Настоящая статья посвящена сочинению М. М. Щербатова «Путешествие в землю Офирскую» (1783). Литературные особенности романа не редко становились объектом исследования; в то время, как исторические не привлекали пристального внимания ученых. Вместе с тем, как отмечал И. З. Серман, «кроме утопий придуманных», XVIII век породил своеобразный тип политических утопий, «которые строились на особой интерпретации данных истории» [23]. Причастность Щербатова к занятиям исторической наукой не вызывает сомнений. Можно с уверенностью сказать, что в культурной памяти он запечатлелся как историк и общественный деятель более, чем литератор. Сохранилось любопытное свидетельство Н. И. Новикова, иллюстрирующее данное положение: «Щербатов, князь, Михайло Михайлович, двора ея императорскаго величества камер-юнкер, герольдмейстер, комиссий о коммерции и о сочинении Новаго уложения член, – к чести своего имени и рода, знаменитый любитель и изыскатель древностей российских, и писатель истории своего отечества» [17].
В 1783 году писатель был принят в члены Российской академии наук [27]. Этот факт биографии Щербатова нашел отражение и в его утопии, написанной в 1783-м, а опубликованной лишь в 1896 году. Не случайно первая городская достопримечательность, с которой знакомится рассказчик это – Академия наук в Перегабе. «Я самое утро завтрашняго сего дни употребил разсматривать многия заведения в сем граде; видел тут учрежденную академию наук, исполненную собранием великаго числа натуральных вещей» [30. Стлб. 788]. Прототипом учреждения, очевидно, является Кунсткамера, здание которой с начала XVIII в. считалось символом Российской академии наук. В «Путешествии», кроме того, изображены не только идеальные училища, какими они представлялись писателю, но и дан перечень учебных дисциплин, включая «два катихизма, единый нравственный, а другой законной».
Вопрос о том, насколько идеал офирского училища соответствовал выбранному Екатериной курсу государственной педагогики, представляет несомненный научный интерес. Работ, посвященных данной теме, не много. Довольно кратко об этом сказано в статье Т. В. Артемьевой «Новая Атлантида Михаила Щербатова» [8]. Как отметил А. А. Кизеветтер, в «государстве существует обязательное – и притом даровое – обучение. Правда, каждое сословие имеет свои особые школы, но при этом там «нет ни единаго гражданина, котораго бы в школах не учили правам и законам их страны» [14]. Следует указать на неправомерность данного суждения. В действительности на содержание офирских школ определяется «самый малый сбор со всех поселян», который французскими деньгами составляет две с половиной копейки [30. Стлб. 923]. Сомнительно и то, что школы открыты для каждого сословия, так как крестьяне лишены возможности получать образование, в отличие, например, от дворян, купцов и мещан [Там же. Стлб. 919]. Таким образом, наблюдение Артемьевой о том, что «училища для крестьян более скромные. В них учат детей с 5 до 12 лет чтению, письму, счету и двум “катехизмам” – нравственному и “законному» выглядит не совсем уместным. [7]. Та же неточность, по-видимому, имеет место в работе «Русский социальный роман XVIII века» Н. Д. Чечулина. Исследователь отмечает: «во всяком селении, где есть храм, есть и школа для крестьянских детей; для солдатских детей – особыя школы в местах расположения полков, в городах – особыя мужские и женския училища для дворян и особыя для мещан» [30. Стлб. 922]. Таких деталей Щербатов в своем произведении не указывает. Училища действительно открыты в каждом поселении. Однако о том, что они созданы лишь для крестьянского сословия в «Путешествии» нет упоминаний. Из наблюдения Чечулина, кроме прочего, можно сделать вывод, будто мужские и женские школы были открыты только в городах, в то время, как в сельских округах их не было. Вместе с тем, как очевидно из текста, «В каждом же таком селении, где есть храм, находится другое училище для женщин» [Там же. Стлб. 923]. В книге о русской литературной утопии американского слависта С. Л. Баэра тема образования представлена кратким пересказом фрагмента о воспитании будущих офирских монархов [1].
Исторические прототипы училищ Офирской Империи редко привлекали внимание специалистов. В контексте реформ Екатерины II представленная писателем модель обучения не рассматривалась. Вместе с тем, актуальность данной научной проблемы не вызывает сомнений. Щербатов не только состоял в штате Российской академии наук, но и написал ряд педагогических сочинений, таких как «Проект о народном изучении», «О способах преподавания разныя науки» и Проект создания училища для купечества [20]. В предложенном тексте впервые делается попытка установить, насколько офирские училища соответствовали выбранному Екатериной курсу народного образования.
Идеальные училища офирской империи и их исторические прототипы
Целью национальной школьной программы императрицы была попытка перестроить на идеологических основаниях само российское общество [6]. Как следствие, первый законопроект екатерининской эпохи – «Большой наказ императрицы» – был в то же время первым педагогическим сочинением этого времени. Для просвещенного абсолютизма самодержицы дидактика была основой законодательства. Наиболее лаконично, пожалуй, эту мысль выразил, А. М. Сумароков В «Оде Государыне Императрице Екатерине Второй на день Ее восшествия на престол, Июня 28 дня, 1762 года»:
Петр дал нам бытие, Екатерина душу [26]. |
Позднее тот же силлогизм использовал автор известной утопии «Нума Помпилий, или процветающий Рим» (1768) М. М. Херасков, сравнивая в своем сервильном панегирике двух великих реформаторов на российском троне:
«Петр Россам дал тела, Екатерина душу»[28]. |
В контексте римской истории, для которой Нума был образцом царя и законодателя, эти слова имели отношение к «Наказу» императрицы и обслуживали государственный миф о просвещенном монархе. Посвящая проблеме воспитания отдельно XIV главу своего документа, императрица начинает ее положением: «Правила воспитания суть первыя основания, приуготовляющия нас быть гражданами»[18]. По слову М. В. Довнар-Запольского, это были «педагогические рецепты, которые не легко было провести в жизнь» [10]. Однако эти же «рецепты» послужили основанием целого ряда образовательных программ эпохи расцвета просвещенного абсолютизма. Законы, педагогические проекты и (в конечном счете) художественные произведения создавали единый культурный текст. Таким образом, на уровне прагматики утопия Хераскова могла прочитываться и как панегирическое изображение современной России, и как наставление Екатерине II в момент работы Комиссии по составлению нового Уложения [12]. Амбивалентное прочтение, вероятно, имели и работы Сумарокова. Прославляя восшествие императрицы на престол в одических сочинениях, автор отнесся с большим предубеждением к ряду положений ее законопроекта. Одной из главных претензий писателя к документу, была, по словам Ю. В. Стенник, своеобразная «утопичность» – «увлечение его автора абстрактным гуманизмом» [25]. С этим сложно не согласиться, так как господство идеала эвномии (благозакония) простиралось как на литературную среду имперского дискурса, так и на педагогическую. Показательно, например, что Бецкий, которому было доверено заведывать образовательными учреждениями, обратился к Екатерине со словами:
«Петр Великий создал в России людей: Ваше Величество влагаете в них души» [24]. |
По словам Д. Грифитс, под словом «душа» здесь подразумевался вполне определенный образ «третьего сословия», которого прежде не существовало в России [9. C. 262].
Как было сказано выше, государственная педагогика Екатерины II порождала единое пространство законодательных и педагогических текстов. Так, Бецкий, которого (в некотором смысле) можно считать основоположником нравственной педагогики, написал именно законы для «создания новой породы людей», а не педагогические инструкции. Хотя он «охотно указывал на то, что “законы почти ничего не могут без добрых нравов”, однако, сам же вырабатывал законы для “создания новой породы людей”, которые именно и отличались бы “Добрыми нравами» [15]. Печать утопичности лежала и на таких материалах, как «Устав кадетскаго корпуса». П. М. Майков, стараясь защитить Бецкого от упрека в том, что его уставы «своего рода утопии», писал: «они написаны лишь для начальников и таких исполнителей их, которые “одарены здравым разумом и благоразумием» [Там же. С. 54]. Щербатов, как известно, подходил к инициативам Бецкого довольно критично. Свое отношение он выразил в знаменитом памфлете «О повреждении нравов»:
«…Бецкой, человек малаго разума, но довольно пронырлив, чтоб ее [Екатерину – Ю. Р.] обмануть; многие учреждения сделал, яко сиропитательные домы, девичий монастырь, на новом основании Кадетской Сухопутный Корпус и Академию Художеств, Ссудную и сиротскую казну, поступая в том яко александрийский архитектор…Бецкой, хотя показывал вид, что все для славы Императрициной делает, но нетокмо во всех проэктах, на разных языках напечатанных, имя его яко перваго основателя является» [19]. |
Следует заметить, что данное наблюдение не является простым художественным преувеличением. По словам Дж. Л. Блэка, составляя педагогические проекты для учебных заведений, Щербатов надеялся, что последние станут свободными от правительственного вмешательств [2]. Между тем, для создания идеальной модели школы автор использовал все те же элементы педагогической системы Бецкого. Известно, что Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества относится к 1764 году и было разработано им же. В Офирии также два типа училищ, для мужчин и для женщин.
Идея профильного обучения была заимствована Щербатовым из других проектов Екатерины. К началу 60-х годов XVIII века относится Документ, озаглавленный «Начальное рассуждение о плане для учреждения публичных училищ”, сохранившийся без обозначения имени автора и времени составления» [21]. Для истории российского образования этот текст немаловажен. В нем впервые была представлена программа профильного обучения. «По разности званий и намерений учащихся гимназии разделялись на четыре категории: «1) училища для ученых людей, 2) военныя, 3) гражданския и 4) купеческия» [Там же. С. 276]. В государстве Щербатова отображена схожая модель, с той разницей, что первыми по значимости являются училища для дворян, а не для ученых.
Идеальное училище Щербатова в свете его педагогических проектов
В начале 1770 года, став участником Комиссии о коммерции, к образовательным проектам обращается Щербатов. По указанию Екатерины он разрабатывает проект училища для купечества. Материал не привлекал большого внимания исследователей и до сих пор не опубликован. Как отмечено в рукописи, «предмет установления сего училища не состоит в том, чтоб зделать ученых во всяком роде наук, но токмо, чтоб вкоренить благонравие в купеческих детей, и открыть им довольное знание во всех частях торговли»[20. Л. 7]. Проект составлен довольно подробно и отражает четкую программу дисциплин: среди которых российский, французский, немецкий, английский языки, рисование, «познание искусств и ремесел», содержание купеческих книг, «телесные екзерсиции» и Закон Божий [Там же]. Образовательный процесс строился на принципах гуманности, что позволило С. Г. Калининой сделать вывод о наличии в тексте элементов методики воспитания “новой породы людей» [13]. Действительно, в деле обучения купеческого сословия автор проявляет большую незаурядность. Согласно его программе: «каждое воскресение и в госпоцкие праздники» купцы должны слушать службу божию «со всем вниманием и прилежностию»; должны кормить нищих и дряхлых; сознавая, что «сiи нещастные суть такие же люди и собратия их; следственно достойны их соболезновать» [20. Л. 7. Об].
Через два года писатель вновь обращается к теме образования, сочиняя «Проект о народном изучении». В статье «О педагогической культуре Екатерины II» А. Г. Львовой высказана точка зрения, согласно которой тот же документ был изложен Щербатовым в его фантастическом романе “Путешествие в землю Офирскую господина С…шведского дворянина» [16]. С этим утверждением можно согласиться лишь отчасти. Проект предполагал обучение как мужчин, так и женщин, однако всеобщим оно не являлось. Автор разделял училища на две степени. Первые из них должны быть установлены в губернских городах; вторые – в провинциальных. Таким образом, в мало населенных пунктах создание школ не предусматривалось [30. Стлб. 923]. Кроме того, «Проект» не был направлен на создание бессословного образования. Обращаясь к Всемилостивейшей Государыне с просьбой об учреждении учебных заведений, автор, по-видимому, имел в виду училища только для двух сословий: «Желательно было бы, если бы живущие вокруг городов дворянство и мещане совокупно согласясь таковые училища каждые во градах своих с довольными доходами завели» [Там же. Стлб. 741].
Идеальные училища Офирской империи
По словам Андре Монье, своей идеальной Офирией, Щербатов выносит приговор екатерининской политике [4]. Тем не менее, его училища созданы на основании современных педагогических проектов. Автор уделяет большое внимание повсеместному образованию. Наряду с городскими училищами для благородных, школы созданы в каждой сельской округе, в которой есть «храм». В тексте есть одна любопытная особенность. В большом городе, таком как Перегаб, могут получить образование выходцы из дворянского, мещанского, купеческого, солдатского сословий, в то время как в малочисленных городах последние из них такой возможности не имеют.
«В каждом малом городе у нас есть четыре разных училищъ: единое для мещан и купцов мужеска пола, другое для женска пола, третье для дворян мужестка пола и четвертое для дворянок» [30. Стлб. 924]. |
Кроме того, училища для дворян предполагали образование многостороннее и разнопредметное. «Единые учились грамоте, другие арифметике и первым основаниям геометрии, иные рисовать, а другие, наконец, правам их страны» [Там же. Стлб. 919]. Мещанские школы рассчитаны на обучение арифметическим исчислениям и торговле, в то время как поселян обучают только чтению и письму. В училищах Офирии, как и в Российской империи учатся шесть дней в неделю. Между тем, не все из детей имеют возможность посещать занятия: «…те, которые учатся математике, истории, географии и другим наукам, которыя в губернских училищах токмо преподаются, те учатся три дни, употребляя другие три дни учить тех, которые первым основаниям наук учатся…» [Там же. Стлб. 926]. Следует отметить, что для екатерининской эпохи подход, при котором воспитанники являлись одновременно преподавателями, был не только новым, но и утопичным. Так, «Руководство учителям перваго и втораго разряда народных училищ Российской империи» (1782) содержит Таблицу успеваемости учащихся, по которой можно судить о качестве школьного образования детей на момент 1793-1794 гг. Список состоит из двух фамилий. По окончании учебного года «Петр Дмитриев научился «познанию букв хорошо», Анна Петрова «склады знает посредственно», но «подает надежду» [22].
Другой элемент идеальной офирской школы, вероятно, имеет исторической основой педагогические проекты Бецкого. Как известно, Екатерине II импонировали его идеи о воспитании детей в закрытых учебных заведениях интернатного типа [11]. Щербатов модернизирует эту модель, предоставляя ученикам определенную свободу. «Сие окроме некоторых каждому на волю отдается – жить ли в училище, или приходить токмо учиться; но токмо они все должны обедать в училище, дабы время переходами не терять» [30. Стлб. 921].
В устройстве сельских школ Офирской империи также заметны черты образовательных реформ императрицы. Согласно проекту 1770 года надзор над деревенскими школами поручался священникам. «…Но так как, по своим приходским же предназначались диаконы, а где их не было, дьячки; наконец, в случае недостатка церковнослужителей, допускались и светские преподаватели» [28]. В сельских школах Офирии наставление юношеству дает «единый при службе храма находящийся отличной добродетели муж» [30. Стлб. 922].
Как отмечает Джеффри Хоскинг, «основной целью на средних и высших степенях екатерининского образования была подготовка кандидатов для государственной службы, в то время как на первичном уровне необходимо было обучить практическим навыкам и привить религиозные и моральные нормы» [3],[27]. Среди школьных дисциплин утопического государства также есть место нравственным наставлениям. В училищах «каждый день оставляется полчаса на преподавание и толкование нравственных правил» [30. Стлб. 928]. Вместе с тем, духовное образование в офирских школах носит утилитарный характер и ориентировано на воспитание истинного гражданина и патриота. Писатель полагал, что образование – conditio sine qua non благоустроенной государственной жизни – и должно вести к исполнению взаимных гражданских обязательств.
Библиографический список
- Baehr S. L. The Paradise Myth in Eighteenth-Century Russia. Utopian Patterns in Early Secular Russian Liteature and Culture. California: Stanford University Press. P. 138.
- Black J. L. Citizens for the fatherland. Education, Educators, and Pedagogical Ideals in Eighteenth Century Russia (with a translation of book on the duties of man and citizen (St. Petersburg, 1783). East European Quarterly, Boulder. NY: Columbia university press. 1979. P. 83.
- Hosking A. Geoffrey. Russia and Empire, 1552-1917. HarperCollins, 1997. P. 125.
- Marker G. Who rules the word? Public school education and the fate of universality in Russia, 1782 – 1803 // Russian Russe. Festschrift for Nicholas Valentine Riasanovscky. Vol. 20. California: University of Southern. 1993. P. 17.
- Monnier Andre. Une utopia russe au siecie de Catherine // CMRS, 1982, 23 (2), р. 190.
- Okenfuss M. From School Class to Social Caste The Divisiveness of Early-Modern Russian Education // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. Neue Folge, 1985. P. 343.
- Артемьева Т. В. От славного прошлого к светлому будущему: Философия истории и утопия в России эпохи Просвещения. СПб.: Алетейя, 2005. С. 294.
- Артемьева Т.В. Новая Атлантида Михаила Щербатова (104 – 111) // Вопросы философии. № 10. М.: Наука, 2000. С. 105.
- Грифитс Д. Екатерина II и ее мир. Статьи разных лет. М: НЛО, 2013. С. 262.
- Довнар-Запольский М.В. Реформа общеобразовательной школы при императрице Екатерине II. М, 1906. С. 21.
- Калачев А. В. Екатерининская реформа: контуры государственной системы народного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 2 (92). Томск: Изд-во ТГПУ, 2010. С. 11.
- Калинин И. Слепота и прозрения. Риторика истории России и «Риторика темпоральности» Поля де Мана // НЛО. № 59 (1) 2003. С. 258.
- Калинина С. Г. Разработка М.М.Щебатовым проекта училища для купечества // Города Европейской России конца XV – первой половины XIX века: Материалы международной научной конференции 25 – 28 апреля 2002., Твеь – Кашин – Калязин: В 2 ч.:Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. C. 362.
- Кизеветтер А. А. Русская утопия XVIII столетия // КизеветтерА.А. Исторические очерки. М., 1912. С. 49.
- Лаппо-Данилевский А. С. Бецкой и его система воспитания. Отзыв. О сочинении П. М. Майкова «Иван Иванович Бецкой. Опыт биографии». СПб., Типография императорской Академии наук. 1904. С. 21.
- Львова А. Счастливый дар // Нева. № 1. 2007. С. 200.
- Материалы для истории русской литературы. Издание П. Е. Ефремова. 1867. С. 121 – 122.
- Наказ императрицы Екатерины II, данный комиссии о сочинении проекта Новаго уложения под ред. Н.Д. Чечулина / Памятники русскаго законодательства 1643–1832 гг., издаваемые императорской Академией наук. СПб., 1907. С. 13.
- Радищев А. О повреждении нравов в России кн. М. Щербатова и путешествие А. Радищева с пред. Искандера. London, 1858. С. 83 – 84.
- РГАДА. Ф. 397. Оп. 1. Д. 466.
- Рождественский С.В. Очерки по истории систем народнаго просвещения в России в XVIII – XIX веках. Т. I. СПб.: Типография М.А. Алесандрова. 1912. С. 266.
- Руководство учителям перваго и втораго разряда народных училищ Российской Империи. СПб.: Императорская Академия Наук, 1807. С. 98.
- Серман И. З. История и утопия в русской общественной мысли и литературе XVIII века // Философский век. Альманах.: Вып. 5. Идея истории в российском просвещении. Сб. статей. Спб., 1998. С. 216.
- Соловьев С. Учебная книга русской истории. М.: в Типографии В. Грачева и Ко. 1860. С. 504.
- Стенник Ю. В. А. П. Сумароков – критик «Наказа» Екатерины II // XVIII век. Сб. 24. СПб.: Наука, 2006. С. 136.
- Сумароков А.П. Полное собрание сочинений в стихах и прозе. Часть I. М.: В Университетской типографии у Н. Новикова, 1781. С. 266.
- Сухомлинов М. И. История Российской академии. Вып. VII. СПб.: Типография императорской Академии наук, 1885. С. 134.
- Толстой Д. А. Взгляд на учебную часть в России в XVIII столетии до 1782 года. СПб.: Типография императорской академии наук. 1883. С. 69.
- Херасков М. М. Нума Помпилий, или процветающий Рим. М., 1803. C. 165.
- Щербатов М. М. Политическия сочинения. Под ред. И. П. Хрущова. СПб.: Тов-во «Печатня С. П. Яковлева». 1896.