ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ» В КУРСЕ ИНФОРМАТИКЕ

Татевосян Татьяна Викторовна1, Штепа Юлия Петровна2
1Школа с. Красицкое, Хабаровский край, учитель информатики
2Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики и вычислительной техники

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы учащихся по информатике на примере темы «Системы счисления». Приводятся примеры самостоятельных работ различных видов для курса информатики основной школы.

Ключевые слова: информатика, самостоятельная работа, системы счисления


ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN STUDYING THE TOPIC «NUMBER SYSTEMS» IN COMPUTER SCIENCE COURSES

Tatevosyan Tatyana Viktorovna1, Shtepa Yuliya Petrovna2
1School of village Krasitsky, Khabarovsk Krai, teacher of computer science
2Sholom-Aleichem Priamursky State University, PhD in pedagogical sciences, associate professor of the Department of Computer Science

Abstract
The article deals with the organization of independent work of students in computer science at the example of the topic «Number systems». Are examples of independent work of various kinds for the main course of computer science school.

Keywords: computer science, independent work, number systems


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Татевосян Т.В., Штепа Ю.П. Организация самостоятельной работы школьников при изучении темы «Системы счисления» в курсе информатике // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/11/8437 (дата обращения: 21.02.2024).

Проблема поиска оптимальных и проверенных путей повышения эффективности урока, активизации познавательной деятельности учащихся всегда находится в центре внимания методистов и практикующих учителей. Важными на наш взгляд являются работы в области преподавания информатики [1-6], авторы которых указывают, что ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной личной учебной деятельности, а следовательно организованная самостоятельная учебная работа занимает на современном уроке особое место.

Рассмотрим тему «Системы счисления» с точки зрения деятельности учащихся. По программе на изучение этой темы на ступени основной школы отводится два часа. Содержание темы представлено следующим образом: Представление числовой информации в различных системах счисления и практическая работа «Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора». При таком количестве часов учителю необходимо иметь достаточный набор заданий для разного уровня подготовки учеников для совместной и самостоятельной работы. Приведем примеры заданий для организации различных видов самостоятельной деятельности учащихся.

Обучающие самостоятельные работы: их смысл заключается в том, что школьники самостоятельно выполняют задания, данные учителем при объяснении материала. Цель таких работ: привлечение ученика к работе на уроке, развитие интереса к материалу, изучаемому на уроке. При выполнении самостоятельной работы ученик сразу видит, что ему непонятно, и может попросить помощи учителя. На этапе введения новой темы после объяснения предлагаются задания типа: сделай по образцу, выполни упражнение. Например:

1. Алгоритм перевода из двоичной системы счисления в десятичную:

1) Пронумеруй все цифры двоичного числа справа налево.

2) Запиши сумму разрядных слагаемых, где каждое слагаемое – произведение цифры на 2 в степени, соответствующей номеру цифры.

3) Выполни сложение, запиши результат.

5 4  3 2 1 0

101101= 1∙25+0∙24+1∙23+1∙22+0∙21+ 1∙20 =32+8+4+1=45

Самостоятельно выполни перевод следующих чисел из двоичной системы счисления в десятичную по алгоритму: 11111, 100010, 1010101, 11100110, 10111101, 11011011.

Задание проверяется сразу по ходу выполнения, корректируется выполнение, оценки не выставляются.

2. Выполни перевод чисел и расшифруй запись, заменив каждую цифру десятичного числа буквой.

Задание выполняется учащимися самостоятельно, оценки можно поставить выборочно.

3. Продолжи ряд

0

1

2

3

4

0

1

10

11

100

D

C

L

X

V

I

III

V

VII

XI

5

6

7

10

11

13

14

15

А

В

Задание предлагаем для отработки представления о различных системах счисления.

Тренировочные самостоятельные работы состоят из однотипных заданий, которые содержат существенные признаки и свойства определения, правила. Работа вырабатывает основные умения и навыки, создавая основу для дальнейшего изучения материала. При выполнении тренировочных работ необходима помощь учителя. Можно пользоваться учебником и записями в тетрадях. Все это создает благоприятный климат для слабых учащихся.

Следующие задания предлагаются для отработки перевода чисел из одной системы счисления в другую, сложения и вычитания двоичных чисел с помощью калькулятора. Можно использовать взаимопроверку или сверить результаты с ответами на доске (слайде).

1. а) Переведите числа из двоичной системы счисления в десятичную: 1001101; 11100110; 1010111; 100111; 11011.

б)   Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную: 35; 64; 29; 93; 87.

2. а) С помощью калькулятора для каждого из чисел: 1736310, 742610 выполните перевод в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.

б) С помощью калькулятора для каждого из чисел: 1000112, 101010112, 111001012 выполните перевод в десятичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.

в) С помощью калькулятора для чисел: 573418, 514538, 7778, 12B16, A1B316, E2А416, E6E416 выполните перевод в двоичную систему счисления.

Закрепляющие самостоятельные работы способствуют развитию логического мышления и требуют применения разных правил. Они показывают, насколько усвоен учебный материал.

1. Для проверки домашнего задания: Выдается карточка с текстом учебника с пропущенными словами. Необходимо вставить слова. Слабым учащимся можно воспользоваться учебником. У учителя есть вариант с полным текстом для быстрой проверки.

Идея представления чисел в двоичной системе счисления принадлежит ________________, сформулировавшему в 1946 году принципы устройства и работы ЭВМ. Система счисления, к которой мы все привыкли, называется ______________. Объясняется это название тем, что в ней используется ____ цифр: ___________________. Число цифр определяет_____________ системы счисления.

Рассмотри запись: 33310 =3∙102 +3∙101 + 3∙100 = 300 + 30 + 3. В данном равенстве выражение, стоящее справа от знака «равно», называется_________________ формой записи многозначного числа.

Рассмотри запись двоичного числа: 1101012. Двойка внизу справа указывает на _______________ системы счисления.

2. Для проверки усвоения

1. Для десятичных чисел 341; 125; 1024; 4095 выполни перевод в двоичную систему счисления.

2. Двоичные числа 10110012, 111102, 110110112 переведи в десятичную систему.

3. Выполни действия: 10010+11011; 110011+111101; 1101001-101101; 1011001-11011

Самостоятельные работы развивающего характера и творческие самостоятельные работы. Это могут быть задания по составлению сообщений на заданные темы, подготовка к олимпиадам, задания исследовательского характера. Большой интерес вызывают у учащихся творческие самостоятельные работы, которые предполагают достаточно высокий уровень самостоятельности. Здесь учащиеся учатся применять знания в неожиданных, нестандартных ситуациях.

Примеры заданий для домашнего задания:

1. Подготовить сообщение: История развития систем счисления.

2. Запишите с помощью римских цифр год, месяц и число своего рождения.

3. Придумайте свою непозиционную систему счисления и запишите в ней числа 45, 769, 1001.

4. Напишите небольшое сочинение, в котором 5 числительных будут записаны в недесятичной системе счисления.

В качестве индивидуальных заданий для сильных учеников можно предложить следующие:

1. Перед Вами лист бумаги и цветные карандаши – 6 цветов с номерами в двоичной системе счисления. Задание: раскрасить элементы рисунка цветами, номера которых соответствуют следующим двоичным числам:

110 – КРАСНЫЙ

100 – ЗЕЛЕНЫЙ

1000 – КОРИЧНЕВЫЙ

101 – ГОЛУБОЙ

111 – ЖЕЛТЫЙ

1001 – ЧЕРНЫЙ.

2. Восстановите рисунок по координатам, заданным двоичными числами. Расставьте точки и соедините их в правильном порядке.

1(1011,111)
5(1110,110)
9(1100,11)
13(100,1)
17(11,110)
21(101,111)
25(1000,101)
29(1100,101)
2(1100,111)
6(1111,110)
10(1010,1)
14(10,10)
18(1,111)
22(110,101)
26(111,101)
30(1100,110)
3(1101,110)
7(10000,101)
11(111,1)
15(11,10)
19(11,1000)
23(111,110)
27(1000,100)
31(1011,111)
4(1101,101)
8(1111,101)
12(101,10)
16(100,11)
20(100,1000)
24(1001,110)
28(1010,100)

Самостоятельные контрольные работы. Из названия понятно, что их главной функцией является контроль знаний.

Приведем пример контрольного теста по теме «Системы счисления»

Тест «Системы счисления» 1 вариант

1. Позиционной называется такая система счисления, в которой

а) используются цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

б) значение цифры зависит от ее положения в числе.

в) цифры обозначаются символами I, V, X, L, C, M.

г) значение цифры не зависит от ее положения в числе.

д) целая часть числа отделяется от дробной части запятой.

2. Как записывается десятичное число 5 в двоичной системе счисления?

а) 111 б) 011 в)101 г) 5 д) 1001

3. Дан список систем счисления: 2-ая, 8-ая, 10-ая, 16-ая. Запись числа набором символов 100

а) отсутствует в 16-ой системе счисления

б) есть во всех перечисленных системах

в) отсутствует в 2-ой системе счисления

г) отсутствует в 10-ой системе счисления

д) отсутствует в 8-ой системе счисления.

4. Основание системы счисления – это

а) число 2 б) число10  в) степень числа 10

г) степень числа 2  д) количество цифр, используемых в системе.

5. Сколько десятичных цифр можно отобразить в восьми битах?

а) 256 б) 512 в)1024 г) 2048 д) 8

6. Для перевода числа в десятичную систему счисления записано равенство

3672=3∙83+6∙82+7∙81+2∙80.

Перевод из какой системы счисления описывает эта запись?

а) из 2-ой б) из 8-ой в) из 10-ой г) из 16-ой д) нет такой системы счисления.


Библиографический список
  1. Bazhenov R.I., Luchaninov D.V. Use of blended learning elements for formation of a humanitarian student’s creative initiative at learning modern information technologies // Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 11s. С. 371-374.
  2. Баженов Р. И. Использование системы moodle для организации самостоятельной работы студентов // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. № 3 (93). С. 174-175.
  3. Баженов Р.И., Баженова Н.Г. О методике разработки конспекта урока // Современная педагогика. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL:http://pedagogika.snauka.ru/2014/09/2713.
  4. Лавский С.А., Баженов Р.И. Дидактическая игра по теме «Хранение и обработка информации в базах данных» // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/2980 (дата обращения: 21.11.2014).
  5. Разина М.В., Баженов Р.И. Разработка методики преподавания темы «Передача информации» в курсе «Информатика и ИКТ» 8 класса // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3927 (дата обращения: 20.11.2014).
  6. Штепа Ю.П. Методика обучения старшеклассников решению задач по информационному моделированию в контексте новых образовательных результатов: монография. – Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2010. 101 с.


Все статьи автора «Татевосян Татьяна Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: