МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ОБ ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ

Скокова Оксана Владимировна1, Штепа Юлия Петровна2
1Школа с. Лончаково, Хабаровский край, учитель информатики
2Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и вычислительной техники

Аннотация
Статья посвящена вопросам формирования представлений учащихся об операционной системе при изучении базового курса информатики в общеобразовательных учреждениях. Приводится пример конспекта урока, составленного с учетом требований ФГОС ООО.

Ключевые слова: информатика, методика обучения, операционные системы


METHODOLOGICAL CIRCUMSTANCES OF THE FORMING OF THE STUDENTS’ PERCEPTION ABOUT OPERATING SYSTEM

Skokova Oxana Vladimirovna1, Shtepa Julia Petrovna2
1School of village Lonchakovo, Khabarovsk Krai, teacher of computer science
2Sholom-Aleichem Priamursky State University, Ph.D., Associate Professor, Department of Computer Science

Abstract
The article is devoted to forming of the students’ perception about operating system in the study of the basic course of computer science in secondary schools. An example of the summary of the lesson drawn up taking into account the requirements of the federal state standard of general education.

Keywords: computer science, operating system, teaching methodology


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Скокова О.В., Штепа Ю.П. Методические особенности формирования представлений учащихся об операционной системе // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 12. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/12/8565 (дата обращения: 24.02.2024).

Согласно государственному стандарту и базисному учебному плану, планомерное изучение информатики начинается в 8-ом классе. Анализ методических публикаций показал, что из тем, наличествующих в программе 8-го класса, в большей мере представлены разработки по теме «Информация. Информационные процессы» и «Представление информации в компьютере» [1-7]. В то же время, вопросы изучения содержательной линии «Компьютер» в публикациях встречаются редко. 
Одним из аспектов содержательной линии «Компьютер» является программное обеспечение, и, в частности, операционные системы. Учащиеся должны понимать, что такое современные операционные системы, среды и оболочки, иметь представление о принципах построения и архитектуре современных операционных систем и сред.
Приведем пример конспекта урока по теме «Операционные системы. Назначение и основные функции ОС». Преподавание ведется по программе И.Г. Семакина «Информатика и ИКТ» для 8-го класса базового уровня. Конспект составлен с учетом требований ФГОС и позволит педагогам, студентам, а также учащимся разобраться в данной теме основательно.
Тема: «ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ. НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОС»
Тип урока: объяснение нового материала с выполнением практических заданий.
Цели урока как планируемые результаты обучения
ПредметныеУчащиеся узнают о назначении и составе операционной системы компьютера
Смогут дать основные понятия, необходимые для работы на компьютереРегулятивныеПринимать и сохранять учебную задачу
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
Адекватно воспринимать оценку учителяПознавательныеРазвитие познавательного интереса, речи, внимания, аналитического мышления
Формирование информационной культуры и потребности в приобретении знаний и навыков использования информационных технологий в учебно-познавательной деятельности.
Развитие навыков индивидуальной и групповой практической работы.КоммуникативныеУмение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.ЛичностныеФормирование самостоятельности и ответственности при изучении нового материала. 
Формирование познавательной потребности, интереса к предметуМетоды: словесный (рассказ), наглядный, диалогический, самостоятельная работа.
Основные понятия:
Операционная система
Ядро
Драйвер
Интерфейс
Прикладное ПО
Оборудование: компьютерный класс, интерактивная доска, проектор, презентация, электронные тесты (тесты сделаны в программе My TestX).
Методическое обеспечение урока: Информатика и ИКТ 8 класс Семакин И.Г.

Ход урока

I. Организационный этап.Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, наличие учащихся
– Здравствуйте, ребята! На партах у вас по три разноцветных круга, выберите тот, который соответствует вашему настроению (зеленый – отличное, красный – удовлетворительное, черный – плохое).
– Как много ребят с хорошим настроением, а у тех, у кого плохое настроение мы обязательно его поднимем.
– А это мой цвет, как видите, я готова активно поработать с вами.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.

(Проверка домашнего задания, заданного на предыдущем уроке)
– Мы начали изучать большую тему «Компьютер как универсальное устройство обработки информации». На предыдущих уроках выяснили, что компьютер выполняет такие же функции по работе с информацией, как и человек. У компьютера есть для этого определенные устройства.1. Ребята, что такое программное обеспечение компьютера?
2. Какие задачи выполняет прикладное ПО?
3. Что такое прикладные программы общего назначения?
4. Какие задачи выполняет системное ПО?
5. Какие программы входят в состав системного ПО?– Обратите внимание на слайд (рис.1) Попробуйте определить, о чем сегодня пойдет речь? (Учащиеся предлагают различные варианты ответа).
– Молодцы!
– Сегодня на уроке мы с вами более подробно познакомимся с понятием «операционная система», узнаем о ее составе и функциях.

Рисунок 1 – Виды операционных систем (слайд презентации урока)

III. Первичное усвоение новых знаний.– Итак, мы знаем, что неотъемлемой частью системного ПО является операционная система.
Операционная система – это самая первостепенная программа.
ОС разные, но их назначение и функции одинаковые. Операционная система является основной и необходимой составляющей ПО компьютера, без нее компьютер не может работать в принципе.
Операционная система – набор программ, управляющих оперативной памятью, процессором, внешними устройствами и файлами, ведущих диалог с пользователем. (текст выделенный полужирным курсивом предназначен дается учащимся под запись) (слайд 2) (рис.2).
Всякая операционная система имеет как минимум три обязательных части:

Рисунок 2 – Определение термина «операционная система» (слайд презентации урока)

1. Ядро ОС – это главная составляющая любой операционной системы, которая отвечает за доступ программ и приложений к таким данным, как память, внешние устройства. 
2. Драйверы – программы для управления разнообразными устройствами, входящими в состав компьютера. Каждому устройству отвечает свой драйвер, например, драйвер мыши, драйвер платы.
3. Интерфейс – подходящая оболочка, с которой общается пользователь. Так сказать красивая обертка, в которую упаковано скучное и неинтересное для пользователя ядро.
Например:
Руль, педали, ручка АКПП – интерфейс (управления) автомобилем.
Элементы телефона, магнитофона, плеера и т. п. – дисплей, набор кнопок и переключателей для настройки
Клавиатурa, мышь и др. устройства ввода – элементы сопряжения в системе пользовательского интерфейса.

Классификация операционных систем (слайд 3).

Для персональных компьютеров разработано несколько различных семейств операционных систем [2]: операционная системы фирмы Microsoft (MS DOS, Windows), а также других фирм: Linux, Mac OS и др.
Первостепенный признак классификации ОС является особенности управления ресурсами компьютера. Это, прежде всего поддержка, многозадачности. По количеству одновременно осуществляемых процессов ОС делятся на два класса (вся информация на слайдах дается под запись) (рис. 3):

Рисунок 3 – Классы операционных систем (слайд презентации урока)

Вторым признаком классификации (слайд 4) является поддержка многопользовательского режима (рис 4).

 

Рисунок 4 – Режимы операционных систем (слайд презентации урока)

Третьим признаком (слайд 5) является вид интерфейса (рис. 5).

Рисунок 5 – Интерфейсы (слайд презентации урока).

Какая операционная система установлена на компьютерах в нашем кабинете? Давайте разберемся с ней подробнее.

Информация об операционной системе Windows

Windows – графическая (оконная) ОС. Это означает, что на экране в графическом виде представлены элементы управления ОС с ee приложениями, и пoльзoватель c помощью мыши может выбрaть необходимый элeмeнт.
MS Windows – семейство операционных систем компании Microsoft. Глава корпорации Microsoft – Билл Гейтс.
Начиная с 1995 года Windows – одна из самых популярных операционных систем.
К 2005 году Microsoft Windows была установлена более чем на 90% компьютеров.Однако, многие пользователи выделили ОС Windows, так как не были знакoмы с такими ОС как MacOS, Linux. Все персональные кoмпьютеры пpoдaвались с уже установленой ОС Windows. Битва c распространением пиратских программных продуктов привела к тому, что появилась заинтересованность в других операционных системаx. Так, например, стало возможным приобрести персональный компьютер с заранее установленной бесплатной ОС Linux.

Интегрированные программные продукты и прикладное ПО

Система Microsoft Windows содержит стандартные пользовательские приложения, такие какa) Блокнот
b) Калькулятор
c) Ножницы
d) Paint
e) Звукозапись и т.д.Для MS Windows существует подходящий и освоенный многими пользователями пакет прикладных программ Microsoft Office, состоящий из программ:a) MS Word,
b) MS Excel,
c) MS Outlook,
d) MS PowerPoint,
e) MS Access и т.д.Стоит помнить, что и ОС Windows и многие другие популярные прикладные программы под Windows имеют лицензию copyright, т. е. являются частной собственностью. Таким образом, любую копию такой программы необходимо приобретать за деньги. 
Приобретая нелицензионное (пиратское) ПО, защищенное лицензией copyright, вы преступаете законодательство о защите авторских прав.

IV. Первичная проверка понимания

Работа в группах.
Класс делится на три группы. Им предлагается разделить обязанности и выполнить задание.
– Об ОС Windows мы сегодня узнали, но хотелось бы познакомиться и с другими ОС.
Задание:Вытяните карточку с названием операционной системы(Предлагаются три ОС: Mac OS, Linux, Vista)Проанализируйте операционную систему, отберите плюсы и минусы данной системы, для нахождения информации пользуйтесь интернетом. 
На основе полученной информации сделайте рекламу вашей операционной системы таким образом, чтоб ее захотелось приобрести.– Ребята, возможно будет лучше распределить обязанности в команде: кто-то ищет «плюсы», кто-то «минусы» и т.д.Информация для учителя:

Название ОС
Плюсы
Минусы
Vista Улучшенные версии Media Player, Media Center и Movie Maker Не поддерживаются 16-битные приложения и некоторые 32-битные программы под Windows
Linux Бесплатная. Меньше вирусов. Доступ к тысячам бесплатных приложений, включая офисные пакеты, редакторы изображений, звука и видео, среды разработки Программы, разработанные для Windows не работают, а программ для этой ОС не так много. Хорошо подходит для программирования, меньше приложений в сравнении с Windows.
Mac OS Можно работать с любыми Windows-приложениями, хорошо защищена от вирусов Разработана для работы с компьютерами фирмы Aplle, меньше приложений в сравнении с Windows

Далее заслушивается выступление каждой из команд.

V. Первичное закрепление.Выполнение электронного тестирования по теме «Операционные системы» (рис 7). Тестирование проводится с помощью программы My TestX.
Итак, ребята. Давайте проверим, как вы усвоили тему. Я предлагаю пройти вам тест «Операционная система». Проходим к компьютерам, не забываем про технику безопасности. Находим на «Рабочем столе» файл с названием Тест «ОС». Начинаем тестирование. Удачи!


Рисунок 7 – Электронный тест «Операционная система»

Вопросы теста: 
Вопрос 1 Операционная система – это …
a. Совокупность программ компьютера
b. Любая программа, с помощью которой можно получить доступ к аппаратному обеспечению какого-либо устройства
c. Программы, управляющие ресурсами компьютера
d. Комплекс программ, управляющих работой компьютера и обеспечивающих эффективное использование ресурсов системы
Вопрос 2 Что из перечисленного не является функцией ОС?
a. Обеспечение обмена с внешними устройствами
b. Обеспечение запуска и выполнения программ
c. Обеспечение информационной безопасности и сохранности информации на информационных носителях
d. Распределение ресурсов
Вопрос 3 Часть операционной системы постоянно находящаяся в оперативной памяти и управляющая всей ОС?
a. Ядро
b. Вся ОС постоянно находится в оперативной памяти
c. Программы контроля, тестирования диагностики
d. Все запущенные на компьютере программы постоянно находятся в оперативной памяти
Вопрос 4 Для чего необходимы драйверы?
a. Для упрощения работы пользователей
b. Для того, чтобы ОС могла получить доступ к аппаратному обеспечению некоторого устройства
c. Для выполнения операций обслуживания ОС
d. Для тестирования устройств при запуске компьютера
Вопрос 5 Какая программа начинает первой выполняться при включении компьютера?
a. ОС
b. Та программа, которая находится в оперативной памяти
c. Никакие программы не выполняются
d. BIOS
Вопрос 6 Какие операционные системы были установлены на первых компьютерах?
a. На первых компьютерах не было ОС
b. ОС с интерфейсом командной строки
c. ОС с графическим интерфейсом
d. Дисковые ОС
Вопрос 7 В каком году появилась первая графическая операционная система для IBM PC
a. В 1984
b. В 1991
c. В 1981
d. В 1995
Вопрос 8 Создатель ОС Linux
a. Стив Джобс
b. Линус Торвальдс
c. Стив Возняк
d. Гордог Мур
Вопрос 9 Глава корпорации Apple
a. Стив Джобс
b. Линус Торвальдс
c. Роберт Нойс
d. Гордог Мур
Вопрос 10 Разработчики какой ОС ввели первыми графический интерфейс и компьютерную мышь?
a. UNIX
b. Microsoft Windows
c. Mac OS

VI. Рефлексия (подведение итогов занятия)– Изучением какой темы мы занимались на уроке?
– Какие определения разобрали?
– Удалось решить поставленные задачи?
– Что для этого пришлось сделать?
– Какие мы смогли получить результаты?
– Что необходимо сделать ещё?
– Где можно применить то новое, что сегодня узнали?
– Поставьте оценку работе всего класса и себе лично.
– Выберите цвет своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?
Мы познакомились с операционной системой, достаточно подробно рассмотрели ее особенности, принципы работы, на следующих уроках нам предстоит познакомиться с файловой системой компьютера.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
А теперь запишем домашнее задание

Задание 1 (устно). Прочитать §10 и ответить на вопросы после него.
Задание 2 Составьте кроссворд по теме «Операционная система» для своего одноклассника, таким образом, чтобы ему необходимо было тщательно поискать информацию для выполнения вашего задания. Не забудьте приготовить ответы для проверки на отдельном листе. До новых встреч!


Библиографический список
  1. Левченко И.В., Заславская О.Ю. Учебно-методический материал по темам «Информация», «Информационные процессы», «Представление информации», «Измерение информации» // Информатика в школе. 2012. № 6. С. 3-25.
  2. Разина М.В., Баженов Р.И. Разработка методики преподавания темы «Передача информации» в курсе «Информатика и ИКТ» 8 класса // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL:http://psychology.snauka.ru/2014/11/3927.
  3. Салиновская Е.В., Штепа Ю.П. Методические аспекты изучения процесса передачи информации в школьном курсе информатики // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3975.
  4. Богданова В.В., Штепа Ю.П. Организация интегрированных уроков информатики с другими учебными предметами // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3995.
  5. Татевосян Т.В., Штепа Ю.П. Организация самостоятельной работы школьников при изучении темы «Системы счисления» в курсе информатике // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/11/8437.
  6. Горянская А.О., Штепа Ю.П. Использование игровых технологий при изучении систем счисления в школьном курсе информатики // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/3011.
  7.  Муратова Т.В., Баженов Р.И. О разработке урока по теме «Системы счисления» в курсе информатики и ИКТ 9 класса // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/3024.


Все статьи автора «Скокова Оксана Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: