СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Амирова Динара Рафиковна1, Гудкова Валентина Сергеевна2
1ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», старший преподаватель кафедры «Маркетинг и экономическая теория»
2ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», студент

Аннотация
Вопросам касающимся внешнеторговой политики, регулирования внешнеэкономической деятельности, отводится особая роль в экономике государства, от того насколько грамотно и эффективно она реализуется, с учетом современных тенденций развития международной торговли, зависит и интеграция страны в систему мирового хозяйства.
В современных условиях – глобальной конкуренции, дальнейшее вовлечение Российской Федерации в качестве полноправного участника международных экономических отношений, сохранение позиций в международном экономическом и торговом пространстве, предопределяется эффективностью проводимой внешнеэкономической политики, успех которой определяет и реальное состояние национальной экономики. Важной задачей в этих условиях становится необходимость предотвращения сокращения объемов внешнеторгового оборота и развития многосторонних экономических связей.
В статье представлены основные принципы регулирования внешнеэкономической деятельности России, тарифные и нетарифные методы регулирования. Раскрыты особенности методов применяемых для регулирования внешнеэкономической деятельности. Осуществлен анализ внешнеторгового оборота Российской Федерации с зарубежными странами, СНГ, таможенным союзом и др. Раскрыты некоторые аспекты современной внешнеэкономической деятельности и отражены современные особенности международной и российской внешнеэкономической деятельности.

Ключевые слова: внешнеторговая деятельность, внешнеторговая политика, внешнеторговый оборот, тарифные и нетарифные методы, экономические санкции


MODERN FEATURES OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Amirova Dinara Rafikova1, Gudkova Valentina Sergeevna2
1Penza state University of architecture and construction, senior teacher of the Department "Marketing and economic theory"
2Penza state University of architecture and construction, student

Abstract
Issues related to foreign trade policy, regulation of foreign economic activity, has a special role in the economy of the state, on how efficiently and effectively it is being implemented, taking into account modern trends of development of international trade, depends on the country's integration into the global economy. In modern conditions of global competition, the further involvement of the Russian Federation as a full member of the international economic relations, maintaining positions in international economic and trade environment, determined by the efficiency of foreign economic policy, the success of which determines the actual state of the national economy. An important task in these conditions is the need to prevent the reduction of volumes of foreign trade turnover and the development of multilateral economic relations.
The article presents the basic principles of regulation of foreign economic activity of Russia, tariff and non-tariff methods of regulation. The author reveals the peculiarities of the methods used for regulation of foreign economic activity. The analysis of the foreign trade turnover of the Russian Federation with foreign countries, the CIS, the customs Union and other Disclosed some aspects of modern foreign economic activity and reflects the features of the international and Russian foreign economic activity.

Keywords: economic sanctions, foreign trade, foreign trade policy, foreign trade turnover, tariff and non-tariff methods


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Амирова Д.Р., Гудкова В.С. Современные особенности внешнеэкономической деятельности Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 12. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/12/8667 (дата обращения: 22.02.2024).

Рубеж  XXI ознаменовался усилением процессов глобализации интеграции, как для  мирового сообщества, так  и нашей страны, что  способствовало расширению  границ мирового рынка товаров и услуг активному перемещению факторов производства, прежде всего капитала, технологий и трудовых ресурсов. Стремительное взаимодействие государств в наибольшей степени нашло отражение в развитии внешнеторговых отношений.

На эффективность внешнеторговой политики оказывают влияние экономические процессы, протекающие в системе мирового хозяйства и внутри национальной экономики, среди которых следует отметить: степень открытости экономики;  экономическая взаимозависимость государств (интеграция); конкурентоспособность товаров и услуг; интернационализация производства (ТНК, МНК); социально-экономические и военно-политические процессы,  происходящие в системе мирового хозяйства  и др.

Глобализация  мирохозяйственных  связей  ставит  перед мировым сообществом, соответственно и перед Российской Федерацией все новые задачи, решение которых возможно при существенном изменении, совершенствовании и активизации внешнеторговой политики государства.

В условиях глобализации социально-экономических процессов, важнейшим направлением успешного развития любой национальной экономики является   эффективная внешнеэкономическая политика, предполагающая активизацию внешнеторговой деятельности.

Внешнеторговая политика России направлена на всестороннее экономическое развитие  страны  и активное взаимодействие с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельнос­ти – осуществление внешнеторговых сделок, международного обмена различного рода товарами и услугами, технологиями, информацией и др.

Как уже было отмечено, для мирового хозяйства в целом, в настоящее время характерно наращивание международных отношений в сфере торговли, которое  связано с ввозом и вывозом товаров, услуг, технологий, отдельных видов работ. В соответствии с международной практикой, их заключение сопровождается подписанием в договорном порядке  сделки, которая предусматривает взаимную выгоду для всех участников: условия доставки товаров и услуг, транспортировку и страховку, погрузку и выгрузку и др.

Порядок, обязанности и ответственности всех сторон, закрепивших и подписавших внешнеторговую сделку, осуществляются в соответствии с нормами международного права, а также  Федеральными законами и нормативно-правовыми актами РФ в сфере международной торговли.

В Федеральном законе от 8 декабря 2003 г.  № 164-ФЗ
“Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”, прописаны основные направления и принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности (защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, включая законные интересы российских производителей  и потребителей; отсутствие дискриминации  в отношении всех участников внешнеторговой сделки  порядок заключения сделок;  обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности  и др.) полномочия государственных органов власти в области регулирования внешнеторговой деятельности (в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование) [7].

Внешнеторговая политика государства и регулирование внешнеторговой деятельности может основываться на:

- протекционизме, предполагающем полную (запрет) или частичную (манипулирование таможенными пошлинами) защиту национального рынка от иностранной конкуренции, излишнего импорта товаров, с целью поддержки отечественного производителя и его стимулирования;

- фритредерстве – свободной торговле, предусматривающей активное взаимодействие национальных экономик многих стран в области развития международных экономических отношений, в том числе и сфере торговли, что характерно для  экономик открытого типа (развитые и большинство развивающихся стран).

Осуществление контроля за формированием стратегии внешнеторговой политики Российской Федерации, развитием внешнеторговых связей, соблюдением принципов ведения внешнеторговой деятельности возлагается на соответствующие  органы  государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ  на основе Федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации о внешнеторговой деятельности (Федеральный закон от 8 декабря2003 г.  № 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”, Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ и др.).

Порядок регулирования и развития  внешнеэкономической деятельности постоянно совершенствуется, так, распоряжением Правительства Российской Федерации еще  от 18 марта2013 г. № 378-р утверждена госпрограмма «Развитие внешнеэкономической деятельности», целью программы является усиление позиций Российской Федерации в глобальной экономике, улучшение качественных параметров внешнеэкономической деятельности, повышение вклада внешнеэкономической сферы в решение задач связанных с  модернизацией  национального хозяйства страны. Государственная программа включает в себя ряд подпрограмм и федеральных целевых программ (реализация приоритетных направлений ВЭД в процессе международного экономического сотрудничества; создание национальной системы поддержки ВЭД; совершенствование таможенной деятельности; обеспечение развития системы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для осуществления внешнеэкономической деятельности) [9].

Мерами регулирования внешнеторговой деятельности в РФ являются экономические и административные, установленные законодательным путем и прописанные в Федеральных законах и нормативно-правовых актах.

Основными методами используемыми для регулирования внешнеторговой деятельности являются: тарифные (таможенный тариф и таможенная пошлина) и нетарифные (эмбарго, квотирование, лицензирование, субсидирование и др.). В первом случае речь идет о таможенно-тарифном регулировании, предусматривающем  применение различных таможенных пошлин и ставок, величина которых зависит от направления движения товара, специфики перевозимого товара, от страны производителя и др. Сущность таможенно-тарифной политики государства  заключается в регулировании внешнеторговой деятельности посредством применения таможенных пошлин.

Исключительно важная роль в экономике любой страны принадлежит таможенным пошлинам, а таможенно-тарифная политика в настоящее время стала одним из ключевых направлений государственного регулирования национальной экономики. Устанавливая ставки таможенных пошлин, государство может регулировать экспорт и импорт товаров и услуг, способствовать насыщению внутреннего рынка необходимыми для внутреннего потребления товарами и услугами (например товарами – дефицитными на внутреннем рынке страны), и наоборот, защищать национальных производителей от иностранной конкуренции с целью стимулирования отечественного производства. В соответствии с этим, таможенные пошлины могут выполнять различные функции: фискальную функцию (пополнение государственного бюджета, за счет налоговых поступлений), протекционистскую (защита национального рынка от иностранной конкуренции).

Так, по итогам 2013 года сумма доходов и поступлений  в государственный бюджет, от внешнеэкономической деятельности составила 6 565,4 млрд. рублей, что на  78,7 млрд. рублей (или на 1,2%) больше, чем в 2012 году (составившего 6 486,7 млрд. рублей) [8]. В соответствии с официальными данными Федеральной таможенной службы РФ  за десять месяцев 2014 года общая сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 5681,2 млрд. рублей [8].

Порядок установления и применения различных ставок таможенных пошлин (на вывозимый и ввозимый товар в РФ), а также перечень товаров, в отношении которых они применяются (в том числе условия их применения с учетом страны происхождения товаров, типа товаров), а также порядок предоставления тарифных преференций (уступок) и тарифных квот прописаны в Федеральном законе  от 21 мая1993 г. № 5003-I “О таможенном тарифе” (с дополнениями и изменениями). В соответствии с данным Федеральным законом в отношении товаров произведенных в странах, с которыми Российская Федерация установила и закрепила торгово-политические отношения и предусмотрен режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются таможенные пошлины Единого таможенного тарифа (например, для стран членов ЕврАзЭС – таможенный союз, образованный на постсоветском пространстве), однако в отношении стран не являющихся членами данного таможенного союза величина ставок таможенных пошлин увеличивается вдвое (за исключением решений, предоставления особых  льгот – тарифных преференций, например гуманитарная помощь).

Важным инструментом  таможенно-тарифного  регулирования является  таможенный тариф,  который представляет  собой  свод  ставок  таможенных  пошлин,  применяемых  к  товарам, перемещаемым  через  таможенную  границу  России  и  систематизированным  в соответствии  с  Товарной  номенклатурой  внешнеэкономической  деятельности (ТН ВЭД). Таможенная стоимость товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, определяется в соответствии со статьей 12 ФЗ РФ «О внесении изменений в Закон РФ «О таможенном тарифе»» (от 08.11.2005 г. № 144).

Мировым сообществом также выработана международная система государственного регулирования внешнеторговой, внешнеэкономической деятельности, включающая, в зависимости от классификационных признаков (критериев), таможенно-тарифные меры воздействия на внешнюю торговлю, а также инструменты и механизмы защиты национальных (внутренних) рынков [4].

Анализируя современную ситуацию, следует отметить, произошли серьезные изменения в российской внешнеторговой политике после вступления во  Всемирную Торговую Организацию, прежде всего, это коснулось сферу таможенного регулирования в отношении стран, являющихся членами Таможенного союза ЕврАзЭС.

Полноправным членом Всемирной торговой организации  Россия стала еще 22 августа 2012, протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО 15 апреля1994 г. был подписан в Женеве 16 декабря2011 г.  В соответствии с утвержденным постановлением  Правительства Российской Федерации от 30 августа  2013 г. .№ 754  “Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из РФ за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации” – утверждены новые ставки экспортных таможенных пошлин на товары, вывозимые из РФ за пределы Таможенного Союза, которые приведены в соответствие с обязательствами нашей страны, в том числе и  после присоединения к ВТО [7].

Существующие меры регулирования внешнеторговой деятельности  и созданные  благоприятные условия для успешного введения внешнеторговой политики в стране позволяют России занимать  устойчивое, а в некоторых отраслях  и лидирующее   положение  во внешнеторговом обороте отдельных стран.

Так, по официальным данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот Российской Федерации в 2013 году остался на уровне показателя 2012 года,  составившего 844,2 млрд. долларов США, экспорт – 526,4 млрд. долларов США,  импорт – 317,8 млрд. долларов США. В тоже время сальдо торгового баланса составило 208,6 млрд. долларов США, что на 1,1 млрд. долларов США больше, чем в 2012 году Товарооборот РФ со странами дальнего зарубежья в 2013 году составил 729,4 млрд. долларов США и увеличился на 1,6%, в сравнении с аналогичным показателем 2012, экспорт вырос на 1,7%, рост импорта составил 1,5%. Сальдо торгового баланса с этими странами сложилось положительное в сравнении с 2012 годом.   Общий товарооборот с государствами Содружества Независимых Государств (СНГ) в 2013 году по сравнению с 2012 годом сократился на 7,5%,  в том числе экспорт – на 7,2%, а  импорт на 8,0% [8].

Основными партнерами Российской Федерации в структуре внешней торговли в 2013 году стали: Китай, Нидерланды, Германия, Италия, Украина, Беларусь, Япония, Турция, Польша, США. Товарооборот в сравнении с 2012 годом,  с Китаем составил 10,5% товарооборота РФ (в 2012 году – 10,4%), Нидерланды – 9,0% (9,8%), Германия – 8,9% (8,7%), Италия – 6,4% (5,4%), Украина – 4,7% (5,4%), Беларусь – 4,0% (4,6%), Япония – 3,9% (3,7%), Турция – 3,9% (4,1%), Польша – 3,3% (3,3%), США – 3,3% (3,3%) [8].

Однако, несмотря в целом на положительную динамику товарооборота РФ за период 2012-2013 гг. с основными экономическими и торговыми партнерами,  устойчивые тенденции внешнеторговой деятельности, заключенные  межправительственные соглашения между РФ и иностранными государствами в области взаимопомощи и сотрудничестве в таможенных делах (с такими странами как Мексиканские Соединенные Штаты –2003 г., Япония -2009 г., Хорватия –2009 г. и ряд др.), во внешнеторговой политике нашего государства произошли серьезные изменения.

Применение экономических санкций  в2014 г. в отношении Российской Федерации со стороны США и Европейского Союза и ряда других государств, оказали существенное влияние на внешнеторговый оборот и международные торговые и экономические отношения нашей страны с зарубежными партнерами. Следует отметить, что эффективность внешнеторговой деятельности страны можно оценить именно по внешнеторговому  обороту.

По своей экономической сущности экономические санкции – представляют собой целенаправленные меры принудительного характера (возможен частичный или полный запрет импорта из стран, а также экспорт в эти страны товаров, ограничение или запрет различных финансовых операций, инвестиций и другие мероприятия) применяемые группой стран (или одной страной) по отношению к конкретной стране с целью изменения текущей политики данного государства. В большинстве случаев применение санкций в отношении конкретного государства экономически не обосновано и носит, прежде всего, политический характер. Несомненно, от их введения несут экономические потери все стороны данного процесса.

Так, сравнительная динамика внешнеторгового оборота РФ с зарубежными торговыми партнерами за период с 2012 по 2014 представлена на рисунке 1.

Рис.1. Внешнеторговый оборот РФ за период 2012-2014 гг.

Введение экономических санкций, способствовали заметному снижению объема внешнеторгового оборота России, который составил за период с января по сентябрь 2014 года  597,9 млрд. долларов США в сравнении с аналогичным периодом 2013 года и снизился на 2,9% [8].

На таблице 1 представлена сравнительная динамика внешней торговли России со странами Европы,  а также внешнеторговый оборот с СНГ,  ЕврАзЭС и таможенным союзом.

Таблица 1. Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам или группам стран [8]

 

Январь – сентябрь 2013 г.

Январь – сентябрь 2014 г.

Оборот

Экспорт

Импорт

Оборот

Экспорт

Импорт

Весь Мир

616032,5

386090,8

229941,7

597913,3

381322,3

216591,0

ЕС

306708,0

209756,4

96951,5

293042,9

203209,1

89833,7

СНГ

82111,8

53208,4

28903,3

74416,3

49477,6

24938,7

ЕВРАЗЭС

45143,7

30025,9

15117,8

41891,2

27425,5

14465,7

ТС

42965,6

27953,8

15011,8

39890,7

25496,0

14394,7

Следует отметить, что произошло   сокращение импорта и экспорта из стран дальнего и ближнего зарубежья на октябрь 2014 года до 10,1% относительно аналогичного периода2013 г. Существенные изменения коснулись  импорта продовольственных товаров,  а именно сократились закупки: молочных продуктов на 69,4 %, овощей – на 50,6 % , фруктов – на  21,1 %,  сахара – на 20,1 %, мяса и субпродуктов – на 19,7  (свинины – на 37,5 %, мяса птицы – на 4,8 %) и др. [8].

Крупнейшим партнером России в 2014 году оставался Европейский Союз, на долю которого за период январь-сентябрь 2014 года приходилось 49,0% российского товарооборота (в  аналогичном периоде 2013 года – 49,8%). На страны СНГ на январь-сентябрь 2014 года приходилось 12,4% российского товарооборота (в  2013 года – 13,3%),  на страны Таможенного союза – 6,7% (7,0%), на страны ЕврАзЭС – 7,0% (7,3%), на страны АТЭС – 26,4% (24,6%)  [8].

Учитывая продолжающийся рост экономической и политической напряженности между Россией, ЕС и США, как результат введения экономических санкций, российская экономика продолжает претерпевать серьезные экономические последствия.

На состояние и развитие российской экономики, значительное влияние оказало  снижение мировых цен на нефть и экспортной цены на газ.

Так, средняя мировая цена на нефть марки «Юралс» в2013 г. составила 107,9 доллара США за баррель, что на 2,4 % ниже  уровня 2012 года. Средняя экспортная цена на природный газ в2013 г. находилась на уровне 342,3 доллара США за 1 тыс. куб. м  и была на 1,7 % меньше, чем в2012 г., в  2012  г.  цена была на 2,8 %  больше,  чем  в 2011 г., тогда как в 2011 г. она превышала уровень 2010 года на 26,2 % [6].

Как уже было отмечено, внешнеэкономическая деятельность представляет собой динамично изменяющийся  и важнейший сектор экономики любой страны, а внешнеторговая политика является важной частью экономической политики государства в целом,  от  эффективности которой зависит как экономическое развитие страны, так и позиция государства на мировом рынке товаров и услуг. Практика показывает, что в России создана достаточно эффективная внешнеторговая и таможенно-тарифная политика, о чем свидетельствуют данные внешнеторговой и таможенной статистики (объем импорта, экспорта, положительное сальдо и др.).

Однако учитывая сложные экономические и политические условия, для РФ на современном этапе, возникает необходимость непрерывного совершенствования  законодательной базы, регулирующей внешнеэкономическую деятельность.

В  то же время с уверенностью можно отметить, российская экономика сегодня входит в новое международное экономическое пространство, в условиях нарастающей глобальной конкуренции и интеграции. Это определенно выявляет необходимость дальнейшего  реформирования и внешнеторговой политики и таможенного регулирования,  что послужит  важнейшим средством регулирования не только внешней, но и внутренней экономической  деятельности страны с учетом национальных потребностей,  тенденций развития и вызовов современного мирового хозяйства.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” .
  2. Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-I “О таможенном тарифе” (с изменениями и дополнениями).
  3. Госпрограмма «Развитие внешнеэкономической деятельности» утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации  от 18 марта2013 г. № 378-р.
  4. Килин В.В. Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности России в условиях таможенного союза ЕВРАЗЭС и ВТО//Уральский государственный экономический университет. – 2014. – №4(50). – С. 20-28.
  5. Путихин Ю.Е. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности России в условиях глобализации.// «Финансовый журнал». – 2010 г. – №1. – С.82. с.81-88.
  6. http://audit.gov.ru. – Официальный сайт счетной палаты РФ. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2013 год
  7. http://base.garant.ru– Информационно-правовой портал ГАРАНТ
  8. http://www.customs.ru – Официальный сайт. Таможенная служба Российской Федерации
  9. http://programs.gov.ru – Портал государственных программ Российской федерации


Все статьи автора «Амирова Динара Рафиковна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

2 комментариев к “Современные особенности внешнеэкономической деятельности Российской Федерации”

  1. 11.02.2015 в 21:49

    Отличная статья! Спасибо за свежайшую информацию. Только разрешите вопрос? “возникает необходимость непрерывного совершенствования законодательной базы, регулирующей внешнеэкономическую деятельность”. – Разве она не достаточно отрегулирована? Еще в древности мыслители говорили: “Чем больше государство нагружено законами, тем быстрее оно пойдет ко дну”. И как на Ваш взгляд, почему Россия до сих пор не устанавливает хотя бы небольшой диктат над странами ЕС, так как они зависимы от нашего газа? Пора бы уже заявлять о себе как о сильной державе?! Заранее спасибо)

  2. 01.11.2015 в 20:54

    Когда ждать выхода подобной статьи только с информацией текущего года?
    Заранее спасибо за ответ.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: