Налоговое регулирование малого бизнеса направлено на обеспечение экономически обоснованного изъятия денежных средств в бюджет государства при одновременном предоставлении неких преимуществ отдельным категориям налогоплательщиков. Все это делается с целью снижения налоговой нагрузки на организации и индивидуальных предпринимателей для повышения их заинтересованности в осуществлении деятельности.
По своей структуре и принципам налоговая система, сложившаяся еще в 90-х годах, хоть и соответствует общепринятым системам в мировой практике, но, тем не менее, она недостаточно эффективна и требует значительных преобразований. Поэтому в настоящее время происходит реформирование всей российской системы налогового законодательства, которое, как известно, является основным инструментом реализации налоговой политики государства. Данное реформирование направлено на развитие, как отдельных отраслей экономики, так и на развитие предпринимательской активности граждан. Однако осуществляемые налоговые преобразования не всегда дают желаемый эффект.
Налоговое регулирование в предпринимательстве осуществляется в основном с помощью применения налоговых льгот, налоговых каникул и преференций. [2]
На данный момент времени существующая налоговая система РФ предоставляет малому бизнесу и индивидуальным предпринимателям, в зависимости от масштаба и видов осуществляемой ими деятельности, на выбор один из следующих «льготных» вариантов налогообложения, которые описаны в разделе VIII Налогового Кодекса РФ «Специальные налоговые режимы»:
1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);
2. Упрощенная система налогообложения (УСН);
3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
5. Система налогообложения в виде патента. [1]
Таким образом, использование данных режимов предполагает замену нескольких основных налогов одним (единым) налогом, что, безусловно, облегчает существование субъектам малого предпринимательства. Важно отметить, что с 1 января2013 г. утратил силу такой специальный налоговый режим как, упрощенная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей на основе патента. [3, 4]
Вместо этой системы, Налоговый Кодекс РФ был дополнен главой 26.5 «Патентная система налогообложения». Данная система действует на территориях тех субъектов Российской Федерации, где она введена в действие региональным законодательством.
Введенная в действие новая патентная система имеет ряд отличий по сравнению с ранее действующей системой. Так, например, увеличена численность привлекаемого персонала (с 5 до 15 человек), сокращено количество определенных видов предпринимательской деятельности (с 69 до 47), увеличен максимальный размер дохода по определенным видам деятельности в 3–10 раз. Также размер возможного годового дохода в новой патентной системе ставится в зависимость от средней численности наемных работников и используемых помещений.
Помимо введения в налоговую систему РФ специальных налоговых режимов, государственными органами исполнительной власти для создания новых производств и стимулирования развития малого бизнеса вводится такой вид налоговых льгот, как налоговые каникулы. Под налоговыми каникулами понимают освобождение налогоплательщика от обязанности уплаты налога на определенный срок. [6]
Данный вид налоговых льгот довольно распространен в большинстве стран и особенно показателен здесь опыт Франции. Во Франции акционерные общества в течение первых двух лет своей деятельности полностью освобождаются от уплаты налога на прибыль, а вплоть до шестого года осуществления деятельности там применяется обложение только по части прибыли. Помимо стимулирования отечественного предпринимательства, налоговые каникулы также применяются и для притока иностранных инвестиций. [7] Например, в некоторых странах налоговые каникулы для иностранных инвесторов могут составлять до 11 лет.
Таким образом, очевидно, что специальные налоговые режимы и налоговые льготы, применяемые не только в налоговом законодательстве России, но и широко распространенные во многих зарубежных странах, а также грамотно выстроенная налоговая политика государства являются важнейшими факторами, непосредственно влияющими на развитие предпринимательства и на повышение интереса к малому бизнесу в целом.
Библиографический список
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 2 // Информационная база Гарант. 2013. URL: http://base.garant.ru/10900200/41/
- Корень А.В., Корнева Е.В. Анализ подходов к оценке предпринимательской активности // Экономика и предпринимательство. – 2013. – № 12-2 (41-2). – С. 941-944.
- Чие Е.Э., Корень А.В. Анализ направлений эффективного использования упрощённой системы налогообложения // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 5-2 (37). – С. 6.
- Корень А.В., Лещенко Р.И. Механизмы и направления налогового планирования в малом бизнесе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. – С. 361.
- Корень А.В., Шефер О.В. Роль и значение региональных налогов в современном развитии Приморского края // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. – С. 434.
- Корень А.В., Гулян В.А. Сравнительная характеристика основных преимуществ и недостатков реформы единого налога на вменённый доход // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 5-2 (37). – С. 8.
- Корень А.В., Татуйко А.В. Региональная налоговая политика как инструмент формирования благоприятного инвестиционного климата на Дальнем Востоке // Глобальный научный потенциал. – 2014. – № 11 (44).