Рубеж XXI ознаменовался усилением процессов глобализации интеграции, как для мирового сообщества, так и нашей страны, что способствовало расширению границ мирового рынка товаров и услуг активному перемещению факторов производства, прежде всего капитала, технологий и трудовых ресурсов. Стремительное взаимодействие государств в наибольшей степени нашло отражение в развитии внешнеторговых отношений.
На эффективность внешнеторговой политики оказывают влияние экономические процессы, протекающие в системе мирового хозяйства и внутри национальной экономики, среди которых следует отметить: степень открытости экономики; экономическая взаимозависимость государств (интеграция); конкурентоспособность товаров и услуг; интернационализация производства (ТНК, МНК); социально-экономические и военно-политические процессы, происходящие в системе мирового хозяйства и др.
Глобализация мирохозяйственных связей ставит перед мировым сообществом, соответственно и перед Российской Федерацией все новые задачи, решение которых возможно при существенном изменении, совершенствовании и активизации внешнеторговой политики государства.
В условиях глобализации социально-экономических процессов, важнейшим направлением успешного развития любой национальной экономики является эффективная внешнеэкономическая политика, предполагающая активизацию внешнеторговой деятельности.
Внешнеторговая политика России направлена на всестороннее экономическое развитие страны и активное взаимодействие с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности – осуществление внешнеторговых сделок, международного обмена различного рода товарами и услугами, технологиями, информацией и др.
Как уже было отмечено, для мирового хозяйства в целом, в настоящее время характерно наращивание международных отношений в сфере торговли, которое связано с ввозом и вывозом товаров, услуг, технологий, отдельных видов работ. В соответствии с международной практикой, их заключение сопровождается подписанием в договорном порядке сделки, которая предусматривает взаимную выгоду для всех участников: условия доставки товаров и услуг, транспортировку и страховку, погрузку и выгрузку и др.
Порядок, обязанности и ответственности всех сторон, закрепивших и подписавших внешнеторговую сделку, осуществляются в соответствии с нормами международного права, а также Федеральными законами и нормативно-правовыми актами РФ в сфере международной торговли.
В Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ
“Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”, прописаны основные направления и принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности (защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, включая законные интересы российских производителей и потребителей; отсутствие дискриминации в отношении всех участников внешнеторговой сделки порядок заключения сделок; обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности и др.) полномочия государственных органов власти в области регулирования внешнеторговой деятельности (в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование) [7].
Внешнеторговая политика государства и регулирование внешнеторговой деятельности может основываться на:
- протекционизме, предполагающем полную (запрет) или частичную (манипулирование таможенными пошлинами) защиту национального рынка от иностранной конкуренции, излишнего импорта товаров, с целью поддержки отечественного производителя и его стимулирования;
- фритредерстве – свободной торговле, предусматривающей активное взаимодействие национальных экономик многих стран в области развития международных экономических отношений, в том числе и сфере торговли, что характерно для экономик открытого типа (развитые и большинство развивающихся стран).
Осуществление контроля за формированием стратегии внешнеторговой политики Российской Федерации, развитием внешнеторговых связей, соблюдением принципов ведения внешнеторговой деятельности возлагается на соответствующие органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ на основе Федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации о внешнеторговой деятельности (Федеральный закон от 8 декабря2003 г. № 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”, Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ и др.).
Порядок регулирования и развития внешнеэкономической деятельности постоянно совершенствуется, так, распоряжением Правительства Российской Федерации еще от 18 марта2013 г. № 378-р утверждена госпрограмма «Развитие внешнеэкономической деятельности», целью программы является усиление позиций Российской Федерации в глобальной экономике, улучшение качественных параметров внешнеэкономической деятельности, повышение вклада внешнеэкономической сферы в решение задач связанных с модернизацией национального хозяйства страны. Государственная программа включает в себя ряд подпрограмм и федеральных целевых программ (реализация приоритетных направлений ВЭД в процессе международного экономического сотрудничества; создание национальной системы поддержки ВЭД; совершенствование таможенной деятельности; обеспечение развития системы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для осуществления внешнеэкономической деятельности) [9].
Мерами регулирования внешнеторговой деятельности в РФ являются экономические и административные, установленные законодательным путем и прописанные в Федеральных законах и нормативно-правовых актах.
Основными методами используемыми для регулирования внешнеторговой деятельности являются: тарифные (таможенный тариф и таможенная пошлина) и нетарифные (эмбарго, квотирование, лицензирование, субсидирование и др.). В первом случае речь идет о таможенно-тарифном регулировании, предусматривающем применение различных таможенных пошлин и ставок, величина которых зависит от направления движения товара, специфики перевозимого товара, от страны производителя и др. Сущность таможенно-тарифной политики государства заключается в регулировании внешнеторговой деятельности посредством применения таможенных пошлин.
Исключительно важная роль в экономике любой страны принадлежит таможенным пошлинам, а таможенно-тарифная политика в настоящее время стала одним из ключевых направлений государственного регулирования национальной экономики. Устанавливая ставки таможенных пошлин, государство может регулировать экспорт и импорт товаров и услуг, способствовать насыщению внутреннего рынка необходимыми для внутреннего потребления товарами и услугами (например товарами – дефицитными на внутреннем рынке страны), и наоборот, защищать национальных производителей от иностранной конкуренции с целью стимулирования отечественного производства. В соответствии с этим, таможенные пошлины могут выполнять различные функции: фискальную функцию (пополнение государственного бюджета, за счет налоговых поступлений), протекционистскую (защита национального рынка от иностранной конкуренции).
Так, по итогам 2013 года сумма доходов и поступлений в государственный бюджет, от внешнеэкономической деятельности составила 6 565,4 млрд. рублей, что на 78,7 млрд. рублей (или на 1,2%) больше, чем в 2012 году (составившего 6 486,7 млрд. рублей) [8]. В соответствии с официальными данными Федеральной таможенной службы РФ за десять месяцев 2014 года общая сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 5681,2 млрд. рублей [8].
Порядок установления и применения различных ставок таможенных пошлин (на вывозимый и ввозимый товар в РФ), а также перечень товаров, в отношении которых они применяются (в том числе условия их применения с учетом страны происхождения товаров, типа товаров), а также порядок предоставления тарифных преференций (уступок) и тарифных квот прописаны в Федеральном законе от 21 мая1993 г. № 5003-I “О таможенном тарифе” (с дополнениями и изменениями). В соответствии с данным Федеральным законом в отношении товаров произведенных в странах, с которыми Российская Федерация установила и закрепила торгово-политические отношения и предусмотрен режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются таможенные пошлины Единого таможенного тарифа (например, для стран членов ЕврАзЭС – таможенный союз, образованный на постсоветском пространстве), однако в отношении стран не являющихся членами данного таможенного союза величина ставок таможенных пошлин увеличивается вдвое (за исключением решений, предоставления особых льгот – тарифных преференций, например гуманитарная помощь).
Важным инструментом таможенно-тарифного регулирования является таможенный тариф, который представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу России и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Таможенная стоимость товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, определяется в соответствии со статьей 12 ФЗ РФ «О внесении изменений в Закон РФ «О таможенном тарифе»» (от 08.11.2005 г. № 144).
Мировым сообществом также выработана международная система государственного регулирования внешнеторговой, внешнеэкономической деятельности, включающая, в зависимости от классификационных признаков (критериев), таможенно-тарифные меры воздействия на внешнюю торговлю, а также инструменты и механизмы защиты национальных (внутренних) рынков [4].
Анализируя современную ситуацию, следует отметить, произошли серьезные изменения в российской внешнеторговой политике после вступления во Всемирную Торговую Организацию, прежде всего, это коснулось сферу таможенного регулирования в отношении стран, являющихся членами Таможенного союза ЕврАзЭС.
Полноправным членом Всемирной торговой организации Россия стала еще 22 августа 2012, протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО 15 апреля1994 г. был подписан в Женеве 16 декабря2011 г. В соответствии с утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2013 г. .№ 754 “Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из РФ за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации” – утверждены новые ставки экспортных таможенных пошлин на товары, вывозимые из РФ за пределы Таможенного Союза, которые приведены в соответствие с обязательствами нашей страны, в том числе и после присоединения к ВТО [7].
Существующие меры регулирования внешнеторговой деятельности и созданные благоприятные условия для успешного введения внешнеторговой политики в стране позволяют России занимать устойчивое, а в некоторых отраслях и лидирующее положение во внешнеторговом обороте отдельных стран.
Так, по официальным данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот Российской Федерации в 2013 году остался на уровне показателя 2012 года, составившего 844,2 млрд. долларов США, экспорт – 526,4 млрд. долларов США, импорт – 317,8 млрд. долларов США. В тоже время сальдо торгового баланса составило 208,6 млрд. долларов США, что на 1,1 млрд. долларов США больше, чем в 2012 году Товарооборот РФ со странами дальнего зарубежья в 2013 году составил 729,4 млрд. долларов США и увеличился на 1,6%, в сравнении с аналогичным показателем 2012, экспорт вырос на 1,7%, рост импорта составил 1,5%. Сальдо торгового баланса с этими странами сложилось положительное в сравнении с 2012 годом. Общий товарооборот с государствами Содружества Независимых Государств (СНГ) в 2013 году по сравнению с 2012 годом сократился на 7,5%, в том числе экспорт – на 7,2%, а импорт на 8,0% [8].
Основными партнерами Российской Федерации в структуре внешней торговли в 2013 году стали: Китай, Нидерланды, Германия, Италия, Украина, Беларусь, Япония, Турция, Польша, США. Товарооборот в сравнении с 2012 годом, с Китаем составил 10,5% товарооборота РФ (в 2012 году – 10,4%), Нидерланды – 9,0% (9,8%), Германия – 8,9% (8,7%), Италия – 6,4% (5,4%), Украина – 4,7% (5,4%), Беларусь – 4,0% (4,6%), Япония – 3,9% (3,7%), Турция – 3,9% (4,1%), Польша – 3,3% (3,3%), США – 3,3% (3,3%) [8].
Однако, несмотря в целом на положительную динамику товарооборота РФ за период 2012-2013 гг. с основными экономическими и торговыми партнерами, устойчивые тенденции внешнеторговой деятельности, заключенные межправительственные соглашения между РФ и иностранными государствами в области взаимопомощи и сотрудничестве в таможенных делах (с такими странами как Мексиканские Соединенные Штаты –2003 г., Япония -2009 г., Хорватия –2009 г. и ряд др.), во внешнеторговой политике нашего государства произошли серьезные изменения.
Применение экономических санкций в2014 г. в отношении Российской Федерации со стороны США и Европейского Союза и ряда других государств, оказали существенное влияние на внешнеторговый оборот и международные торговые и экономические отношения нашей страны с зарубежными партнерами. Следует отметить, что эффективность внешнеторговой деятельности страны можно оценить именно по внешнеторговому обороту.
По своей экономической сущности экономические санкции – представляют собой целенаправленные меры принудительного характера (возможен частичный или полный запрет импорта из стран, а также экспорт в эти страны товаров, ограничение или запрет различных финансовых операций, инвестиций и другие мероприятия) применяемые группой стран (или одной страной) по отношению к конкретной стране с целью изменения текущей политики данного государства. В большинстве случаев применение санкций в отношении конкретного государства экономически не обосновано и носит, прежде всего, политический характер. Несомненно, от их введения несут экономические потери все стороны данного процесса.
Так, сравнительная динамика внешнеторгового оборота РФ с зарубежными торговыми партнерами за период с 2012 по 2014 представлена на рисунке 1.
Рис.1. Внешнеторговый оборот РФ за период 2012-2014 гг.
Введение экономических санкций, способствовали заметному снижению объема внешнеторгового оборота России, который составил за период с января по сентябрь 2014 года 597,9 млрд. долларов США в сравнении с аналогичным периодом 2013 года и снизился на 2,9% [8].
На таблице 1 представлена сравнительная динамика внешней торговли России со странами Европы, а также внешнеторговый оборот с СНГ, ЕврАзЭС и таможенным союзом.
Таблица 1. Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам или группам стран [8]
|
Январь – сентябрь 2013 г. |
Январь – сентябрь 2014 г. |
||||
Оборот |
Экспорт |
Импорт |
Оборот |
Экспорт |
Импорт |
|
Весь Мир |
616032,5 |
386090,8 |
229941,7 |
597913,3 |
381322,3 |
216591,0 |
ЕС |
306708,0 |
209756,4 |
96951,5 |
293042,9 |
203209,1 |
89833,7 |
СНГ |
82111,8 |
53208,4 |
28903,3 |
74416,3 |
49477,6 |
24938,7 |
ЕВРАЗЭС |
45143,7 |
30025,9 |
15117,8 |
41891,2 |
27425,5 |
14465,7 |
ТС |
42965,6 |
27953,8 |
15011,8 |
39890,7 |
25496,0 |
14394,7 |
Следует отметить, что произошло сокращение импорта и экспорта из стран дальнего и ближнего зарубежья на октябрь 2014 года до 10,1% относительно аналогичного периода2013 г. Существенные изменения коснулись импорта продовольственных товаров, а именно сократились закупки: молочных продуктов на 69,4 %, овощей – на 50,6 % , фруктов – на 21,1 %, сахара – на 20,1 %, мяса и субпродуктов – на 19,7 (свинины – на 37,5 %, мяса птицы – на 4,8 %) и др. [8].
Крупнейшим партнером России в 2014 году оставался Европейский Союз, на долю которого за период январь-сентябрь 2014 года приходилось 49,0% российского товарооборота (в аналогичном периоде 2013 года – 49,8%). На страны СНГ на январь-сентябрь 2014 года приходилось 12,4% российского товарооборота (в 2013 года – 13,3%), на страны Таможенного союза – 6,7% (7,0%), на страны ЕврАзЭС – 7,0% (7,3%), на страны АТЭС – 26,4% (24,6%) [8].
Учитывая продолжающийся рост экономической и политической напряженности между Россией, ЕС и США, как результат введения экономических санкций, российская экономика продолжает претерпевать серьезные экономические последствия.
На состояние и развитие российской экономики, значительное влияние оказало снижение мировых цен на нефть и экспортной цены на газ.
Так, средняя мировая цена на нефть марки «Юралс» в2013 г. составила 107,9 доллара США за баррель, что на 2,4 % ниже уровня 2012 года. Средняя экспортная цена на природный газ в2013 г. находилась на уровне 342,3 доллара США за 1 тыс. куб. м и была на 1,7 % меньше, чем в2012 г., в 2012 г. цена была на 2,8 % больше, чем в 2011 г., тогда как в 2011 г. она превышала уровень 2010 года на 26,2 % [6].
Как уже было отмечено, внешнеэкономическая деятельность представляет собой динамично изменяющийся и важнейший сектор экономики любой страны, а внешнеторговая политика является важной частью экономической политики государства в целом, от эффективности которой зависит как экономическое развитие страны, так и позиция государства на мировом рынке товаров и услуг. Практика показывает, что в России создана достаточно эффективная внешнеторговая и таможенно-тарифная политика, о чем свидетельствуют данные внешнеторговой и таможенной статистики (объем импорта, экспорта, положительное сальдо и др.).
Однако учитывая сложные экономические и политические условия, для РФ на современном этапе, возникает необходимость непрерывного совершенствования законодательной базы, регулирующей внешнеэкономическую деятельность.
В то же время с уверенностью можно отметить, российская экономика сегодня входит в новое международное экономическое пространство, в условиях нарастающей глобальной конкуренции и интеграции. Это определенно выявляет необходимость дальнейшего реформирования и внешнеторговой политики и таможенного регулирования, что послужит важнейшим средством регулирования не только внешней, но и внутренней экономической деятельности страны с учетом национальных потребностей, тенденций развития и вызовов современного мирового хозяйства.
Библиографический список
- Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” .
- Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-I “О таможенном тарифе” (с изменениями и дополнениями).
- Госпрограмма «Развитие внешнеэкономической деятельности» утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 марта2013 г. № 378-р.
- Килин В.В. Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности России в условиях таможенного союза ЕВРАЗЭС и ВТО//Уральский государственный экономический университет. – 2014. – №4(50). – С. 20-28.
- Путихин Ю.Е. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности России в условиях глобализации.// «Финансовый журнал». – 2010 г. – №1. – С.82. с.81-88.
- http://audit.gov.ru. – Официальный сайт счетной палаты РФ. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2013 год
- http://base.garant.ru– Информационно-правовой портал ГАРАНТ
- http://www.customs.ru – Официальный сайт. Таможенная служба Российской Федерации
- http://programs.gov.ru – Портал государственных программ Российской федерации
Количество просмотров публикации: Please wait
Отличная статья! Спасибо за свежайшую информацию. Только разрешите вопрос? “возникает необходимость непрерывного совершенствования законодательной базы, регулирующей внешнеэкономическую деятельность”. – Разве она не достаточно отрегулирована? Еще в древности мыслители говорили: “Чем больше государство нагружено законами, тем быстрее оно пойдет ко дну”. И как на Ваш взгляд, почему Россия до сих пор не устанавливает хотя бы небольшой диктат над странами ЕС, так как они зависимы от нашего газа? Пора бы уже заявлять о себе как о сильной державе?! Заранее спасибо)
Когда ждать выхода подобной статьи только с информацией текущего года?
Заранее спасибо за ответ.