой они увидели страну, в которой побывали, поделиться полезными советами, как сэкономить, где развлечься, что посмотреть и многим другим. Название «vollife» расшифровывается как «volunteer life» - жизнь волонтера, поэтому сайт социальной сети создан таким образом, чтобы каждый из участников смог поделиться своим волонтерским опытом и мыслями [3].

Данный сайт содержит в себе следующие компоненты для реализации обмена опытом, идеями, мыслями волонтеров, а также для размещения информации о различных проектах и организациях:

«Главная страница» – место, куда попадает каждый впервые зашедший на сайт пользователь. Здесь размещаются последние новости от авторов проекта, отчеты о недавно проведенных мероприятиях, раздел с последними записями в персональных микроблогах пользователей. Также на главной странице размещены поля для регистрации новых пользователей и входа уже зарегистрированных участников, строка поиска по сайту, облако тегов, позволяющее быстро найти материал по интересующей пользователя теме, а также ссылки на все важные разделы сайта («Клуб волонтеров», «Волонтерские программы», «Истории волонтеров», «Друзья», «Я волонтер», «Мир», «Волонтерские центры», «Учим языки»), а также на группу проекта в социальной сети Вконтакте.

В разделе «Клуб волонтеров» размещена информация о проекте как таковом, его целях и задачах, а также краткая информация о всех остальных разделах сайта. Также здесь размещена форма обратной связи и разнообразные контакты авторов проекта.

В разделе «Волонтерские программы» можно просмотреть список волонтерских программ на текущий год в любой заинтересовавшей стране. Для того, чтобы просмотреть список волонтерских программ необходимо навести курсор на один из континентов на интерактивной карте, после этого в выпадающем окне выбрать страну.  Так как данная система доступна на русском языке, каждый русскоговорящий пользователь сможет без труда получить интересующую его информацию. Чтобы отслеживать статус своей заявки в режиме online, а также иметь возможность изменить информацию о себе, добавить фотографию и т.д., авторы проекта рекомендуют пройти процедуру регистрации на сайте. Заявки рассматриваются в соответствии с тем порядком, в котором проекты были расположены, поэтому авторы проекта советуют тщательно обдумывать, куда волонтер хотел бы попасть в первую очередь.

В разделе «Истории волонтеров» создатели проекта предлагают пользователям поделиться историями о своем опыте волонтерской деятельности со всем миром, чтобы другие люди узнали о том, что такое волонтерство, и насколько это интересный и увлекательный опыт. Так как именно истории волонтеров являются самой важной частью проекта «Vollife.com», структура раздела оформлена так, чтобы каждый человек смог рассказать о своем волонтерском проекте или опыте. Пользователи могут присылать материал в виде текста, аудио и видеоматериалов, или всего прочего, что сохранилось у них после реализации волонтерских проектов. Для тех, кто не знает, как написать свою историю, приведены примеры статей. Также присутствует онлайн-форма для добавления историй, а также документ, который пользователи могут скачать и заполнить в оффлайн-режиме.

В разделе «Друзья проекта» размещены ссылки на проекты коллег, единомышленников и друзей авторов проекта “Vollife”, например, Межрегиональное молодежное общественное движение поддержки добровольческих инициатив «СФЕРА», Международный волонтерский центр “Бурундук”, Волонтерская организация “Чемодан Добрых Дел” и др.

В разделах «Я – волонтер», «Мир», «Истории волонтеров» размещаются истории, присылаемые пользователями со всего мира, на множестве языков и о множестве проводимых мероприятий. Отзывы о программах и местах проживания, советы тем, кто только собирается принять участие в реализации какого-либо проекта и т.д. Различные метки, устанавливаемые пользователями в их историях, помогают в поиске интересующей информации, облегчают ориентацию по сайту.

Раздел «Волонтерские программы» создан для информирования пользователей о новых программах по всему миру, для отчета об уже реализованных проектах, а также об их возобновлении. Информация оформлена в виде статей, предоставляющих полный объем информации о каждом проекте.

В разделе «Волонтерские центры» размещена информация о волонтерских центрах в России и во всем мире, реализующих различные программы по всем направлениям волонтерской деятельности. Предоставлены все контакты данных организаций, а также необходимая информация о количестве волонтеров, требующихся каждому центру для реализации проекта, предполагаемых областях деятельности в общем и о конкретных обязанностях волонтеров в каждой программе.

«Учим языки» – это раздел с уроками по различным иностранным языкам, созданный для помощи волонтерам, желающим работать за рубежом. Масса интересных и полезных уроков размещена на портале для того, чтобы будущие международные волонтеры были готовы оказаться в совершенно новой языковой среде, а также, чтобы их работа была максимально эффективной и осмысленной.

Автором проекта и создателем данной социальной сети является Д. Кочегаров, активный участник волонтерского движения, чей опыт работы в различных странах помогает ему управлять также и группой в социальной сети “Вконтакте”, в которой на данный момент состоит 770 человек. В отличие от основного сайта, в группе проекта волонтеры более активно и свободно общаются друг с другом на различные темы, делятся опытом работы в разных местах и странах, помогают друг другу в поиске интересных и актуальных проектов. Количество сообщений на главной странице группы доходит до 20 активно комментируемых записей в месяц.  Но и основной сайт проекта, судя по статистике liveinternet.ru, не остается без внимания. Количество посещений данного ресурса составляет более 4000 в месяц, то есть примерно 135 активных пользователей в день посещает сайт vollife.com в поисках различной информации о волонтерских проектах, организациях, мероприятиях и т.д.

«Команда 2018» – молодежное объединение, целью которого является развитие спортивного волонтерства, а также подготовка волонтеров к Чемпионату Мира по футболу, который пройдет в России в 2018 году.

Сайт «Команды 2018» лаконичен и прост в оформлении [4]. На главной странице сайтанаходятся 2 раздела:

  • «Подать заявку», в котором волонтер может заполнить анкету, чтобы присоединиться к «Команде».
  • «Узнать больше», где находятся различные документы (план мероприятий, информационные письмо, презентация и т.д.).

Также на этой странице находятся контакты (телефон и e-mail) и ссылка на сайт Минобрнауки РФ. Помимо этого, на главной находятся ссылки на социальные сети Вконтаке и Twitter.

Группа «Команды 2018» в социальной сети «Вконтакте» насчитывает больше 6 000 человек, а в Twitter новости объединения читают 1 300 человек.

В группе «Команды 2018» в социальной сети «Вконтакте» волонтер может найти гораздо больше полезной информации (информация по отделениям в регионах, ближайшие мероприятия, новости, контакты и т.д.), чем на сайте, что объясняется популярностью данной социальной сети среди всех возрастных категорий населения. Количество записей на «Стене» в группе – более 3000, количество фото в 24 «Альбомах» – более 2000, что подтверждает более высокую степень активности администрации объединения именно в этой социальной сети.

Общероссийская общественная организация «Российский Союз Молодёжи» (РСМ) – одно из самых массовых, негосударственных, некоммерческих, неполитических молодёжных объединений России. Главная цель – помочь молодому человеку найти своё место в жизни, самореализоваться и продвинуться по карьерной лестнице. Ежегодно около 4 миллионов молодых людей участвуют в программах и проектах РСМ. Территориальные организации и Общественные представительства ЦК РСМ работают в 75 субъектах РФ.

Сайт данной общественной организации наиболее полно и доступно предоставляет всю необходимую пользователю информацию [5].

На портале существует 7 наиболее крупных разделов:

«О нас» – с информацией об истории организации, ее целях и задачах, а также наиболее известных проектах, реализуемых РСМ.

«РСМ в регионах», где размещена интерактивная карта, на которой можно найти ближайшее отделение РСМ, а также контактные данные всех подразделений организации.

«Программы», где перечислены наиболее значимые и крупные программы объединения, среди 20 общероссийских и более чем 200 межрегиональных программ РСМ.

«Прими участие» и «Гранты» – новости о действующих на данный момент конкурсах, фестивалях, акциях, форумах, где волонтер может поучаствовать и проявить себя, а также получить поддержку в реализации собственных проектов.

Раздел «Вступить» содержит онлайн-форму заявки на вступление в объединение. Для того, чтобы вступить в РСМ нужно ознакомится с Уставом РСМ, общероссийскими программами, традициями организации  и историей. По Уставу, членом РСМ может стать гражданин Российской Федерации в возрасте с 14 до 30 лет.

В разделе «Контакты» содержатся все контактные данные головного отделения РСМ (телефоны и e-mail подразделений, карта проезда, расположение и т.д.).

У Российского Союза Молодежи так же имеется группа в социальной сети «Вконтакте», насчитывающая более 16000 участников. Администрация группы активно публикует новости о различных конкурсах, акциях, праздниках и т.д., тем самым стимулируя участников объединения присоединяться к реализации подобных проектов.

Результаты проведенного сравнительного анализа позволяют сформулировать следующие рекомендации волонтерским объединениям:

Для привлечения новых участников, заинтересованных в волонтерском движении, а также для повышения уровня известности и  популярности данных проектов, их создателям необходимо увеличить цитируемость их сообщений о различных мероприятиях (как уже прошедших, так и предполагаемых), программах (в России и в зарубежных странах) среди участников сообществ, их друзей и знакомых с помощью «репостов», а также с помощью непосредственного приглашения в сообщества участников из списков друзей руководителей и членов группы. Для привлечения новых людей, не знакомых с данными сообществами и его участниками, может быть создана информационная рассылка, получателей для которой можно подобрать с помощью поиска по социальной сети, создав целевую аудиторию по признаку пола, возраста, образования, территориального положения.

Также стоит рассмотреть возможность так называемого “взаимного пиара”, договорившись с руководителями других групп, тематика которых схожа, такой тип продвижения группы будет выгоден обеим сторонам.

Не менее полезным способом развития популярности сообщества является официальная реклама “Вконтакте”. При ее заказе рекламодатель может создать собственный набор признаков той целевой аудитории, которой, по его мнению, будет наиболее интересна тематика его сообщества. Такими признаками являются пол, возраст, образование, территориальное положение предполагаемых членов сообщества, их интересы, религиозные взгляды, семейное положение и т.д.

Создателям вышеперечисленных ресурсов необходимо помнить о том, что разным людям удобны различные пути получения информации – через сайт, через группу «Вконтакте», по телефону, по электронной почте, из средств массовой информации, непосредственно при личном контакте.

Руководителям данных проектов, заинтересованных в расширении сферы влияния своих сообществ и в привлечении новых членов, не рекомендуется сосредоточиваться лишь на одном из вышеперечисленных способов. Максимальное количество источников информации о том или ином объединении, наиболее широкое распространение сведений о нем – залог успешной и продуктивной деятельности волонтерской организации.


Библиографический список
  1. Чураков А.Н. Анализ социальных сетей / Социс, 2001. – № 1. – С. 109-121
  2. Молодая Гвардия Единой России – [http://www.mger2020.ru/]
  3. Vollife.com – [http://www.vollife.com/]
  4. Команда 2018 – [http://komanda2018.ru/]
  5. Российский Союз Молодежи – [http://www.ruy.ru/]


Все статьи автора «Синяткина Александра Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: